Романтизм – это идейное и художественное направление в культуре конца 18 – первой половины 19 века, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, а также изображением сильных характеров и страстей.
Общая характеристика романтизма
Романтизм зародился в Германии. Главными принципами романтизма являются:
- Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности;
- Изображение целительной, одухотворенной природы;
- Изображение сильных, часто бунтарских, характеров;
- Изображение сильных страстей и эмоций.
Романтизм распространился на разные сферы деятельности человека. В 18 веке романтическим называли все живописное, необычное, существующее в книгах, а не в реальности.
В начале 19 столетия романтизм стал обозначать новое направление, противоположное культуре эпохи Просвещения и классицизму.
Если для эпохи Просвещения характерен культ разума и цивилизации, основанной на его началах, то в романтизме утверждается культ чувств, природы, естественного в человека. В эпоху романтизма оформляются феномены пикника, туризма, альпинизма, цель которых – восстановление единства природы и человека. В романтизме особенно востребованным оказывается образ «благородного дикаря», не испорченного цивилизацией и обладающего «народной мудростью».
Как литературное направление, романтизм зародился в конце 18 века, но наибольшего расцвета достиг в 30-е годы 19 века. С 50-х годов этот расцвет постепенно идет на спад, но нити романтизма тянутся через весь 19 век. Романтизм стал основой таких направлений, как символизм, неоромантизм, декаданс.
Главные особенности романтизма в литературе заключаются в основных конфликтах и идеях. Главной идеей практически любого произведения является постоянное передвижение героя в пространстве. Этот факт отражает смятение его души, его размышления и одновременно – изменения в мире, окружающем его. Романтизм, как и многие художественные направления, имеет собственные конфликты. Вся концепция в романтизме строится на сложных взаимоотношениях героя произведения с окружающим его миром. Главный герой произведений этого направления весьма эгоцентричен, но он в то же время он бунтует против пошлых, низменных, материальных предметов действительности, и это проявляется в мыслях, поступках, идеях персонажа. Особенно в этом плане выделяются такие произведения как: «Паломничества Чайльд-Гарольда» Дж. Байрона и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова).
Таким образом, основой любого произведения романтизма является разрыв между реальностью и идеализированным миром.
Романтизм в европейской литературе
Романтизм возник в кругу философов и писателей йенской школы. Философия романтизма систематизирована в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. Немецкий романтизм отличается интересом к мифологическим и сказочным мотивам, что ярко выразилось в творчестве Гофмана, братьев Гримм. Г. Гейне, начиная творческую деятельность в рамках романтизма, позже подверг его критическому пересмотру.
Немецкое литературное движение 1760-1780-х годов оказало значительное влияния на употребления термина «романтизм». В то время, как в Германии романтизм противопоставлялся классическому искусству Гете, Лессинга, Шиллера, в других странах немецкая литература, начиная с Лессинга и Клопштока, воспринималась как новаторская, «романтическая». Часто романтизм на фоне господства классических традиций и канонов воспринимался отрицательно, как движение, которое не признает старые авторитеты независимо от их положительного содержания. Подобный смысл романтизм получил во Франции и в России.
Этапы развития романтизма
Этапы, которые прошел немецкий романтизм, распространяются и на другие европейские литературы времен Французской революции и наполеоновских войн. Но при этом важно помнить, что эти этапы – диалектические, а не хронологические подразделения.
Романтизм на первом этапе является определенно-демократическим движением, сохраняет политически-радикальный характер, однако его революционность абстракта и отталкивается от конкретных форм революции. Особенно яркое выражение на этом этапе романтизм получает в Германии в системе субъективного идеализма Фихте, в творчество У. Блейка («Женитьба Неба и Ада», «Песни опыта», ранних произведениях Вордсворта, Соути, Кольриджа.
На следующем этапе романтизм, разочаровавшись в революции, ищет пути для осуществления идеалов вне политики и находит их в деятельности творческой фантазии. Формируется концепция художника-творца, создающего из своей фантазии новую действительность. Эта концепция сыграла большую роль в буржуазной эстетике. Особенно ярко второй этап выразился в Германии и был связан с Шеллингом. В Англии второй этап не представлял такого философского богатства. На втором этапе романтизм ищет идеал в потустороннем мире, представляющимся ему объективно-сущим. Из эмоционального переживания интимного общения с природой возникает романтический пантеизм. Позже этот пантеизм, с переходом романтиков к реакции, стремится к компромиссу, а затем и к подчинению к церковной ортодоксии. Параллельно пантеизму происходит развитие романтической мистики (например, «пророческие книги» Блейка).
На третьем этапе происходит окончательный переход романтизма на реакционную позицию. Романтическая личность, разочарованная в революции, тяготящаяся бесплодностью и фантастичностью одинокого «творчества», ищет опоры в религии и народности. Бюргерство принимает гегемонию правящих классов, приносит им новую идеологию, в которой верность церкви и королю обоснована не страхом и авторитетом, а велениями сердца и потребностями чувств. На этом этапе романтизм приходит к отказу от индивидуализма и подчинению власти, то есть к собственной противоположности. Таким самоотрицанием романтизма в литературе становится романтизм Уланда, Ла-Мотт-Фуке. На третьем этапе романтизм делает много для изучения фольклора, в частности, народной песни.