Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Австрийская литература первой половины ХХ века

Замечание 1

Австрийская литература — это художественные произведения, созданные австрийскими писателями преимущественно на немецком языке.

Большая часть австрийской литературы, но не вся, написана на немецком языке. Более широкое определение охватывает все литературные произведения, созданные в современной или исторической Австрии, особенно немецкоязычными авторами. Австрийская литература должна рассматриваться в контексте с остальной немецкой литературой. Граница между ними условна в результате сложного культурного взаимообмена.

Замечание 2

Австрийская литература достигла своего пика в первой трети двадцатого века.

Многие произведения, созданные в этот период, могут быть справедливо отнесены к вершинам мирового творчества.

Наиболее известные австрийские писатели этого времени:

  • С. Цвейг,
  • Р. Мурзиль,
  • А. Польгар,
  • К. Краус,
  • Г. Литров и т.д.

Венский модерн и войны

В представлениях современников Первая мировая война стала разделительной чертой, после которой начинался новый отсчет времени. Она потребовала возобновления поиска нравственных идеалов, пересмотра существующего состояния духа и морали и высветила художественный кризис начала ХХ века. Австрийские авторы хорошо понимали парадоксальность эпохи, став свидетелями двойного разочарования человека, позволившего заманить себя в ужасы войны, и империи, неустойчивый характер которой привел к краху и неопределенности будущего Австрии. Имперская идентичность больше не существовала.

Необходимо было определить, как чувствовать себя в Австрийской Республике, где внутренние правила все еще были неясны, границы колебались, а внешняя среда была агрессивной. Австрийскую литературу ХХ века нельзя рассматривать в отрыве от ее исторического и политического контекста: распад Австро-Венгерской империи в 1918 году, аншлюс Австрии Гитлером в 1938 году и послевоенное восстановление страны - все это оказало влияние на ее культурное пространство. Австрия, некогда великая империя, доминировавшая на европейском континенте, стала придатком Третьего рейха и была опустошена после окончания Второй мировой войны. Однако есть и положительная сторона: эти исторические американские горки, вероятно, самый лучший источник вдохновения для любого писателя.

«Австрийская литература первой половины ХХ века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, бурная культурная жизнь Вены породила новый культурный стиль, известный как «венский модерн». Пока Густав Климт писал свою знаменитую картину «Поцелуй», Роберт Музиль создавал роман «Человек без свойств», а Густав Майринк работал над своим знаменитым «Големом».

Кофейни взяли на себя роль писательских центров. Самая известная из них, «Гринштедль», собирала литературную элиту Вены, включая Артура Шницлера, Карла Крауса, Элиаса Канетти, Лео Перутца и многих других.

Движение модерна было в основном направлением декоративного искусства и архитектуры. Венский модерн, с другой стороны, отличался участием художников различных жанров, а также музыкантов и писателей. В этой связи часто упоминаются такие венские писатели, как Артур Шницлер и Стефан Цвейг.

Поэт Георг Тракль, и драматург Гуго фон Гофмансталь, оба из Зальцбурга, были самыми яркими представителями экспрессионизма.

Прага, примерно за 20 лет до окончания Первой мировой войны, была крупным центром австрийской литературы. Здесь жили многочисленные немецкоязычные, в основном еврейские, авторы, которые не только повлияли на всю австрийскую и, в меньшей степени, мировую литературу, но и составили значительную часть австрийской литературы; их влияние продолжалось до 1930-х годов.

О чем говорили австрийские писатели

Артур Шницлер является типичным автором своего времени. Он написал свои основные произведения, в том числе романы, рассказы и театральные пьесы, в период с 1890 года до окончания Первой мировой войны.

После гражданской войны в Австрии к власти пришел консервативный австрофашизм, который восстановил цензуру. С другой стороны, приход к власти нацистов в Германии в 1933 году оказал большее влияние на австрийскую литературу. Нацистская Германия строго следила за либеральными авторами, которые не могли продолжать публиковаться в Германии и потеряли значительную часть своих читателей и доходов. После аннексии Австрии эти авторы в течение многих лет преследовались так же, как и их немецкие коллеги, и многие из них, особенно евреи, были убиты или вынуждены уехать.

Хуго фон Гофмансталь (1874-1929), молодой поэт, начал публиковать стихи в 1889 году. Его импрессионистические произведения выделялись на фоне немецкоязычной лирики того времени своей красотой и выдающейся музыкальностью. В октябре 1902 года Гофмансталь опубликовал в одной из берлинских газет эссе под названием «Письмо лорда Чэндоса», в котором впервые четко выразил мысль, важную для многих писателей и философов того времени: язык больше не может отражать реальность и не может передать все, о чем человек думает.

Из трудов Райнера Марии Рильке, великого австрийского поэта, можно сделать вывод, что обязанность художника - заставить окружающие его предметы заговорить, рассказать о себе. Близость лирического героя к вещам трансформируется в близость к Богу в сборнике стихов «Часослов». Один из ключевых принципов знаменитого лирико-философского цикла Рильке «Дуинская элегия» заключается в том, что человек может заявить о своем реальном существовании только во вселенной вещей, порожденных творческой деятельностью.

Кафка, как и во всех своих произведениях, отказывается от объяснений в принципе - и не потому, что не может выразить себя ясно. Он остро чувствовал различные значения каждого жизненного опыта, множество точек зрения, раскрывающих его по-разному, и шаткость истин, не сводимых к одному смыслу. Не случайно Кафка посещал в Праге лекции Альберта Эйнштейна, знаменитого физика, который в то время уже опубликовал первый раздел своей теории относительности. Писатель претендовал на новый метод мышления, но это было средство художественного осмысления реальности ХХ века в его ситуации.

В австрийской литературе двадцатого века вопрошающий герой становится обычным явлением. В произведении Роберта Музиля «Человек без свойств» подобный герой изображен наиболее ярко. В произведениях Музиля всегда слышен голос автора, размышляющего над поступками своих героев. Этот тип эссеистичности является определяющим аспектом австрийской литературы двадцатого века.

Дата последнего обновления статьи: 13.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot