Век джаза – это период в истории Соединенных Штатов Америки между 1918 и 1929 годами. Понятие было введено Ф. С. Фицджеральдом.
«Век джаза»
Понятие «век джаза» было введено Ф. С. Фицджеральдом. По мнению писателя, основу этой эпохи составляет «лихорадочный гедонизм», «сиюминутная радость», «испепеляющая жажда жить» и одновременно ощущение распада миропорядка, распавшейся связи времен и возникшего неожиданно вакуума между поколениями. Фицджеральд в ней выделяет два ключевых момента:
- Связь с карнавалом;
- Связь с Первой мировой войной и потерянным поколением.
Фицджеральд и сам является ярким выразителем «века джаза». Его называют певцом эпохи джаза, а знаменитый роман «Великий Гэтсби» - символом эпохи джаза.
Джаз в течение этого периода оказывал влияние на многие сферы американской культурной жизни, особенно на массовую культуру. Главным фактором популярности джаза стало начало в 1922 году регулярного радиовещания. Оно позволило даже американцам, живущим вдали от крупных городов, знакомиться с новыми музыкальными стилями. На радио проводились трансляции выступлений биг-бэндов и любительских групп из музыкальных столиц – Чикаго и Нью-Йорка. При этом сначала радиостанции предпочитали музыку белых исполнителей. Под влиянием множества факторов в 1920-е годы американская молодежь начала протестовать против традиционной культурной парадигмы. Проявлялось это в моде на негритянский танец чарльстон, растущей популярности радиоконцертов, новых веяниях в моде. Век джаза запечатлен в романах Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби», «По эту сторону рая», и некоторых фильмах эпохи (например, «Певец джаза»).
Творчество Ф. С. Фицджеральда
По мнению Фрэнсиса Скотта Фицджеральда подлинная культура характеризуется способностью удерживать в сознании одновременно две противоположные идеи. Именно дуализм является наиболее характерной чертой мироощущения американского писателя.
Центральными мотивами творчества Ф. С. Фицджеральда являются богатство, успех, «шумный карнавал», блестящая жизнь и т.д. Он создает поэтические образы роскошных красавиц – Николь Уоррен, Дэзи Бьюкенен. Блеск богатства в то же время в произведениях американского писателя поражает в первую очередь своей непрочностью, дуализмом соединения с роком, тайной, иногда даже проклятием.
Например, в романе «Ночь нежна» этот блеск богатства и сладкой жизни уподобляется «мертвечине». В новелле «Алмазная гора» богатство приобретает предельно отталкивающие черты.
Первый успех Ф. С. Фицджеральду принес роман «По эту сторону рая». В произведении писатель точно передал дух времени, его стиль и ритм. Однако автор, практически полностью сливаясь с «джазовым» героем Эмори Блейном, студентом Пристонского университета, утрачивает возможность объективного взгляда на мир. В связи с этим в романе «век джаза» отразился внешними чертами. Герой романа, Эмори Блейн, жил в атмосфере мифа, не испытывая практически никакого сопротивления реальной действительности.
В более зрелых произведениях писателя герои сохраняют веру в будущее счастье, но оказываются на почве реальной действительности, где одними «сказками века джаза» не обойтись. Такая многомерность определяет выдающуюся художественную силу произведений американского писателя и значение слова, сказанного им в искусстве.
Герой романа «Великий Гэтсби» Джей Гэтсби – неразборчивый в средствах бухгалтер. Гэтсби смешон и жалок в своем стремлении добиться «девушки из хорошего общества» Дэзи Бьюкенен. Однако он по-настоящему велик как носитель бескорыстной веры, иллюзии возможности построить рай на земле. Фицджеральд вместе с рассказчиком, роль которого в произведении выполняет Ник Каррауэй, раскрывает постепенно мысль о том, что устремившись к идеалу, человек придает своим необыкновенным силам ложное направление и обрекает себя на духовную гибель.
Ф. С. Фицджеральд, как и его герой Джей Гэтсби, воплотил «американскую мечту» в жизнь.
Ретроспективно кажется, что писатель и его герой при общности их биографий сумели воплотить в жизнь идеалы своего времени. Но между ними были и различия. Ф. С. Фицджеральд достиг успеха, богатства, женился на Зельде, стал самым высокооплачиваемым американским писателем. Его репутацию ничто не омрачало, кроме злых языков, которые утверждали, что писатель продает свой талант за деньги. Американская мечта Джея Гэтсби претерпела крах.
Развлекательные рассказы Ф. С. Фицджеральда
Говоря о наследии писателя в жанре малой прозы нельзя оставить без внимания американский «журнальный рассказ». Фицджеральд написал много произведений, предназначенных для коммерческих изданий. Писатель не мог отказаться от материального благополучия, и потому брался за создание «развлекательных рассказов». Некоторые критики считали, что Фицджеральд эксплуатирует свой талант в угоду дельцам от искусства, отказывается от своих творческих принципов.
Однако даже в таких произведениях писателя содержались моменты, которые позже он использовал в произведениях крупной формы. Например, в рассказе «Голова и плечи» в творчестве Фицджеральда впервые прозвучал мотив «смены ролей», который позже в полной мере будет проявлен в романе «Ночь нежна».
Наряду с рассказом «Голова и плечи» писатель публикует такие произведения, как:
- «Первое мая»,
- «Морской пират»,
- «Дэлиримпл сбивается с пути».
В своих произведениях писатель стремится донести, что счастье и деньги – далеко не равнозначные понятия, и что богатство не может компенсировать пустоту растраченной жизни.
В преобладающем большинстве характеры Фицджеральда – рефлексирующие, нецельные, ломкие. Если же герои имеют внутренний стержень. Определенную линию поведения, то они или теряют эти качества, или утрачивают что-то наиболее естественное и искреннее, то, что делало героя личностью. Фицджеральд в послевоенной эйфории периода экономического бума находит и трагические, и даже уродливые черты.