Трагическое — это эстетическая категория, для которой характерным является наличие неразрешимого конфликта.
Понятие трагического в литературе
Трагическое – это одна из важнейших форм эмоционального постижения жизненных противоречий, их художественного освоения.
Основу трагического составляют конфликты в жизни человека либо группы людей, разрешение которых невозможно, но невозможно и примирение с ними.
Традиционное понимание трагического своими корнями восходит еще к Аристотелю, его суждениям о трагедии. Теоретическая разработка понятия имеет истоки в эстетике романтизма и восходит к Гегелю. Здесь трагический герой рассматривается как цельная и сильная личность, которая оказалась в сложной ситуации разлада с жизнью, а порой и с самим собой. Такая личность не способна сломаться и отступиться, и поэтому обречена на гибель и страдания. В литературе трагическое запечатлевает представление одновременно о невосполнимой утрате важнейших человеческих ценностей и веру в человека, остающегося верным в себе и не теряющим мужество даже перед лицом неизбежного поражения.
Трагические ситуации часто включают в себя момент виновности человека (например, «Борис Годунов» А. С. Пушкина). У Гегеля понятие трагической вины универсально. По мысли философа, трагический герой виновен уже лишь потому, что он нарушает устоявшийся порядок.
Во второй половине 19 века сформировалось расширенное понимание трагического. Оно стало пониматься как все, что может вызвать сострадание, горестное чувство, страх, как нечто ужасное в жизни человека. Позже трагическое получило универсальное значение. Согласно этому воззрению, которое получило название пантрагическое, катастрофичность бытия является его главным, сущностным свойством, а сама жизнь бессмысленна и безысходна ввиду смертности индивидуальных существ. При этом трагическое сводится к чувству безнадежности и страданиям, а его позитивное содержание – утверждение последовательности, стойкости, мужества – нивелируется и не берется в расчет.
В литературе наряду с трагическим присутствуют такие формы освещения жизненных противоречий, как элегическое и драматическое.
В 20 веке трагическое переключает внимание на трагическое чувство жизни, на судьбу личности и внутренний мир человека.
Традиционно трагическое можно рассматривать в виде двух оппозиций:
- В отношении к героическому, которое поднимает его до возвышенного и великого;
- В отношении к комическому, которое снижает его до обыденного, а порой даже низкого.
Соотношение между этими составляющими менялось. Они имеют большое значение для понимания трагического в литературе и искусстве 20 века.
Становление понятия трагического в литературе
Самые первые попытки теоретического осмысления трагического связаны с появлением в Древней Греции жанра трагедии. Появление трагедии обусловило возникновение потребности осознания этого явления с точки зрения его формы и содержания. Теоретическое осмысление трагического пафоса впервые появилось в «Поэтике» Аристотеля. Главное в определении древнегреческого философа заключается в рассмотрении трагедии как подражания особому действию людей, которое вызвано жестокой и непреложной необходимостью. Также Аристотель дает определение характера трагического героя. Он подчеркивает, что трагический герой может встретить в каждом человеке. Философ подчеркивает значение страха и сострадания, которые, по его мнению, вызваны трагедией. Отсюда возникает понятие катарсиса, который, по мнению Аристотеля, является конечной целью трагедии. Теория трагического у древнегреческого философа вошла в историю эстетической мысли в качестве образца теоретического исследования и одновременно с этим стала объектом размышлений и споров, продолжающихся по сей день. Теория Аристотеля стала отправной точкой при создании теоретических концепций трагического в последующих работах мыслителей. К Аристотелю постоянно обращалась средневековая философия, однако все усилия авторов были направлены на адаптацию аристотелевских принципов к этике христианства.
В литературе эпохи Ренессанса произошло качественное обновление трагического. В этот период трагический персонаж стал выразителем истинных ценностей, ассоциирующихся с тем, что он является представителем родовой, естественной человеческой природы. В эту же эпоху возникают теоретические труды Ю. Ц. Скалигера. Он определяет трагедию как подражание великому, выдающемуся событию, которое завершается трагической катастрофой или несчастьем. Также интересны работы Людовико Кавальеро, сформулировавшего правило трех единств. Явление катарсиса оказывается в центре внимания и рассматривается как важнейшая грань трагического. В этот же период появился жанр трагикомедии, отличавшийся по своей архитектонике от трагедии.
На смену трагического эпохи Возрождения пришла классицистическая трагедия, ставшая основным предметом и главной целью теоретических исследований в начале 17 века во Франции. Трагики Ж. Расин, П. Кориель и комедиограф Ж. Б. Мольер создали произведения драматического искусства, которые были признаны образцами. Герои в классицистической трагедии страдали и погибали по вине монархической власти, которая подчиняла себе личность ради торжества абсолютистского государства. Выполнение государственного долга, соблюдение государственных интересов классицисты утверждали как основополагающее, строго обязательное, как норму поведения, которая определяла нравственную сторону человека.
В эпоху Просвещения теория трагического наиболее последовательно и полно была представлена в работах И. Г. Лессинга и Д. Дидро. заслуга Лессинга и Дидро состоит главным образом в защите нового типа трагедии, где изображается обычный человек в обычной жизненной обстановке, который обладает высокими нравственными качествами. В трагедиях этой эпохи чаще проявляется естественность и правдивость в поведении героев, однако это не исключало нормативности в трактовке их характеров.