Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ комедии Менандра «Третейский суд»

Замечание 1

Коаленовский трактат - это анонимная греческая рукопись 10 века, в котором неизвестный автор дает определение комедии, описывает ее структурные элементы.

Экспозиция и первый акт комедии

Комедию Менандра «Третейский суд» многие исследователи относят к концу творческого пути писателя. С исходной ситуацией Менандр знакомит зрителя в первом акте. Обычно на сцене «новой комедии» изображаются фасады двух домов. В «Третейском суде» это дом Харисия и дом его друга Хэрестрата, в котором Харисий проводит свое время. На улице, перед этими домами, разворачивается действие. Так же, как в трагедии зритель, знакомый с мифом, знает исход действия либо узнает об этом из пролога, как у Эврипида, комедия не создает для зрителя тайн. Своего эффекта она достигает за счет того, что зритель в полной мере осведомлен о том, что неизвестно действующим лицам.

Молодой юноша Харисий в пьяном виде совершил насилие над девушкой Памфилой. Вскоре он на этой девушке женился. При этом, молодые люди друг друга не узнали. Во время долгого отсутствия Харисия Памфила родила мальчика и с помощью своей кормилицы подкинула его, оставив при ребенке перстень, оброненный Харисием. О родах и подкидывании Харисию рассказал раб Онисим. Известие о внебрачном ребенке очень огорчило Харисия, который успел полюбить жену. В таких случаях закон предоставлял мужу право отослать жену обратно к родителям, не возвращая приданого. Но Харисий не воспользовался этим правом. Он отдалился от жены и предался кутежам с арфисткой Габротонон.

Комедия открывается разговором раба Онисима с поваром. Из этой беседы зритель узнает, что Харисий покинул жену и связался с арфисткой. Затем, скорее всего, выступало божество, которое сообщало то, чего знать еще никто не может – историю Памфилы. Божество изъясняло и исход пьесы. Однако эта часть пьесы утеряна. Экспозиция завершается приходом отца Памфилы Смикрина, который отправляется к дочери, чтобы узнать об истинном положении дел.

«Анализ комедии Менандра «Третейский суд»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие действия

Во втором акте начинается развитие действия. Именно во втором акте содержится сцена Третейского суда. Смикрин, не сумев ничего добиться от дочери, собирается уходить, однако его останавливает перебранка рабов. Он приглашают Смикрина в арбитры своего спора. Дав месяц назад нашел ребенка и отдал его Сириску, рабу Хэрестрата. Сириск согласился воспитывать этого ребенка. Но Сириск требует вещи, которые были найдены с ребенком. Зритель, знающий о том, что это ребенок Харисия и Памфилы, рассчитывает, что опознавательные знаки останутся при ребенке. Менандр внушает публику, что ребенок – не только объект, но и субъект права. Перстень, находящийся среди вещей, попадает на глаза рабу Онисиму, который узнает перстень Харисия.

В третьем акте происходит остановка действия. Онисим знает, что перстень был утерян Харисием на ночном празднестве, и понимает, что найденный ребенок – сын его хозяина. Габротонон рассчитывала на любовь Харисия и надеялась, что он ее выкупит и освободит. Однако она видит, что ее любовь не нужна Харисию. И если он признает ребенка своим, то позаботится о ее освобождении. А затем уже можно будет уже заняться поисками матери ребенка.

Завершение конфликта

В четвертом акте происходит завершение конфликта. Четвертый акт включает ряд моментов, чрезвычайно смелых для греческого театра. Драматурги как правило избегали показа на самой сцене соблазненных афинских девушек, но Менандр решился вывести Памфилу.

Габротонон восстанавливает супружеское согласие. Примечательно, что арфистка является носительницей маски, которая по традициям и по ситуации пьесы должна была внести разлад в семью. Габротонон, встретив Памфилу, узнает ее и возвращает ей мальчика, не дождавшись своего освобождения. Она открывает Памфиле, кто является отцом ребенка.

Интересна реакция Харисия. Он считает себя отцом ребенка от Габротонон. Его мучают угрызения совести – как он мог, сам приживший внебрачного ребенка, ставить такое же прегрешение в вину своей жене. это требование равенства морали для обоих полов было настолько неожиданным, что Менандр подготавливает зрителя к этому. Он дважды излагает мысли Харисия. Сначала в монологе раба Онисима о душевном состоянии хозяина, затем в монологе Харисия.

От пятого акта комедии до наших дней дошла лишь одна сцена. Снова появляется Смикрин, который еще ничего не знает, в компании старой кормилицы. Их встречает Онисим. В насмешках раба звучат идеи эпикурейской философии. Онисим объясняет Смикрину, что счастье и несчастье даются человеку не богами, а приходят от собственного нрава. И эта ссылка на нрав особенно показательна, так как композиция «новой» комедии, и комедий Менандра, обычно основана на случае.

Художественная сила произведений Менандра между тем заключается в искусстве индивидуальной характеристики. Именно характер становится у Менандра одной из пружин развития действия.

Новаторство Менандра

Человек, чтобы быть счастливым, должен уметь управлять своим характером. А чтобы им управлять, ему нужно осознать его. Случайность ставит человека в определенные условия, на которые он реагирует в зависимости от нрава. Собственно, каждая комедия Менандра и основана на коллизии случая и нрава. При этом движение пьесы определяет не столько силой внешних обстоятельств, сколько поступками самих действующих лиц.

Они следуют внутренним импульсам, а источником является нрав персонажа.

У Менандра разнообразны не события, а характеры. А сюжеты однообразны. У Менандра постоянно повторяются три сюжетных мотива:

  • мотив тайного материнства,
  • мотив брошенного ребенка,
  • мотив опознания этого ребенка родителями по найденным при нем вещам.

Но этот шаблон имеет множество вариантов: ребенок уже вырос («Отрезанная коса»), ребенок маленький («Третейский суд», «Самиянка»).

Исторически важно то, что именно начиная с Менандра в комедии утверждаемая любовная тема, которая впоследствии оказывается типичной для новой европейской драмы. Еще в античности была отмечена тесная связь произведений Менандра с любовной тематикой. Использование мотива любви как главного рычага, приводящего действие комедии в движение, было новаторским явлением в драматургии того времени.

Дата последнего обновления статьи: 01.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot