«Эллипс» - это такое построение художественного произведения, при котором содержание организуется вокруг двух взаимодействующих друг с другом, равноправных явных или скрытых центров.
Понятие эллипсной новеллы
Первая половина 19 столетия во французской прозе – это время появления новых переходных форм. Во французской реалистической литературе такой переходной формой считаются «эллипсные» новеллы П. Мериме 1830-1840-х гг.
Определение «эллипсной» новеллы было выдвинуто Вл. Луковым.
«Эллипс» - это такое построение художественного произведения, при котором содержание организуется вокруг двух взаимодействующих друг с другом, равноправных явных или скрытых центров
Принцип эллипсного построения использовался в литературе давно (самый яркий пример – творчество У. Шекспира). Но именно в 19 веке он оказывается жанрообразующим признаком переходной формы, к которой обращается П. Мериме. В структуре классической новеллы должен быть один центр, в же романе таких центров множество. Эллипсная новела же разрывает рамки идентичности, сохраняя при этом предельный лаконизм.
Эллипсная новелла – это своеобразная переходная форма от новеллы к роману, повести.
Равноправие и контрастность двух центров позволяет непосредственно в самой структуре новеллы заложить возможность для диалектического раскрытия жизни в объективном изображении ее противоречий. Эллипс имеет связь с романтическим двуединством. И в этом смысле П. Мериме и в своем зрелом творчестве не разрывает связи с традициями романтического движения, в отличие от Стендаля и Бальзака, в произведениях которых идее двуединства противопоставлена идея множественности. Но П. Мериме использует два центра не для создания двух полюсов в духе романтического контраста, напротив, он стремится представить ту маленькую ячейку, по которой можно судить о разнообразии и богатстве проявлений жизни.
Как правило, два центра в новелле возникают из соединения двух историй, одна из которых кажется фоном для второй. Например, в новелле «Двойная ошибка» история любви Жюли и Дарси развивается на фоне увлечения Жюли Шаторфом. Название новеллы «Двойная ошибка» указывает на двухцентровую композицию.
Двухцентровой является структура ряда произведений П. Мериме, например:
- «Души чистилища».
- «Арсена Гийо»,
- «Коломба»,
- «Венера Илльская».
Эллипсная новелла в творчестве П. Мериме
Как было отмечено, родоначальником жанра эллипсной новеллы является П. Мериме. В своих реалистических новеллах 1833-1846 гг. писатель часто обращается к мотивам произведений более раннего периода. Например, в новелле «Двойная ошибка» он развивает мысль «Этрусской вазы» о двойственности жизни светского общества и о гибельности естественного чувства для человека, незащищенного от мнения общества. Предметом исследования в «Коломбе» становятся корсиканские нравы, описанные в новелле «Матео Фальконе».
Новеллы 1833-1846 гг. становятся более масштабными, в них усиливается критицизм, а разработка характеров достигает особой глубины. В новеллах Мериме каждый персонаж – личность. Такой является героиня «Двойной ошибки» Жюли де Шаверни, которая искала в любви к прожигателю жизни и скептику Дарси альтернативу пошлой светской жизни. Образ героини предвосхищает образ Эммы Бовари. Личностью является корсиканка Коломба, непреклонная, цельная натура. Ярко выписанные характеры встречаются в новелле «Кармен» и «Арсена Гийо». Мериме иронично относится к лицемерке и ханже госпоже де Пьен. И совсем иначе изображен образ Арсены Гийо, которая была в прошлом статисткой Оперы, жила на содержании, затем заболела чахоткой и вынуждена вести нищенское существование. П. Мериме показывает, что именно нищета заставила Арсену искать любовников. Об этом она говорит «нравственной» де Пьен, незаметно уводящей от нее, больной и умирающей, возлюбленного. Писатель усиливает аналитичность сюжета новеллы: экстраординарное событие здесь описано не в конце новеллы, а в ее начале. Основное же внимание Мериме уделяет раскрытию характеров.
П. Мериме в 1833-1846 гг. ищет универсальный, синтетический жанр, который бы смог сменить «жанровую игру», «свободное повествование», «мозаичность». Ярким примером произведения нового синтетического жанра становится новелла «Кармен». В этом произведении Мериме создал один из «мировых образов», подобно Дон Жуану, Гамлету, Дон Кихоту - Кармен, для которой свобода оказывается дороже жизни. Благодаря влиянию оперы Ж. Бизе Кармен воспринимается как романтический персонаж, а включенные в новеллу Мериме большие этнографические описания рассматриваются как стилистический прием, который используется для контраста «ученого» повествования с описанием страстей Кармен и Хосе.
Новелла «Кармен» по праву считается лучшим образцом эллипсной новеллы, а этнографическое обрамление здесь является не чем иным, как вторым скрытым центром структуры произведения, определяющим его реалистическую ориентацию. Мериме Кармен интересует не как исключительная личность, а как носительница типичных черт цыганского народа. Героиня призвана подчеркнуть его ключевые психологические и культурные особенности, разгадать его загадку. А трагическое столкновение Кармен и Хосе оказывается следствием не только их индивидуальных качеств: в лице героев происходит столкновение двух мировоззрений, присущих разным народам. Под влиянием оперы Ж. Бизе Кармен и Хосе в обыденном сознании ассоциируются с испанцами. Но на самом деле Кармен – цыганская, а Хосе – баск. И сближаются они на основе общей враждебности к испанцам. Однако разницы в жизненном укладе басков с их патриархальной, крестьянской моралью и свободолюбивых цыган настолько велика, что страстная любовь героев закономерно заканчивается катастрофой. Хосе, в финале оплакивая убитую им Кармен, говорит, что это цыгане виноваты в том, что так ее воспитали. Отсюда и объективная манера повествования, которая призвана подчеркнуть основную мысль произведения: измена, убийство только кажутся результатом своеволия страстей. Это не мелодрама, а трагедия, и встать на чью-либо сторону нельзя, так как это означало бы суд не над личностью, а над укладом жизни народа. Но ни один народ нельзя возвысить над другим – все народы достойны уважения.