Роман-река – это последовательность из пяти и более романов, в которых изображается эволюция одних и тех же героев или семей на фоне исторических событий.
Замысел цикла «Ругон-Маккары»
Традиция романа-реки является одним из подтверждений связи литературы 20 века с романтизмом и реализмом 19 века. Самым значительным литературным явлением конца века является двадцатитомный роман Э. Золя «Ругон-Маккары».
В первых заметках о «Ругон-Маккарах» писатель писал только о «различии» между собой и О. де Бальзаком. Он собирался создать «научный» роман, основываясь на «гипотезах», почерпнутых в «работах по медицине». По Э. Золя, не быть философом, политиком, моралистом – значит, «не быть Бальзаком». Но начав работу над романом, Золя попал в колею, проложенную французским реалистом. И представляя свой план серии романов в 1869 году Э. Золя дополняет свой замысел задачей «Изучить Вторую империю, от переворота до наших дней».
Роман-река «Ругон-Маккары» был написан в тесной связи с «Человеческой комедией» О. де Бальзака. Однако сам Золя признал эту связь лишь позже.
Содержание цикла «Ругон-Маккары»
Действие цикла «Ругон-Маккары» - естественная и социальная история семьи при Второй империи» охватывает период с 1851 по 1870 гг.
«Ругон-Маккары» - это завершенный цикл, находящийся в рамках семейной хроники. Главными героями цикла являются представители семьи Ругон-Маккаров. На примере этой семьи писатель показывает губительную наследственность, объясняет влияние социальной среды на поведение человека. Социальная среда воспроизводится писателем в деталях.
Золя разработал четкий план написания романов цикла. Биологическая история семьи и общественная история у него идут параллельно. У Золя общество – живой организм, а писатель выступает в роли социального врача и ученого.
Романы цикла «Ругон-Маккары»:
- «Карьера Ругонов»,
- «Добыча»,
- «Чрево Парижа»,
- «Завоевание Плассана»,
- «Проступок аббата Муре»,
- «Его превосходительство Эжен Ругон»,
- «Западня»,
- «Страница любви»,
- «Нана»,
- «Накипь»,
- «Дамское счастье»,
- «Радость жизни»,
- «Жерминаль»,
- «Творчество»,
- «Земля»,
- «Мечта»,
- «Человек-зверь»,
- «Деньги»,
- «Разгром»,
- «Доктор Паскаль».
Всего в цикле насчитывается около 1200 персонажей. Масштабная панорама цикла охватывает и столичную, и провинциальную жизнь. «Тело» этой жизни, с одной стоны, поражено недугом, а кровь переносит инфекцию от органа к органа. Природа мстит за себя, взрываясь то военным, то половым, то денежным безумием. Одни виды этого безумия перетекают в другие.
Несмотря на название цикла, он не является семейным романов в полном значении этого слова. Золя, отдав дань наследственности, использует ее в основном для того, чтобы воедино связать обширный жизненный материал, и связать его или персонажами, переходящими из романа в роман, или их родственниками, то есть семьей. Этот единый корень позволяет писателю осуществить демократизацию искусства, воплотить «идею равенства».
По воле писателя Ругоны и Маккары представляют практически все уровни общества – от крестьянина и рабочего до министра и финансиста. Но нет ничего искусственного в том, в обществе, где исходные возможности уравнены революцией, единый корень прорастает на любой уровень.
При этом Э. Золя признает, что «до 89 года» роман был просто «невозможен».
Темы романов цикла «Ругон-Маккары»
Каждое произведение, входящее в эпический цикл, воспринимается как самостоятельное произведение, несмотря на эти связи. У каждого романа свой объект, свой героя, своя частная история, завершенная в каждом случае. Но Э. Золя – не просто автор многих романов, он автор трех больших циклов. В многотомности заключается эпическая природа искусства писателя, его своеобразие.
Первый роман цикла «Карьера Ругонов» начал печататься в 1870 году. Постоянное присутствие политики, возрастание ее роли в творчестве писателя отличает Золя от Бальзака. Герои Э. Золя принадлежат к исторической эпохе от переворота 1851 года до войны и Коммуны. В этом романе писатель знакомит читателей с историей основания семейства Ругон-Маккаров. Аделаида выходит замуж за Ругона, батрака. Затем следует второй брак с Маккаром. Писатель обозначает разницу: Ругоны – люди, обладающие сильной волей и способные построить карьеру, а Маккары – наследуют психоневрозы и алкоголизм. Аделаида сходит с ума, ее жизнь заканчивается в сумасшедшем доме.
В «Чреве Парижа» и других романах речь идет о жизни внуков Аделаиды, а также о развитии Второй империи.
Роман «Западня» - седьмое произведение цикла. Писатель здесь проводит анализ дурной наследственности и алкоголизма. Западня и есть пристрастие к пороку алкоголизма, из которого нельзя выбраться. События рассматриваются не только с физиологической стороны, но и с социальной. Писатель подчеркивает, что на жизнь героев влияет не только наследственность, но и социальное неблагополучие.
К роману «Страница любви», восьмому по счету, был приложен рисунок генеалогического древа. Затем, при публикации заключительного романа, писатель уточнил и расширил эту схему.
Все последующие романы цикла повествуют о детях героини «Западни».
Произведения цикла представляют собой социально-бытовые романы. «Творчество» - самый личный из них. Многие герои этого романа имеют реальные прототипы. Узнав себя в Клоде Лантье, Сезанн был настолько оскорблен, что разорвал отношения с Э. Золя.
«Первоначальный план издания» и предисловие к роману «Карьера Ругонов» помогают понять авторский замысел.
В «Жерминале» Золя поднимает вопрос «борьбы труда и капитала», считая, что он станет наиболее важным в 20 веке.
В «Разгроме» Золя возвращается к теме революции и связывает классовую борьбу с сутью отрицаемого им «нездорового» общества. Яркие социальные контрасты, последствием которых становится конфронтация классов, изображается в романе «Три города». Здесь на первом плане оказывается правдоискатель, борец за справедливость и истину, евангелист – персонаж, новый для Золя.
Последние романы цикла обращены к будущему. В этих произведениях закладывается социально-нравственная основа нового века и строится здание будущего – здание утопии.