Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Борхерт и его драма "На улице перед дверью"

Определение 1

Экспрессия – это выразительность чувств и эмоций.

О писателе

Вот уже больше полувека творчество В. Борхерта вызывает интерес у читателей, литературоведов, критиков. Первые критические статьи появились практически сразу после смерти писателя. Рассказы Борхерта впервые в России были опубликованы в 1958 году в журнале «Иностранная литература». Творческая жизнь Борхерта приходится всего лишь на два послевоенных года, однако интерес к его творчеству до сих пор не угасает ни в Германии, ни в России.

Драма «На улице перед дверью» была написана сразу после окончания Второй мировой войны и является знаковым произведением немецкой «литературы развалин». В этом смысле произведение можно рассматривать в русле традиции, представленной А. Андершем, Г. Беллем, В. Кеппеном, В. Шнурре и другими писателями, которые выступали против вытеснения из сознания немцев недавнего прошлого и стремились в своих произведениях осмыслить опыт военных и послевоенных лет.

Произведение Борхерта, написанное в эстетике экспрессионизма, связано с еще одной традицией немецкой литературы. В 1910-е годы в Германии зародился экспрессионизм, который стал мощным направлением в европейском искусстве. До сих пор в новейшей немецкой драме и современном немецком театре это направление не потеряло своей актуальности и продуктивности.

С течением времени не исчерпана и основная проблема, которую в своей повести поднимает Борхерт – проблема вины немцем в трагических событиях 20 века. Отраженные в произведении две позиции актуальны и для современной Германии:

  • Поиск виновных, обвинение старшего поколения в том, что они допустили подобное;
  • Позиция забвения и отстранения.

В. Борхерт родился в мае 1921 года в Гамбурге. Уже в подростковом возрасте в нем пробудился интерес к творчеству. Именно в этот период появились его первые стихотворения. Увлечение поэзией экспрессионистов оказало большое влияние на произведения Борхерта.

В 1941 году писателя призвали в армию. Он оказался на Восточном фронте, был ранен, попал в госпиталь. В госпитале Борхерт был арестован по обвинению в членовредительстве и отправлен в тюрьму. Больше трех месяцев Борхерт провел в тюрьме в ожидании смертной казни, но был оправдан. Вскоре писателя вновь арестовали за высказывания, «враждебные государству и нацистской партии». Тяжелые месяцы на фронте, в тюрьмах и во французском плену подорвали здоровье писателя. В 1945 году он вернулся в родной город. Борхерт был смертельно болен и в ноябре 1947 года скончался.

«Борхерт и его драма "На улице перед дверью"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

За два года Борхерт написал свои наиболее значимые произведения – рассказы и драму «На улице перед дверью». Война и человек на войне – неизменная тема произведений Борхерта. Но в литературном наследии немецкого писателя взаимодействует художественное пространство войны и мира.

Сюжет и главная тема произведения

В драме «На улице перед дверью» повествуется о немецком солдате, вернувшемся с войны. Это произведение об одном из тех, что возвращаются домой, но дома для них больше нет. Их дома на улице, перед дверью.

Главный герой пьесы унтер-офицер Бекман в своем одеянии похож на пугало. Он возвращается в Гамбург, но не находит своей семьи и своего дома. Родители Бекмана погибли, а в его доме теперь живут чужие люди. Жена его забыла и живет с другим человеком. Ребенок погиб. Бекман голодает и мерзнет. Солдату снится, что он пытается утопиться в Эльбе, но река его выбрасывает на берег. Ему приходится вернуться к жизни. Он находит временный приют у молодой женщины. Однако вскоре домой возвращается ее муж, который на войне потерял ногу из-за бессмысленного приказа Бекмана. Бекман снова оказывается на улице и пытается понять, кто виноват в том, что человек остался без ноги, кто виноват в тысячах смертей. Ему хочется снять эту ответственность с себя и «вернуть» ее тем, кто развязал войну.

Унтер-офицер в поисках виновных отправляется к своему бывшему полковнику. Тот, в отличие от Бекмана, не терзается муками совести, живет благополучно и в достатке. Голодный офицер застает семью полковника за ужином. Бекман, одетый в растрепанную шинель, носящий противогазные очки и рассуждающий об ответственности, полковнику кажется сумасшедшим. Все обвинения Бекмана ему кажутся необоснованными и нелепыми. В конце концов, он отправляет Бекмана в кабаре, где тот, по словам полковника, может заработать денег, снова стать человеком.

Это же пожелание высказывает директор кабаре. Он, узнав, что Бекман всего лишь начинающий актер, прогоняет его, так как на нем невозможно заработать. К тому же, директора пугает правда, о которой Бекман поет в своей песне. Директор, как и полковник, своей вины не признает, говорит, что не имеет никакого отношения к войне и не хочет слушать правду.

Последнее прибежище герой пьесы ищет в доме родителей. Однако обнаруживает, что таблички с их именем, которая висела на двери тридцать лет, больше нет. Отсутствие таблички для Бекмана равносильно окончательной потере себя. В доме собственных родителей он тоже, выходит, уже не человек. Его выгнали отовсюду, он никто. Фрау Хлам, которая теперь живет в его доме, как и остальные, сомневается в здравом уме Бекмана.

Фрау Хлам сообщила Бекману, что его родители покончили жизнь самоубийством. Отец Бекмана и после войны продолжал «проклинать евреев» и «перебрал с еврейским вопросом». В результате его лишили всего – и дома, и пенсии. Старики остались без средств к существованию и решили, что лучший выход – уйти из жизни. Так Борхерт продолжает тему вины, подчеркивая, что в этой трагедии виноваты все, даже старик, который лично в войне не участвовал. Но позиция старика была свойственна многим бюргерам. Так, эта же фрау Хлам обвиняет отца Бекмана не в антисемитизме, а в том, что он не сумел скрыть ее от новой власти как сделали это остальные.

Замечание 1

У Борхерта мотив вины перерастает в конфликт поколений, который в немецкой литературе восходит к экспрессионизму.

Бекман – представитель молодого поколения, который вернулся в разрушенную страну. Это человек без прошлого, так как все, что он видел в своей жизни – детство в нацистской Германии, и страшная война, на которой ему приходилось убивать.

Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot