Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Автор и идейно-смысловая сторона искусства

Определение 1

Идея – это умопостигаемая сущность предметов, находящаяся за пределами материального бытия, это синтез понятия и объекта, прообраз вещи.

Понятие идеи

Автор представляет собой, прежде всего, носителя какого-либо представления о реальности. Именно этим определяется принципиальная значимость в составе искусства идейно-смысловой стороны, которая на протяжении 19-20 вв. часто называли «идей».

Слово «идея» укоренилось в философии еще с эпохи античности. Это понятие имеет два значения:

  • Идея – это умопостигаемая сущность предметов, находящаяся за пределами материального бытия, по Гегелю – синтез объекта и понятия, по Платону – прообраз вещи.
  • Идеи, связанные со сферой субъективного опыта.

Мыслители в течении последних трех столетий стали связывать идеи с познанием бытия, со сферой субъективного опыта. Например, Дж. Локк, английский философ конца 17 – начала 18 вв. в своей работе «Опыт о человеческом разуме» различает идеи смутные и ясные, фантастические и реальные, неадекватные своим прообразам и адекватные, несообразные и сообразные с действительностью. В этом случае идея понимается как достояние человеческого сознания, а не объективного бытия.

Слово «идея» применительно к искусству применяется в обоих значениях. В эстетике Гегеля и теориях, ее наследующих, художественная идея совпадает с той категорией, которая называется темой. То есть это бытийная сущность, постигнутая творцом произведения и запечатленная им. Однако чаще об идее в искусстве в 19 и 20 вв. говорилось как о сфере авторской субъективности, о комплексе мыслей и чувств создателя произведения, выраженном в нем.

Субъективная направленность литературно-художественных произведений вызвала интерес в 18 веке. Эстетике рационалистического Просвещения характерен тезис главенствующей роли мысли, идеи в произведениях искусства. В ту пору творец художественного произведения осознавался не просто как «подражатель» природе, как мастер и не в качестве только пассивного наблюдателя каких-либо умопостигаемых сущностей, а как выразитель определенного круга мыслей и чувств.

«Автор и идейно-смысловая сторона искусства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Согласно Ф. Шиллеру, в искусстве содержательность или пустота зависят в большей степени от субъекта, чем от объекта. Сила поэзии заключается в том, что здесь предмет ставится в связь с идеей. На рубеже 18-19 веков автор предстает в качестве определенной точки зрения, определенной позиции. Вслед за И. Кантом, который ввел термин «эстетическая идея», художественная сфера стала обозначаться термином идея. В этом же значении использовались и понятия «концепция» и «поэтический дух». Согласно Гете, в любом произведении искусства все сводится к концепции.

Художественная концепция

Присутствующая в произведениях концепция автора (художественная идея) включает в себя и направленную оценку и интерпретацию автором каких-либо определенных жизненных явлений, что подчеркивалось просветителя от Лессинга и Дидро до Чернышевского и Белинского, и воплощение философского взгляда на мир в его единстве и целостности, сопряженное с духовным самораскрытие автора, о чем говорили теоретики романтизма.

Выражаемая в произведении мысль всегда имеет эмоциональную окраску. Художественная идея является своего рода сплавом чувств и обобщений, который В. Г. Белинский вслед за Гегелем в своей пятой статье о Пушкине назвал пафосом. Пафосом он назвал страсть, разжигаемая в душе человека на идею. Именно это отличает искусство от науки и делает его близким с публицистикой, мемуарами, эссеистикой, а также с насквозь оценочным повседневным постижением жизни. специфика собственно художественных идей состоит не в их эмоциональности, а в направленности их на мир в его эстетической явленности, на воспринимаемые чувственно формы жизни.

Замечание 1

Художественные концепции отличаются от философских, научных, публицистических обобщений их ролью и местом в духовной жизни человечества.

Часто обобщения писателей, художников предваряют позднейшее миропонимание. Шеллинг утверждал, что наука только приходит к тому, что уже доступно искусству. Ал. Григорьев говорил, что все новое воплощается в жизнь только искусством, которое воплощает в своих творениях то, что незримо присутствует в воздухе эпохи, оно заранее предчувствует приближающееся будущее.

Такая мысль восходит к эстетике романтизма. М. М. Бахтин обосновал ее следующим образом: литература часто предвосхищала этические и философские идеологемы. Художник обладает чутким ухом к зарождающимся проблемам. Ученый писал, что художник их слышит и чувствует часто лучше, чем философ или практик, «осторожный человек науки». Становление этической воли, мысли и чувства, их «ощупывание» действительности, «брожение» в глубинах общественной психологии – этот поток зарождающейся идеологии находит отражение и преломляется в содержании словесно-художественных произведений.

То есть художник выполняет роль пророка и предвестника. Такая его роль, в частности, осуществляется в социально-исторических концепциях трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», а также в рассказах и повестях Ф. Кафки, который заговорил об ужасах тоталитарного строя еще до того момента, как он упрочился, и во многих других художественных произведениях.

Одновременно с этим в искусстве, в первую очередь, в словесном, достаточно широко запечатлеваются концепции, идеи, истины, которые уже упрочились в общественном опыте. В данном случае художник выполняет роль рупора традиции, а его искусство подтверждает уже известное, придавая ему остроту, новую убедительность, оживляя его. Произведение, имеющее подобную содержательную наполненность волнующе и проникновенно напоминает людям о том, что являясь уже привычным и само собой разумеющимся, оказалось стертым в сознании,

Таким образом, искусство проявляет значительный интерес и к тому, что уже издавна укоренилось в общественном сознании, и к тому, что с собой принесла новая эпоха.

Дата последнего обновления статьи: 06.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot