Знания как фактор современного научно-технического развития и экономического роста. Формирование новой парадигмы научно-технического развития
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
Тема:
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА «НОВОЙ» ЭКОНОМИКИ
Основные вопросы: Знания как фактор современного научно-технического развития и экономического роста. Формирование новой парадигмы
научно-технического развития в конце XX - начале XXI века. "Новая экономика" как понятие и как средство для решения проблем появления и распространения знаний и инноваций. Институциональные аспекты новой экономики. Проблемы реализации потенциала новой экономики в России.
Конспект лекции
Современный мир детерминирует новые стратегии в понимании перспектив экономической стабильности и направлений социального развития. Основой
этих стратегий становится присутствие компонента знаний в каждом аспекте человеческой деятельности. Интеллектуальный труд, работа с информацией и постоянное обновление знания являются факторами формирования новой экономики, новой постиндустриальной цивилизации.
Основные черты новой экономики изложил К.Келли, которые он считает
наиболее очевидными и меняющимися в мире1:
- глобальный характер происходящих изменений;
- оперирование неосязаемыми благами: идеями, информацией и взаимоотношениями;
- тесное переплетение и взаимодействие отдельных сегментов новой экономики.
Эти три отличительные черты создают новый тип рынка и общества, базирующихся на сетевом принципе, а мир тонких технологий начинает управлять
миром машин и миром реальности.
Динамичное утверждение нового, глобально-информационного технологического уклада в качестве базы социально-экономического развития ведущих мировых держав существенно изменило облик современной цивилизации, включая
изменение ее материальной основы – экономической системы. Любая экономическое пространство, являясь частью пространства более высокого порядка - социально-экономического, представляет собой сложную, вероятностную, динамическую систему, охватывающую процессы производства, обмена, распределения
и потребления различных видов благ и как всякая сложная система она должна
рассматриваться в разных аспектах - социально-экономическом, материальнопроизводственном, как сложная информационная система.
Анализ эволюции современных экономических систем с точки зрения как
цивилизационного, так и формационного подходов, показывает, что объективной
реальностью XXI в. является сосуществование различных типов цивилизаций и
Мильнер, Б. Управление интеллектуальными ресурсами / Б.Мильнер // Вопросы экономики. 2008 - № 7. –
С.132.
1
1
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
формаций, а также их переходных форм2. Несмотря на то, что современная экономика представлена многообразием моделей развития, которые определяются
общеэкономическими, историческими, культурными особенностями каждой отдельной страны и проявляются как новый тип общества и экономики, тем не менее, новая экономика характеризуется следующим рядом общих черт:
- это экономика, основанная на знаниях, где интеллектуальная
составляющая перевешивает традиционные материальные факторы;
- это интернационализация хозяйственных процессов и глобализация, опирающиеся на технологические, социально-экономические и политические проявления современного человеческого общества;
- это смешанная экономика, представленная различными секторами и формами хозяйства в их движении и взаимопроникновении;
- это высокие технологии, диверсификация производства, технологическая
и структурная модернизация, индивидуализация труда и продукции;
- это социально ориентированная система демократии, где в центре общественного развития находится индивид;
- это общество социального согласия, систем социального партнёрства и
механизма социальной защиты различных слоев населения3.
Каждая из вышеназванных особенностей позволяет отразить многогранность экономической системы, однако, наиболее общей, а потому приоритетной
чертой современной модели рыночной экономики смешанного типа, на наш
взгляд, становится переход к социально ориентированному развитию на инновационной основе. Безусловно, и это доказывает историческая практика, рыночные
отношения представляют собой наиболее эффективный экономический механизм и формула: «экономика, основанная на знаниях» отражает закономерный
этап развития рыночного способа координации хозяйственных решений. Однако
усиление социальной ориентации экономической деятельности так же становится
объективным процессом4.
Перечень всех изменений, отличающих современную экономическую систему от классического рынка, весьма продолжителен: сюда можно отнести и расширение сферы услуг, и информатизацию, и институциональные изменения и т.
д. Многие из происходящих трансформаций также выражают свидетельство того,
что имеет место процесс, не коррелирующий с представлениями о традиционной
рыночной системе - это процесс социализации5.
В условиях всевозрастающей конкурентной борьбы, инновационно и социально ориентированного развития, ведущими признаками становятся усиление
роли знаний и информации как основных ресурсов, предметов производства,
См. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособи/ Под ред. А.Г.Грязновой,
А.Ю. Юданова. - 4-е изд., испр.и доп. - М.: КНОРУС.-2004. (ФА при Правительстве РФ).- С. 73.
3
Шаховская Л.С. и др. История экономики. Учеб. пособ/ .- Волгоград, 1999.-С.112.
4
Гущина Е.Г.Перспективы перехода России на инновационную экономику: анализ текущих экономических показателей / В.А. Оганджанян, Е.Г. Гущина // Социокультурные исследования : межвуз. сб. науч.
тр. Вып. 22 / редкол.: И.Н. Наумов (отв. ред.), Н.В. Дулина, Н.Г. Багдасарьян [и др.] ; ФГБОУ ВО «Волгоградский гос. техн. ун-т». - Волгоград, 2017. - C. 268-272.
5
Московцев А.Ф., Почитаев Е.А. Воспроизводственное моделирование социальной экономики. Волгоград. Известия ВолгГТУ. С.37-42.
2
2
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
обмена и потребления, возрастание значения таких нематериальных факторов,
как образование, профессиональные компетенции, коммуникативные навыки и
др.
Итак, изменение экономической роли инноваций как ключевой, движущей
силы более продуктивного экономического роста в определяющей мере способствовало формированию новой экономики – экономики, основанной на знаниях6.
И хотя не существует единой позиции относительно факта существования новой
экономики, большинство ученых признают появление новых факторов её становления и развития7.
Экономика знаний ведет себя совершенно иначе, чем привычная нам экономика материальных благ, которые исчезают в процессе потребления, а знания,
наоборот, прибавляются. Любая деятельность порождает больший объем знаний,
чем потребляет. При каждой передаче знаний количество их обладателей увеличивается. При этом, в отличие от материальных благ, цена которых пропорциональна их редкости, чем больше в обществе потребляется знаний, тем больше их
становится, тем они качественнее и ценнее. Другой отличительной особенностью
экономики знаний является возможность бесконечного и незначительного по себестоимости тиражирования ее достижений, которые не убывают у продавца и не
увеличивают его издержки с ростом тиража. Наоборот, в отличие от материальных благ, с ростом тиража увеличивается доходность знаний. Их накопление и
хранение не влечет существенных дополнительных издержек. Все эти свойства
позволяют широко использовать знания как общественные блага.
Вместе с тем, для новой экономики характерны основные черты традиционного рынка и его закономерностей, модифицированных глобализирующейся
экономикой, революциями в сфере НТП и социального развития, которые способствуют возрастанию роли неэкономических факторов, включающих целую
группу нематериальных активов - рыночных, интеллектуальных, человеческих,
инфраструктурных, выдвижению их в число определяющих приращение стоимости и во многом отражающих суть «новой экономики» - как смешанной экономики, экономики синтеза рыночных и нерыночных, квазирыночных факторов8.
При этом наряду с появлением новых критериев эффективности рыночного производства и новых индикаторов экономического роста, заметна возрастающая
роль социальных факторов, определяющих меняющуюся природу рынка.
Знания дают возможность бесконечного самовоспроизводящегося
экономического роста, подъема благосостояния и качества жизни населения.
Научно-технический прогресс обеспечивает сегодня основную часть прироста валового продукта развитых стран - по эконометрическим моделям свыше 90%. Однако использование знаний требует определенных усилий, они приобретают ценность только в рамках определенной технологии их применения. Кроме того, хотя
6
См.:A New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth. Paris:
OECD. 2000. P. 7-8.
7
См.:Стрелец И. Новая экономика: гипотеза или реальность?// Мировая экономика и международные
отношения. 2008.№ 7. С.16
8
См.: Авдокушин Е.Ф. «Новая экономика» и экономический кризис. //Вопросы новой экономики, (9)
2009 № 1. С.9-12.
3
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
знания не исчезают, они быстро устаревают - при современных темпах НТП прекращение исследований влечет обесценение знаний на 20-25% в год. При этом
объем знаний, которым располагает человечество, удваивается каждые 20 лет.
Анализ существующих подходов к определению категории «знания»
позволил предложить обобщенную классификацию знаний в экономической
теории (табл.1).
Знание, согласно энциклопедическим словарям, — совокупность закрепленных в сознании и мышлении фактов действительности, относящихся к той
или иной ее области9. Это понятие указывает на обладание человеком или
группой людей каких-либо сведений, проверенным практикой результатом познания действительности. В сфере управления в эту формулировку можно
трансформировать как непосредственный (личный) опыт, владение методиками (прикладная наука, технология), знакомство с научными основами (теория) и результатом познавательной активности (поиск, чтение, размышления,
систематические занятия и тренировки)10.
Таблица 1. Многокритериальная классификация знаний
Классификационный признак
Характер знаний
Объекты знаний
Субъекты знаний
Форма знаний
Воспроизводственная роль знаний
Виды знаний
Фундаментальные
Прикладные
Общие (генеральные, системные)
Специальные (элементные)
Трансформационные
(кадровые; технологические; материальные)
Трансакционные
(институциональные; организационные; информационные)
Процессные (в т.ч. процедурные)
Товарные
Индивидуальные
Корпоративные
Государственные
Общественные
Эксплицитные (открытые)
Имплицитные (латентные, скрытые)
Кодифицированные (явные, формальные)
Некодифицированные (неявные, неформальные)
Потенциальные (знания как условия, ресурсы, факторы деятельности)
Реальные (знания как продукт деятельности и его опредмеченное воплощение)
Рутинные (статические)
Инновационные (динамические), в т.ч. креативные
Таким образом, главными предпосылками формирования новой экономики следует считать: превращение знаний в фактор производства наряду с
такими факторами, как труд, природные и материальные ресурсы; повышение
доли сферы услуг и опережающий рост «знаниеемких» услуг для бизнеса;
Кузнецов, С. Технологии управления, основанные на знаниях / С.Кузнецов //Проблемы теории и практики
управления. – 2004 - № 6 – С.10
10
Кузнецов, С. Технологии управления, основанные на знаниях / С.Кузнецов //Проблемы теории и практики
управления. – 2004 - № 6 – С.11
9
4
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
повышение значимости интеллектуального капитала и инвестиций в системе
образования и подготовки кадров; развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий; превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности
предприятий, регионов и национальных экономик.
Как результат систематизации накопленного опыта в области производства и трансформации знаний, может быть предложена система индикаторов,
отражающих уровень развития новой экономики. Данная система включает
следующие индикаторы: размер инвестиций и сектор знаний, включая высшее
образование и НИОКР; численность занятых в сфере науки и высоких технологий; удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции
обрабатывающей промышленности и услугах; инновационная активность;
объём и структура венчурного капитала, который еще сохраняет роль основного источника финансирования новых, высокотехнологичных фирм; величина частного капитала в финансировании НИОКР; межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество в области науки и инноваций;
состояние кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами и др.
Далее рассмотрим современные парадигмы научно-технического развития.
Новая парадигма экономической теории, призванная исследовать закономерности формирования и развития экономики, основанной на знаниях,
должна интегрировать в себя концептуальные разработки всех теоретических
направлений ее исследования. Так, формирование экономической парадигмы
постиндустриального общества происходит бинарно – с одной стороны, теория экономики знаний, в основе которой лежит интегральный социально-экономический тип хозяйствования с приоритетом идеи ценности знания как основного фактора устойчивого развития (теория ноосферы В.И. Вернадского11,
интегральное общество П. Сорокина12), с другой стороны – теория информационной экономики, или система экономических взаимосвязей, формирование
и особенности которой обусловливаются развитием новых технологий и скоростью распространения информации (теория постиндустриальной экономики: Д. Белл13, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер14, Д.Рисмен, Г.Кан, В. Иноземцев
и др.).
Теория постиндустриального общества выгодно отличается от других
футурологических теорий тем, что основывается исключительно на анализе
эволюции материального производства, включая все связанные с ним аспекты.
Основанная на знаниях экономика постиндустриального общества отличается от предшествующих общественных формаций определенными признаками.
В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. Отв. ред. А.Л. Яншин – М.: Наука,, 1991.
Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ.– М.: Наука, 1997.– 351 с.
13
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М: Академия, 1999.
14
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004 — 784 c.
11
12
5
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
Во-первых, на этой стадии реализованное в конечных продуктах знание
формирует большую часть создаваемой стоимости через интеллектуализацию
жизнедеятельности.
Во-вторых, в новой экономике деятельность, связанная с генерацией,
хранением, распространением и реализацией знаний приобретает доминирующее значение.
В-третьих, существенной чертой новой экономики является унификация
и стандартизация рыночного пространства и возникновение однородного глобального рынка с растущим сегментом виртуального (электронного) взаимодействия.
Причины этого разнообразны: результаты научно-технического прогресса и связанный с ним рост производительности труда и уровня жизни; истощение дешевых природных и трудовых ресурсов; изменения в общественном способе производства с информационной революцией. Доля истины есть
в каждом объяснении, но общей основой для усиления действия данных факторов являются изменения в напряженности и характере конкуренции, вызванные глобализацией экономики. Глобализация экономики, рост числа транснациональных компаний, новые технологии, облегчающие выход на новые
рынки, растущее давление со стороны акционеров, - все это породило гиперконкуренцию, которая вышла за рамки национальных рынков.
Трудно переоценить роль знаний в третьем тысячелетии. Неким предвидением смены парадигмы общественного развития является концепция Ж.-А.
Кондорсе и А. де Сен-Симона. Она рассматривает знания как показатель развитости общества, определяющий базис и пути социальной эволюции. Так, А.
де Сен-Симон писал: «единственной целью, к которой должны быть направлены все наши мысли и все наши усилия, является организация промышленности, понимаемой в самом широком смысле, охватывающей все виды полезных работ»15. При этом он предполагал, что в будущем особое значение приобретут технические и научные знания, а «постоянной целью общественной
организации станет возможно лучшее применение для удовлетворения потребностей человека знаний, добытых науками, искусствами и ремеслами, расширение этих знаний, их совершенствование и возможно большее накопление, более полезное сочетание всех отдельных работ в области наук, искусств
и ремесел»16.
Согласно вышесказанному, эволюция экономики знаний представляет
собой длительный неравномерный процесс, реализующийся в следующих
направлениях: институционализация научно-образовательных систем в рамках национальных экономик; интеграция прикладной науки и производства,
массовое формирование внутрифирменных подразделений с функциями
НИОКР; расширение сферы услуг и видов сервисной деятельности, применение управленческих и маркетинговых технологий; развитие информационных
Сен-Симон А. Катехиз промышленников / А. Сен-Симон. Избранные сочинения. - М., 1948. Т.2. – С.121.
Сен-Симон А. О теории общественной организации / А. Сен-Симон. Избранные сочинения. - М., 1948. Т.2.
– С.441.
15
16
6
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
технологий дистанционной коммуникации и глобальной интеллектуальной
среды; международная интеграция и институциональная конвергенция в области науки и образования.
Система категорий, характеризующих экономику знаний, включает следующие основные взаимосвязанные элементы:
- интеллектуальная собственность как комплекс экономических отношений присвоения-отчуждения знаний;
- интеллектуальный труд – целесообразная деятельность, основанная на
аналитических и креативных компетенциях (способностях);
- интеллектуальное производство – форма производства, преимущественно базирующегося на интеллектуальном труде;
- интеллектуальная среда как совокупность условий реализации умственного труда в процессах производства и хозяйствования;
- интеллектуальные ресурсы – системы данных, выступающие источниками получения новых знаний;
- интеллектуальный фактор производства – эндогенная действующая
сила производственного процесса, связанная с продуктивным использованием
знаний его субъектов;
- интеллектуальный продукт – непосредственный результат умственного
труда и интеллектуального производства, выражающийся в формах открытий,
изобретений, know-how, патентов, моделей, программ, научных разработок и
др.;
- интеллектуальный товар – коммерциализированный интеллектуальный продукт в условиях капиталистического товарного производства;
- интеллектуальные услуги – полезное действие умственного труда; специфическая, невещественная форма интеллектуального товара;
- интеллектуальный доход – совокупность денежных средств, получаемых хозяйственным субъектом в результате реализации интеллектуальных товаров или услуг;
- интеллектуальная прибыль – конечный результат интеллектуальной деятельности, выражающийся в разнице между интеллектуальным доходом и
полными издержками на производство интеллектуальной продукции;
- интеллектуальная рента (сверхприбыль) – форма интеллектуальной
прибыли, связанная с превышением ее нормы;
- интеллектуальный капитал – совокупность знаний и навыков умственного труда, способных приносить доход в различных формах его проявления.
Рассмотрим далее институциональный аспект новой экономики.
На современном этапе своего развития глобальная экономическая система характеризуется значительным повышением роли человеческого и «социального» (трансакционного) капитала, инноваций, информации, институтов
и, в целом, нематериальных активов. На смену индустриальной модели хозяйства в начале XXI столетия эволюционно приходит экономика, основанная на
7
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
знаниях, интеллектуальной собственности и креативном труде. Ее базисом выступает революция в области виртуально-сетевых коммуникаций и нанотехнологий, которая выводит производительные силы общества на качественно
новый уровень, требуя адекватного институционального оформления.
Закономерным следует признать интенсивное формирование национальных систем институтов инновационного развития, интегрирующих министерства, ведомства, наукоемкие фирмы, университеты, научные центры, технопарки, бизнес-кластеры, инновационно-технологические центры, сети
трансфера технологий, специализированные биржи, предпринимательские ассоциации и т.п.
Особое значение для новой экономики, основанной на знаниях, приобретает сфера науки и образования, в рамках которой формируются креативные
и аналитические компетенции, происходит расширенное воспроизводство интеллектуальной компоненты человеческого капитала. Происходящие институциональные изменения отражают становление и быстрый рост экономики знаний, что создает импульсы модернизации хозяйственного законодательства на
макроэкономическом и региональном уровнях, выработки новых неформальных норм и ценностей бизнес-сообщества для минимизации издержек и рисков трансакций.
Становится целесообразным применение институционального подхода
к анализу эволюции экономики знаний, ее природы и специфики, факторов и
форм реализации, противоречий и перспектив развития в условиях современной России.
Институциональная природа экономики знаний связана с непрерывной
эволюцией общественного разделения и кооперации труда, в результате которой происходит усложнение хозяйственных связей и отношений, ведущее к
росту трансакционных издержек и сопровождающееся повышением информационной асимметрии. Соответственно, возникает и развивается разветвленная
система институтов, обеспечивающих устойчивое и расширенное воспроизводство знаний в экономике. Содержанием этих институтов выступают специализированные институции – социальные формы закрепления когнитивных
функций агентов рыночного хозяйства.
Институциональная структура современного общества представляется
состоящей из шести элементов: экономических предприятий, социального
комплекса, научных учреждений, предприятий по производству общественных благ, добровольных организаций и домашних хозяйств. Первые четыре
элемента составляют формальную экономику (formal economy), тогда как последние два представляют собой комплементарное хозяйство (complementary
economy)17. В формальной экономике университету, исследовательские центры, академические институты, «ведущие поиск, осуществляющие проверку и
систематизацию теоретических знаний… становятся основными учреждениями нового общества»18, в отличие от индустриального строя, где ключевым
17
18
Там же. С. 116.
Там же. С. 117.
8
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
элементом оставалась промышленная корпорация благодаря её ведущей роли
в организации массового производства материальных благ.
Необходимо выделить следующие активно действующие социальные
группы, оказывающие влияние на формирование интеллектуального ресурса это организации, институты: фактический (сложившийся в данный конкретный момент времени) состав занятого на предприятии промышленно-производственного персонала; потенциальные работники предприятия, присутствующие на региональном, местном рынке труда; образовательные учреждения поставщики основных и дополнительных образовательных услуг; государство, законодательно и концептуально регламентирующее сферу образования
и рыночных отношений, организующее образовательные программы, финансируемые из государственного бюджета; предприятия отрасли и региона, в
том числе предприятия-конкуренты, действия которых на рынке могут стимулировать поиск эффективных форм взаимодействия образовательного потенциала данного предприятия и его конкурентоспособности; иностранные партнеры, в том числе инициирующие проведение образовательных программ для
российских предприятий (MBA, TACIS, RSA и пр.).
Как часть интеллектуальных ресурсов на уровне макроэкономики, интеллектуальный капитал представляет собой совокупность следующих элементов:
1) Информационная структура общества. Она состоит из хранилищ и
накопителей информации, а также средств и способов ее передачи. Причем
средства связи оцениваются по качеству, массовости их характера, доступности, надежности и быстроте. Информационная структура общества рассматривается как составляющая интеллектуальных ресурсов, так как в условиях постиндустриального общества информация становится главным ресурсом производства.
2) Система научных и проектных учреждений. В любом случае деятельность данных организаций является частью воспроизводственного процесса
общества, которое ведет к приросту национального богатства. Данное положение основано на том, что всякое интеллектуальное производство включает
в себя две стороны процесса – производство знаний и потребление знаний.
Вследствие специфических особенностей знаний и информации как уникальных ресурсов этот процесс приобретает замкнутый характер – любое их производственное или непроизводственное потребление порождает на следующем этапе знания и информацию, но теперь уже обновленные, количественно
увеличенные или улучшенные качественно. Поэтому любой интеллектуальный продукт, так или иначе, участвует в процессе общественного воспроизводства, если не напрямую, то опосредованно.
3) Система образования. В данном случае принципиальным моментом
являются факторы доступности образования и его качества. Система образования определяет культурный, духовный и интеллектуальный потенциал
нации. Отметим два отрицательных момента, которые проявляются, в случае
преобладание платной системы образование. Во-первых, не происходит
9
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
качественного интеллектуального отбора обучаемых, многие одаренные люди
не имеют возможности реализоваться. Государственные программы бесплатного обучения обладающих неординарными способностями людей не в состоянии решить эту проблему в полной мере. Эта ситуация, в условиях постиндустриального общества, несомненно, отражается на интересах производства.
Во-вторых, преобладание платной системы образования снижает общий культурный и интеллектуальный уровень нации, а это напрямую отражается на системе общественного воспроизводства.
4) Государственная структура управления. В данном случае речь идет
о быстроте и эффективности принятия и реализации законов, то есть степень
результатов деятельности законодательной и исполнительной ветвей государственной власти. В условиях, когда знание и информация имеют особое значение, необходимо выделить эффективность защиты научного и информационного потенциала страны.
Вложения в человеческий капитал, рост ценности человеческого труда
превращается в важнейшие факторы преобразования экономики, модернизации экономических институтов.
Утверждение, согласно которому, главные институты новой эры будут
интеллектуальными, не столько означает, что большинство граждан постиндустриального социума будет представлено учеными, инженерами, техническими специалистами или интеллектуалами, хотя уже сегодня «большинство
населения не являются бизнесменами»19, сколько привлекает внимание к той
конструктивной роли, которую выполняет наука как некоммерческое по своей
сути предприятие при переходе к новому строю. Социальный сектор, предполагающий неприбыльное производство, прогрессирует сегодня быстрыми
темпами, как за счет научной сферы, так и за счет производства общественных
благ и сферы услуг в целом.
В связи с переходом человечества от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях, образование сопровождается радикальными изменениями. Все более очевидными становятся смены ценностных приоритетов, обеспечивающих общественное развитие. Образовательные
ориентиры стали другими, взято направление на проведение инновационной
политики в образовании: информатизация образовательного процесса, социальное партнерство, компетентность, гуманистический, социально-ориентированный подходы, развивающее обучение, государственно-общественный
подход в управлении образованием. Сравнение основных парадигм учения в
индустриальном и постиндустриальном обществе приведено в таблице 2.
Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Научное издание. – М.: «Academia –
«Наука». 1998. – С.118.
19
10
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
Таблица 2. Смена парадигм образования
(производства и реализации знаний)
Компоненты
парадигм
Ценности
Мотивы
Нормы
Цели
Индустриальное общество
Постиндустриальное общество
-учение для общественного производства
- учение обучающихся как обязанность;
- деятельность педагога как исполнение профессиональных обязанностей
- ответственность за обучение несет
педагог;
- авторитет педагога держится за
счет соблюдения дистанции, требуя
от обучающихся дисциплины
-учение для самореализации человека
- направленность учения на приобретение научных знаний;
- учение в молодости как «запас на
всю жизнь»
- направленность учения на овладение
основами человеческой культуры и
компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными;
- учение в течение всей жизни
- педагог создает условия для самостоятельного учения;
- взаимное партнерство педагога и обучающегося
- эгалитарный (построенный на равенстве) метод;
- динамичная структура учебных дисциплин;
- интерактивные формы организации
учебного процесса;
- учебник дополнятся мощнейшими ресурсами информационно-коммуникационных систем и СМИ
- смещение акцента на самоконтроль и
самооценку обучающихся, оценка «качества» выпускников работодателями
Позиции участ- - передает знания;
ников учебного - педагог над обучающимися
процесса
Формы и ме- - иерархические и авторитарные методы
тоды;
- стабильная структура учебных дисциплин;
- традиционные формы организации
учебного процесса;
Средства
- основными средствами обучения
являются книги
Контроль
оценка
и - контроль и оценка знаний производятся педагогом
- заинтересованность обучающихся в
получении знаний;
- заинтересованность педагога в развитии обучающихся
- обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение;
- авторитет педагога создается за счет
его компетенции, знаний, личностных
качеств
В чем же проблемы реализации потенциала новой экономики в России?
Проводившаяся в постсоветской России экономическая политика игнорировала экономику знаний. Реформы сопровождались колоссальными потерями накопленных знаний. Приватизационная кампания привела к фактическому уничтожению прикладной науки, а более чем десятикратное сокращение расходов на НИОКР в 90-е годы повлекло соответствующее обесценение
имеющегося в стране запаса знаний. Сохранившаяся часть интеллектуального
потенциала позволяет пока еще рассчитывать на успех в построении новой
экономики при условии проведения адекватной указанным закономерностям
и особенностям экономики знаний, системной и целенаправленной политики.
Однако инновационная активность российских предприятий уже многие годы
застыла на 10%-ном уровне, а доля наших продуктов на мировом
11
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
высокотехнологическом рынке упала до трудноразличимой величины в 0,1%.
В данной ситуации, прежде чем строить, нужно разобраться в причинах отторжения новой экономики сложившейся в России системой хозяйствования.
В чем причины неудач? Ключевой причиной хронической невосприимчивости российской экономики к модернизационным призывам руководства
страны является неадекватность особенностям и закономерностям экономики
знаний проводимой экономической политики. Лежащая в ее идеологической
основе неоклассическая теория рыночного равновесия не замечает современной экономики знаний и игнорирует НТП, который является основным фактором современного экономического роста. На пути построения мифологической экономики рыночного равновесия российское государство игнорирует
научно обоснованную и подтвержденную успешной практикой многих стран
политику развития, потворствуя интересам олигархического бизнеса, который
извлекает сверхприбыли за счет своего монопольного положения, природной
и административной ренты. Отвергает переход к политике развития и коррумпированная часть госаппарата, которая не желает брать на себя ответственность за реализацию проектов модернизации экономики, предпочитая паразитировать на госмонополиях.
Еще одной влиятельной силой, не заинтересованной в изменениях, является международный капитал. Вывозя за рубеж сотни миллиардов долларов
сбережений под 2-3% годовых, Россия привлекает иностранный капитал под
7-8% годовых. Тем самым мы фактически меняем свои заработанные за счет
экспорта ресурсов длинные дешевые деньги на дорогие краткосрочные кредиты зарубежных эмиссионных центров. В рамках этой политики у России
нет возможностей для самостоятельного развития - источники его финансирования искусственно выведены за рубеж, там же заморожены собственные сбережения. В результате мы лишь наполовину используем свой инвестиционный
потенциал - норма сбережений в нашей экономике все постсоветские годы в
полтора раза превышает норму накопления. Оставшаяся часть вывозилась и
до сих пор вывозится за рубеж. И дело отнюдь не в отсутствии проектов - более миллиона умных голов покинули Россию и успешно реализуют свои проекты за рубежом. Проводимая денежная политика лишает российскую экономику возможностей для самостоятельного генерирования долгосрочных кредитов и сужает спектр направлений развития до экспорта сырья и импорта инвестиций.
Выход из грядущего глобального кризиса, черты которого уже очевидны, потребует достаточно мощных усилий государства по обеспечению
структурной перестройки экономики на основе нового технологического
уклада и его приоритетных отраслях - кластеры нано-, био- и информационнокоммуникационных технологий.
Механизмы подъема новой экономики.
Новая экономика строится на творческой активности граждан. Чтобы
быть созидательной и конструктивной, она должна быть соответствующим образом организована и включать множество необходимых элементов и
12
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
механизмов. В решении этой задачи нет простых решений. Повышение роли
интеллектуальной компоненты производительных сил общества представляет
собой объективный процесс в рамках исторического развития мирового хозяйства. Данный процесс связан с эволюционным вытеснением видов деятельности, базирующихся на физическом труде, их механизацией и автоматизацией.
Результатом становится доминирование в экономике сферы умственного
труда и ее внутренняя дифференциация с выделением информационных и интеллектуальных видов хозяйственной деятельности. Первые связаны с преимущественно рутинной обработкой массивов данных на основе аналитических компетенций, тогда как вторые – с генерацией новых знаний и их внедрением в качестве коммерциализируемых инноваций, что определяет ведущую роль креативных компетенций. Соответственно, в современной экономике знаний формируется «креативный класс» (термин Р. Флориды) – гетерогенная социальная группа, место которой в общественном воспроизводстве
связано с получением дохода от творческой деятельности в сферах науки и образования, корпоративных НИОКР, программирования, маркетинга и рекламы, дизайна и индустрии развлечений.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. «Новая экономика» и экономический кризис. //Вопросы новой экономики, (9) 2009 № 1. С.9-12.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М: Академия, 1999.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Отв. ред. А.Л. Яншин –
М.: Наука,, 1991.
4. Гущина Е.Г.Перспективы перехода России на инновационную экономику: анализ
текущих экономических показателей / В.А. Оганджанян, Е.Г. Гущина // Социокультурные исследования : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 22 / редкол.: И.Н. Наумов
(отв. ред.), Н.В. Дулина, Н.Г. Багдасарьян [и др.] ; ФГБОУ ВО «Волгоградский гос.
техн. ун-т». - Волгоград, 2017. - C. 268-272.
5. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Научное издание. – М.:
«Academia – «Наука». 1998. – С.118.
6. Кузнецов, С. Технологии управления, основанные на знаниях / С.Кузнецов //Проблемы теории и практики управления. – 2004 - № 6 – С.11
7. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособи/ Под ред.
А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова. - 4-е изд., испр.и доп. - М.: КНОРУС.-2004. (ФА при
Правительстве РФ).- С. 73.
8. Мильнер, Б. Управление интеллектуальными ресурсами / Б.Мильнер // Вопросы
экономики. 2008 - № 7. – С.132.
9. Московцев А.Ф., Почитаев Е.А. Воспроизводственное моделирование социальной
экономики. Волгоград. Известия ВолгГТУ. С.37-42.
10. Сен-Симон А. Катехиз промышленников / А. Сен-Симон. Избранные сочинения. М., 1948. Т.2. – С.121.
11. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ.– М.: Наука, 1997.–
351 с.
12. Стрелец И. Новая экономика: гипотеза или реальность?// Мировая экономика и международные отношения. 2008.№ 7. С.16
13. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004 — 784 c.
14. Шаховская Л.С. и др. История экономики. Учеб. пособ/ .- Волгоград, 1999.-С.112.
15. A New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in
Growth. Paris: OECD. 2000. P. 7-8.
13