Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Жилищная сфера

  • 👀 389 просмотров
  • 📌 323 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Жилищная сфера» docx
Тема 2.1. Жилищная сфера Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ОК-9 3-2 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов У-1 Умеет интерпретировать нормативно-правовые акты с  экономической точки зрения В-1 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов В-2 Владеет нормативно-правовыми основами комплексного развития городов и городского хозяйства ОК-15 З-1 Знает методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования У-1 Умеет применять методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования В-1 Владеет методами количественного анализа, моделирования, теоретического и экспериментального исследования развития основных отраслей городского хозяйства ПК-8 З-2 Знает особенности развития основных отраслей городского хозяйства У-1 Умеет выбирать наиболее эффективные метод оценки достигнутого уровня развития основных отраслей городского хозяйства У-2 Умеет выбирать наиболее эффективные направления развития основных отраслей городского хозяйства В-1 Владеет методами комплексного развития городов и городского хозяйства ПК-26 З-1 Знает, что принятие управленческого решения влечет за собой экономическую составляющую У-1 Умеет определять капитальные вложения в развитие основных отраслей городского хозяйства ПК-31 З-1 Знает количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений У-1 Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели В-1 Владеет методами определения типизации, износа, плана капитального ремонта существующего жилищного фонда и объема нового жилищного строительства 2.1.1.  Характеристика жилищного фонда города и уровня жилищного обеспечения населения В процессе разработки комплексной программы развития городского хозяйства решаются следующие основные задачи, связанные с оценкой достигнутого уровня и прогнозированием важнейших направлений развития жилищной сферы:      выявление достигнутого уровня жилищной обеспеченности населения и прогнозирование его численности на конец расчетного периода;      анализ технического состояния жилищного фонда и определение потребности в капитальном ремонте и модернизации жилья;      определение объема нового жилищного строительства;      расчет величины капитальных вложений в жилищное строительство и капитальный ремонт жилищного фонда. При определении достигнутого уровня жилищной обеспеченности населения учитывается весь наличный жилищный фонд города независимо от его принадлежности, форм собственности и технического состояния. Фактическая жилищная обеспеченность в городе определяется по следующей формуле:                                   =,                                                    (1) где Унж – уровень жилищной обеспеченности, м2/чел.; Он – размер жилищного фонда на начало расчетного периода, м2.; Чн – численность населения на начало расчетного периода, чел. Показатель жилищной обеспеченности населения на начало расчетного периода сравнивается с установленной нормой. В связи с тем, что фактическое значение этого показателя ниже нормативного, необходимо определить пути улучшения жилищных условий населения. К их числу относятся: новое жилищное строительство и проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда. Для определения потребности жилищного фонда в ремонтах необходимо привести его техническую характеристику, составить типизацию фонда, рассчитать затраты на ремонт, сформировать ремонтные решения и выбрать наилучшие ремонтные решения. В результате определяется величина жилищного фонда города, нуждающегося в капитальном ремонте. Характеристика жилищного фонда города представляется по форме таблицы 1 приложения для каждой формы собственности с учетом исходных данных, приведенных в табличной форме (таблицы 1, 2, 4) и текстовой форме. Анализ технического состояния жилищного фонда и его потребительских качеств, определение потребности в капитальном ремонте и реконструкции жилья требует обработки значительных объемов информации. В целях снижения трудоемкости проводится типизация жилищного фонда, позволяющая сократить размерность информационных массивов. Система типов зданий определяется перечнем группировочных признаков и числом состояний по каждому из них. В качестве типизирующих признаков принимаются факторы, существенно влияющие на сроки, виды и стоимость ремонта: капитальность, этажность, физический и моральный износ зданий. По капитальности все здания подразделяются на две группы:      каменные с неогнестойкими перекрытиями;      каменные с огнестойкими перекрытиями. При определении состояний по физическому износу выделяют группы конструктивных элементов, имеющих примерно равную долговечность. Отдельно учитываются только неогнестойкие (деревянные или смешанные) перекрытия, так как их состояние в первую очередь определяет потребность зданий в капитальном ремонте и модернизации. Необходимо рассмотреть следующие группы элементов и конструкций: 1 группа – фундаменты, стены, лестницы, огнестойкие перекрытия, каркасы и другие несущие конструкции с расчетным сроком службы 125 лет; 2 группа – инженерное оборудование, окна, двери, крыша, полы и другие элементы с расчетным сроком службы 30 лет. Неогнестойкие перекрытия имеют расчетный срок службы 50 лет. По этажности здания группируются по капитальности и необходимости сооружения лифтового оборудования, что существенно влияет на стоимость строительства, ремонта и эксплуатации дома. Система типов жилых зданий города приведена в таблице 6 исходных данных. Сочетание состояний по типизирующим признакам определяет номер типа здания. Характеристика типов зданий приводится по форме таблицы 2 приложения. Для ее заполнения используются данные таблиц 5 и 6 исходных данных. По таблице 5 исходных данных методом исключения 1-ой части таблицы (износ неогнестойких перекрытий) из 2-ой части таблицы (износ элементов II группы) по соответствующим строкам (принадлежность жилищного фонда) и столбцам (этажность) определяется величина площади того или иного типа здания. 2.1.2.  Определение потребности в капитальном ремонте и модернизации жилых зданий На основе типизации жилищного фонда города определяется потребность в капитальном ремонте и модернизации жилых зданий. Для этого по всем типам зданий формируются ремонтные программы и отбираются наилучшие решения. Совокупность эффективных программ по типам зданий определяет потребность жилищного фонда в ремонтно-строительных работах. В соответствии с типизацией жилищного фонда сформирована классификация ремонтов. По типам зданий предусмотрены укрупненные виды ремонтных преобразований. Вид ремонта определяется составом заменяемых конструктивных элементов. При разработке программы развития ЖКХ принимаются виды ремонтов, представленные в таблице 7 исходных данных. Вариантность принимаемых решений реализуется в системе ремонтных программ, которые характеризуются перечнем плановых решений, принимаемых в пределах расчетного периода. В качестве плановых решений рассматриваются различные виды ремонтов (табл. 7 исходных данных), эксплуатация без ремонта и снос здания. Ремонтные программы формируются на основе показателей физического износа и потребности в модернизации зданий (таблица 8 исходных данных). Если ремонт в расчетном периоде не проводится, то значение износа определяется по формуле:                                                  (2) где Иio – физический износ i-го типа зданий на начало расчетного периода; находится по данным типизации (табл.6 исходных данных): Иik  – износ на конец расчетного периода, %; t –  длительность расчетного периода, лет; Δ – ежегодный процент нарастания физического износа, %; принимается равным 2,2%. Если ремонт проводился, то значение износа на конец расчетного периода определяется по формуле: ,                                  (3) где Pj – процент замены элементов (табл. 7 исходных данных). Предполагается, что ремонтные работы осуществляются в течение 1-го года. 67 % – максимальный допустимый физический износ жилого фонда. Для расчета износа здания используются середины представленных промежутков, характеризующих износ здания на начало расчетного периода. Определение потребности в капитальном ремонте и модернизации жилищного фонда города на расчетный период производится путем отбора наилучших ремонтных программ по каждому типу зданий и расчета потребных ресурсов для их реализации. Отбор наилучших ремонтных программ осуществляется по критерию минимизации затрат, требуемых на их проведение, и качественных результатов. Перечень ремонтных решений по типам зданий приводится по форме таблицы 3 приложения. Результаты определения оптимального плана капитального ремонта в разрезе типов жилых зданий приводятся по форме таблицы 4 приложения. Основные показатели плана капитального ремонта жилищного фонда можно привести по форме таблицы 5 приложения. 2.1.3. Определение потребности в новом жилищном строительстве Для определения объемов нового жилищного строительства необходимо определить численность населения, которому в течение расчетного периода потребуется  жилье в новом жилищном фонде по формуле: ,                                                   (4) где  Чж – численность населения, которому потребуется новое жилье, чел; Чк – численность населения на конец последнего года расчетного периода, чел; С – снос за расчетный период ветхих жилых домов, тыс. м2 общей площади; Он – жилищный фонд на начало планируемого периода, тыс. м2 общей площади; Ун – рекомендуемая норма жилищной обеспеченности в конце расчетного периода, м2 общей площади на человека (18 м2 общ. пл. / чел.). Удельный вес убыли жилищного фонда в связи с полным износом составляет 5% в год. Кроме того, необходимо учесть ту часть жилья, которая подлежит сносу в результате проведения капремонта и реконструкции (см. табл. 4 приложения). В соответствии с установленным нормативным уровнем жилищной обеспеченности и с учетом численности населения, которому потребуется новое жилье (Чж) по формуле определяется объем нового жилищного строительства на расчетный период:                                                      (5) где Пн.с. – прогнозируемый объем нового строительства. Прогнозируемый объем жилищного строительства дифференцируется по источникам финансирования на три группы: 1.   Муниципальный жилищный фонд, строящийся за счет средств местного бюджета (40 %); 2.   Частный фонд, сооружаемый за счет средств населения, льготных кредитов и субсидий (15 %); 3.   Частный фонд, возводимый частными инвесторами. Объем потребных инвестиций складывается из затрат на сооружение муниципального жилья и средств, выделяемых из централизованных фондов на льготные субсидии и кредиты. Принимается, что строительство фонда второй группы на 50 % финансируется из централизованных источников. Стоимость нового строительства составляет 5 тыс. руб./м2. Для учета затрат  на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры города размер инвестиций должен быть увеличен на 20%. Объем жилищного строительства и размер инвестиций из централизованных источников распределяются по годам расчетного периода (представляются по форме таблицы 6 приложения). Резюме по теме В процессе разработки комплексной программы развития городского хозяйства решаются задачи, связанные с оценкой достигнутого уровня и прогнозированием важнейших направлений развития жилищной сферы. При определении достигнутого уровня жилищной обеспеченности населения учитывается весь наличный жилищный фонд города независимо от его принадлежности, форм собственности и технического состояния. Фактическая жилищная обеспеченность в городе определяется по следующей формуле:                                   =,                                                    (1) Необходимо определить пути улучшения жилищных условий населения. Для определения потребности жилищного фонда в ремонтах необходимо привести его техническую характеристику, составить типизацию фонда, рассчитать затраты на ремонт, сформировать ремонтные решения и выбрать наилучшие ремонтные решения. В результате определяется величина жилищного фонда города, нуждающегося в капитальном ремонте. На основе типизации жилищного фонда города определяется потребность в капитальном ремонте и модернизации жилых зданий. Для этого по всем типам зданий формируются ремонтные программы и отбираются наилучшие решения. Совокупность эффективных программ по типам зданий определяет потребность жилищного фонда в ремонтно-строительных работах. В соответствии с типизацией жилищного фонда сформирована классификация ремонтов. Ремонтные программы формируются на основе показателей физического износа и потребности в модернизации зданий. Если ремонт в расчетном периоде не проводится, то значение износа определяется по формуле: Иik = Иio+ tΔ,                                                       (2) Если ремонт проводился, то значение износа на конец расчетного периода определяется по формуле: ,                                  (3) Отбор наилучших ремонтных программ осуществляется по критерию минимизации затрат, требуемых на их проведение, и качественных результатов. Численность населения, которому в течение расчетного периода потребуется  жилье в новом жилищном фонде по формуле: ,                                                   (4) Объем нового жилищного строительства на расчетный период: Пн.с.= Ун* Чж ,                                                     (5) Прогнозируемый объем жилищного строительства дифференцируется по источникам финансирования. Объем потребных инвестиций складывается из затрат на сооружение муниципального жилья и средств, выделяемых из централизованных фондов на льготные субсидии и кредиты. Для учета затрат  на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры города размер инвестиций должен быть увеличен на 20%. Тема 2.2. Водоснабжение и канализация Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ОК-9 3-2 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов У-1 Умеет интерпретировать нормативно-правовые акты с  экономической точки зрения В-1 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов В-2 Владеет нормативно-правовыми основами комплексного развития городов и городского хозяйства ОК-15 З-1 Знает методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования У-1 Умеет применять методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования В-1 Владеет методами количественного анализа, моделирования, теоретического и экспериментального исследования развития основных отраслей городского хозяйства ПК-8 З-2 Знает особенности развития основных отраслей городского хозяйства У-1 Умеет выбирать наиболее эффективные метод оценки достигнутого уровня развития основных отраслей городского хозяйства У-2 Умеет выбирать наиболее эффективные направления развития основных отраслей городского хозяйства В-1 Владеет методами комплексного развития городов и городского хозяйства ПК-26 З-1 Знает, что принятие управленческого решения влечет за собой экономическую составляющую У-1 Умеет определять капитальные вложения в развитие основных отраслей городского хозяйства ПК-31 З-1 Знает количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений У-1 Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели В-2 Владеет методами определения прироста мощности головных сооружений систем водоснабжения и канализации города 2.2.1.  Водопроводное хозяйство Основным показателем, характеризующим состояние водоснабжение города, является средняя норма душевого водопотребления. Этот показатель рассчитывается как отношение реализованной за сутки воды на питьевые и хозяйственные нужды к средней численности населения. Потребление воды в сутки одним жителем зависит от состояния водопроводного хозяйства, благоустройства жилищ и других факторов. Нормы душевого потребления воды, дифференцированные в зависимости от уровня благоустройства зданий, приведены в таблице 9 исходных данных. На основе этих показателей и средней численности населения в первом году расчетного периода рассчитывается фактическаясредняя норма душевого водопотребления на начало расчетного периода. Средняя норма душевого водопотребления для последующих лет определяется в зависимости от благоустройства жилищного фонда, достигнутого к концу каждого года, по следующей формуле: ,                                               (6) где   i – уровень благоустройства (см. табл. 9 исходных данных);  – средняя норма душевого водопотребления, л/чел. в сутки; Ni – численность населения, проживающего в домах с различным уровнем благоустройства, чел.; Нi – норма водопотребления в домах с различным уровнем благоустройства, л/чел. в сутки. Для определения численности населения, проживающего в конце каждого года расчетного периода, рассчитывается общая площадь в домах с различным уровнем благоустройства. Для этого к величине площади жилищного фонда с различным уровнем благоустройства в начале каждого года прибавляется площадь, намечаемая к строительству за год, а из полученной суммы вычитается сносимая за год площадь. Кроме того, учитывается изменение структуры жилищного фонда в результате проведения модернизации жилья, т.е. ежегодно на величину модернизированного жилищного фонда сокращается или увеличивается размер жилья данной категории благоустройства. Численность населения, проживающего в зданиях с различным уровнем благоустройства, определяется как отношение общей площади зданий с i-м уровнем благоустройства к средней норме жилищной обеспеченности по городу в целом на каждый год с учетом изменения по годам общей площади жилищного фонда и уровня жилищной обеспеченности. Для справки: 1 дм3 = 1 м3 * 10-3; 1 л = 1 дм3. Определение динамики структуры жилищного фонда города и расчет средней нормы и объемов водопотребления приводятся по формам таблиц 7 и 8 приложения. В таблице 7 приложения объем модернизации переходит на более высокий уровень благоустройства, которой подвергается самый неблагоустроенный фонд на рассматриваемый момент времени. Новое строительство предполагает застройку наилучшего уровня благоустройства. На основании полученных показателей определяется производительность головных сооружений городского водопровода на начало и конец расчетного периода. При расчете производительности станции 1 подъема учитывается суточная неравномерность водопотребления, а при определении производительности станции 2 подъема – как суточная, так  и часовая неравномерность водопотребления. Величины коэффициентов суточной и часовой неравномерности хозяйственно-питьевого водопотребления приведены в табл. 9 исходных данных. Принимается, что промышленное потребление воды равномерно как по дням года, так и по периодам суток, поэтому все коэффициенты, касающиеся промышленного водопотребления принимаются равными 1. Удельный вес воды, отпускаемой населению, приводится в исходных данных. Расчет необходимой рабочей производительности станции 1 подъема производится по максимальной среднечасовой подаче воды в сутки, которая определяется по следующей формуле: , тыс. м3/час,                                            (7) где П1час – среднечасовая подача воды станцией 1 подъема, тыс. м3/час; сн – средний коэффициент суточной неравномерности водопотребления. Среднечасовая подача воды станцией 1 подъема определяется с учетом общего потребления воды – хозяйственно-бытового и промышленного назначения, утечек и неучтенного расхода воды, расхода на собственные нужды станции, по следующей формуле: ,                                      (8) где П1час – среднечасовая подача воды станцией 1 подъема, тыс. м3/час; Qсут – суточный объем водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды, тыс. м3 / сут.; Ух-п – удельный вес хозяйственно-питьевого потребления воды, %; αу – процент утечек и неучтенного расхода воды;  αсн – процент расхода воды на собственные нужды. Утечки и неучтенные расходы составляют от 5 до 10% поданной в сеть станцией 1 подъема воды. Расходы на собственные нужды принимаются на уровне 5 – 7 % от объема воды, поднятой станцией 1 подъема из источника. Оба показателя в конце периода могут быть ниже, чем в начале проектного периода. Средний коэффициент суточной неравномерности водопотребления рассчитывается по следующей формуле: ,                                           (9) где   Ух-п – удельный вес хозяйственно-питьевого потребления воды, %; Уп – удельный вес промышленного потребления воды, %; Кснх-п – коэффициент суточной неравномерности хозяйственно-питьевого водопотребления;  Кснп – коэффициент суточной неравномерности промышленного водопотребления, равняется 1; Коэффициент суточной неравномерности хозяйственно-питьевого водопотребления рассчитывается по формуле: ,                                               (10) где    i  –   уровень благоустройства; Кснх-пi – коэффициент суточной неравномерности водопотребления в домах с благоустройством i; Qi – объем водопотребления в домах с уровнем благоустройства i, тыс. м3/сут. Рабочая производительность станции 2 подъема определяется по следующей формуле: ,                                                   (11) где  – среднечасовая подача станцией 2 подъема, тыс. м3/час. средний коэффициент часовой неравномерности водопотребления (находится аналогично ). Среднечасовая подача воды станцией 2 подъема определяется с учетом общего потребления, утечек и неучтенного расхода воды по формуле: ,                                                 (12) где  Ух-п – удельный вес хозяйственно-питьевого потребления воды, %; Qсут – суточный объем водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды, тыс. м3/сут.; αу  –  процент утечек и неучтенного расхода воды. Рассчитанные показатели Р1 и Р2 округляются в большую сторону до величины кратной мощности насосов, т.е. до 500 или 1000 м3/час. Установленная производительность водопроводных сооружений определяется с учетом установленной производительности насосов на станциях 1 и 2 подъемов, включая насосы, находящиеся в ремонте и резерве (по одному в резерве и в ремонте на каждой станции), а также установленной производительности очистных сооружений. Производительность очистных сооружений соответствует рабочей производительности станции 1 подъема. Расчеты приводятся по форме таблиц 9-13 приложения. На основе установленной производительности водопровода и с учетом укрупненных показателей сметной стоимости строительства по годам расчетного периода (таблица 10 исходных данных), определяется общая сумма средств, необходимых для развития производительности головных сооружений. Требуется сравнить несколько вариантов строительства головных сооружений, отличающихся от других мощностью и сроками строительства: 1.   Строительство маломощных станций, рассчитанных на удовлетворение потребности в дополнительном отпуске воды в каждом году расчетного периода; 2.   Строительство в первом году водопроводной станции, мощность головных сооружений которой будет достаточна для удовлетворения дополнительной потребности в воде и в конце расчетного периода. 3.   Любые промежуточные между 1 и 2 вариантами. Для выбора наилучшего варианта определяется экономическая эффективность капитальных вложений. Оптимальным считается вариант, при котором величина Кг.с. будет наименьшей: ,                                            (13) где  Кг.с. – приведенные затраты на строительство головных сооружений, тыс. рублей; t  – год осуществления капитальных вложений; Кt – объем капитальных вложений в году t, тыс. рублей; Енп – норматив приведения разновременных затрат, Енп=0,1. Принимается, что строительство головных сооружений водопровода осуществляется в течение 1-го года. При определении размера инвестиций в развитие водоснабжения, кроме капитальных вложений, направляемых на увеличение мощности головных сооружений, учитываются капитальные вложения на прокладку и ремонт водопроводных сетей:                                             (14) где  Кг.с.– затраты на строительство головных сооружений, тыс. рублей; Кв.с. – капиталовложения на прокладку водопроводной сети, тыс. рублей; Крем – капиталовложения на капитальный ремонт водопроводных сетей, тыс. рублей. При расчете капиталовложений на прокладку водопроводной сети следует исходить из обеспеченности города водопроводной сетью в начале расчетного периода, объема нового жилищного строительства и удельных вложений в строительство водопроводной сети. Увеличение протяженности водопроводных сетей проводится пропорционально росту размера общей площади жилья в городе:                                                     (15) где Lу – увеличение протяженности водопроводной сети, м; Сп – стоимость прокладки 1 м водопроводной сети, рублей. При расчете затрат на капремонт водопроводной сети следует исходить из потребности в капитальном ремонте водопроводных сетей на конец расчетного периода и удельных капитальных вложений в капремонт водопроводной сети:                                             (16) где Lрем – протяженность водопроводной сети, требующей ремонта, м; Срем – стоимость капитального ремонта 1 метра водопроводной сети, руб. 2.2.2.  Канализационное хозяйство Количество бытовой сточной жидкости определяется исходя из численности населения, проживающего в жилищном фонде с канализацией, и норм водоотведения, дифференцированных в зависимости от уровня благоустройства. Нормы водоотведения для зданий с различным уровнем благоустройства равны нормам водопотребления в этих же зданиях. Удельный вес бытовой сточной жидкости в общем расходе воды указан в исходных данных. Мощность насосных станций канализации проектируется на максимальный часовой расход сточной жидкости по формуле: ,                                              (17) где Qсут – суточный объем сточных вод, тыс. м3/сут.; сн – средний коэффициент суточной неравномерности водоотведения; чн – средний коэффициент часовой неравномерности водоотведения; сн и чн  принимаются равными аналогичным коэффициентам для водоснабжения. Ух-п  – удельный вес бытовой сточной жидкости, %. Величина Qmax округляется в большую сторону до величины, кратной мощности насосов, то есть до 500 или 1000 м3/час. Установленная производительность определяется с учетом производительности резервных и находящихся в ремонте насосов (по одному в резерве и ремонте). Расчеты проводятся по форме таблиц 14 – 16 приложения. Производительность очистных сооружений соответствует рабочей производительности насосной станции. Расчеты производительности головных сооружений канализации необходимо производить для каждого года расчетного периода. Определение размера инвестиций в канализационные сооружения (головные сооружения и сети) аналогично расчету капитальных вложений в сооружения водопровода. Общая потребность в инвестициях на развитие водопроводно-канализационного хозяйства города определяется суммированием инвестиций в систему водоснабжения и канализацию. Резюме по теме Основным показателем, характеризующим состояние водоснабжение города, является средняя норма душевого водопотребления. Потребление воды в сутки одним жителем зависит от состояния водопроводного хозяйства, благоустройства жилищ и других факторов. На основе этих показателей и средней численности населения в первом году расчетного периода рассчитывается фактическая средняя норма душевого водопотребления на начало расчетного периода. Средняя норма душевого водопотребления для последующих лет определяется в зависимости от благоустройства жилищного фонда, достигнутого к концу каждого года. Для определения численности населения, проживающего в конце каждого года расчетного периода, рассчитывается общая площадь в домах с различным уровнем благоустройства. Численность населения, проживающего в зданиях с различным уровнем благоустройства, определяется как отношение общей площади зданий с i-м уровнем благоустройства к средней норме жилищной обеспеченности по городу в целом на каждый год с учетом изменения по годам общей площади жилищного фонда и уровня жилищной обеспеченности. На основании полученных показателей определяется производительность головных сооружений городского водопровода на начало и конец расчетного периода. При расчете производительности станции 1 подъема учитывается суточная неравномерность водопотребления, а при определении производительности станции 2 подъема – как суточная, так  и часовая неравномерность водопотребления. Расчет необходимой рабочей производительности станции 1 подъема производится по максимальной среднечасовой подаче воды в сутки. Среднечасовая подача воды станцией 1 подъема определяется с учетом общего потребления воды – хозяйственно-бытового и промышленного назначения, утечек и неучтенного расхода воды, расхода на собственные нужды станции. Средний коэффициент суточной неравномерности водопотребления рассчитывается по следующей формуле: .                                           (9) Коэффициент суточной неравномерности хозяйственно-питьевого водопотребления рассчитывается по формуле: .                                               (10) Рабочая производительность станции 2 подъема определяется по следующей формуле: .                                                   (11) Среднечасовая подача воды станцией 2 подъема определяется с учетом общего потребления, утечек и неучтенного расхода воды. Установленная производительность водопроводных сооружений определяется с учетом установленной производительности насосов на станциях 1 и 2 подъемов, включая насосы, находящиеся в ремонте и резерве, а также установленной производительности очистных сооружений. На основе установленной производительности водопровода и с учетом укрупненных показателей сметной стоимости строительства по годам расчетного периода, определяется общая сумма средств, необходимых для развития производительности головных сооружений. Для выбора наилучшего варианта строительства головных сооружений водопровода определяется экономическая эффективность капитальных вложений. При определении размера инвестиций в развитие водоснабжения, кроме капитальных вложений, направляемых на увеличение мощности головных сооружений, учитываются капитальные вложения на прокладку и ремонт водопроводных сетей. Количество бытовой сточной жидкости определяется исходя из численности населения, проживающего в жилищном фонде с канализацией, и норм водоотведения, дифференцированных в зависимости от уровня благоустройства. Мощность насосных станций канализации проектируется на максимальный часовой расход сточной жидкости. Установленная производительность определяется с учетом производительности резервных и находящихся в ремонте насосов. Определение размера инвестиций в канализационные сооружения (головные сооружения и сети) аналогично расчету капитальных вложений в сооружения водопровода. Общая потребность в инвестициях на развитие водопроводно-канализационного хозяйства города определяется суммированием инвестиций в систему водоснабжения и канализацию. Тема 2.3. Энергоснабжение города Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ОК-9 3-2 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов У-1 Умеет интерпретировать нормативно-правовые акты с  экономической точки зрения В-1 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов В-2 Владеет нормативно-правовыми основами комплексного развития городов и городского хозяйства ОК-15 З-1 Знает методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования У-1 Умеет применять методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования В-1 Владеет методами количественного анализа, моделирования, теоретического и экспериментального исследования развития основных отраслей городского хозяйства ПК-8 З-2 Знает особенности развития основных отраслей городского хозяйства У-1 Умеет выбирать наиболее эффективные метод оценки достигнутого уровня развития основных отраслей городского хозяйства У-2 Умеет выбирать наиболее эффективные направления развития основных отраслей городского хозяйства В-1 Владеет методами комплексного развития городов и городского хозяйства ПК-26 З-1 Знает, что принятие управленческого решения влечет за собой экономическую составляющую У-1 Умеет определять капитальные вложения в развитие основных отраслей городского хозяйства ПК-31 З-1 Знает количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений У-1 Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели В-3 Владеет методами определения прироста мощности головных сооружений систем энергоснабжения города Энергоснабжение городов включает три основные отрасли: теплоснабжение, газоснабжение и электроснабжение. В работе необходимо определить расходы энергии в городе и объем инвестиций в развитие систем энергоснабжения за расчетный период. Для этого определяется потребный годовой расход энергии на начало и конец расчетного периода, устанавливается требуемый прирост энергии за период, и определяются инвестиции, обеспечивающие развитие энергосистемы города. 2.3.1.  Теплоснабжение Расходы тепловой энергии в городе по видам тепловых нагрузок устанавливаются на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. Максимально-часовой расход тепла на отопление жилых зданий рассчитывается по формуле на начало и конец расчетного периода: ,  МВт/ч,                          (18) где  qо – отопительная характеристика здания (0,4 – 0,5 Вт/(м3 * К) для жилых зданий, для общественных организаций – см. табл. 11 исходных данных). Vот – кубатура зданий по наружному обмеру (строительный объем жилых зданий составляет 60-80 м3 на одного жителя); Необходимо учесть, что централизованное теплоснабжение присутствует только в жилых зданиях с I-м и II-м уровнем благоустройства (см. табл. 14 приложения). tвн – температура воздуха внутри отапливаемых помещений (18°С для жилых зданий, для общественных организаций – см. табл. 11 исходных данных); tнр – расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления (-24°С). Годовой расход тепла на отопление определяется по формуле на начало и конец периода: ,    ГДж/год,                (19) где tн.ср. – средняя температура наружного воздуха за отопительный период (-2,2°С); nо – продолжительность отопительного периода, дни (196 дней); 24 – часов в сутках. Для справки: 1 Вт-ч = 3,6 * 103 Дж. Определение максимально-часового расхода тепла на вентиляцию производится по следующей формуле: ,  МВт/ч,                            (20) где qв – удельная вентиляционная характеристика  здания, (см. табл. 11 исходных данных); Vвент – вентилируемый объем помещений, м3, принимается равным 80% от кубатуры общественных зданий; tнр – расчетная температура наружного воздуха для проектирования вентиляции (-14°С). Определение годового расхода тепла на вентиляцию производится по формуле: ,   ГДж/год,                        (21) где 16 – часы работы вентиляции в сутки в общественных зданиях. Среднесуточный часовой расход тепла на горячее водоснабжение определяется отдельно на летний и зимний период по формулам: , Гкал/ч,                            (22) где qсут – норма суточного расхода горячей воды, (105 л-чел./сут. в жилых зданиях, в общественных – см. табл. 11 исходных данных);  tг – температура горячей воды, (55°С);  tх – температура холодной воды, (5°С);  N – численность жителей в домах c I-м уровнем благоустройства (см. табл. 14 приложения), для общественных зданий – число расчетных единиц, необходимых для данной численности населения (см. табл. 11 и п. 2 исходных данных); 24 – часовой период потребления горячей воды в сутки. , Гкал/ч,                              (23) где 0,8 – коэффициент, учитывающий сокращение энергозатрат на нагрев горячей воды в летнее время в связи с повышением уровня температуры наружного воздуха и сокращением ее охлаждения при подаче к местам конечного потребления в теплопроводах. Определение годового расхода тепла на горячее водоснабжение производится по следующей формуле: , ГДж/год,       (24) где 8760 – число часов в году. Для справки: 1 кал = 4,2 Дж. Расчеты расхода тепла представляются по форме таблицы 17 приложения. На основе значений расхода тепла на все виды теплоснабжения в начале и в конце расчетного периода рассчитывается прирост расхода тепла за период. Суммарные капиталовложения в развитие теплоснабжения города складываются из затрат на строительство районных тепловых станций (РТС) и стоимости прокладки новых сетей. Для определения количества и стоимости РТС нужно учесть прирост расхода тепла за расчетный период. Производительность одной станции теплоснабжения – от 58 до 116 МВт в час. Для справки: 1 МВт-ч = 3,6 ГДж. Для расчета количества требуемых РТС необходимо полученный прирост расхода тепла за расчетный период перевести из ГДж в МВт, разделить на принятую производительность станции теплоснабжения и при необходимости округлить полученный результат в большую сторону. Также необходимо учесть, что в городе должно быть не менее двух РТС. Удельные капиталовложения в строительство станций теплоснабжения представлены в исходных данных. Прирост протяженности тепловых сетей за расчетный период определяется пропорционально приросту общей площади жилищного фонда города. Удельная стоимость прокладки тепловых сетей указана в исходных данных. 2.3.2.  Газоснабжение В работе необходимо определить расход газа на коммунально-бытовые нужды города за расчетный период и рассчитать капитальные вложения в развитие системы газоснабжения города. Расход газа в жилых домах на горячее водоснабжение и приготовление пищи на начало и конец расчетного периода определяется по формуле:   м3/год,                                     (25) где i – уровень благоустройства жилищного фонда; N – численность населения, проживающего в домах с соответствующим уровнем благоустройства, чел. (см. табл. 14 приложения); Wуд.i – удельная норма потребления газа в домах с соответствующим уровнем благоустройства, м3/чел. в год (см. табл. 12 исходных данных). Определение расхода газа на отопление от местных источников тепла производится по следующей формуле: ,  м3/год,                                (26) где Qгодот – годовой расход тепловой энергии на отопление жилых зданий с местными источниками тепла, ГДж; Местные источники тепла используются в жилых зданиях с III-м уровнем благоустройства. Расчет Qгодот для зданий с III-м уровнем благоустройства производится аналогично расчету для зданий с I-м и II-м уровнем благоустройства по формулам 18 и 19. Qг   – теплота сгорания газа (33,52 МДж/м3); Рм  –  КПД местной отопительной установки (КПД = 0,8-0,9). Определение расхода газа на нужды централизованного теплоснабжения производится по формуле: , м3/год,                                  (27) где 1,15 – коэффициент, учитывающий потери энергии в тепловых сетях и их расходы на собственные нужды. Определение годового расхода газа в учреждениях и предприятиях обслуживания по нормам годового потребления газа для этих учреждения и предприятий производится по формуле: , м3/год,                                      (28) где Vуд – норма удельного расхода газа на расчетную единицу потребления, МДж/чел.-год (см. табл. 11 исходных данных); m – число расчетных единиц на 1000 чел.; N – численность населения, тыс. чел. На основе расчетов суммарного годового расхода газа на коммунально-бытовые нужды определяется прирост расхода газа за период. Результаты расчетов расхода газа представляются по форме таблицы 18 приложения. Суммарные капитальные вложения в развитие системы газоснабжения складываются из стоимости газораспределительных пунктов, которые будут построены в течение расчетного периода и затрат на прокладку газовых сетей высокого и низкого давления. Исходя из прироста годового расхода газа на коммунально-бытовые нужды, определяется количество газораспределительных пунктов, которые необходимо построить, и рассчитывается стоимость их строительства. Расход газа одним газораспределительным пунктом и стоимость строительства ГРП указаны в исходных данных. Прирост протяженности газовых сетей высокого давления на конец расчетного периода определяется пропорционально приросту общей площади жилого фонда. Удельная стоимость прокладки газопроводов высокого давления указана в исходных данных. Стоимость газовых сетей низкого давления определяется по формуле:  тыс. руб.,                               (29) где Nк – численность населения на конец расчетного периода, чел.; Nн – численность населения на начало расчетного периода, чел.; Ку – удельные капиталовложения в строительство газовых сетей низкого давления, руб./чел. Удельные капиталовложения в строительство газовых сетей низкого давления приведены в исходных данных. На основе рассчитанных стоимостных показателей определяются потребные инвестиции в развитие газоснабжение города. 2.3.3. Электроснабжение Потребление электроэнергии в жилых и общественных зданиях предусматривается на цели освещения, культурно-бытовые и силовые нужды и рассчитываются по удельным нормам расхода электроэнергии. В данном разделе определяется потребление электроэнергии на коммунально-бытовые нужды, рассчитывается требуемый прирост электроэнергии, и находится объем инвестиций в развитие электроснабжения города за расчетный период. Расход электроэнергии в жилых зданиях осуществляется на внутриквартирные нужды и на привод лифтов в многоэтажных зданиях. Потребление электроэнергии на внутриквартирные нужды определяется по формуле:          МВт-ч,                                 (30) где Wуд – удельная норма потребления электроэнергии на внутриквартирные нужды, кВт час./чел. (650 кВт-ч/чел. в год); N – численность населения города, тыс. чел. (см. табл. 14 приложения). Потребление энергии на привод лифтов рассчитывается по следующей формуле:      МВт-ч,                                    (31) где Wуд.л. – удельная норма расхода электроэнергии на привод лифтов в многоэтажных зданиях (5 и более этажей), кВт-ч/чел. (50 кВт-ч/чел. в год); N – численность населения проживающего в многоэтажных домах (I-й уровень благоустройства), тыс. чел. (см. табл. 14 приложения). Расход электроэнергии в учреждениях и предприятиях обслуживания определяется по формуле:       МВт-ч,                                (32) где Wуд – удельная норма потребления электроэнергии на единицу емкости учреждения, кВт-ч (см. табл. 11 исходных данных). Определение расхода электроэнергии на наружное освещение, которое складывается из потребностей в электроэнергии на освещение улиц, парков, скверов, дворовых участков, на архитектурно-рекламные цели и другие виды объектов. Расход электроэнергии на уличное освещение определяется по формуле:            МВт-ч,                 (33) где ∑Nуст – суммарная установленная мощность установок уличного освещения, кВт; Т –  число часов горения ламп (Т=2500ч/год). Суммарная мощность осветительных установок уличного освещения определяется по формуле: ,   кВт,                             (34) где Nмо – мощность осветительных установок для магистралей общегородского значения, кВт; Nмр – мощность осветительных установок для магистралей районного значения, кВт; Nу. и п – мощность осветительных установок для улиц местного значения и проездов, кВт. Мощность осветительных установок для каждой категории улиц определяется по формуле:  кВт,                                      (35) где Pуi – удельная установленная мощность осветительных установок i-й категории улиц, кВт/км; Li – протяженность улиц i-й категории, км (см. табл. 18-19 исходных данных и тему «Благоустройство города»). Установленная мощность осветительных установок представлена в таблице 13 исходных данных. Расход электроэнергии на освещение парков и скверов, дворовых участков, архитектурно-рекламное и других объектов принимается в размере 50% от расхода электроэнергии на уличное освещение. В результате общий расход электроэнергии составит:    МВт-ч.                                      (36) Расход электроэнергии на работу предприятий водопроводно-канализационного хозяйства определяется по формуле: ,   МВт-ч,                     (37) где  Р – среднесуточная производительность городского водопровода (см. табл. 13 приложения);  Н – расчетный напор водопровода (Н=1500 кПа); Рн. у – КПД насосных установок (Рн.у.=0,65-0,76); 1,25 – коэффициент, учитывающий расход электроэнергии на отвод сточных вод. Расход электроэнергии на городской электротранспорт определяется по формуле: МВт-ч,                                        (38) где Wуд – удельных расход электроэнергии на движение (Wуд = 2,5-3,0 кВт-ч/ваг.-км); А –  годовой объем работы электротранспорта, тыс. пасс.-км (см. тему «Городской пассажирский транспорт»); В –  средняя вместимость вагонов (В=70 чел./ваг.);  Кзап – коэффициент заполнения вагонов (Кзап = 0,3-0,4). Расход электроэнергии на централизованное теплоснабжение определяется по формуле: , МВт-ч,                                    (39) где Wуд – удельных расход электроэнергии в системах централизованного теплоснабжения (Wуд = 4-6 кВт-ч/ГДж); ΣQгод. – общий годовой объем теплоэнергии, ГДж (см. табл. 17 приложения). В результате определяется суммарное годовое потребление электроэнергии на коммунально-бытовые нужды города и прирост потребления электроэнергии за период. Расчет представляется по форме таблицы 19 приложения. Для определения протяженности ЛЭП вычисляется прирост расчетной мощности трансформаторных подстанций или пунктов (ТП) и устанавливается их требуемое количество.    кВт,                                         (40) где  ∆Р  –  прирост расчетной мощности ТП, кВт; Wприрост – прирост суммарного годового потребления электроэнергии на коммунально-бытовые нужды города;   h  –  число часов использования электронагрузки (h = 3000 – 4000 ч/год) Требуемое число ТП рассчитывается по формуле и округляется до целого в большую сторону:                                                              (41) где Ртп – установленная мощность ТП, кВт (400-600 кВт). В городе применяются распределительные линии электропередачи (ЛЭП) напряжением 10 и до 1 кВ. Прирост протяженности ЛЭП напряжением 10 кВ определяем по формуле: ,  км,                                          (42) где σ – плотность нагрузки (σ = 50 кВт/га). Прирост протяженности ЛЭП напряжением 1 кВ определяем по формуле:  ,   км,                                            (43) где m – число отходящих линий (m = 4-6). При расчете капитальных вложений в развитие электрических сетей учитываются затраты на строительство кабельных линий напряжением 10 кВ и до 1 кВ, на прирост количества ТП и уличного освещения. Удельная стоимость ЛЭП и ТП определена в исходных данных. Данные для расчета капитальных вложений в уличное освещение приведены в таблице 14 исходных данных. Суммарные капиталовложения в развитие энергоснабжение города представляются по форме таблицы 20 приложения. Резюме по теме Энергоснабжение городов включает три основные отрасли: теплоснабжение, газоснабжение и электроснабжение. В работе необходимо определить расходы энергии в городе и объем инвестиций в развитие систем энергоснабжения за расчетный период. Для этого определяется потребный годовой расход энергии на начало и конец расчетного периода, устанавливается требуемый прирост энергии за период, и определяются инвестиции, обеспечивающие развитие энергосистемы города. Расходы тепловой энергии в городе по видам тепловых нагрузок устанавливаются на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. На основе значений расхода тепла на все виды теплоснабжения в начале и в конце расчетного периода рассчитывается прирост расхода тепла за период. Суммарные капиталовложения в развитие теплоснабжения города складываются из затрат на строительство районных тепловых станций (РТС) и стоимости прокладки новых сетей. В работе необходимо определить расход газа на коммунально-бытовые нужды города за расчетный период и рассчитать капитальные вложения в развитие системы газоснабжения города. На основе расчетов суммарного годового расхода газа на коммунально-бытовые нужды определяется прирост расхода газа за период. Суммарные капитальные вложения в развитие системы газоснабжения складываются из стоимости газораспределительных пунктов, которые будут построены в течение расчетного периода и затрат на прокладку газовых сетей высокого и низкого давления. Потребление электроэнергии в жилых и общественных зданиях предусматривается на цели освещения, культурно-бытовые и силовые нужды и рассчитываются по удельным нормам расхода электроэнергии. В данном разделе определяется потребление электроэнергии на коммунально-бытовые нужды, рассчитывается требуемый прирост электроэнергии, и находится объем инвестиций в развитие электроснабжения города за расчетный период. Расход электроэнергии в жилых зданиях осуществляется на внутриквартирные нужды и на привод лифтов в многоэтажных зданиях. Определение расхода электроэнергии на наружное освещение, которое складывается из потребностей в электроэнергии на освещение улиц, парков, скверов, дворовых участков, на архитектурно-рекламные цели и другие виды объектов. В результате определяется суммарное годовое потребление электроэнергии на коммунально-бытовые нужды города и прирост потребления электроэнергии за период. Для определения протяженности ЛЭП вычисляется прирост расчетной мощности трансформаторных подстанций или пунктов (ТП) и устанавливается их требуемое количество. Тема 2.4. Городской пассажирский транспорт Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ОК-9 3-2 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов У-1 Умеет интерпретировать нормативно-правовые акты с  экономической точки зрения В-1 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов В-2 Владеет нормативно-правовыми основами комплексного развития городов и городского хозяйства ОК-15 З-1 Знает методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования У-1 Умеет применять методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования В-1 Владеет методами количественного анализа, моделирования, теоретического и экспериментального исследования развития основных отраслей городского хозяйства ПК-8 З-2 Знает особенности развития основных отраслей городского хозяйства У-1 Умеет выбирать наиболее эффективные метод оценки достигнутого уровня развития основных отраслей городского хозяйства У-2 Умеет выбирать наиболее эффективные направления развития основных отраслей городского хозяйства В-1 Владеет методами комплексного развития городов и городского хозяйства ПК-26 З-1 Знает, что принятие управленческого решения влечет за собой экономическую составляющую У-1 Умеет определять капитальные вложения в развитие основных отраслей городского хозяйства ПК-31 З-1 Знает количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений У-1 Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели В-4 Владеет методами определения прироста мощности головных сооружений системы городского пассажирского транспорта При проектировании развития городского пассажирского транспорта общего пользования необходимо руководствоваться следующими показателями:      транспортной подвижностью населения в базисном году и распределением объема перевозок между отдельными видами транспорта;      намечаемыми на последний год расчетного периода подвижностью населения и распределением объема перевозок между отдельными видами транспорта. Транспортная подвижность населения в базисном году определяется как отношение числа перевезенных пассажиров к численности населения. Число перевезенных каждым видом транспорта пассажиров может быть найдено по формуле:                                (44) где Пi – число пассажиров, перевезенных i-м видом транспорта, чел.; i – вид городского пассажирского транспорта (троллейбус, автобус, трамвай); Мiинв – инвентарное число единиц подвижного состава i-го вида, шт. (см. исходные данные); Кiв – коэффициент выпуска парка i-го вида транспорта (см. исходные данные); Рiср – среднесуточная продолжительность работы транспорта i-го вида на линии, ч (см. исходные данные); Viэ – средняя эксплуатационная скорость i-го вида транспорта, км/ч (см. исходные данные); αi – число пассажиров на 1 машино- (вагоно-) километр на i-м виде транспорта (см. исходные данные); Дi – число дней работы i-го вида транспорта в году (365 дн.). На основе произведенных расчетов определяется общее число перевезенных пассажиров. Подвижность населения для последнего года расчетного периода должна быть запроектирована на основе данных о примерных размерах транспортной подвижности для городов с различной численностью населения (таблица 15 исходных данных). Указанные данные необходимы для того, чтобы иметь возможность судить о возможных размерах подвижности. Однако в различных городах с данной численностью населения, в зависимости от местных условий, транспортная подвижность может колебаться в значительных пределах. При планировании подвижности для последнего года расчетного периода следует исходить не только из представленных данных, но и учитывать размеры достигнутой в базисном году подвижности. При распределении подвижности населения и объема перевозок между отдельными видами транспорта в последнем году периода следует иметь в виду, что в ближайшие годы удельный вес трамваев в общем объеме перевозок будет уменьшаться за счет более интенсивного развития безрельсового транспорта – троллейбусов и автобусов. Капитальные вложения в развитие трамвайного хозяйства не предусматриваются. Соотношение в объемах перевозок троллейбусом и автобусом может быть сохранено на уровне базиса. Прогноз развития основных фондов отдельных видов транспорта в натуральных и стоимостных показателях, включая подвижной состав, объекты паркового и путевого хозяйств, определяется в соответствии с нормативной стоимостью единиц элементов основных фондов (таблица 16 исходных данных). Кроме того, необходимо определить годовой объем работы каждого вида городского пассажирского транспорта. Для этого число перевезенных определенным видом транспорта за год пассажиров умножается на протяженность линий соответствующего вида транспорта (см. исходные данные). Потребное число подвижного состава каждой вместимости определяется по формуле: ,                                         (45) где Wд – потребное число подвижного состава (шт.); Пгод – годовой объем работы транспорта (троллейбуса и автобуса); а – коэффициент, учитывающий, что часть перевозок будет осуществляться индивидуальным автомобильным транспортом (0,9); в – коэффициент сезонной неравномерности потока (1); r – объем перевозок, осваиваемых подвижным составом (%) (см. табл. 17 исходных данных); Vэ – эксплуатационная скорость, принятая для черты города (см. исходные данные); n – количество часов работы транспорта в сутки (см. исходные данные); t – вместимость подвижного состава (см. табл. 16 исходных данных); d – среднесуточный коэффициент наполнения городского транспорта (0,35). Распределение дополнительно потребного числа подвижного состава различной вместимости между троллейбусами и автобусами осуществляется самостоятельно с учетом самостоятельно разрабатываемой системы городского транспорта. Потребность в дополнительном количестве мест в троллейбусных и автобусных парках находится как разность между инвентарным числом подвижного состава в конце периода и числом машино-мест в парках в начале периода. Количество парков, подлежащих вводу в действие в течение расчетного периода, находится как частное от деления дополнительного числа машино-мест в парках на вместимость типовых парков. Вместимость типовых троллейбусных депо и автобусных парков указана в исходных данных. Ориентировочная потребная мощность на 1 троллейбус в движении составляет:      для троллейбусов средней вместимости – 40 кВт;      для троллейбусов большой вместимости – 47 кВт;      для троллейбусов особо большой вместимости – 60 кВт. В качестве тяговой подстанции нужно принять подстанцию 2*2 ВАК-100, мощностью 1200 кВт. Определение количества подстанций производится по формуле:                                                   (46) где m – количество подстанций;  i – тип вместимости подвижного состава; gi – потребная мощность на единицу подвижного состава i-го типа вместимости, кВт; Nдв i – количество единиц подвижного состава i-го типа вместимости в движении (вводимых в действие за расчетный период); H – мощность тяговой подстанции, кВт (1200 кВт). Протяженность контактной троллейбусной сети принимается равной протяженности дорог для троллейбусов (см. исходные данные). Прирост контактной сети для троллейбусов – равным приросту протяженности дорог для троллейбусов. Протяженность дорог для троллейбусов увеличивается пропорционально увеличению объемов перевозок (в тыс. пассажиров). Резюме по теме При проектировании развития городского пассажирского транспорта общего пользования необходимо руководствоваться следующими показателями:      транспортной подвижностью населения в базисном году и распределением объема перевозок между отдельными видами транспорта;      намечаемыми на последний год расчетного периода подвижностью населения и распределением объема перевозок между отдельными видами транспорта. Подвижность населения для последнего года расчетного периода должна быть запроектирована на основе данных о примерных размерах транспортной подвижности для городов с различной численностью населения. Прогноз развития основных фондов отдельных видов транспорта в натуральных и стоимостных показателях, включая подвижной состав, объекты паркового и путевого хозяйств, определяется в соответствии с нормативной стоимостью единиц элементов основных фондов. Распределение дополнительно потребного числа подвижного состава различной вместимости между троллейбусами и автобусами осуществляется самостоятельно с учетом самостоятельно разрабатываемой системы городского транспорта. Тема 2.5. Благоустройство территории Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ОК-9 3-2 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов У-1 Умеет интерпретировать нормативно-правовые акты с  экономической точки зрения В-1 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов В-2 Владеет нормативно-правовыми основами комплексного развития городов и городского хозяйства ОК-15 З-1 Знает методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования У-1 Умеет применять методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования В-1 Владеет методами количественного анализа, моделирования, теоретического и экспериментального исследования развития основных отраслей городского хозяйства ПК-8 З-2 Знает особенности развития основных отраслей городского хозяйства У-1 Умеет выбирать наиболее эффективные метод оценки достигнутого уровня развития основных отраслей городского хозяйства У-2 Умеет выбирать наиболее эффективные направления развития основных отраслей городского хозяйства В-1 Владеет методами комплексного развития городов и городского хозяйства ПК-26 З-1 Знает, что принятие управленческого решения влечет за собой экономическую составляющую У-1 Умеет определять капитальные вложения в развитие основных отраслей городского хозяйства ПК-31 З-1 Знает количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений У-1 Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели В-5 Владеет методами определения прироста мощности головных сооружений системы благоустройства города Благоустройство территории – важная составная часть современного городского хозяйства. В его состав входят: дорожное и зеленое хозяйства, санитарная очистка территории и водоемов и другие отрасли. В работе необходимо определить основные показатели и объем капитальных вложений в развитие дорожного и зеленого хозяйств, имеющих значительный удельный вес в общих затратах на благоустройство территории города. Выполнение данного раздела начинается с определения объемов дорожно-строительных работ в связи с расширением территории города, оценки объемов ремонтно-реконструктивных работ по реконструкции и капитальному ремонту действующих дорожных объектов, определении потребности в работах по зеленому хозяйству города. 2.5.1. Дорожное хозяйство Городские улицы и дороги по своему назначению, размерам и характеру движения подразделяются на следующие категории:      магистральные улицы (общегородского и районного значения);      улицы местного значения и проезды. Данные о структуре и ширине поперечного профиля городских улиц разных категорий во вновь застраиваемых и старых районах города приведены в таблицах 18 и 19 исходных данных. Протяженность бортов магистральных улиц общегородского значения в 3,6 раза больше протяженности самих улиц. Протяженность бортов магистральных улиц районного значения и улиц местного значения в 1,8 раза больше, а протяженность бортов проездов равна их длине. Протяженность улиц во вновь застраиваемых районах принимается из расчета 1 метр на 1 жителя проживающего в новом районе. Соотношения между старыми и новыми дорогами идентичны. В течение расчетного периода 10% площади проезжей части всех улиц в старой части города требуют реконструкции, т.е. укладки слоя асфальтобетона толщиной 5 сантиметров по черному щебню и булыжной мостовой. Не менее 20% площади улиц в старой части города требуют капитального ремонта. Кроме того, за этот период необходимо реконструировать 5% площади существующих тротуаров (устройство тротуаров их железобетонных плит на песчаном основании) и 10% площади тротуаров капитально отремонтировать (нарастить асфальтобетонный слой толщиной 3 сантиметра). Данные об удельной стоимости реконструкции и капитального ремонта дорожных одежд и покрытий представлены в таблице 20 исходных данных. Приведенная информация позволяет определить необходимые объемы работ и требуемые инвестиции в развитие дорожного хозяйства города. 2.5.2. Зеленое хозяйство Площадь и структура городских зеленых насаждений общего пользования в конце расчетного периода рассчитывается на основе имеющихся данных о площади зеленых насаждений в начале периода и нормативных показателей, приведенных в таблице 21 исходных данных. Необходимый прирост площади садово-паркового хозяйства города находится как разность между ее величиной в начале и конце расчетного периода при условии, что структура зеленых насаждений в течение всего расчетного периода остается постоянной. Инвестиции в дорожное и зеленое хозяйства определяют основные затраты в сферу благоустройства территории города. Для того, чтобы учесть затраты на развитие остальных элементов благоустройства, необходимо величину инвестиций в дорожное и зеленое хозяйства увеличить на 15-20%. Резюме по теме Благоустройство территории – важная составная часть современного городского хозяйства. В его состав входят: дорожное и зеленое хозяйства, санитарная очистка территории и водоемов и другие отрасли. В работе необходимо определить основные показатели и объем капитальных вложений в развитие дорожного и зеленого хозяйств, имеющих значительный удельный вес в общих затратах на благоустройство территории города. Выполнение данного раздела начинается с определения объемов дорожно-строительных работ в связи с расширением территории города, оценки объемов ремонтно-реконструктивных работ по реконструкции и капитальному ремонту действующих дорожных объектов, определении потребности в работах по зеленому хозяйству города. Инвестиции в дорожное и зеленое хозяйства определяют основные затраты в сферу благоустройства территории города. Для того, чтобы учесть затраты на развитие остальных элементов благоустройства, необходимо величину инвестиций в дорожное и зеленое хозяйства увеличить на 15-20%. Раздел 3. Разработка основных параметров комплексной программы развития городского хозяйства Цели и задачи изучения раздела Цель – научиться разрабатывать основные параметры комплексной программы развития городского хозяйства. Задачи – обосновать основные цели, направления и мероприятия комплексной программы развития городского хозяйства; рассмотреть комплекс мер по экономии ресурсов; выявить возможности финансового обеспечения с учетом как централизованных, так и нецентрализованных инвестиций; определить основные показатели программы. Результат освоения раздела: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ОК-9 3-2 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов У-1 Умеет интерпретировать нормативно-правовые акты с  экономической точки зрения В-1 Способен использовать знания действующих нормативно-правовых актов в сфере комплексного развития городов В-2 Владеет нормативно-правовыми основами комплексного развития городов и городского хозяйства ПК-8 З-2 Знает особенности развития основных отраслей городского хозяйства У-2 Умеет выбирать наиболее эффективные направления развития основных отраслей городского хозяйства В-1 Владеет методами комплексного развития городов и городского хозяйства ПК-26 З-1 Знает, что принятие управленческого решения влечет за собой экономическую составляющую ПК-31 З-1 Знает количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений ПК- 45 З-1 Знает основы финансового планирования и прогнозирования комплексного развития городов и городского хозяйства У-1 Умеет осуществлять финансовое планирование и прогнозирование комплексного развития городов и городского хозяйства В-1 Владеет подходами к определению источников финансирования и методов экономии затрат на комплексное развитие городов и городского хозяйства Тема 3.1. Целевые ориентиры, показатели и финансовое обеспечение программы В данном разделе требуется обосновать основные цели, направления и мероприятия комплексной программы развития городского хозяйства, выявить возможности их финансового обеспечения с учетом как централизованных, так и нецентрализованных инвестиций и определить основные показатели программы. Важнейшей стратегической целью в сфере городского хозяйства является повышение качества жизни жителей города путем динамичного развития отраслей городского хозяйства и улучшения жилищно-коммунального обслуживания населения в соответствии с минимальными социальными стандартами. Исходя из этой базовой цели формируются целевые ориентиры развития городского хозяйства:      повышение уровня жилищной обеспеченности населения;      повышение уровня технического содержания жилищного фонда города;      повышение уровня надежности инженерных систем города;      обеспечение потребностей населения в холодной воде, в теплоснабжении и горячем водоснабжении, в электроэнергии, в газоснабжении;      повышение уровня обеспеченности населения дорогами с усовершенствованными покрытиями;      повышение уровня обеспеченности населения зелеными насаждениями;      улучшение транспортного обслуживания населения и другие. Примерный перечень целевых ориентиров и показателей приведен в таблице 1. Таблица 1 Стратегические цели и целевые показатели развития городского хозяйства Цель Целевой показатель Примечание Повышение уровня жилищной обеспеченности населения Уровень жилищной обеспеченности, м2 общей площади на жителя Расчетный показатель Обеспечение потребностей населения в воде Уровень обеспеченности населения водой, л/чел. в сутки Расчетный показатель Обеспечение потребностей населения в централизованном горячем водоснабжении Уровень обеспеченности населения горячей водой, л/чел. в сутки Расчетный показатель Обеспечение потребностей населения в тепле Уровень обеспеченности потребностей населения теплом, Гкал/чел. в год Расчетный показатель Обеспечение потребностей населения в электроэнергии Уровень обеспеченности потребностей населения в электроэнергии, кВт-ч/чел. в год Расчетный показатель Повышение уровня обеспеченности населения дорогами с усовершенствованными покрытиями Уровень обеспеченности населения дорогами с усовершенствованными покрытиями, км/100 чел. Расчетный показатель Повышение уровня обеспеченности населения зелеными насаждениями Уровень обеспеченности населения зелеными насаждениями общего пользования, м2/чел. Расчетный показатель Улучшение транспортного обслуживания населения Среднее время поездки пассажира, мин. Расчетный показатель Необходимо проанализировать рассмотренные показатели и с учетом собственных предложений разработать целевой блок программы развития городского хозяйства. Реализация комплексной программы развития городского хозяйства базируется на устойчивом финансовом обеспечении. Финансирование мероприятий программы возможно путем привлечения централизованных и нецентрализованных средств. К централизованным финансам относятся, прежде всего, бюджетные средства, а к нецентрализованным – привлеченные инвестиции. Определение величины бюджетного финансирования программы проводится исходя из потребности городского хозяйства в капитальных вложениях, определенных при планировании развития городского хозяйства, и ограничения по объему бюджетных ресурсов. Расчет выделяемых бюджетных ресурсов находится по формуле:                                                           (47) где γ – удельный вес бюджетного финансирования. Расчет величины бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы, проводится по форме таблицы 2. Таблица 2 Определение бюджетного финансирования программы Отрасли Потребность в инвестициях Бюджетное финансирование Дефицит финансовых ресурсов Жилищная сфера, всего, в том числе: строительство; капремонт Водоснабжение и канализация Энергоснабжение Городской пассажирский транспорт Благоустройство Итого Распределение бюджетных средств по отраслям городского хозяйства проводится пропорционально потребности в капиталовложениях. Резюме по теме Важнейшей стратегической целью в сфере городского хозяйства является повышение качества жизни жителей города путем динамичного развития отраслей городского хозяйства и улучшения жилищно-коммунального обслуживания населения в соответствии с минимальными социальными стандартами. Примерный перечень целевых ориентиров и показателей приведен в таблице 1. Необходимо проанализировать рассмотренные показатели и с учетом собственных предложений разработать целевой блок программы развития городского хозяйства. Реализация комплексной программы развития городского хозяйства базируется на устойчивом финансовом обеспечении. Финансирование мероприятий программы возможно путем привлечения централизованных и нецентрализованных средств. К централизованным финансам относятся, прежде всего, бюджетные средства, а к нецентрализованным – привлеченные инвестиции. Распределение бюджетных средств по отраслям городского хозяйства проводится пропорционально потребности в капиталовложениях. Тема 3.2. Обоснование мер по экономии затрат В результате ограниченного бюджетного финансирования программы развития городского хозяйства необходимо рассмотреть комплекс мер по экономии ресурсов. Эти меры группируются по следующим направлениям:      снижение уровня жилищной обеспеченности, жилищно-коммунального и транспортного обслуживания населения;      удешевление строительства, реконструкции и капитального ремонта жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;      сокращение затрат на проведение работ и приобретение основных средств в результате широкого использования договорной формы взаимоотношений и конкурсного подхода к использованию бюджетных ресурсов на цели развития городского хозяйства;      снижение имеющихся потерь водных и энергетических ресурсов при их производстве и транспортировке;      стимулирование экономии воды и энергоресурсов у потребителей;      рациональная организация транспортных маршрутов;      другие направления. Разработанные мероприятия по экономии ресурсов целесообразно сгруппировать по указанным направлениям и представить по форме таблицы 3. Таблица 3 Пути и меры экономии финансовых ресурсов программы Направления экономии ресурсов Меры по экономии ресурсов Абсолютное значение экономии, тыс. руб за период Относительная величина экономии, % 1 1.1 1.2 ... ... ... ... Итого Все предложения по экономии ресурсов должны быть экономически обоснованы. Предложенные меры по экономии финансовых ресурсов группируются в разрезе отраслей по форме таблицы 4. Таблица 4 Определение дефицита финансовых ресурсов программы с учетом мер по экономии ресурсов, тыс. руб. Отрасли Потребность в инвестициях Бюджетное финансирование Экономия ресурсов Дефицит ресурсов Жилищная сфера, всего, в том числе: строительство; капремонт Водоснабжение и канализация Энергоснабжение Городской пассажирский транспорт Благоустройство Итого Резюме по теме В результате ограниченного бюджетного финансирования программы развития городского хозяйства необходимо рассмотреть комплекс мер по экономии ресурсов. Эти меры группируются по ряду направлений. Разработанные мероприятия по экономии ресурсов целесообразно сгруппировать по указанным направлениям и представить по форме таблицы 3. Все предложения по экономии ресурсов должны быть экономически обоснованы. Предложенные меры по экономии финансовых ресурсов группируются в разрезе отраслей по форме таблицы 4. Тема 3.3. Баланс финансовых ресурсов и основные показатели развития ЖКХ города В результате разработки мер по экономии ресурсов величина дефицита программы может быть заметно снижена, но острая потребность в дополнительных финансовых ресурсах для развития городского хозяйства по-прежнему остается. Поэтому возникает необходимость поиска внебюджетных финансовых ресурсов и разработки баланса финансовых ресурсов программы, представляющих собой увязку потребностей в инвестициях и возможностей финансирования программных мероприятий с учетом привлеченных инвестиций. Для привлечения нецентрализованных инвестиций в сферу городского хозяйства необходимо сформировать комплекс мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Предлагаемые меры рекомендуется группировать по следующим направлениям:      совершенствование нормативно-правовой базы функционирования отраслей городского хозяйства;      улучшение кредитно-налоговой политики в экономической сфере города;      упорядочение тарифной политики в городском хозяйстве;      другие направления. Результаты предлагаемых мероприятий приводятся по форме таблицы 5. Таблица 5 Пути и меры привлечения инвестиций в городское хозяйство Направления привлечения инвестиций Меры по привлечению инвестиций Величина привлекаемых ресурсов за расчетный период, тыс. руб. 1. 1.1. 1.2. ... ... ... Итого В результате проведения мер по привлечению дополнительных инвестиций величина ресурсного дефицита программы может быть существенно снижена. Распределение дополнительных доходов по отраслям представляется по форме таблицы 6. Таблица 6 Определение дефицита финансовых ресурсов программы с учетом мер по привлечению дополнительных инвестиций, тыс. руб. Отрасли Потребность в инвестициях Бюджетное финансирование Экономия ресурсов Привлекаемые инвестиции Дефицит ресурсов Жилищная сфера, всего, в том числе: строительство; капремонт Водоснабжение и канализация Энергоснабжение Городской пассажирский транспорт Благоустройство Итого Увязка потребностей в инвестициях с источниками их покрытия осуществляется в виде баланса финансовых ресурсов целевой комплексной программы и представляется по форме таблицы 7. Таблица 7 Баланс финансовых ресурсов целевой комплексной программы Отрасли и сферы деятельности в городском хозяйстве Потребность в финансовых ресурсах Источники покрытия потребности в финансовых ресурсах, тыс. руб Дефицит Бюджет Средства населения Средства предприятий и организаций Кредиты Частные инвестиции Прочие Итого 1. Жилищная сфера 1.1. Жилищное строительство 1.2. Капитальный ремонт 2. Коммунальное хозяйство 2.1.Водопровод и канализация 2.2. Энергоснабжение 2.3. Благоустройство города 3. Пассажирский транспорт Итого Составление баланса ведется следующим образом:      приводится перечень мероприятий программы в отраслевом разрезе;      уточняется потребность в финансовых ресурсах с учетом мер по экономии средств;      бюджетные средства распределяются в разрезе отраслей городского хозяйства (разрешается перераспределять бюджетные ресурсы по отраслям в соответствии с общим бюджетным ограничением);      определяется возможность использования привлекаемых инвестиций в разрезе рассматриваемых отраслей. Распределение инвестиций в развитие отраслей городского хозяйства представляются по форме таблицы 8. Таблица 8 Распределение инвестиций в развитие отраслей городского хозяйства Мероприятия по развитию отраслей Капиталовложения в развитие отраслей, тыс. руб. % к итогу Всего В том числе по годам 1 2 n 1. Жилищная сфера - жилищное строительство - капитальный ремонт - прочие мероприятия 2.Водоснабжение и канализация - строительство головных сооружений - прокладка сетей - капремонт сетей и сооружений - прочие мероприятия 3. Энергоснабжение города 3.1.Развитие систем теплоснабжения - мероприятия 3.2. Развитие систем газоснабжения - мероприятия 3.3. Развитие систем электроснабжения - мероприятия 4. Благоустройство города - строительство дорог - реконструкция и капитальный ремонт дорог - прочие мероприятия 5. Городской пассажирский транспорт - строительство депо - строительство тяговых подстанций - прокладка контактной сети - замена подвижного состава - прочие мероприятия Итого Основные показатели целевой комплексной программы развития городского хозяйства подразделяются на целевые и объемные. Расчет показателей ведется исходя из потребности в развитии систем городского хозяйства на расчетный период и возможностей их обеспечения в соответствии с балансом финансовых ресурсов. Базовый перечень основных показателей программы и форма их представления приводятся по форме таблицы 9. Таблица 9 Основные показатели развития жилищно-коммунального хозяйства города Показатели Начало периода 1-й год 2-й год ... n-й год 1 2 3 4 … n Целевые показатели 1. Уровень жилищной обеспеченности, м2 общей площади на жителя 2. Уровень обеспеченности населения водой, л/чел. в сутки 3. Уровень обеспеченности населения горячей водой, л/чел. в сутки 4. Уровень обеспеченности    потребностей населения теплом, Гкал/чел. в год 5. Уровень обеспеченности    потребностей населения в электроэнергии, кВт-ч/чел. в год 6. Уровень обеспеченности населения дорогами с усовершенствованными покрытиями, км/100 чел. 7. Уровень обеспеченности населения зелеными насаждениями общего пользования, м2/чел. 8. Среднее время поездки пассажира, мин.   Показатели основной деятельности   1. Жилищная сфера   1.1. Размер жилищного фонда города, тыс. м2   1.2. Капитальный ремонт жилищного фонда, тыс. м2   1.3. Новое жилищное строительство, тыс. м2   2. Водоснабжение и канализация   2.1. Протяженность водопроводной сети, км   2.2. Мощность головных сооружений водопровода, м3 в сутки   2.3. Среднесуточная подача воды в сеть, м3в сутки     2.4. Протяженность канализационной сети, км     2.5. Мощность головных сооружений канализации, м3 в сутки     2.6. Среднесуточный расход сточных вод, м3в сутки     3. Система энергоснабжения     3.1. Протяженность тепловых сетей, км     3.2. Протяженность газовых сетей, км     3.3. Протяженность электрических сетей, км     3.4. Годовой расход тепловой энергии, ГДж     3.5. Годовой расход газа, м3     3.6. Годовой расход электроэнергии, МВт-ч     4. Пассажирский транспорт (по видам транспорта)     4.1. Инвентарное число машин (вагонов), штук     4.2. Протяженность одиночного пути, км     4.3. Коэффициент выпуска парка     4.4. Средняя эксплуатационная скорость, км/ч     4.5. Перевезено пассажиров за год, тыс.чел.     4.6. Число машино-(вагоно-)мест в парках, машино-(вагоно-)мест     4.7. Годовой объем работы, пас.-км     4.9. Всего по пассажирскому транспорту: число перевезенных пассажиров, тыс. чел. число поездок на одного жителя     5. Городское благоустройство     5.1. Общая площадь всех улиц города, тыс. м2     5.2. Капитальный ремонт городских дорог, тыс. м2     5.3. Новое строительство городских дорог, тыс. м2     5.4. Площадь зеленых насаждений, га   Таким образом, методические положения содержат ответы на вопросы, возникающие в процессе разработки целевой комплексной программы развития городского хозяйства. Резюме по теме В результате разработки мер по экономии ресурсов величина дефицита программы может быть заметно снижена, но острая потребность в дополнительных финансовых ресурсах для развития городского хозяйства по-прежнему остается. Поэтому возникает необходимость поиска внебюджетных финансовых ресурсов и разработки баланса финансовых ресурсов программы, представляющих собой увязку потребностей в инвестициях и возможностей финансирования программных мероприятий с учетом привлеченных инвестиций. Для привлечения нецентрализованных инвестиций в сферу городского хозяйства необходимо сформировать комплекс мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Результаты предлагаемых мероприятий приводятся по форме таблицы 5. В результате проведения мер по привлечению дополнительных инвестиций величина ресурсного дефицита программы может быть существенно снижена. Распределение дополнительных доходов по отраслям представляется по форме таблицы 6. Увязка потребностей в инвестициях с источниками их покрытия осуществляется в виде баланса финансовых ресурсов целевой комплексной программы и представляется по форме таблицы 7. Распределение инвестиций в развитие отраслей городского хозяйства представляются по форме таблицы 8. Основные показатели целевой комплексной программы развития городского хозяйства подразделяются на целевые и объемные. Расчет показателей ведется исходя из потребности в развитии систем городского хозяйства на расчетный период и возможностей их обеспечения в соответствии с балансом финансовых ресурсов. Базовый перечень основных показателей программы и форма их представления приводятся по форме таблицы 9.
«Жилищная сфера» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot