Драма – это один из родов литературы, который одновременно принадлежит двум видам искусства – театру и литературе.
Понятие драмы, ее специфические черты
Слово «драма» в переводе с греческого означает «действие». Драма предназначена для игры на сцене. Формально этот род литературы отличается от лирики и эпоса тем, что в драме текст представлен в виде авторских ремарок и реплик персонажей и обычно разбит на явления и действия. К драме относится любое произведение, построенное в форме диалоге, включая трагедию, комедию, фарс, водевиль, драму (как жанр) и т.д.
Драма существовала у различных народов в литературном или фольклорном виде с древних времен. Свои драматические традиции независимо друг от друга создали античные греки, древние китайцы, индийцы, индейцы, японцы.
Спецификой драмы как рода литературы является особая организация художественной речи. В драме, в отличие от эпоса, повествование отсутствует, а прямая речь героев, их монологи и диалоги приобретают первостепенное значение. Специфическими чертами драмы являются:
- Отсутствие повествовательно-описательного изображения
- Текст произведения представлен в виде монолога и диалога героев
- Авторская речь является вспомогательной
- Основные средства создания образа персонажа – поступок и речь
- Объем времени действия и объем текста ограничивается сценическими рамками
- Театральная эффектность, преувеличение чувств и выражений, продиктованная требованиями сценического искусства.
Традиционно схема любого драматического произведения состоит из:
- Экспозиции – представления действующих лиц
- Завязки
- Развития действия
- Кульминации
- Развязки.
История возникновения драмы
Свои истоки драма берет в первобытной поэзии, в которой слились элементы эпоса, лирики и драмы в связи с мимическими движениями и музыкой. Драма в качестве особого вида поэзии раньше всех сформировалась у греков и индусов.
Греческая драма, в которой разрабатывались серьезные религиозно-мифологические сюжеты – трагедия, и комедия – забавные сюжеты, взятые из современной жизни, достигает высочайшего совершенства и в 16 веке становится образцом европейской драмы. До этого момента европейская драма безыскусно обрабатывала религиозные и светские сюжеты – интермедии, мистерии, фастнахтшпили т.д.
Французские драматурги подражали греческим и строго придерживались определенных положений, считавшихся неизменными для эстетического достоинства драмы. Такими положениями являются:
- Единство места и времени
- Продолжительность эпизода, изображаемого на сцене, не должна быть больше суток
- Место действия не должно меняться
- Развитие драмы происходит в 3-5 актах
- Ограниченное число действующих лиц, как правило, от трех до пяти
- Действующими лицами являются исключительно представители элиты общества и их ближайшие слуги.
В комедиях строгость требований классического стиля соблюдалась меньше. Комедия постепенно переходила от условности к изображению обычной жизни. Творчество Шекспира, свободное от классических условностей, открыло драме совершенно новые пути развития. В конце 18 и первой половине 19 века появились романтическая и национальная драмы, представленные Шиллером, Лессингом, Гюго, Гете, Граббе, Клейстом.
Во второй половине 19 века в европейской драме преобладает реализм. Наиболее известными представителями этого периода являются Ибсен, Дюма-сын, Сарду, Ожье, Зудерман и другие.
В конце 19 века под влиянием Метерлинка и Ибсена на европейской сцене популярным становится символизм.
Виды драмы
Трагедия – жанр литературно-художественного произведения, предназначенного для постановки на сцене, в котором сюжет приводит героев в трагическому исходу.
В трагедии действительность изображается наиболее заостренно, глубочайшие конфликты реальности вскрываются в предельно насыщенной и напряженной форме. Большая часть трагедий написана стихами, произведения наполнены пафосом, отмечены суровой серьезностью. Жанром, противоположным трагедии, является комедия.
Особое распространение в литературе 18-21 веков получил жанр драмы, постепенно вытеснив трагедию. Драма противопоставляет трагедии преимущественно бытовой сюжет и стилистику, более приближенную к обыденной реальности. С появлением кинематографа драма стала одним из наиболее распространенных его жанров. Как правило, специфически драмы изображают частную жизнь человека, его социальные конфликты. Акцент при этом делается на противоречиях общечеловеческого характера, воплощенных в поступках и поведении конкретных персонажей.
Драма, по мнению Б. В. Томашевского, вытесняет остальные жанры в 19 веке, при этом гармонируя с эволюцией бытового и психологического романа
Драма в качестве литературного жанра в истории литературы распадается на несколько модификаций. Например, в 17 веке была популярна мещанская драма, в 19 веке – натуралистическая и реалистическая драма, на рубеже 19-20 веков активно развивается символистская драма. В 20 веке популярностью пользуется экспрессионистская, сюрреалистская драма, драма абсурда и т.д. многие драматурги 19-20 веков применяли слово «драма» в качестве обозначения жанра своих сценических произведений.
Комедия – жанр литературного произведения, который характеризуется сатирическим или юмористическим подходом; вид драмы, где специфически разрешается момент борьбы или конфликта антагонистических персонажей.
Аристотель характеризовал комедию следующим образом: «это подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде»
Первые комедии, дошедшие до наших дней, созданы в Древних Афинах, автором этих комедий является Аристофан.
Различают два вида комедии – комедию характеров и комедию положений.
Комедия характеров – это комедия, где источником смешного являются обстоятельства и события.
В комедии характеров источником смешного является суть нравов, гипертрофированная черта или недостаток, уродливая однобокость. Часто комедия характеров является сатирической, высмеивает все отрицательные человеческие качества.