Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Титульный лист
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Лекция……………………………………………………………………..4
Семинары…………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………14
Введение
Лекция (от лат. lectio — чтение) была и остаётся одной из ведущих форм обучения в вузе. Несмотря на непрекращающуюся критику, споры о её назначении и месте в системе вузовского преподавания, она столь же живуча, как урок в средней школе. И, видимо, не случайно.
Когда в конце XIX — начале XX в. все методы обучения стали подразделять на «активные» и «пассивные», лекцию пытались отнести к «пассивным», не играющим определяющей роли в учебном процессе, на том основании, что студенты, слушая её, получают уже готовое знание, а не добывают его самостоятельно. Время даёт и противникам, и сторонникам лекции новые аргументы. Одни полагают, что обилие современных источников информации, нацеленность интерактивных методов обучения на воспитание самостоятельности и творчества отодвигают лекцию как способ приобретения знаний на второй план.
Другие же, напротив, считают, что именно лекция должна дать студенту творческий заряд, путеводную нить, чтобы не дать ему захлебнуться в потоке информации, помочь обрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое.
Лекция
Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения, целью ее является формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.
Основные функции лекции:
Лекция выполняет следующие функции:
- нформационную (излагает необходимые сведения),
- стимулирующая (пробуждает интерес к теме),
- воспитывающая,
- развивающая (дает оценку явлениям, развивает мышление),
- ориентирующая (в проблеме, в литературе),
- разъясняющая (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
- убеждающая (с акцентом на системе доказательств).
Лекции различают по следующим признакам:
- по общим целям (учебные, агитационные, просветительские и т.д.)
- по научному уровню (академические, популярные)
- по дидактическим целям (вводные, текущие, обзорные, установочные и т.д.)
- по способу изложения материала (лекции-дискуссии, проблемные, конференции и т.д.)
Лекция вдвоем (бинарная лекция) -это разновидность чтения лекции проблемного содержанияв форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика). Необходимы: демонстрация культуры дискуссии, вовлечение в обсуждение проблемы студентов.
Лекция с заранее запланированными ошибками - рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). Задача слушателя заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, слушателями или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности слушателей. Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у слушателей сформированы основные понятия и представления.
Проблемная лекция - на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Лекция строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. Учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Она имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся вопросами, которые это противоречие объективирует. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения слушателей. Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для слушателей.
Лекция - пресс-конференция. Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями. Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей. Лекцию-пресс-конференцию лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В начале изучения темы основная цель лекции – выявление круга интересов и потребностей обучаемых, степени их подготовленности к работе, отношение к предмету. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей у главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний обучаемых, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу. Основная цель лекции-пресс-конференции в конце темы или раздела – проведение итогов лекционной работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с цель обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения своей профессиональной деятельности. На лекции-пресс-конференции в качестве лекторов могут участвовать два-три преподавателя разных предметных областей. Возможно проведение данного вида лекций как научно-практического занятия, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Лекция – визуализация. Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения слушателей в новый раздел, тему, дисциплину.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. К участию в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, активизация студентов вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Слушатели отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из обучаемых не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому слушателю, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы.
Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и учащегося, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.
Лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Слушатели анализируют и обсуждают эти микроситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным обучаемым, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит слушателей к коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение микроситуации используется в качестве пролога к последующей части лекции.
Видеолекции.Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. Видео-лекции могут быть доставлены на видеокассетах или компакт-дисках. Видео-лекция может транслироваться через телекоммуникации в учебные центры непосредственно из вуза. Такие лекции ничем не отличаются от традиционных, читаемых в аудитории.
Мультимедиа лекции. Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.
Отрицательные черты лекций:
- приучают к пассивному восприятию чужих мыслей
- отбивают вкус к самостоятельным занятиям
- нужны только, когда нет учебников
- мало студентов осмысливают то, что говорит лектор, многие лишь механически записывают.
Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра.
Семинары
Семинарские занятия направлены на расширение и детализацию знаний, обобщенно данных на лекции, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Является средством развития у студентов культуры научного мышления.
Функции семинаров:
- текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов, их умения работать с первоисточниками, составлять конспекты и др.
- обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера
- овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами, обоснованиями и защитой собственной точки зрения
- выявления личностных особенностей студентов, которые могут позитивно или негативно сказаться на всем процессе
- выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, возможных недостатков их мышления или мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения и т.д.)
Специфика проведения интерактивного семинара:
В идеале должен проводиться по принципу «круглого стола»;, это дает возрастание активности студентов, увеличение количества высказываний в неформальной обстановке. В результате таких семинаров студенты получают реальную практику формулирования и отстаивания своей точки зрения, осмысления системы аргументации, формируются предметные и социальные качества профессионала.
Чаще всего такой семинар протекает как семинар-дискуссия. Его особенностью является возможность равноправного участия каждого в обсуждении, в оценке решения проблемы, что раскрепощает интеллектуальные возможности участников. При этом может быть использован «мозговой штурм» (выдвижение вариантов решения без остановки на их оценке, выделение главных и их обсуждение), элементы деловой игры.
Интересной формой семинара может быть семинар-исследование, на котором все делятся на группы по 7-9 человек, внутри групп и происходит обсуждение и «доисследование» проблемы с помощью источников информации и обмена мнениями.
В последнее время в высшей школе стали применять так называемые «вебинары»- это «виртуальные» семинары, организованные посредством интернет-технологий. Это эффективный инструмент для дистанционного обучения. Вебинар - особый инструмент онлайн конференций.
Веб-занятия — занятия по средствам интернет, в него включены конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие виды обучающей работы. Такие занятия проводятся с помощью технических средств и других способов на просторах интернета.
Телеконференции — обычно проходят, основываясь на списки рассылок с применением электронных сообщений. Для образовательных телеконференций свойственно достижение образовательных задач.
Для оценки эффективности любого семинара используются следующие критерии оценки семинарского занятия:
- целенаправленность: постановка проблемы, связывание теории и практики будущей профессии;
-планирование: выделение главного, наличие новинок в списке литературы;
-организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ ответов и т.д.
Заключение
В современном вузе лекция продолжает оставаться основной формой обучения. Существует немало активно внедряемых различных видов лекций, задачей которых является трансляция различных видов знаний (технических, экономических, медицинских, сельскохозяйственных). В таких лекциях во главу угла ставится пропаганда и внедрение в производство достижений современной науки, техники и передового опыта, преследующих и воспитательную работу среди людей. В этом случае лектор должен не только хорошо знать свою отрасль знания, но и быть политиком, педагогом, психологом, и, конечно же, мастером слова.
По моему мнению, лекции являются неотъемлемой и важной частью обучения, т. к. обеспечивают непроизвольное запоминание, дают сжатые, точные и запоминающиеся формулировки, вызывают у студентов размышления, подсказывают направление самостоятельной работы мысли, побуждают к действию, являются школой научного мышления.
Список литературы
1. Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В. Лекция о лекции [Текст]: Учебное пособие - 4-е изд., испр. и доп./ Н.М. Колычев и др. - Омск: ГП Омская областная типография, 2015. - 152 с.: ил
2. Леонтьев А.А. Лекция как общение [Текст]: Учеб. Пособие / А.А. Леонтьев - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с
3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. -- 432 с.
4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 1995. -- 271 с.
5. Шарипов Ф.В. Педагогика высшей школы [Текст]: Учебное пособие / Ф.В. Шарипов - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. - 326 с.
6. Никитин О.Д. Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. наук / О.Д. Никитин -- М., 2009. -- 23 с.
7. Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - с. 127-133.
8. Рыскулова М.Н. Университетская лекция: традиции и инновации // Высшее образование в России. - 2011. - № 12, с. 143-146
9. Петрова В.Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». -- 2009. -- №9.