Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цикл романов Эмиля Золя «Ругон-Маккары»

Определение 1

Роман-река – это последовательность из пяти и более романов, в которых изображается эволюция одних и тех же героев или семей на фоне исторических событий.

Замысел цикла «Ругон-Маккары»

Традиция романа-реки является одним из подтверждений связи литературы 20 века с романтизмом и реализмом 19 века. Самым значительным литературным явлением конца века является двадцатитомный роман Э. Золя «Ругон-Маккары».

В первых заметках о «Ругон-Маккарах» писатель писал только о «различии» между собой и О. де Бальзаком. Он собирался создать «научный» роман, основываясь на «гипотезах», почерпнутых в «работах по медицине». По Э. Золя, не быть философом, политиком, моралистом – значит, «не быть Бальзаком». Но начав работу над романом, Золя попал в колею, проложенную французским реалистом. И представляя свой план серии романов в 1869 году Э. Золя дополняет свой замысел задачей «Изучить Вторую империю, от переворота до наших дней».

Замечание 1

Роман-река «Ругон-Маккары» был написан в тесной связи с «Человеческой комедией» О. де Бальзака. Однако сам Золя признал эту связь лишь позже.

Содержание цикла «Ругон-Маккары»

Действие цикла «Ругон-Маккары» - естественная и социальная история семьи при Второй империи» охватывает период с 1851 по 1870 гг.

«Ругон-Маккары» - это завершенный цикл, находящийся в рамках семейной хроники. Главными героями цикла являются представители семьи Ругон-Маккаров. На примере этой семьи писатель показывает губительную наследственность, объясняет влияние социальной среды на поведение человека. Социальная среда воспроизводится писателем в деталях.

Золя разработал четкий план написания романов цикла. Биологическая история семьи и общественная история у него идут параллельно. У Золя общество – живой организм, а писатель выступает в роли социального врача и ученого.

Романы цикла «Ругон-Маккары»:

«Цикл романов Эмиля Золя «Ругон-Маккары»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • «Карьера Ругонов»,
  • «Добыча»,
  • «Чрево Парижа»,
  • «Завоевание Плассана»,
  • «Проступок аббата Муре»,
  • «Его превосходительство Эжен Ругон»,
  • «Западня»,
  • «Страница любви»,
  • «Нана»,
  • «Накипь»,
  • «Дамское счастье»,
  • «Радость жизни»,
  • «Жерминаль»,
  • «Творчество»,
  • «Земля»,
  • «Мечта»,
  • «Человек-зверь»,
  • «Деньги»,
  • «Разгром»,
  • «Доктор Паскаль».

Всего в цикле насчитывается около 1200 персонажей. Масштабная панорама цикла охватывает и столичную, и провинциальную жизнь. «Тело» этой жизни, с одной стоны, поражено недугом, а кровь переносит инфекцию от органа к органа. Природа мстит за себя, взрываясь то военным, то половым, то денежным безумием. Одни виды этого безумия перетекают в другие.

Несмотря на название цикла, он не является семейным романов в полном значении этого слова. Золя, отдав дань наследственности, использует ее в основном для того, чтобы воедино связать обширный жизненный материал, и связать его или персонажами, переходящими из романа в роман, или их родственниками, то есть семьей. Этот единый корень позволяет писателю осуществить демократизацию искусства, воплотить «идею равенства».

По воле писателя Ругоны и Маккары представляют практически все уровни общества – от крестьянина и рабочего до министра и финансиста. Но нет ничего искусственного в том, в обществе, где исходные возможности уравнены революцией, единый корень прорастает на любой уровень.

Замечание 2

При этом Э. Золя признает, что «до 89 года» роман был просто «невозможен».

Темы романов цикла «Ругон-Маккары»

Каждое произведение, входящее в эпический цикл, воспринимается как самостоятельное произведение, несмотря на эти связи. У каждого романа свой объект, свой героя, своя частная история, завершенная в каждом случае. Но Э. Золя – не просто автор многих романов, он автор трех больших циклов. В многотомности заключается эпическая природа искусства писателя, его своеобразие.

Первый роман цикла «Карьера Ругонов» начал печататься в 1870 году. Постоянное присутствие политики, возрастание ее роли в творчестве писателя отличает Золя от Бальзака. Герои Э. Золя принадлежат к исторической эпохе от переворота 1851 года до войны и Коммуны. В этом романе писатель знакомит читателей с историей основания семейства Ругон-Маккаров. Аделаида выходит замуж за Ругона, батрака. Затем следует второй брак с Маккаром. Писатель обозначает разницу: Ругоны – люди, обладающие сильной волей и способные построить карьеру, а Маккары – наследуют психоневрозы и алкоголизм. Аделаида сходит с ума, ее жизнь заканчивается в сумасшедшем доме.

В «Чреве Парижа» и других романах речь идет о жизни внуков Аделаиды, а также о развитии Второй империи.

Роман «Западня» - седьмое произведение цикла. Писатель здесь проводит анализ дурной наследственности и алкоголизма. Западня и есть пристрастие к пороку алкоголизма, из которого нельзя выбраться. События рассматриваются не только с физиологической стороны, но и с социальной. Писатель подчеркивает, что на жизнь героев влияет не только наследственность, но и социальное неблагополучие.

К роману «Страница любви», восьмому по счету, был приложен рисунок генеалогического древа. Затем, при публикации заключительного романа, писатель уточнил и расширил эту схему.

Все последующие романы цикла повествуют о детях героини «Западни».

Произведения цикла представляют собой социально-бытовые романы. «Творчество» - самый личный из них. Многие герои этого романа имеют реальные прототипы. Узнав себя в Клоде Лантье, Сезанн был настолько оскорблен, что разорвал отношения с Э. Золя.

«Первоначальный план издания» и предисловие к роману «Карьера Ругонов» помогают понять авторский замысел.

В «Жерминале» Золя поднимает вопрос «борьбы труда и капитала», считая, что он станет наиболее важным в 20 веке.

В «Разгроме» Золя возвращается к теме революции и связывает классовую борьбу с сутью отрицаемого им «нездорового» общества. Яркие социальные контрасты, последствием которых становится конфронтация классов, изображается в романе «Три города». Здесь на первом плане оказывается правдоискатель, борец за справедливость и истину, евангелист – персонаж, новый для Золя.

Последние романы цикла обращены к будущему. В этих произведениях закладывается социально-нравственная основа нового века и строится здание будущего – здание утопии.

Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot