Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1
Тема: ОСНОВЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
1.
2.
3.
4.
5.
План лекции:
Значение спортивно-оздоровительного мониторинга.
Понятие о мониторинге.
Основные этапы мониторинга.
Цель, задачи и принципы спортивно-оздоровительного мониторинга.
Методы спортивно-оздоровительного мониторинга.
1. ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
Эффективность занятий физической культурой и спортом во многом определяется
адекватностью физических нагрузок индивидуальным особенностям занимающихся, их
функциональным возможностям и другим показателям. Только при такой адекватности
может быть достигнут оздоровительный эффект, рост и стабильность спортивных
результатов.
Преподаватель по физической культуре и тренер должны постоянно помнить, что при
неправильном выборе вида физической нагрузки, организации и методике проведения
занятий возможны негативные изменения в состоянии здоровья занимающихся, поэтому
преподаватель и тренер должны в совершенстве владеть комплексом знаний по медикобиологическим дисциплинам, т.е. иметь естественнонаучную базу знаний, умений и
навыков.
Постоянный мониторинг физического состояния особенно важен в современных
условиях, когда к занятиям физической культурой и спортом привлекается все больше
школьников и людей, ранее не занимавшихся спортом, вводится ранняя спортивная
специализация, физической культурой занимаются люди зрелого и пожилого возраста с
различным уровнем здоровья и двигательной подготовленности. Тренировки спортсменов
сопряжены с предельным психоэмоциональным и физическим напряжением, с
форсированной подготовкой, с удлинением соревновательного сезона.
В этих условиях
постоянный мониторинг физического развития, физической
подготовленности и физического состояния - необходимое условие безопасности,
эффективности занятий физической культурой и спортом.
В последние десятилетия спортивно-оздоровительный мониторинг в процессе занятий
физической культурой и спортом приобрел высокую значимость. Причина этого –
ухудшение в среднем показателей здоровья населения, «омоложение» многих заболеваний,
возросшие нагрузки в спорте высших достижений, приближение спортивных рекордов к
пределу человеческих возможностей, а также общая тенденция к стремлению сохранить
здоровье и высокую работоспособность как можно дольше в онтогенезе. Мониторинг
функционального состояния осуществляется в рамках врачебно-педагогического контроля за
состоянием здоровья в процессе совместной деятельности тренера и спортивного врача.
Часто в этом процессе совместно с врачом участвует комплексная научная группа, особенно
в спорте высших достижений.
2. ПОНЯТИЕ О МОНИТОРИНГЕ
Мониторинг (от лат. monitor - тот, кто напоминает, предупреждает , надсмотрщик,
надзиратель).
Мониторинг – технологический процесс, основной задачей которого является
1
наблюдение, оценка и прогноз состояния некого биологического объекта с целью
рационального на него воздействия. Мониторинг – процесс наблюдения за объектом,
оценивание его состояния, осуществление контроля за характером предстоящих событий,
предупреждение негативных тенденций развития.
Мониторинг имеет проблемно-целевую направленность, т.е. основан на анализе
основных болевых точек и проблем (территории в целом, социальных групп и личности),
поиске нестандартных способов и путей их решения.
Мониторинг представляет собой непрерывный процесс, что позволяет фиксировать
состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов,
осуществлять прогноз развития этих тенденций.
Различают мониторинг параметров и мониторинг состояния объекта.
Мониторинг параметров - это наблюдение, за какими либо параметрами. Результат
мониторинга параметров представляет собой совокупность измеренных значений
параметров, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в
течение которых значения параметров существенно не изменяются.
Мониторинг состояния - наблюдение за состоянием объекта для определения и
предсказания момента перехода в предельное состояние. Результат мониторинга состояния
объекта представляет собой совокупность диагнозов составляющих его субъектов,
получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение
которых состояние объекта существенно не изменяется. Принципиальным отличием
мониторинга состояния от мониторинга параметров является наличие интерпретатора
измеренных параметров в терминах состояния - экспертной системы поддержки принятия
решений о состоянии объекта и дальнейшем управлении.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА
Проведение мониторинга предполагает выделение 5 основных этапов его
организации:
1. Подготовительный.
2. Аналитико-диагностический.
3.Диагностико-прогностический.
4. Организационно-корректирующий.
5. Итоговый.
На первом, подготовительном, этапе основными действиями (шагами) являются
выявление проблемы, определение объекта и его типичных особенностей; постановка цели,
целеполагание; установка сроков проведения; изучение литературы имеющегося по данной
проблеме опыта; определение показателей измерений; подбор методик и инструментария
проведения мониторинга.
На втором, аналитико-диагностическом, этапе осуществляется сбор информации и ее
анализ. Диагностика (с греч. - «способность распознавать») понимается как процесс
постановки диагноза, то есть определения сущности и особенностей диагностируемого
процесса или явления. Функциями диагностики являются информационная, оценочная,
корректирующая. Виды диагностики: начальная (при постановке конкретных задач в начале
какого-либо вида деятельности); текущая (отслеживание хода педагогического процесса на
разных его этапах); обобщающая (подведение итогов реализации конкретной задачи).
Данный этап предполагает использование наблюдения, собеседования, тестирования,
анкетирования, контрольных срезов и др.
Основные действия на третьем, диагностико-прогностическом этапе- диагноз
состояния объекта и прогноз его дальнейшего развития. Диагноз состояния объекта строится
на основе анализа с использованием специально подобранных методик. Диагностика быть
оперативной и долговременной. Для проведения мониторинга особенно важна
долговременная диагностика, которая рассматривает отклонения и недостатки в развитии
объекта (учащийся, учитель). Под прогнозом, или научным предвидением, в педагогике
2
понимают специально организованную систему методов, направленных на получение
опережающей информации об объекте исследования. В литературе рассматривают два вида
прогнозирования:
поисковое прогнозирование, которое направлено на выявление возможностей
развития объекта (с учетом внешних условий);
нормативное прогнозирование, определяющее оптимальные пути достижения
будущего состояния объекта, его максимальную приближенность к норме (критериям).
На четвертом, организационно-корректирующем, этапе основными действиями
являются организация деятельности и корректирование, которые тесно взаимосвязаны.
Организация деятельности предполагает определение и выбор оптимального сочетания
разнообразных форм, видов, способов проведения корректирования, распределение задач
между исполнителями. В ходе корректирования необходимо установление обратной связи в
целях координации и регулирования процесса реализации мониторинга. Корректирование устранение причин отклонения объекта от нормы - включает в себя различные средства и
методы психолого-педагогического воздействия.
На данном этапе важным представляется сформировать информацию, полученную в
результате аналитического этапа мониторинга, приемлемую для каждого участника
воспитательно-образовательного процесса.
На пятом, итоговом, этапе производится сравнение результата с нормой, критериями
и его анализ.
По итогам проведенной коррекционной работы уточняется уровень реальных
достижений объекта мониторинга, который сопоставляется с нормативными показателями,
устанавливаются причины отклонений, выдвигаются предположения о возможных
затруднениях и способах педагогического воздействия.
4. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
МОНИТОРИНГА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Одним из наиболее важных разделов мониторинга при занятиях физической культуры
и спорта является спортивно-оздоровительный мониторинг, который включает в себя
мониторинг здоровья и мониторинг функциональной подготовленности.
Спортивно-оздоровительного мониторинг – это система мероприятий по
наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и функциональной
подготовленности лиц, занимающихся ФКиС.
Мониторинг здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом является
важным и необходимым на конкретном временном отрезке, поскольку полученные данные
являются основой для разработки системы мер и мероприятий, направленных на укрепление
здоровья, а также предупреждение, смягчение и нивелирование негативных последствий
действия неадекватных физических нагрузок.
Мониторинг функциональной подготовленности позволяет определить состояние
готовности различных функциональных систем организма (ССС, дыхательной, ЦНС,
вегетативной, нервно-мышечной) к выполнению физических нагрузок.
Обследование проводится по перечню официально принятых и утвержденных
показателей. Именно уровень кондиционной физической подготовленности с наибольшей
мерой объективности отражает морфофункциональное
состояние организма,
определяющего потенциал здоровья.
Цель мониторинга при занятиях массовой физической культурой – повышении уровня
здоровья на основании рационального использования физических нагрузок.
Цель мониторинга при занятиях спортом – сохранение здоровья и повышение
эффективности тренировочного процесса.
Задачами спортивно-оздоровительного мониторинга являются:
1. Исследование и оценка состояния здоровья, физического развития,
3
функционального состояния различных органов и систем для определения пригодности к
занятиях спортом и различными формами оздоровительной физической культуры, выбора
двигательного режима (в массовой физической культуре).
2. Осуществление регулярного наблюдения за занимающимися ФКиС с целью
изучения влияния занятий на показатели здоровья, оценки переносимости и адекватности
физических нагрузок, режима тренировок, соревнований.
3. Выявление факторов риска развития патологических состояний и факторов,
лимитирующих достижение высоких результатов при занятиях спортом.
4. Определение уровня тренированности и резервных возможностей организма
спортсмена с учетом этапа подготовки;
5. Решение вопроса о допуске к соревнованиям.
6. Своевременная коррекция учебно-тренировочного процесса
7. Назначение индивидуальных реабилитационных и восстановительных мероприятий
с учетом выявленных особенностей здоровья, функционального состояния, показателей
адаптации организма к нагрузкам.
Основными принципами мониторинга являются
1. Комплексность - исследование различных систем организма, обеспечивающих
адаптацию к мышечной деятельности. Например, нельзя только по состоянию сердечнососудистой системы оценить уровень готовности спортсмена к соревнованиям.
2. Соответствие виду занятий физической культурой, цели и задачам подготовки,
квалификации, анатомо-физиологическим особенностям занимающегося (пол, возраст и
т.д.).
3. Объективность – соответствие используемого метода или показателя
оцениваемому качеству или свойству.
4.Принцип непрерывности- наблюдения должны осуществляться последовательно и
регулярно. Необходим также контроль действий, по устранению ранее выявленных
нарушений.
5. Принцип эффективности. Результаты мониторинга должны обеспечивать:
⋅
полноту выявления отклонений (фактического состояния от требуемого),
⋅
своевременность выявления таких отклонений,
⋅
установление причин отклонений,
⋅
помощь в разработке практических рекомендаций
6. Научность – использование научно обоснованных методов и технологий.
7. Законность – соблюдение правовых норм. Мониторинг здоровья и
функциональной подготовленности при занятиях ФКиС проводится на основании:
- постановления Правительства РФ от 2001 «Об общероссийской системе
мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей,
подростков и молодежи»
- приказа Минздравсоцразвития России от 2010 г. «Об утверждении порядка оказания
медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».
Организационно-структурными учреждениями, осуществляющими мониторинг
здоровья и функциональной подготовленности лиц, занимающихся ФКиС являются:
- медицинские кабинеты, которые находятся при общеобразовательных учебных
заведениях, спортивных сооружения, в ДЮСШ, спортивных федерациях;
- врачебно-физкультурный диспансер
- центры здоровья.
5. МЕТОДЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
При осуществлении мониторинга могут использоваться инструментальные и
неинструментальные методики. Кроме того, в настоящее время достаточно широко
распространены сложные компьютерные технологии.
4
К основным методам спортивно-оздоровительного мониторинга относят:
• Общие клинические методы (анамнез, соматоскопия, пальпация, перкуссия,
аускультация)
• Антропометрия
• Методы оценки биологического возраста.
• Лабораторные методы исследования.
• Изучение генетических маркеров
• Методы функциональной диагностики
Результаты мониторинга обычно фиксируются письменно в виде протокола,
компьютерной распечатки, занесения в личную карту, графика или таблицы и т.д.
Можно провести разовый (срезовый) мониторинг, но чаще всего прослеживают
изменение результатов в динамике, т.е. за какой-то временной интервал измеряют уровень
показателей, сравнивают, оценивают степень и характер изменений.
В тренировочном процессе спортсменов экстра-класса обычно используют
постоянный регулярный мониторинг (1 раз в неделю) по некоторым показателям. Кроме
того, 2-4 раза в год в физкультурном диспансере проводится углубленное медицинское
обследование (УМО). Цель УМО - определение состояния здоровья и физического развития,
функционального состояния, адаптации к физическим нагрузкам, выявление симптомов
негативного изменения уровня здоровья, выявление предпатологии, перетренированности и
т.д. В случае выявления указанных состояний принимаются соответствующие меры и
спортсмен берется на контроль.
Мониторинг обычно осуществляется по заранее разработанной программе и может
быть индивидуальным и групповым.
Индивидуальный мониторинг - это отслеживание параметров одного человека,
сравнение полученных результатов в динамике или в возрастном аспекте. Обычно
индивидуальный мониторинг проводится
с целью оценки влияния и адекватности
воздействия физической нагрузки.
Групповой мониторинг - проводится на выборке людей достаточного объема (в
зависимости от цели), объединенных одним полом, возрастом, уровнем физической
подготовленности. Групповой мониторинг проводится с разными целями, например:
•
1) Изучение возрастных закономерностей развития какого-либо показателя
(рост, вес, ОГК, ЖЕЛ, уровень физической подготовленности и т.д., например, с 8 до 16 лет).
•
2) Изучение уровня физической подготовленности и физического состояния
данной конкретной группы (секция, класс, тренировочная группа, группа ОФП и т.д.) в
динамике, т.е. в процессе занятий физической культурой и спортом.
•
3) Изучение возрастных особенностей каких-либо показателей в различных
возрастных группах населения (например, младший школьный возраст, дошкольники,
пожилой возраст и т.д., согласно периодизации). Возрастные особенности могут также
изучаться с позиции какой-либо категории населения (например, дети с нарушением зрения,
слуха, речи, водители автотранспорта, балерины и т.д.).
5