Здоровый образ жизни и его составляющие
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 3: ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекции 2-3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1. Оптимальный режим труда и отдыха.
2. Рациональный режим питания.
3. Организация сна.
4. Оптимальная двигательная активность.
5. Отказ от вредных привычек.
6. Личная гигиена и закаливание.
7. Культура межличностного общения.
Основная литература:
1. Физическая культура студента и жизнь: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2010. Глава 5.
Методические разработки вуза:
1. Физическая культура. Методические рекомендации для подготовки и проведения электронной итоговой аттестации студентов 1-3 курсов всех специальностей ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ. Л.Д.Хода.- Нерюнгри: ТИ (ф) ЯГУ, 2010. – 61 с.
ГЛАВА 5
5.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
Известно, что образ жизни характеризуется повседневной жизнедеятельностью человека. По сути, образ жизни — это выбор способа, стиля жизни, сделанный самим человеком даже при всех многочисленных преходящих моментах. В этой связи под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы жизнедеятельности человека, которые закрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение индивидуальных, социальных и профессиональных функций. Составляющими здорового образа жизни являются:
• оптимальное соотношение и чередование (режим) труда и отдыха;
• рациональное питание;
• организация сна;
• оптимальная двигательная активность;
• отказ от вредных привычек;
• соблюдение правил личной гигиены и закаливание;
• культура межличностных отношений.
5.2.1. Оптимальный режим труда и отдыха
Хорошо организованный режим труда и отдыха, основанный на закономерности протекания биологических процессов в организме, должен всемерно учитывать своеобразие объективных условий учебного труда и быта и, конечно, индивидуальные особенности и способности человека к выполнению различного вида работ.
Лучшие условия для протекания физиологических процессов в организме создаются при четко организованном образе жизни, при соблюдении постоянной последовательности различных видов труда и отдыха, питания, сна и т.д. При ежедневном повторении привычного уклада жизни довольно быстро устанавливается цепь условно рефлекторных связей. Это, в свою очередь, способствует более экономному и быстрому выполнению привычных задач, оставляя больше возможностей для творческой деятельности, освоения и решения новых задач и жизненных проблем.
Установленный режим будет более реален, если его индивидуальное планирование строится с учетом неизбежной динамики жизни и возможного возникновения непредвиденных обстоятельств.
Основные исходные данные для построения оптимального режима учебного труда и отдыха студента — примерный суточный бюджет времени. Это, как правило, 10—12 ч учебных занятий (аудиторных и самостоятельных) и 2—4 ч на передвижение к месту учебы и обратно, время на самообслуживание (питание и т.д.), «личную активность» (бытовые и дружеские общения, занятия по интересам, в том числе спортом, и т.п.), время на отдых — короткие периоды дневного отдыха и ночной сон. Воскресенье — 10—12 ч резервного времени.
5.2.2. Рациональный режим питания
При всей значимости питания для нормальной жизнедеятельности человека существенные нарушения студентами здорового образа жизни связаны именно с питанием. Причин тому множество, и объективных и субъективных. Результат один — рацион питания молодого, еще растущего организма очень часто не соответствует установленным нормам и требованиям ни по объему и калорийности, ни по подбору продуктов, ни по режиму приема пищи. Но, отступая от основных положений рационального режима питания, надо хотя бы знать основные нормы и требования, представлять себе последствия подобных нарушений. Возможно, это послужит мотивом для более внимательного отношения к своему питанию.
Обобщенные материалы о рациональном режиме питания студентов были составлены проф. М.Я. Виленским. Рациональное питание — это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание должно строиться на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.
Как известно, пища служит источником энергии для работы всех систем организма, роста и обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он составляет в среднем 1700 ккал; у женщин на 5—10% ниже). В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, у девушек — 2400 ккал. (Потребность в энергии населения северных зон выше, чем центральной, на 10—15%, в южных — на 5% ниже.) Общая калорийность рациона обеспечивается следующим образом: 1400—1600 ккал — за счет
углеводов (350—450 г), 600—700 ккал — за счет жиров (80—90 г) и 400 ккал — за счет белков (100 г). Желательно, чтобы не менее 30% углеводов обеспечивалось за счет овощей, фруктов. Жировую часть рациона целесообразно представлять на V4 сливочным маслом, 1/4 — растительным, а 2/4 — за счет жира, содержащегося в самих пищевых продуктах. Количество белков животного происхождения должно составлять 50—60% его суточной нормы, половина которой обеспечивается за счет молочных продуктов (см. рис. 5.1).
В период экзаменационных сессий, когда энерготраты возрастают, распад белков усиливается, вследствие чего энергетическая ценность рациона должна повышаться до 3000 ккал, а потребление белков — до 120 г. Вообще перед напряженной физической (спортивное соревнование и т.п.) или умственной (зачеты, экзамены) работой за 1—2 недели рекомендуется увеличить и количество углеводов в дневном рационе. Но это следует делать не за счет сахара, а за счет крахмала. Полезно иметь в рационе молочные каши — пшеничную, овсяную и др., а также фрукты.
Большое значение имеют и витамины А, В^, В2, В^, С и РР, потребность в которых возрастает при напряженной умственной и физической работе.
Потребность организма в воде соответствует количеству теряемой жидкости. Для полного удовлетворения потребности организма в воде необходимо употреблять дополнительно около 1200—1500 мл так называемой свободной жидкости (чай, молоко, вода, компоты, соки, супы и др.). Недостаток воды способствует накоплению в организме продуктов распада, а избыток — вымыванию из него минеральных солей, водорастворимых витаминов и других необходимых веществ.
Существенное необоснованное увеличение объема и калорийности рациона без увеличения двигательной активности приводит к излишнему увеличению массы тела (главным образом, за счет жировой ткани). При специальной же сгонке веса нужна не только физическая нагрузка, но и соответствующая диета.
К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило — полноценно питаться не менее 3—4 раз в день, а ужинать не менее чем за 2—3 часа до сна. Выбрав тот или иной пищевой режим, важно строго соблюдать его, поскольку резкие перемены в питании, пищевые стрессы отнюдь не безразличны для организма. Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие или обильные беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности гастритов, холециститов, язв желудка. К сожалению, это все чаще и чаще наблюдается у студентов, особенно старших курсов.
При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энерготраты возрастают до 3500— 4000 ккал. В связи с этим в рационе должно изменяться соотношение основных пищевых продуктов. Так, при выполнении спортивных упражнений, увеличивающих мышечную массу, в питании следует повысить содержание белка (16—18% по калорийности), при длительных упражнениях на выносливость — содержание углеводов (60—65% по калорийности). В период соревнований в рацион включаются легкоусвояемые продукты, богатые белками и углеводами, возрастает потребность в витаминах. При нагрузках, связанных с интенсивным потоотделением, следует несколько увеличить суточную норму потребления поваренной соли. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и не менее чем через 30—40 мин после их завершения (см. рис. 5.2).
И последнее. Примите для себя за правило: нельзя приступать к любым учебным занятиям, сдавать зачеты и экзамены, равно как начинать тренировочные занятия или выступать в соревнованиях, натощак.
Рекомендации по рациональному питанию можно найти в дополнительном материале к данной главе, а также в обширной специальной литературе по данной тематике.
5.2.3. Организация сна
Сон — своеобразное психофизиологическое состояние человека, форма торможения ЦНС. И.П. Павлов называл сон «выручателем нервной системы». Во время сна нервные клетки получают отдых и восстанавливают свою работоспособность. Такие же процессы происходят и в других тканях и органах. Восстановление сил и физиологического равновесия во время нормального ночного сна не может быть компенсировано никакими другими способами, а поэтому бережное отношение к собственному здоровью требует от каждого человека соблюдения режима сна.
Однако нарушениями правильной организации сна страдает почти каждый студент. Как правило, наблюдается систематическое недосыпание, виной которого являются как объективные причины, так и элементарное разгильдяйство. В то же время московскими медиками, к примеру, установлена прямая зависимость между систематическим недосыпанием студентов и их повышенной склонностью к простудным и респираторным заболеваниям.
Поэтому еще раз обратим внимание на то, что сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для молодых людей студенческого возраста необходимо считать нормой ночного сна 7,5—8 ч. Некоторые в этом возрасте нуждаются в 9 ч сна и более, что часто вызывает незаслуженные нарекания родителей. Преимущественно это относится к лицам с повышенной эмоциональной чувствительностью или физически ослабленным. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это непосредственно отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Возможны и нервные расстройства (бессонница и т.д.).
Важное значение для полноценного сна имеет обстановка: тишина, умеренная температура воздуха, чистый воздух, удобная постель. Лучшее время для сна — с 23 часов. Однако во многих студенческих общежитиях наблюдаются существенные нарушения организации сна. Нередко уже в ночное время в комнате вдруг включается полный свет, заходят друзья соседа, громко разговаривают. Конечно, человек может спать и в этих условиях, но полноценно он не отдыхает!
Вина за подобную организацию сна лежит полностью на самих студентах, а не на администрации общежития. Именно таких случаев студенты-спортсмены не допустят, по крайней мере, в своей комнате. Они прекрасно знают, что если не выспятся, то на очередной тренировке будут вялыми. Это почувствуют они сами, это ощутят товарищи по команде, это увидит тренер-преподаватель. В учебном труде это так ярко не проявляется, однако повторные недосыпания могут резко ухудшить общее самочувствие, снизить работоспособность, т.е. появятся объективные признаки переутомления.
5.2.4. Оптимальная двигательная активность
Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов — систематическое, соответствующее состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они могут представлять собой как организованные и самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом, так и бытовую физическую нагрузку. Все это объединяется термином «двигательная активность».
Известно, что у большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, подобная двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам, у которых примерное соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1:3. По данным ряда авторов (М.Я. Виленский и др.), двигательная активность общей массы студентов в период учебных занятий (8 мес) составляет в среднем 8000— 11 ООО шагов в сутки, а в экзаменационный период (2 мес) — 3000— 4000 шагов. Исходя из этого, авторами делается вывод, что уровень двигательной активности студентов в период учебных занятий составляет 50—65%, в период экзаменов — 18—22% биологической потребности. Зимой этот уровень снижается на 5—15% по отношению к лету. У студентов, отнесенных к основной медицинской группе, двигательная активность выше, чем у студентов специальной медицинской группы, в среднем на 17—28%. Кроме того, у мужчин она выше, чем у женщин, в среднем на 25—30%.
Учебные занятия по физической культуре (2 раза в неделю) в объеме 4000—7300 шагов в каждом занятии не могут полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. К тому же малоподвижный образ жизни у большинства студентов доминирует и в выходные дни, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени.
Все это свидетельствует о реально существующем дефиците физической нагрузки на протяжении 10 месяцев в году в течение 5—6 лет у студентов, т.е. у молодых людей, чье естественное физическое развитие еще не закончилось. Влияние такого положения на здоровье известно (см. разд. «Гипокинезия. Гиподинамия», гл. 4).
Таким образом, почти каждому студенту для нормального функционирования организма необходима дополнительная физическая нагрузка, кроме тех 4 часов в неделю, которые предусмотрены на обязательные учебные занятия по физической культуре.
Оптимальным двигательным режимом для студентов является такой режим, при котором двигательная активность у мужчины составляет 8—12 ч в неделю, а женщины — 6—10 ч. При этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать мужчинам не менее 6—8 ч и женщинам — 5—7 ч. Остальное время дополняется физической активностью в различных условиях бытовой деятельности. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями, включая и «малые формы» физической культуры.
В то же время определенная часть студентов регулярно занимается спортом. Это требует от них сравнительно высоких по объему и интенсивности физических затрат в недельном цикле в течение всего календарного года. У студентов-спортсменов среднесуточный объем двигательной активности составляет 16—24 тыс. шагов (усредненные показатели по различным видам спорта). Однако следует обратить внимание и на то, что, по данным ряда авторов, повышение объема до 28— 32 тыс. шагов на учебно-тренировочных занятиях затрудняет восстановление и тем самым осложняет учебно-трудовой процесс.
Поэтому для студентов-спортсменов, ориентированных на достижение высоких спортивных результатов, необходимо планировать индивидуальный режим обучения, жизнедеятельности, тренировки, обеспечивающий сочетание всех его компонентов: и здоровье, и успешное обучение в вузе, и спортивное совершенствование (см. гл. 7).
5.2.5. Отказ от вредных привычек
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление табака, алкоголя, наркотических средств входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье любого человека, и совершенно несовместимо с регулярными занятиями физическими упражнениями и спортом.
О негативном воздействии на организм человека вредных привычек написаны горы литературы, в том числе и специальной, посвященной проблемам здоровья людей студенческого возраста. И все же, если задуматься, то сама суть добровольного введения в свой организм заведомо вредных для него химических веществ или инородных химических препаратов, является какой-то дикостью для нормального цивилизованного человека. Однако...
Если двух-трехлетний ребенок берет чужую вещь, он ворует? Нет! Он просто не знает, что этого делать нельзя! А если взрослый 17—23-летний молодой человек сознательно делает то же самое, но по отношению к своему организму, то здесь уже будет другая оценка поступка! Поэтому мы сделаем еще одну (очередную) попытку напомнить; что, где и когда человек «ворует» у своего организма, у своего здоровья, употребляя, по выражению самих студентов, «эту дурь». А будете ли вы и дальше разрушать свое здоровье, снижать дееспособность, сокращать жизнь и калечить жизнь своего потомства — это, как говорится, «свобода выбора личности». Однако следует помнить, что подобная «свобода выбора» не безразлична ни для близких, ни для настоящих друзей, ни для общества.
Кратко излагая основные положения тематических исследований и наблюдений, имеющихся в специальной литературе, мы несколько акцентируем психологические аспекты проблемы.
О вреде курения. Здесь настолько все привычно и известно («Капля никотина убивает лошадь» и т.п.), что как-то уходит от внимания суть: курение — одна из вреднейших привычек для здоровья человека! Курение особенно вредно из-за своей обыденности, своей распространенности, из-за своей кажущейся безобидности, из-за терпимости окружающих.
Курение — это фактически сухая перегонка табака и бумаги под воздействием высокой температуры. При этом выделяется большое количество вредных веществ, попадающих в организм (никотин, синильная кислота, аммиак, окись углерода, смолистые и радиоактивные вещества). Кто и что заставляет вас все эти инородные для здоровья вещи вводить в организм?
«Когда я курю, у меня повышается работоспособность». Это миф! Научные данные свидетельствуют о том, что некоторое субъективное и кратковременное повышение работоспособности объясняется первоначальным расширяющим действием табачного дыма на сосуды головного мозга, которое через несколько минут сменяется их значительным сужением. Под влиянием непосредственного разового курения снижаются показатели следующих видов умственной деятельности: запоминание (на 4,42%), устойчивость внимания (на 7,09%), точность сложения чисел (на 5,55%). У курящих студентов также понижается и общая умственная работоспособность, не случайно среди них больше неуспевающих. Уменьшаются и силовые показатели. Признаки нездоровья обычно проявляются и во внешнем виде человека. Посмотрите на цвет кожи лица заядлого курильщика! Будь это молодой или пожилой человек, мужчина или женщина — цвет лица серо-землистый, иногда с желтизной; ранние морщины.
Но основной удар при постоянном курении берут на себя дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается эмфизема легких. Именно курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.
В отрицательном воздействии табака на ССС каждый может убедиться сам, проведя тест среди курящих. Для этого необходимо посчитать пульс в покое, выкурить полностью сигарету и снова посчитать пульс. Он существенно увеличится! Но ведь дополнительной работы нет. Весь прирост частоты сердечных сокращений за счет воздействия на организм химических веществ табака!
Курение вызывает постоянное учащение сердцебиения у курящего человека до 85—90 удар/мин в покое при норме для здорового 60— 80 удар/мин. Это приводит к увеличению суммарной работы сердца в сутки примерно на 15—20%. Если нормально работающее сердце перекачивает 4—6 л крови в час, около 700 л в сутки, то у курильщика это количество увеличивается до 1000—1500 л, являясь дополнительной, ничем не оправданной нагрузкой на сердце. Наличие в табачном дыме окиси углерода, затрудняющего соединение кислорода с гемоглобином крови, существенно снижает транспортабельность кислорода в ССС, создает дополнительные ограничения в поступлении кислорода в клетки, ткани, органы. Особенно от этого страдает сердечная мышца.
Вдыхание табачного дыма способно повысить и показатели артериального давления на 20—25%, что может ускорить развитие тех негативных процессов в работе ССС, которые вы наблюдаете у более старших по возрасту людей, а нередко и у своих сверстников.
Курение приводит также к нарушению в деятельности эндокринных желез, в том числе надпочечников, щитовидной и половых желез. Дисфункция последних наиболее очевидна — среди мужчин 11 % случаев полового бессилия обусловлены курением.
Курение оказывает негативное влияние и на пищеварение, тем более что нередко процессом курения подменяют необходимый по времени прием пищи. Действительно, аппетит у курящих снижается, но это происходит по причине того, что никотин оказывает тормозящее действие на сократительную и двигательную функции желудка и кишечника, а это, в свою очередь, приводит к ухудшению пищеварения, нарушению обменных процессов, повреждению слизистой оболочки желудка, что способствует развитию гастрита, язвы желудка, двенадцатиперстной кишки. Страдают у курильщиков также печень и поджелудочная железа. Главная опасность заключается в том, что все это проявляется у курильщиков не сразу, а накапливается изо дня в день. Но негативные последствия будут у каждого — у одних раньше, у других несколько позже!
Особо следует сказать о вреде курения для женщин. Установлено, что даже прекращение курения на время беременности не спасает плод от воздействия тех накопленных химических компонентов, которые содержатся в табаке. И совсем недопустимо курение во время беременности — развивается токсикоз и угроза выкидыша. Курит мать — «курит» и плод.
Есть понятие «пассивное курение», при котором 50% веществ, образующихся при курении, попадает в окружающий воздух, и его вдыхают люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком. В результате через некоторое время у них также могут отмечаться все признаки никотиновой интоксикации: головная боль, головокружение, учащение сердцебиения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности. Вот почему недопустимо курение в общественных местах (см. дополнительный материал к данной главе).
В то же время есть опыт бывших курильщиков, бросивших курить с приходом в спорт, где курение и повышение своих функциональных возможностей за счет регулярной тренировки — вещи несовместимые. В большей части случаев методика «отвыкания» у них сводилась к простейшей формуле: это надо делать сразу и навсегда! Другие варианты оказываются менее эффективными. Эту методику признают и другие бывшие курильщики — не спортсмены, прекратившие курить по вынужденным причинам.
О вреде алкоголя. Проблема сложная. Сложность кроется, в первую очередь, в народных традициях («Будем здоровы!», «Чуть-чуть, для аппетита!», «Выпьем — и все пройдет!», «На дорожку!»); в индивидуальной реакции различных людей на одноразовый прием алкогольных напитков; в скорости развития тяжелейшей болезни — алкоголизма. Но есть и достаточно общие признаки опьянения не только в физическом плане, но и в психической реакции человека на алкоголь даже в течение одного застолья.
Арабский мыслитель XIII в. Абуль-Фарадж сравнивал человеческое опьянение с образами животных: сначала — павлин, потом — обезьяна, затем — лев и, наконец, — свинья.
Думается, что каждому по силам вовремя остановиться: «Извините, не могу! Мне достаточно!»
Психофизиологическое воздействие различных доз алкоголя наглядно и оригинально представлено на предложенной диаграмме (рис. 5.3).
Что касается сугубо научной характеристики и фактических материалов о вредном воздействии алкоголя на отдельные органы и системы организма человека, то они следующие. Происходит нарушение работы органов пищеварения и процесса обмена веществ. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделение необходимых ферментов, что приводит, как и при курении, к развитию гастритов, язвы желудка. По статистическим данным, заболевания органов пищеварения у людей, регулярно употребляющих алкоголь, встречаются в 18 раз чаще, чем у непьющих. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев завершается появлением ракового заболевания. Незначительно уступает печени по частоте поражения поджелудочная железа.
Увеличивается также нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Даже при относительном покое она сходна с реакцией на значительное физическое напряжение. Нарушения функции дыхательной системы проявляются в подавлении работы дыхательного центра в ЦНС (у людей в состоянии алкогольного опьянения практически невозможно восстановить дыхание, если они захлебнулись), в постепенной потере эластичности легочной ткани, в возникновении эмфиземы легких, гнойных бронхитов и др. У людей, пристрастившихся к алкоголю, эти заболевания встречаются в 4 раза чаще.
Кроме того, ухудшается работа выделительной системы — функции почек и потоотделения. Существенно страдают половые железы — уменьшается сперматогенез, постепенно наступает половое бессилие. Не случайно у мужчин с признаками алкоголизма нередко проявляется феминизация внешнего облика, выражающаяся в появлении женского типа распределения жира на теле и уменьшение растительности на лице. У женщин, страдающих алкоголизмом, — характерные припухлости под глазами и на щеках. У тех и других изменяется цвет кожи на лице — от серо-желтоватого до сине-багрового. Наблюдается раннее облысение и выпадение зубов.
Это во многом связано и с тем, что в организме лиц, склонных к регулярному приему алкоголя, происходит снижение содержания важнейших для жизнедеятельности витаминов В, РР, С, А, Е, понижается сопротивляемость организма к воздействию инфекций.
Под влиянием алкоголя происходят серьезные изменения в психической сфере. Сразу после приема алкоголя наступает выраженная фаза возбуждения (эйфория). Люди становятся веселыми, общительными, разговорчивыми, смелыми (нарушаются тормозные процессы в ЦНС), возбуждаются половые эмоции, но заглушается чувство стыда. Возникает иллюзия о повышении работоспособности, приводящая к переоценке сил и возможностей. На самом деле объективно снижается умственная работоспособность (быстрота и точность мышления, ухудшается внимание, допускается много ошибок). Ухудшается и физическая работоспособность при значительном снижении точности, координации и быстроты движений. Вслед за фазой возбуждения неизбежно наступает фаза угнетения.
Это хорошо знают все спортсмены — задолго до старта, игры, боксерского поединка и т.д. никто «принимать» не будет. Тем более в профессиональном спорте, где можно потерять не только победу, но и большие деньги.
Стиль жизни, связанный с употреблением алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыканию в кругу своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни в целом. Главные жизненные ориентиры искажаются и не совпадают с общепринятыми; работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной. Взаимоотношения с окружающими принимают конфликтный характер, происходит постепенная деградация личности. Понятия «честь», «совесть», «долг» теряют у больного алкоголизмом свой смысл. В его поведении проявляются лживость, хвастовство, бестактность и грубость. На этой стадии заболевания человек практически не способен преодолеть свою болезнь — ему необходима медицинская помощь.
Наиболее быстро и остро эта стадия наступает у женщин. Они же (как и мужчины-алкоголики) — главные виновники рождения детей с внешними и скрытыми психическими отклонениями, физическими уродствами. Даже у практически здоровых родителей могут появиться на свет мертворожденные или неполноценные дети, если зачатие произошло в период опьянения.
Отказ от вредных привычек (к алкоголю, курению) тесно связан с другими составляющими здорового образа жизни — с питанием, со сном, с регулярными физическими нагрузками, с различными видами активного отдыха. Например, в США уже давно усиленно рекламируется фруктово-овощное питание как одно из средств борьбы с вредными привычками.
В настоящее время установлено, что соблюдение молочно-растительной диеты способствует отвыканию от курения и алкоголя. Отказу от вредных привычек также поможет налаживание и строгое соблюдение нормального сна с помощью всех существующих методик (теплые ванны, вечерние спокойные прогулки, самовнушение и т.п.).
И, конечно, регулярные занятия физическими упражнениями и спортом. Они дадут «клиенту» срочную информацию о степени вредности любых доз алкоголя и табака! В свою очередь, это дополнительная мотивация к стойкому отказу от них.
Отказ от наркотиков — только с такой позиции следует подходить к проблеме наркомании, ибо нет смысла подробно излагать быстрое превращение цветущего молодого человека в НИЧТО.
Медицина издревле применяла минимальные дозы наркотиков, как и микродозы смертельных ядов (например, змеиного), для лечения и снятия мучительных болей у смертельно больных людей.
Современная наркомания (в виде курения, вдыхания, приема внутрь, подкожно, внутривенно) не имеет ничего общего с гуманными задачами медицины. Это порождение преступного бизнеса, где деньги, деньги, большие деньги — главная цель, основанная на быстром и стойком привыкании человека к наркотикам. Именно наркозависимость позволяет запрашивать несоизмеримые цены за каждую дозу с клиента-наркомана. Он становится постоянной «дойной коровой» для наркоторговцев. Разговоры о «кайфе» — только рекламное сопровождение.
Первопричины пробы наркотиков разные, но чаще наиглупейшие для этой смертельной забавы — любопытство к рассказам о возможности ощущения чувства «блаженства», «невесомости» и т.п., компанейства — «вот друзья пробуют — и ничего» и т.д. Но ведь никто не пробует лизнуть синильную кислоту! Знают, что это мгновенная смерть. Наркотики — практически та же очень быстрая смерть, но несколько отложенная во времени.
Здесь можно подробно излагать известные молодежи студенческого возраста сведения о быстром формировании психической, а затем и физической зависимости организма от наркотиков, о неодолимом влечении к ним. Но прежде всего необходимо напомнить, что за фазой эйфории наступает состояние, сопровождающееся слабостью, апатией, чувством разбитости, слезотечением, тошнотой, рвотой, болями в мышцах, чувством страха, бредом преследования, тяжелым сном. Можно привести и медицинские заключения об объективно отрицательном воздействии наркотиков на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, о нарушении мочеотделения, о появлении различных сыпей и кожного зуда, возможных судорог. Психотерапевты к тому же отмечают после действия значительной дозы наркотиков появление чувства страха смерти, сна с кошмарами, агрессивности в поведении или депрессии. Можно продолжить описание негативных срочных и несколько отдаленных последствий употребления наркотиков — резкое истощение организма, психические расстройства, ухудшение памяти, появление стойких бредовых идей (подобных шизофрении), бесплодие. Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголя.
Повторяем, что большинству студентов это известно, как и то, что лечить от наркомании крайне сложно и самое лучшее даже не пробовать наркотики.
Обрати внимание: пожилых и старых наркоманов НЕ БЫВАЕТ! Где они?
Думай!
В маленьких российских городках, где одно кладбище и где эта печальная наглядность более заметна, есть целые аллеи могил молодых людей — наркоманов, которые когда-то думали: «Попробую и брошу!»
Подчеркнем еще раз, что наркотики — это громадный бизнес, громадные деньги, зарабатываемые на неосмотрительности молодых людей. Это бизнес не где-то, а рядом с вами — у входа в учебное заведение, на углу знакомой улицы, на дискотеке...
5.2.6. Личная гигиена и закаливание
Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов: при водных процедурах вместе с чешуйками эпидермиса кожи и секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ, если это невозможно, обязательно сменить белье.
Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности и стремлением идти в ногу с модой, а ее гигиеническим назначением в соответствии с родом деятельности и сезонными условиями, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Лучше, если она изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот. Одежду из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя и снега и т.п. Спортивную одежду следует использовать только во время учебно-тренировочных занятий и соревнований и не носить ее в другое время.
Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и обеспечивающей правильное положение стопы во время движений. В этом отношении лучшими качествами обладает обувь из натуральной кожи. Спортивная обувь, кроме того, должна защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий соответствующим видом спорта. Нельзя использовать для учебно-тренировочных занятий, например для бега, «спортивную» обувь, у которой подошва не гнется и которую очень часто предлагают даже в спортивных магазинах.
Гигиенические основы закаливания. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. К настоящему времени сложился ряд методических указаний, повышающих эффективность закаливания:
• нужен определенный психологический настрой и мотивация на достаточно долгий процесс закаливания;
• закаливание должно быть систематическим;
• обязательно соблюдать принцип постепенности;
• не забывать об индивидуальном подходе (с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и т.д.);
•для повышения разносторонности и эффективности закаливания рекомендуется использование различных средств: воздушная и водная среда, солнечная радиация;
• проводить закаливание в активном режиме, т.е. выполнять его во время физических упражнений или при физической работе;
• закаливание должно приносить удовольствие. Показателями правильного закаливания являются крепкий сон,
хороший аппетит, улучшение самочувствия и работоспособности. Появление раздражительности, симптомов простуды или обгорания, снижение аппетита, работоспособности — все это указывает на просчеты в закаливающих процедурах.
Закаливание воздухом. Воздух влияет на организм своей температурой, влажностью и скоростью движения. Так, например, при низкой температуре и большой влажности воздуха холодовое воздействие усиливается; при высокой температуре и большой относительной влажности создается угроза перегревания. При низких температурах ветер усиливает теплоотдачу. Воздушные ванны по теплоощущению подразделяются: на холодные (от —7 до +8°С), умеренно холодные (+9—16°С), прохладные (+17—20°С), индифферентные (21—22°С), теплые (свыше +22°С). Дозировка воздушных ванн осуществляется или постепенным снижением температуры воздуха, или увеличением продолжительности процедуры при одной и той же температуре. Сигналами неблагоприятного воздействия на организм при тепловых процедурах является резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, а при прохладных и холодных — появление «гусиной кожи» и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается.
Закаливание водой — мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холоднее воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если сначала она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует — это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.
Обтирание — начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, руки, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также их растирают. Продолжительность процедуры — 5 мин.
Душ эффективнее обтирания, но начинать такой вид закаливания следует постепенно: не более 1 мин при температуре воды +30—32°С, в дальнейшем довести до 2 мин, снижая температуру воды. Растирание тела после каждой процедуры обязательно. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2—3 раза воду 35—40°С с водой 13—20°С на протяжении 3 мин. Систематический прием таких процедур способствует поддержанию чувства бодрости и легкости.
При купании происходит комплексное воздействие на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания рекомендуется при температуре воды 18—20°С.
Для закаливания можно применять и местные водные процедуры. Так, обмывание стоп и полоскание горла холодной водой закаливает наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Делать это следует ежедневно, постепенно снижая температуру воды.
Закаливание солнцем оказывает специфическое действие на организм в зависимости от вида солнечных лучей. Световые лучи усиливают протекание биохимических процессов, повышая иммунобиологическую реактивность организма. Инфракрасные лучи оказывают тепловое воздействие, ультрафиолетовые имеют бактерицидные свойства. Под их влиянием образуется пигмент меланин, в результате чего кожа приобретает смуглый цвет — загар, предохраняющий организм от избыточной солнечной радиации и ожогов. Ультрафиолетовые лучи необходимы для синтеза в организме витамина Д, без которого нарушается рост и развитие костей, нормальная деятельность нервной и мышечной систем. Ультрафиолетовые лучи в малых дозах возбуждают, а в больших угнетают ЦНС, могут привести к ожогу. Регулировать прием солнечных ванн следует самочувствием: при хорошем состоянии — они пошли на пользу; при раздраженном, вялом, при потере аппетита и привычного сна надо на несколько дней исключить пребывание на солнце и в дальнейшем сократить продолжительность солнечных ванн.
Закаливание может проходить и в процессе учебно-тренировочных занятий на открытом воздухе, что выгодно отличает их от занятий на закрытых спортивных площадках. Более подробно методики различных видов закаливания изложены в многочисленных специализированных пособиях, но здесь важно отметить, что при прекращении закаливающих процедур положительный эффект от них очень быстро сходит на нет и сопротивляемость организма возвращается к исходному уровню.
5.2.7. Культура межличностного общения
Общение — ведущий вид взаимоотношений людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Удовлетворенность человека в отношениях с людьми, его окружающими, — один из залогов психического, физического, эмоционального, интеллектуального и социального благополучия и развития личности.
Сама культура межличностного общения предполагает овладение системой специфических знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет, учится и работает человек. Развитие коммуникативной культуры — это прежде всего умение правильно воспринимать окружающих людей и применять в каждом случае адекватный стиль и верный тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях — серьезная беседа предполагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе — другие, с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) — третьи.
Формирование коммуникативной культуры опирается на развитие важных психических свойств, речи, готовности к самоанализу и выработки его навыков, а это уже предпосылки способности к саморегуляции в процессе общения. Немаловажную роль играет и личная способность эмоционально отзываться на переживания других людей, с пониманием относиться их чаяниям, мыслям, чувствам — сопереживать вместе с ними. С этим тесно связано необходимое для межличностных контактов умение не только говорить, но и слушать собеседника, проявлять терпимость к идеями, недостаткам партнера, а также способность к диалогу.
К межличностным контактам следует отнести и сексуальное поведение человека, являющееся одним из аспектов его социального поведения. В настоящее время наблюдается либерализация половой морали среди молодежи. Уже считается допустимой частая смена партнеров, многократные браки, что в сочетании с низкой сексуальной культурой порождает ряд серьезных последствий: аборты, распространение венерических заболеваний, СПИД, рост числа разводов.
По данным проф. М.Я. Виленского, мотивация ухаживания, кульминацией которого является интимная близость, сегодня в значительной мере уже автономна и даже независима от брачных планов. Так, 3721 студенту из 18 вузов был задан вопрос: «Как вы думаете, с какой целью юноша и девушка вступают сегодня в интимные отношения?» Основные мотивы (в процентах к общему числу респондентов) распределились следующим образом: взаимная любовь — 36,6%, приятное времяпровождение — 15,4, стремление получить удовольствие — 14,2, желание эмоционального взаимодействия — 9,8, предполагаемое вступление в брак —7, любопытство — 5,5%. Очевидно, что любовь занимает ведущее место. Между тем возникает вопрос: насколько серьезно и глубоко молодые люди взвешивают свои чувства и основанные на них отношения? Секс становится развлечением. Куда-то далеко в сторону отодвинуто его основное физиологическое предназначение — деторождение. Теперь секс начинают рассматривать как сферу индивидуального самоутверждения.
Увеличилась возможность личности самой выбирать наиболее подходящий ей стиль сексуального поведения. Но чем меньше внешних запретов, тем важнее индивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, тем большее значение приобретает моральный выбор. Выбор стиля межличностных отношений в конце концов и должен обеспечить вам физическое и психическое здоровье.
Сексуальная жизнь всегда была тесно связана с физическим состоянием. Им во многом определяется продолжительность и интенсивность сексуального возбуждения и физиологических реакций. Сексуальные возможности у лиц с ослабленным здоровьем всегда понижены. Уверенность в своих физических силах, в своих сексуальных возможностях у молодых людей повышает самоуважение и самооценку, что играет не последнюю роль в межличностном общении. А это, в свою очередь, требует обратить особое внимание на свою общую физическую подготовку.
Обратите внимание и на то, что физическая привлекательность лежит в основе повышенного внимания при общении (красивая фигура, осанка, стройные ноги, легкость походки и др.). Поэтому необходимо уделять, особенно в молодые годы, внимание культуре физической и ее составной части — телесной, формировать и улучшать свое телосложение в необходимом направлении.
Следует отметить то, что спорт в целом с его постоянным моделированием различных вариантов межличностных отношений иногда на самом высоком, экстремальном уровне существенно обогащает психическую сферу и личный опыт разноплановых взаимоотношений у еще очень молодых ребят. Обычно вне спорта подобный опыт приобретается в более старшем возрасте.
5.3. Дополнительный материал
О некоторых психологических аспектах здорового образа жизни
Все думают, как жить долго, но никто не думает жить правильно. Один из путей жить правильно — вести здоровый образ жизни.
Существует афоризм, который очень подходит к данной теме и указывает на роль самой личности в обеспечении своего здорового образа жизни: «Мало любить жизнь, надо с ней хорошо обращаться». Задача культурного человека состоит именно в том, чтобы научиться самому воздействовать на функции своего организма, используя для этого все имеющиеся возможности, в том числе свои чувства, эмоции, мысли.
Бессонница — наиболее распространенное расстройство сна. Иногда не дают заснуть дела, иногда различные жизненные ситуации. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства или конфликта. Иногда длительная ситуационная бессонница или бессонница от переутомления порождает навязчивое состояние — «быстрее заснуть». Это может вызвать обратную реакцию — развитие стойкой бессонницы от боязни ее.
Нередко причиной стойкого расстройства сна может стать непомерное использование успокаивающих и снотворных средств, которые в конце концов нарушают естественные физиологические механизмы сна. Для ускорения засыпания рекомендуются, если возможно, спокойные прогулки перед сном на открытом воздухе 20—30 мин; временное переключение на другой вид деятельности. В постели применять повторное самопроговаривание отдельных успокаивающих фраз (при закрытых глазах) типа: «Я ни о чем не думаю» (2—3 раза), «я расслабляю мышцы лица» (2—3 раза), «я расслабляю мышцы всего тела» (2—3 раза), «я засыпаю, засыпаю, засыпаю».
Впрочем, следует обратить свое внимание на причину, вызывающую бессонницу, а не на ее процесс.
О борьбе с чувством жажды и голода. В силу физиологических причин чувство жажды не погашается моментально с поступлением жидкости в желудок. За это время в него можно «опрокинуть» 3—4 стакана воды и все равно хотеть пить. Можно использовать опыт спортсменов и взять за правило: для погашения чувства жажды пить столько, сколько требует организм, но малыми дозами с перерывами. Растянуть это удовольствие во времени. Может оказаться, что вам и была-то нужна всего половина стакана...
Кроме того, при удовлетворении жажды на тренировочных занятиях или после них следует отдавать предпочтение чистой воде или натуральным сокам, а не различным химизированным суррогатам типа «кока-колы», «лимонным», «апельсиновым» и тому подобным напиткам неизвестного состава и происхождения.
Искусственное подавление чувства голода курением, непрерывным жеванием резиновых жвачек ни к чему хорошему для организма не приведет, так как нарушается ритмика целесообразного рефлекторного выделения желудочного сока высокой кислотности в пустой желудок. Начинается «самопереваривание» эпителиальной ткани желудка. Нежелательно также попадание жевательной резинки в пищеварительный тракт (обратите внимание, как трудно отчистить жевательную резинку с какой-либо поверхности). По данным английских медиков, трагические случаи по причине перекрытия дыхательных путей жевательной резинкой происходит чаще всего со спортсменами, т.е. при занятиях физическими упражнениями.
Корни привычки курения у студентов. Они могут быть достаточно глубокими. Здесь и стремление к «взрослой жизни» в 5—7-х классах средней школы, и «самоутверждение» в старших классах, и в некоторых случаях семейная вседозволенность. Как результат, достаточно значительная часть студентов приходит в вуз с 3—5-летним стажем курильщика. А это уже серьезно! Без сознательного понимания полной ненужности и вредности для организма этой привычки расстаться с ней невозможно. Здесь уже все зависит от каждого!
Еще хуже, когда к этой вредной привычке приобщаются с приходом в вуз — типичный случай особенно для девушек. Почти полный выход из-под контроля родителей, попытка самоутвердиться в новом коллективе и показать свою «современность» и «крутизну», копирование сомнительных кино- и телегероев и героинь, а последствия — постоянное и постепенное разрушение своего организма, разрушение организма будущих детей!
О курении в общественных местах. В связи с увеличивающейся активностью обмена студентами между нашими и зарубежными вузами и достаточно частым выездом за рубеж студентов в каникулярное время нелишне знать следующее.
Во многих странах в связи с признанием опасности курения введены жесткие ограничения на курение в общественных местах с большими штрафами за нарушение. Например, в США штраф составляет до 1000 долл. за курение в любом нью-йоркском ресторане или кафе (с количеством мест более 35). На многих американских предприятиях запрещено курить даже в туалетах. Суровым наказаниям за курение в общественных местах подвергаются нарушители в Англии, Франции, Сингапуре, Ирландии и других странах. Это отнюдь не «дань моде», а реакция цивилизованного общества на доказанный и признанный всеми громадный вред табака как для курильщиков, так и для лиц, их окружающих.
О роли спорта в отказе от вредных привычек. Известно, что среди членов сборной команды страны по лыжным гонкам, в беге на длинные и сверхдлинные дистанции нет выходцев из крупных городов с их глобальной урбанизацией всего стиля жизни взрослого и детского населения. Коренные сельские жители, представители российской глубинки, с детских лет приобщаются к значительным физическим нагрузкам. Нередко детям, чтобы попасть в школу, приходится ежедневно преодолевать по 3—5 км в одну сторону. К такой ежедневной физической нагрузке добавляется и работа в личном хозяйстве. Постоянная высокая двигательная активность развивает высокие возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а это — залог будущих спортивных успехов.
К сожалению, в той же сельской глубинке очень часто ребенок, как говорится, «ходить, пить и курить начинает одновременно», т.е. очень рано приобщается к вредным привычкам. Однако эта сельская молодежь, придя в спорт, без специальных лекций и учебных пособий самостоятельно и сразу отстраняется от вредных привычек, точно чувствуя их явное отрицательное воздействие на эффективность тренировки. Это еще раз доказывает: что вредно, а что полезно для здоровья молодого человека.
О пивном алкоголизме. В последние годы в студенческой среде (не без участия рекламы на ТВ и т.д.) широко распространились привычки ежедневно после окончания занятий в кругу однокурсников «попить пивка». Девушки стали полноценными участницами этого действа. Казалось бы, все выглядит пристойно и безобидно... Но медики отмечают рост пивного алкоголизма, т.е. непреодолимого ежедневного желания выпить пива (слабоалкогольного напитка!).
В то же время существует народная примета, которая гласит: «Если с утра тебя тянет к алкоголю и его прием «улучшает самочувствие», то это первый и точный признак нового нарождающегося алкоголика, будь ты мужчина или женщина!»
О традициях и алкогольных «доблестях». Большинство молодых людей студенческого возраста с детских лет и по настоящее время могли слышать, а иногда и сейчас слышат и видят, как достаточно серьезные, солидные мужчины в понедельник или после праздников, словно школьники, похваляются: где, с кем и сколько выпили и до какого уровня «свинства» добрались.
Это как-то стало даже мерилом уровня здоровья, мужественности (а сами пользуются лифтом, поднимаясь на второй этаж, — «сердце пошаливает!»). Все это существенно дискредитирует разнообразные формы здорового образа жизни, необходимого в любом возрасте. Ведь молодые и пожилые, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, спортом, не менее веселы и дружелюбны и без принятия малых, средних и больших доз алкоголя. И критерием мужской силы у них являются несколько другие показатели: метры, килограммы, минуты, секунды — те, что демонстрируются на стадионах и спортивных площадках.
О первых шагах в наркотическую пропасть. Вас, возможно, неприятно удивит, что ваш лучший друг, впервые «угостивший дозой наркотиков» (и даже двумя-тремя), получает эти дозы от наркодиллеров бесплатно, не только для вас, но и для себя, за привлечение в наркосеть новых клиентов. Таковы «протокольные» факты.
О курении, алкоголе, наркотиках специально для девушек. Молодой человек действительно хорошо, очень хорошо относящийся к девушке, никогда не предложит ей закурить (хотя сам, возможно, курит), он не нальет ей лишней рюмки, не предложит «дури». Обратите внимание, что молодые люди для проведения «веселого времени» предпочитают «современных», «отвязных» девушек, а для создания семьи выбирают девушек из совершенно другого контингента...
Недаром говорят: «Жену выбирай не в кафе и не на дискотеке, а в турпоходе и на спортивных площадках».
Контрольные вопросы
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ»
1. Оптимальный режим труда и отдыха.
2. Рациональный режим питания.
3. Организация сна.
4. Организация оптимальной двигательной активности.
5. Отказ от вредных привычек (общие положения).
6. Курение и его влияние на организм человека.
7. Алкоголь и его влияние на организм человека.
8. Наркомания и ее последствия для отдельного человека.
9. Личная гигиена, гигиена одежды и обуви.
10. Гигиенические основы закаливания.
11. Закаливание воздухом, водой.
12. Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.