Мадригал – это небольшое стихотворение, чаще всего любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющее её.
Микеланджело – художник и поэт
Для Микеланджело поэзия была четвертой музой. Он не любил выпускать свои стихи в свет, поэтому они наименее ценимы и наименее раскрыты из всего наследия Микеланджело. А современники их не знали совсем.
Поэзия Микеланджело изучена довольно хорошо, но рассматривается искусствоведами обычно лишь как источник для изучения его мировоззрения, его взглядов на искусство. То есть поэзия выступает в качестве содержательного комментария. А влияние его мышления, в первую очередь мышления скульптора, на поэзию, рассматривается как данность, но не подвергается анализу.
Литературоведы изучают поэзию мастера в общем контексте итальянской лирики 16 века, и уделяют внимание именно поэтике Микеланджело, вне контекста всего его творчества.
В 14-16 вв. в самосознании и социальном положении художников происходят кардинальные перемены. Сначала художник был лишь представителем ремесленной специальности. К концу 15 века профессия художника приблизилась к разряду свободных искусств. В 16 веке наступило время признания экстраординарности художника.
Обостренное самосознание, стремление художников к самореализации заставляло их искать новые способы самовыражения. И одним из них, благодаря высокой литературной образованности общества в эпоху Возрождения, оказалась поэзия.
Микеланджело был не единственным художником, сочинявшим стихи. Стихи писали Рафаэль, Леонардо, Челлини, однако их обращение к поэзии являлось требованием культурной среды. Другой пример – Микеланджело и Бронзино. Последний был профессиональным литератором, его знали как поэта. А Микеланджело писал стихи для себя самого. Об был поэтом, талант которого соизмерим с его талантом художника.
Микеланджело оставил обширное поэтическое наследие. Он написал 302 произведения, большая часть из которых сонеты и мадригалы. Но встречаются и стихотворения, написанные в других поэтических формах. Микеланджело в выборе формы не выходит за рамки поэтической традиции с доминировавшим в ней петраркизмом, хоть в остальном и сильно расходится с ней.
Периодизация поэтического творчества Микеланджело
Первый период поэтического творчества мастера – это период его становления как поэта. Он приходится на первую треть 16 века. Ранние из дошедших до нас произведений Микеланджело относятся к началу 16 века. Возможно, Микеланджело начал писать стихи раньше, но свидетельств об этом не сохранилось. Первый период можно разделить на два этапа:
- 1503-1523 гг. В это период было написано около 20 стихотворений на разные темы. Микеланджело в это время пишет стихи в связи с какими-то внешними обстоятельствами жизни. Например, сохранился сонет, где поэт описывает свою работу над плафоном Сикстинской капеллы.
- 1523-1532 гг. В этот период Микеланджело занимается поэзией постоянно. А поводом для написания стихотворений становятся личные переживания мастера, которые он не мог выразить в изобразительных искусствах. Поэзия становится способом саморефлексии.
Для первого периода характерно обращение поэта к разным стилям и формам. К этому периоду относятся несколько сатирических и комических стихотворений в духе поэзии Ф. Берни. Но Микеланджело, отдав дань этой традиции, больше никогда к ней не возвращался. В дальнейшем он писал только любовную и философскую лирику. В этот период он также использовал разнообразные выразительные средства, находился в поиске важных для него образов и мотивов.
Первый период творчества Микеланджело – это время формирования его собственного поэтического языка.
Второй период поэтического творчества Микеланджело приходится на 1532-1548 гг. В 1532 году мастер познакомился с Томаззо Кавальери, а в 1536 году – с Витторией Колонна. Источником поэтического вдохновения в этот период становятся его чувства к Кавальери и Колонна. За этот период Микеланджело написал около 200 произведений. В этих стихотворениях он предстает уже сформировавшимся поэтом с собственным уникальным поэтическим языком. Главной темой его поэзии становится тема любви. Микеланджело использует две главные формы: мадригал и сонет.
Третий период – 1548-1560 гг. Последние стихотворения Микеланджело датированы 1560 годом. Неизвестно, занимался ли Микеланджело поэзией в период с 1560 по 1564 гг. Мировоззрение мастера в последние десятилетия жизни становится все более трагичным. Из жизни уходят близкие ему люди. Смерть Виттории Колонна стала особенно тяжелым потрясением для Микеланджело. Для мастера вообще свойственно чувство одиночества, а в последние десятилетия оно все возрастало. Осознание крушения идеалов юности и старость побуждали Микеланджело подводить итоги и размышлять о прожитой жизни.
Основные темы лирики Микеланджело совпадают с темами, которые он затрагивал в своих живописных и скульптурных произведениях:
- Любовь и красота, природа любви, ее воздействие на человека;
- Бог;
- Время.
Но если в изобразительном искусстве он эти темы трактует обобщенно, в масштабе мироздания, то в поэзии они приобретают личный характер.
Античные образы в творчестве Микеланджело
Микеланджело в со своем творчестве сделал человека единственным предметом изображения. У него не играет роли ни пейзажный пейзаж, ни архитектурны. Все свои мысли, по признанию мастера, он вкладывал в изображение прекрасного обнаженного человеческого тела. Обнаженное тело связывалось с античностью и было наглядным выражением земного идеала, враждебного аскетизму. Особенное впечатление на современников произвели античные статуи «Лакоон», «Аполлон Бельведерский», «Афродита Ватиканская». Они впервые познакомили людей эпохи Ренессанса с образцами античного искусства, с его техникой, динамикой и изысканной красотой.
Скульптор угадывается и в лирическом в творчестве Микеланджело, и не только потому что он охотно прибегал к сравнениям из обихода своего мастерства. В его лирике сказалась привычка срывать с предметов покровы, скрывающие их. На лирике Микеланджело лежит отпечаток отвращения к красочным деталям. Микеланджело-поэт избегает риторических украшений и описаний, стремится к обнажению порывов своей страстной, ищущей души.