Идиллическое в литературе и искусстве – это радостная растроганность мирным, гармоничным и устойчивым образом жизни, где находят место счастливая любовь, спокойное семейное бытие, единение человека с природой, его творческая, живая работа.
Идиллический пафос
Наряду с героическим пафосом, корни которого в древнем эпосе, и восходящей к христианскому средневековью эмоциональностью, в искусстве и литературе присутствует и такие формы жизнеутверждения, как:
- Идиллическое
- Романтика
- Сентиментальность.
В искусстве и литературе идиллическим называют радостную растроганность гармоничным, мирным, устойчивым сложением жизни, где присутствует счастливая любовь, спокойная семейная жизнь, человек находится в единстве с природой, а его творчество и живой труд приносит ему радость и удовольствие.
В идиллическом мире отсутствуют бурные страсти, всякого рода рознь, какие-либо действия, преобразующие жизнь. При этом идиллическое бытие является уязвимым, незащищенным от вторжений враждебных сил. Тема разрушения идиллических очагов часто возникает в художественной литературе. Яркими примерами являются история любви Мастера и Маргариты в произведении М. А. Булгакова, а также произведение Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».
Идея естественного и счастливого бытия, которая является основой идиллии, является универсальной и общечеловечной. В литературе идиллическое составляет не только небольшую область изображения безмятежной, счастливой и созерцательной жизни, но и обширную сферу действенной, активной, а иногда жертвенному стремлению людей к достижению своих идиллических ценностей, без которых жизнь неизбежно движется в сторону хаоса.
Широко и многопланово идиллические ценности запечатлены в отечественной литературе 19 века. они имеют глубокое значение в творчестве известных писателей 20 века – Б. Л, Пастернака, Б. К. Зайцева, М. М. Пришвина, И. С. Шмелева.
Сентиментальность и романтика
В сентиментальном пафосе, так же, как и в романтическом, субъективное преобладает над объективным. Сентиментальность в переводе с французского языка понимается как чувствительность и представляет собой первое проявление гуманизма, но очень своеобразного. Сентиментальность в отдельных случаях свойственна практически каждому человеку. Большинство людей не могут остаться равнодушными, когда они видят страдания ребенка или животного. Эта способность к сочувствие людям и животным, камням и цветам – всем явлениям мира в моменты, когда они оказываются в невыносимом или сложном положении, указывает на человеческое в человеке. Эта способность соединяет в себе субъект и объект (чувство, когда человек сочувствует сам себе многим знакомо по детским годам. Оно идеально воплощено в произведении Л. Толстого «Детство»).
Сентиментальность в своем развитии в литературе появляется в середине 18 века и дает название направлению сентиментализма. Пафос сентиментальности часто оказывается в главной роли в произведениях Ж.-Ж. Руссо, Г. Ричардсона, М. Радищева, М. Карамзина, частично Л. Л. Стерна и И. Гете. В последующем сентиментальность можно встретить в ряде рассказов из «Заметок охотника» Тургенева, в рассказе «Шинель» Гоголя, в повести Тургенева «Муму», а также в произведениях Достоевского («Униженные и оскорбленные») и Диккенса и других.
Сентиментальностью называется чувствительность, вызванная состраданием и симпатией к «униженным и оскорбленным», в первую очередь – к низшим слоям общества.
В сентиментальности воспевается бесхитростно-доверительное, открытое, теплое человеческое чувство. Такой вид эмоциональности широко распространен в художественной жизни и культуре европейских стран во второй половине 18 века.
Романтика стремится к возвышенному идеалу, и в этом состоит ее сходство с героикой. Романтика – это область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективную основу романтики составляют такие ситуации в общественной или личной жизни, в которых в принципе невозможна реализация возвышенного идеала, либо она неосуществима в данный исторический период. Но на подобной объективной основе может возникнуть не только романтика, но и пафос трагизма, сатира, ирония, в связи с этим в романтике определяющим все-таки является субъективная сторона, тот момент сопереживания разрыва мечты и реальности.
Одной из наиболее распространенных и частных случаев романтического пафоса является мечта о героическом, направленность на героический идеал при отсутствии возможностей к достижению его в реальной действительности. Подобная романтика свойственна молодежи в «спокойные» исторические периоды – юноши и девушки считают, что они «опоздали родиться», чтобы принимать участие в войнах. Раннее творчество Высоцкого является примером этого. Но область романтики гораздо шире тяги к героическому.
Естественным миром романтики является мечта, мечтания, фантазия, в связи с этим романтические произведения часто обращены либо к прошлому (например, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, произведения Скотта), либо к экзотике (например, «Мцыри» Лермонтова, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона), либо к чему-то не существующему («Аэлита» А. Толстого, «Свитязянка» Мицкевча).
В истории литературы романтическим пафосом отмечены многие художественные произведения. но следует отличать романтику и романтизм. Романтизм – это литературный метод конца 18-начала 19 вв. Литературоведы предполагают, что романтический пафос сформировался еще в античной лирике.
Романтика неоднородна. Она может приобретать мистический характер, может иметь религиозную окраску и сближаться с умонастроением, которую называют умилением. Романтика может быть социально-гражданской, в этом случае она сближается с героикой.
Романтические умонастроения часто связаны с рефлексией, с изолированностью человека от сложности, многообразия и противоречивости мира, погруженностью в себя. При этом романтические умонастроения не обладают устойчивостью, за ними тянется целый шлейф трагической иронии, разочарований, драматической горечи. Особенно знаменательно в этом отношении творчество М. Ю. Лермонтова.