Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы

Определение 1

Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, чертами которой являются аристократизм, закрытость, ценностно-смысловая самодостаточность.

Элитарная концепция искусства и литературы

На протяжении последних столетий функционирование литературы отмечается ярко выраженной диспропорцией между созданным и накопленным, достигнутым и осуществленным в области словесного искусства и тем, что может быть понято и воспринято широким кругом читателей. Разнородность художественных вкусов и интересов, а порой и их полярность, обусловили появление двух противоположных и в равной степени односторонних концепций искусства и литературы: элитарную и антиэлитарную.

Выделение элитарной части в составе культуры ихходит из концепции элитизма.

Определение 2

Элитизм – концепция, согласно которой правящее меньшинство – элита – является необходимой частью любой социальной структуры.

Элите принадлежит монополия на принятие решений, касающихся распределения и содержания ценностей в обществе.

В элитарной теории отрицается равенство, она исходит из того, что в любой социальной структуре, в любом обществе присутствуют ведущие силы и ведомые. В интересах элит создается элитарная культура, которая призвана обеспечивать потребности правящего меньшинства.

Элитарная культура создается профессиональными творцами на заказ и опирается на высокие классические образцы во всех видах искусства, включая классическую музыку, изящное искусство, литературу и т.д.

Замечание 1

Искусство для искусства является типичным проявлением элитарной культуры.

«Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Существует два определения элиты:

  • Во-первых, это общественные группы, приобщенные к определенной сфере культуры – художественной, научной, технической, философской, государственной – и активно действующие в ней;
  • Во-вторых, элитой называют социальное явление, чаще всего негативное. В этом случае элита – это надменная изолированность привилегированной части общества, ее отчужденность от жизни народа.

В суждениях на тему «элитарности художественного творчества», «искусства и элиты» оба значения сосуществуют и переплетаются.

Сторонники элитарной концепции считают, что художественное творчество предназначено исключительно для узкого круга знатоков. Особенно такое понимание искусства поддерживали романтики, в частности иенская школа в Германии, участники которой возносили художников над другими людьми, считая их лишенными вкуса.

Например, Ф.Шлегель говорил следующее:

«Чем являются люди по отношению к другим созданиям земли, тем художники — по отношению к людям».

Он считал, что даже во внешних чертах образ жизни художника должен отличаться от образа жизни остальных людей. Художников он называл высшей кастой. Такие же представления разделяли Шопенгауэр, Вагнер, Ницше.

В 20 веке элитарные концепции искусства (их еще называют «гениоцентрические») распространены весьма широко. Сторонники этой концепции считают, что искусство предназначено для малочисленной категории людей. А искусство, упорядочивающееся в настоящее время, – это искусство не для масс, а для художников.

Антиэлитарная концепция искусства и литературы

Такие взгляды на искусство неоднократно подвергались жесткой критике и в 19, и в 20 веке. Например, в одном из своих писем Т. Манн писал, что элитарно-замкнутое искусство со временем окажется в ситуации «предсмертного одиночества». Он выражал надежду на то, что будущие художники сумеют освободиться от этой торжественной изоляции и искусство найдет путь к народу.

Замыканию искусства только в узком кругу его деятелей и отлучению его от жизни широких масс общества противостоит антиэлитарная концепция, являющаяся другой крайностью. Сторонники этой концепции выступают за безусловное отвержение тех произведений искусства, которые не могут быть усвоены и восприняты широкой публикой. Например, Л. Н. Толстой в своем трактате под названием «Что такое искусство?» подвергает резкой критике многие первоклассные художественные творения за их недоступность большей части общества. Скептически относился к «ученому» искусству и Руссо.

Обе эти концепции являются односторонними в том, что в них абсолютизируется диспропорция между искусством в полном его объеме и той частью, которая может быть понята широкой публикой. Обе концепции мыслят такую диспропорцию неустранимой и универсальной.

Настоящее же искусство – художественная классика – не подчиняется этой антитезе, находится вне ее, преодолевает ее и отрицает. Высокое искусство не всегда становится достоянием широкой публики, однако всегда устремлено контактам с ней. Такое искусство часто упрочивается в малых общественных группах (например, общество «Арзамас» в молодые годы Пушкина), но со временем оказывается достоянием общества.

В качестве питательной основы для большой литературы выступает и жизнь малых общностей, и судьба широких слоев населения, и судьба всего народа как целого. Поэтому право на высокую оценку имеет и литература, обращенная исключительно к художественно просвещенному меньшинству и понимаемая только им (к примеру, поэзия символистов), и литература, которая изначально была адресована широкому читательскому кругу (например, произведения Н. А. Некрасова, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского и т.д.).

Поэтому однозначные жестко-оценочные противопоставления элитарного искусства массовому не имеют основания. Рамки между элитарной замкнутостью искусства и его массовостью, общедоступностью являются колеблющимися и подвижными. Искусство, недоступное для широкой публики сегодня, часто оказывается высок ценимым ею завтра.

На рубеже 18-19 вв. Ф. Шиллером была заявлена программа эстетического воспитания, которая стала эффективным преодолением воинствующе – элитарных и антиэлитарных представлений об искусстве. Его «Письма об эстетическом воспитании» оставались влиятельными и в последующие эпохи. Литературоведы и искусствоведы подчеркивают, что процесс освоения художественных ценностей является трудным и напряженным. Поэтому призвание деятелей искусства и литературы заключается не в приспосабливании произведений к преобладающим запросам и вкусам современной публики, а в поиске пути к расширению художественного кругозора публики. Они должны стремится к тому, чтобы искусство становилось достоянием широких слоев общества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot