Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Деятельность поэтов «Плеяды»

Замечание 1

«Плеяда» - это поэтическая школа, деятельность которой протекала в 1550-1585 гг., а влияние сохранялось до конца 16 века.

Историко-литературная роль «Плеяды»

Французское Возрождение в середине 16 века вступило в новый этап своего развития. С одной стороны, он характеризуется значительными достижениями гуманистической культуры, с другой – нарастанием кризисных явлений, связанных с обострением общественно-политических противоречий.

Такая двойственность позднего французского Возрождения нашла яркое отражение в творчестве поэтов «Плеяды». В эту литературную группу входили:

  • Пьер де Ронсар,
  • Жан Дор,
  • Жоашен Дю Белле,
  • Реми Белло,
  • Понтюс де Тиара,
  • Жан Антуан де Биаф,
  • Этьен Жодель.

Во главе «Плеяды» стоял Пьер де Ронсар. Группа просуществовала с 1550 по 1585 гг. Ронсар при создании группы за образец взял александрийскую Плеяду, которая включала 7 греческих поэтов. В качестве манифеста «Плеяда» утвердила трактат Ж. Дю Белле 1549 г. «Защита и прославление французского языка».

Замечание 2

Поэты «Плеяды» первыми стали писать стихи на французском языке, а не на греческом или латыни.

Историко-литературная роль «Плеяды» заключалась в том, что она ввела в поэзию гуманистические идеалы и представления. Поэты группы не отказывались от традиционалистского типа мышления, со свойственными ему сверхличными идеалами и ценностями, но при этом обратились к традициям античной культуры и предприняли попытку ее реставрации на почве культуры 16 века. Эстетические принципы Бю Белле и Ронсара носят новаторский характер, понять который можно, сравнив поэтику «Плеяды» с поэтикой «великих риториков». Античная образность сама по себе давно входила в поэтическую культуру «великих риториков», но во многом функционировала иначе, чем у «Плеяды». Не случайно авторы 15 века свое творчество называли «второй риторикой» - по их мнению, разница между поэтом и оратором заключается только в средствах выражения и в материале, но не в цели. В отличие от оратора, поэт пользуется стихотворным метром и мыслит преимущественно аллегорико-мифологическими образами. Целью же и поэта, и оратора является стремление убедить аудиторию в христианских истинах, наставить ее, при этом используя все доступные приемы из риторического арсенала.

«Деятельность поэтов «Плеяды» » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Но поэт, в отличие от ритора, должен свои поучения облекать в образную форму. Для этого он использует богатый запас античных мифов. Каждую свою мысль поэт должен «опоэтизировать», олицетворить ее. Под «поэтическими историями» понимались мифологические истории, рассказанные в стихотворной форме.

«Великие риторики» представляли античные мифы заведомыми «выдумками», «баснями», игравшими роль удобной, но очень условной «упаковки» для христианского содержания. А поэт воспринимался в качестве философа, служителя моральной истины. Согласно такому воззрению, поэт сам ничего не создает, он лишь читает, раскрывает, расшифровывает «книгу мира», в которой заранее все записано, и сообщает прочитанное аудитории.

Манифест «Плеяды»

Характер поэзии «великих риториков» был исключительно рационалистическим, имел учительную и утилитарную направленность. В целом, эти черты были свойственны и «Плеяде», но она их существенно переосмыслила. Это проявилось в творческом манифесте «Плеяды» - «Защите и прославлении французского языка», написанном Ж. Дю Белле.

Основной мыслью данного манифеста является то, что античность создала универсальные и вечные эстетические образцы. Эти образцы – абсолютный критерий для всех народов и времен. Поэтому создание в поэзии чего-либо достойного возможно лишь путем приближения к данным образцам, а именно путем «подражания» древним, «состязания» с ними. Еще в 14 веке по этому пути пошли итальянцы, и как показывает созданная ими блестящая литература, не ошиблись.

Следовательно, подражать можно как античной, так и итальянской гуманистической культуре. Это является общим местом французской мысли эпохи Возрождения. Но если неолатинские поэты состязались с римлянами на своем языке, то Дю Белле во главу угла поставил убеждение, что до уровня латыни можно поднять и «французский диалект». Дю Белле считал, что таким образом можно создать национальную поэзию, которая способная сравниться с древними образцами и даже превзойти их.

Реформа поэзии в первую очередь касалась жанровой и лексической сферы. Для обогащения лексики Дю Белле предлагает два пути:

  • Заимствования (из древних языков, из языков современных профессий);
  • Создание неологизмов (главным образом, на итальянской основе).

Дю Белле отвергает средневековую систему жанров, как лирических (королевская песнь, баллада, виреле, лэ, дизен и т. д.), так и драматических (фарс, моралите и т. д.). На смену этим жанрам должны прийти возрожденные жанры античной литературы:

  • в лирике: элегия, ода, сатира, эпиграмма, эклога, посланий,
  • в драматургии: трагедия, комедия.

Осуществленная «Плеядой» реформа стала поворотным пунктом во французской литературе, определила ее облик в 16-18 вв. Это была не просто смена жанровых форм, так как в средневековой литературе жанр был не чисто композиционным образованием, он предполагал свою тему, систему изобразительных средств, способы трактовки темы и т. д. В средневековой поэзии жанр выступал в качестве преднаходимого образного и смыслового языка, готовой «призмы», через которую поэт смотрел на действительность.

Замечание 3

Манифест «Пледы» проникнут мыслью об общественной мысли поэта, о его высоком назначении. Поэт должен быть умом и совестью нации, выразителем ее устремлений и надежд.

Теоретические принципы, изложенные Дю Белле, нашли художественное воплощение в творчестве всех деятелей «Плеяды».

По глубине и многогранности своего лирического наследия П. де Ронсар носит имя «принца поэтов» французского Возрождения. Ведущей темой его творчества является общественно-политическая. Ронсар в своих произведениях выступает защитником национального единства, обличителем тех, кто угрожает этому единству. Ронсар воспевает красоту и величие «Франции прекрасной» (сборник «Оды»).

В сонетных циклах Дю Белле («Древности Рима», «Сожаления») философская глубина разработки вечных тем бытия сочетается с злободневностью сатирического изображения действительности.

Дата последнего обновления статьи: 08.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot