Здоровье и фитнес
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
«Оздоровительный фитнес»
Лекция №1
Введение
В РФ количество людей, стремящихся заниматься фитнесом, ежегодно увеличивается.
Возраст, подготовка и состояние здоровья спортивных новобранцев пестрит своим
разнообразием, поэтому профессиональный тренер должен подходить индивидуально к
построению тренировочных программ. В целях сохранения и улучшения
состояния
здоровья клиента на занятиях фитнесом необходима совместная работа фитнес-тренера и
врача, а также знание тренером особенностей построения тренировочного процесса с
учётом индивидуальных особенностей и статуса здоровья клиента.
Арсенал фитнеса огромен, он включает в себя многочисленные комплексы
разнообразных
координации,
упражнений,
формирование
направленных
на
пропорциональной
развитие
фигуры
и
силы,
выносливости,
укрепление
здоровья.
Грамотный подбор упражнений в сочетании с рациональным питанием и рациональным
режимом позволяет избавиться от многих физических изъянов (нарушение осанки,
избыточная жировая масса, недостаточная мышечная масса и проч.). Физическая
активность, в целом, благотворно влияет на функциональное состояние систем и органов,
в особенности на сердечно-сосудистую систему (мышечную массу нередко называют
вторым сердцем), на работу внутренних органов, делает тело мускулистым и красивым,
позволяет направленно управлять своим телосложением.
Фитнес решает вопросы досуга молодёжи, отвлекает от вредных привычек, прививает
самодисциплину, он является средством активного отдыха и формирования стереотипов
здорового образа жизни. Фитнес позволяет направить силу и энергию, свойственную
молодым людям, в работу над собой, концентрировать силу воли, повышать уровень
контроля тела и самооценку. Поэтому заинтересованность в регулярной физической
активности мотивирует их не проводить время на улице без дела, а идти в тренажерный
зал.
Занятие фитнесом для работающего населения также являются неотъемлемой частью
жизни. В данном случае фитнес выступает в качестве, коррекции фигуры и осанки, а
также в качестве профилактики гиподинамии и сопутствующих ей различных заболеваний
(ИБС, инфаркт миокарда, ожирение, остеохондроз, артрит и т.д.). Занятия фитнесом в
1
отличие от занятий спортом предполагают меньшие нагрузки на опорно-двигательный
аппарат, что уменьшает травматизм.
Фитнес для людей за 60 лет необходим для поддержания мышечного тонуса,
укрепления скелетной и сердечно-сосудистой системы, а также создание нового досуга и
круга общения.
Курс призван дать знания об особенностях этиологии и патогенеза некоторых
заболеваний, наиболее распространённых среди клиентов фитнес-клубов; сформировать
навык разработки тренировочных программ с учётом ограничений, сопровождающих
данные заболевания; дать практические рекомендации по возрастной физиологии,
педагогике
и
психологии,
спортивной
медицине
и
гигиене,
которые
позволят
самостоятельно определять траекторию персонального тренировочного процесса.
2
Раздел I. Здоровье и фитнес
Тема №1.1. Основы здоровья
По определению ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) "Здоровье – это
состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а
не просто отсутствие болезней".
Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует
свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно
работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое
здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования
сообщества.
Социальное здоровье – это способность жить и общаться с другими людьми в нашем
мире. Наша способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей,
друзьями и коллегами.
Физическое здоровье – это полное физическое благополучие, спокойное и счастливое,
без каких-либо нарушений течение дел, жизни.
Духовное здоровье - это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний,
религий, традиций и истории своего народа в себе.
Здоровье населения обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющих
образ жизни человека и состояние среды его обитания (атмосферного воздуха, воды,
почвы, уровня благосостояния общества и др).
Принята следующая классификация факторов, определяющих состояние здоровья
населения:
1) Социально-экономические (образ жизни, условия труда, жилищные условия,
материальное благосостояние и т.д.);
2) Социально-биологические (возраст, пол, наследственность и т.д.);
3) Эколого-климатические (состояние воздуха, воды, почвы, уровень солнечной
радиации и т.д.);
4) Медико-организационные (качество, эффективность, доступность медикосоциальной помощи и т.д.).
Разделение факторов на присвоенные группы весьма условно, так как обычно человек
подвергается комплексному воздействию взаимосвязанных и обуславливающих друг друга
факторов. В настоящее время, по мнению известного ученого академика Ю.П. Лисицына,
принято считать, что здоровье на 50% и более зависит от условий и образа жизни, на 20%
– от состояния (загрязнения) окружающей внешней среды, на 20% – от генетических
3
факторов и на 10% – от состояния здравоохранения (рис.1).
Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма),
невозможность полностью осуществлять человеческие функции.
Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) болезнь –
это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и (или) морфологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов. Болезнь характеризуется
общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы
жизнедеятельности больного. Болезнь – поломки, дефекты в организме, которые приводят
к нарушению нормальной жизнедеятельности: адаптации организма к факторам окружающей среды, постоянства внутренней среды организма, управления организмом как единой
биологической системы.
Неинфекционные заболевания (НИЗ) представляют собой основную причину
смертности во всем мире, вызывая больше летальных исходов, чем все остальные
причины вместе взятые. Из 57 миллионов случаев во всем мире в 2008 году причиной 36
миллионов (63%) были НИЗ, преимущественно заболевания сердечно-сосудистой
системы, сахарный диабет, онкологические заболевания и хронические респираторные
заболевания.
В основе большинства НИЗ лежат распространенные и предотвратимые факторы
риска. Большинство НИЗ имеют сильные причинные связи с четырьмя поведенческими
4
факторами риска: употреблением табака, недостаточной физической активностью,
нездоровым питанием и вредным употреблением алкоголя. Такие виды поведения
приводят
к
четырем
основным
метаболическим/физиологическим
изменениям
в
организме: повышению кровяного давления, избыточной массе тела и ожирению,
гипергликемии (повышение уровня сахара в крови) является повышенное кровяное
давление (на которое приходится 13% случаев смерти в мире), далее идет употребление
табака (9%), повышенное содержание глюкозы в крови (6%), отсутствие физической
активности (6%) и избыточная масса тела и ожирение (5%).
Большую часть НИЗ можно предотвратить путем снижения четырех основных
поведенческих факторов риска: употребление табака, низкой физической активности,
злоупотребления алкоголем и нездорового питания. Влияние этих поведенческих факторов
риска и других основных метаболических или физиологических факторов на глобальную
эпидемию НИЗ включает:
1. Табак. Почти 6 миллионов людей умирают ежегодно в результате как
непосредственного употребления табака, так и пассивного курения. К 2020 году это число
возрастет до 7,5 миллиона, что составит 10% всех случаев смерти. Согласно оценкам,
курение является причиной около 71% случаев рака легких, 42% хронических
респираторных заболеваний и приблизительно 10% сердечно-сосудистых заболеваний.
2. Недостаточная физическая активность. Около 3,2 миллиона людей ежегодно
умирают из-за недостаточной физической активности. У людей с недостаточной
физической активностью риск смерти от всех причин возрастает на 20-30%. Регулярная
физическая активность снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний,
включая высокой кровяное давление, диабет, рак молочной железы и колоректальный рак,
а также депрессии. Недостаток физической активности чаще всего наблюдается в странах
с высоким уровнем дохода, однако в настоящее время очень высокие уровни гиподинамии
также встречаются в некоторых странах со средним уровнем дохода, особенно среди
женщин. У людей с недостаточной физической активностью риск наступления смерти от
любых причин повышается на 20–30%, по сравнению с теми, кто в течение как минимум
30 минут в течение большинства дней в неделю занимается физической активностью
умеренной интенсивности. По оценкам, еженедельная умеренная физическая активность в
течение 150 минут (или ее эквивалент) снижает риск развития ишемической болезни
сердца приблизительно на 30%, риск диабета — на 27%, а риск рака молочной железы и
колоректального рака — на 21–25%. Кроме этого, физическая активность сокращает риск
инсульта, гипертензии и депрессии. Физическая активность является ключевым фактором,
определяющим расходование энергии и, следовательно, имеет важнейшее значение для
5
контроля энергетического баланса и массы тела. По данным 2008 года 31% всего
взрослого населения в мире в возрасте 15 лет или старше имели недостаточную
физическую
активность
(28%
мужчин
и
34%
женщин).
Самая
высокая
распространенность недостаточной физической активности наблюдалась в регионах ВОЗ
для стран Америки и стран Восточного Средиземноморья. В обоих этих регионах ВОЗ
почти 50% женщин являются недостаточно физически активными, а показатели для
мужчин составили 40% в странах Америки и 36% в странах Восточного Средиземноморья.
Самая
низкая
распространенность
недостаточной
физической
активности
зарегистрирована в странах Юго-Восточной Азии (15% для мужчин и 19% для женщин).
Во всех регионах ВОЗ мужчины физически более активны, чем женщины. Самая высокая
разница между полами отмечается в регионе Восточного Средиземноморья. Это также
справедливо практически для каждой отдельной страны.
3. Вредное употребление алкоголя. Около 2,3 миллиона человек каждый год умирают
от злоупотребления алкоголем, что составляет примерно 3,8% всех случаев смерти в мире.
Причиной более половины этих случаев являются НИЗ, включая рак, сердечно-сосудистые
заболевания и цирроз печени.
4. Нездоровое питание. Адекватное потребление фруктов и овощей уменьшает риск
возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, рака желудка и колоректального рака.
Большинство
населения
употребляют
намного
большее
количество
соли,
чем
рекомендовано ВОЗ для профилактики болезней; высокий уровень потребления соли
является фактором риска развития высокого кровяного давления и сердечно-сосудистых
заболеваний. Высокий уровень потребления насыщенных жиров и трансжирных кислот
связан с заболеваниями сердца. Достаточное количество фруктов и овощей в рационе
питания снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, рака желудка и
колоректального рака. Существуют убедительные данные в пользу того, что значительное
потребление высококалорийных продуктов, таких, как обработанные продукты с высоким
содержанием жиров и сахаров, способствует развитию ожирения по сравнению с
употреблением низкокалорийной пищи, такой как фрукты и овощи.
Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний ВОЗ рекомендует употреблять
не более 5 граммов соли в день на человека. Однако данные из разных стран показывают,
что большинство групп населения потребляют соли гораздо больше, чем эта цифра.
Предполагается, что снижение потребления соли с нынешнего глобального уровня в 9–12
граммов в день до рекомендованного уровня в 5 граммов в день будет в значительной
степени способствовать понижению кровяного давления и профилактике сердечнососудистых заболеваний. На сегодняшний день существуют убедительные данные, что
6
насыщенные жиры и трансжиры повышают риск развития ишемической болезни сердца, а
их замена в рационе питания на мононасыщенные и полиненасыщенные жиры снижает
этот риск. Также существуют данные в поддержку того, что риск развития диабета 2-го
типа прямо связан с потреблением насыщенных жиров и трансжиров и имеет обратную
связь с полиненасыщенными жирами из растительных источников. Общее содержание
жиров в рационе питания увеличивается по мере роста дохода населения, а потребление
насыщенных жиров составляет около 8% в странах с низким уровнем дохода и странах с
уровнем дохода ниже среднего и 10% в странах с доходом выше среднего и в странах с
высоким уровнем дохода.
5. Повышение кровяного давления. Согласно оценкам, повышенное кровяное давление
является причиной 7,5 миллионов случаев смерти, что составляет 12,8% от общего
количества. Оно является одним из основных факторов риска развития сердечнососудистого заболевания.
6. Избыточная масса тела и ожирение. Как минимум, 2,8 миллиона человек каждый
год умирают из-за избыточной массы тела и ожирения. Вместе с ростом индекса массы
тела (ИМТ) неуклонно увеличивается риск развития болезни сердца, инсульта и диабета.
Повышенный ИМТ также повышает риск развития некоторых видов онкологических
заболеваний.
7. Повышенный уровень холестерина. Согласно оценкам, повышенный уровень
холестерина ежегодно приводит к 2,6 миллионам случаев смерти, а также повышает риск
заболевания сердца и инсульта.
8. Инфекции высокого канцерогенного риска. Как минимум, 2 миллиона случаев
заболевания раков в год, или 18% от глобального бремени рака в мире, связаны с
несколькими специфическими хроническими инфекциями, причем эта пропорция
существенно выше в странах с низким уровнем дохода. Главными возбудителями этих
инфекционных заболеваний являются папилломавирус человека, вирус гепатита В и С,
Helicobacter pylori.
Тема №1.2. Оздоровительный фитнес
Оздоровительный фитнес (ОЗФ) – это система тренировок, предусматривающая
строгий подбор упражнений, объема и интенсивности нагрузок с учетом заболевания. Он
включает все виды фитнес-программ (это «обычный фитнес»), но подобранные и
модифицированные с учетом заболевания.
ОЗФ принципиально отличается от лечебной физкультуры, поскольку в его задачи не
7
входит исцеление или ускорение выздоровления больного.
Цель оздоровительного
фитнеса – сделать фитнес-тренинг доступным и безопасным для людей с
заболеваниями. Однако, ОЗФ может включать элементы лечебной физической культуры.
В целом, оздоровительный фитнес – это «мягкий» фитнес для людей с заболеваниями.
Задачи оздоровительного фитнеса:
1. Выявить
доступные и запрещенные виды фитнес-тренинга среди всего
многообразия фитнес-программ.
2. Выявить «опасные» при данном заболевании упражнения.
3. Модифицировать упражнения с учетом конкретного заболевания.
4. Предложить «полезные», корригирующие упражнения при данном заболевании
(называемые специальными упражнениями).
5. Рассмотреть основные принципы составления тренировочных занятий для людей с
заболеваниями.
6. Выявить профилактические мероприятия в дополнение к фитнес-тренингу.
Несмотря на то, что оздоровительный фитнес призван решать принципиально иные
задачи, чем лечебная физкультура, у этих направлений физической активности общая
теоретическая база, которая основывается на знании анатомии, физиологии и патологии
организма, его систем и органов, а также на знании механизмов регуляции процессов,
протекающих в организме в норме и патологии.
Тема №1.3. Лечебное действие физических упражнений
При заболевании в организме происходят различные структурные и функциональные
нарушения. Одновременно усиливаются защитные процессы, развиваются компенсации,
изменяется обмен веществ. При многих заболеваниях для лечения необходимо резкое
ограничение двигательной активности. Но вынужденная длительная гиподинамия может
ухудшить течение болезни и вызвать ряд осложнений. Физические упражнения, с одной
стороны, оказывают непосредственное лечебное действие (стимулируя защитные
механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ и
регенеративные процессы, восстанавливая нарушенные функции), с другой – уменьшают
неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.
Организм человека должен постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям
внутренней и внешней среды. Это приспособление достигается изменением функций
клеток различных органов и систем, взаимосвязанных друг с другом. Процессы,
происходящие в каком-либо органе или системе, вызывают изменение деятельности
8
других органов или систем. Связь всех функций и процессов осуществляется
регулирующими системами: нервной и гуморальной.
Здоровый
организм
обладает
высокой
способностью
приспосабливаться
к
изменяющимся условиям внешней среды. При заболеваниях наблюдается подавление и
ослабление
посредством
приспособительных
которой
реакций.
стимулируются
Сознательная
физическая
тренировка,
физиологические
процессы,
увеличивает
возможность больного организма к развитию приспособительных процессов. Полнота
приспособления и есть полнота здоровья (В.Н. Мошков).
В развитии приспособительных реакций под влиянием дозированной физической
тренировки ведущую роль играет нервная система.
Нервная система, являясь одной из ведущих в организме, контролирует, регулирует и
координирует работу органов других систем, объединяя тем самым эти органы в
целостный, функционально единый организм. Существенной функцией нервной системы
является обеспечение взаимодействия между организмом и окружающей его внешней
средой. Через посредство органов чувств и специальных чувствительных окончаний в
органах опорно-двигательного аппарата и во внутренних органах нервная система
постоянно воспринимает раздражения и обеспечивает ту или иную ответную реакцию
организма.
Нервная регуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов.
Воздействия внешнего мира воспринимаются экстерорецепторами (зрительным,
слуховым, тактильным, вкусовым и др.), возникающие возбуждения в виде импульсов
достигают больших полушарий мозга и воспринимаются в форме различных ощущений.
Центральная нервная система (ЦНС), в свою очередь, формирует ответную реакцию.
Такое же рефлекторное взаимодействие имеется между внутренними органами и
центральной
нервной
системой.
Импульсы
от
рецепторов
внутренних
органов
(интерорецепторов) также поступают в нервные центры, сигнализируя об интенсивности
функций и состоянии органа. Нервные центры, регулирующие работу этого органа, в свою
очередь, посылают к нему усиливающие или ослабляющие импульсы, изменяя его
деятельность. Таким образом осуществляется саморегуляция внутренних органов и
обмена веществ (без участия нашего сознания).
Раздражение из мышц, сухожилий, связок и стенок суставов воспринимаются
проприорецепторами. Мышечные движения осуществляются под влиянием импульсов,
поступающих к мышцам из центральной нервной системы. Вместе с тем всякое мышечное
сокращение приводит к появлению потока импульсов, идущих от мышц к нервным
центрам, которые приносят информацию об интенсивности сократительного процесса.
9
Таким образом, имеется тесное взаимодействие между регуляторами и регулируемыми
процессами.
Но помимо саморегуляции отдельных органов и систем существует более сложная
межсистемная регуляция физиологических функций. Например, тесная связь имеется
между мышечной деятельностью и функциями всех органов и систем. Эту взаимосвязь
объясняет, теория моторно-висцеральных рефлексов, разработанная М.Р. Могендовичем
(1947). Проприорецептивные импульсы с рецепторов мышц, связок, сухожилий поступают
в центральную нервную систему (кору больших полушарий, подкорковые центры,
ретикулярную формацию ствола мозга) и посредством рефлексов через центры
вегетативной нервной системы регулируют деятельность внутренних органов и обмен
веществ.
Рисунок 2. Схема моторно-висцеральных
рефлексов
Используя физические упражнения с лечебной целью, необходимо учитывать и их
влияние на эмоциональное состояние больных. Положительные эмоции, возникающие в
процессе занятий физическими упражнениями, стимулируют физиологические процессы
в организме больного и одновременно отвлекают его от мыслей о болезни, что также
имеет важное значение.
Тесно связан с нервным и другой механизм регуляции физиологических функций –
гуморальный. Он заключается в том, что химические соединения, образующиеся в
10
организме (гормоны, метаболиты), а также ионы водорода, калия, кальция и др., попадая в
кровь, разносятся по всему организму, изменяя функции органов и систем. Эти
химические вещества влияют также на хеморецепторы и нервные клетки, изменяя их
состояние.
В моторно-висцеральных рефлексах нервный механизм также тесно переплетается с
гуморальным. При выполнении мышечной работы в кровь выделяются гормоны
(адреналин и др.), которые оказывают стимулирующее действие на работу сердца;
метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, снабжающие эти мышцы
кровью. Химически активные вещества оказывают влияние и на нервную систему (рис. 1).
Такое взаимодействие нервных и гуморальных влияний обеспечивает общую
благоприятную реакцию организма больного человека на различные виды физических
нагрузок.
При заболеваниях происходит нарушение рефлекторной регуляции. Возникают
патологические доминанты и патологические рефлексы, извращающие нормальные
процессы в организме, а также формируются компенсаторные изменения регуляции и
работы ряда органов и систем.
В свете изложенных данных о физиологических механизмах регуляции функций в
организме
становится
понятным
лечебное
действие
физических
упражнений.
Современное представление о нем разработано проф. В.К. Добровольским (1947, 1952).
Оно проявляется в виде четырех основных механизмов: тонизирующего влияния,
трофического действия, формирования компенсаций и нормализации функций.
Механизм тонизирующего влияния физических упражнений. Заключается в изменении
интенсивности биологических процессов в организме (общего тонуса) под влиянием
дозированной физической нагрузки. Тонизирующее действие физических упражнений
обусловлено тем, что двигательная зона коры больших полушарий головного мозга,
посылая импульсы двигательному аппарату, одновременно влияет на центры вегетативной
нервной системы, возбуждая их. Возбуждение центральной нервной системы и усиление
деятельности
желез
внутренней
секреции
стимулируют
вегетативные
функции:
улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, улучшается
обмен
веществ,
повышаются
различные
защитные
реакции
(в
том
числе
и
иммунобиологические).
Стимулирующее действие физических упражнений находится в прямой зависимости
от объема массы мышц, участвующих в движении, и от интенсивности производимой
работы. Так, упражнения, включающие в движение крупные группы мышц и
выполняемые в быстром темпе, усиливают процесс возбуждения в ЦНС. Однако
11
повышение общего жизненного тонуса не всегда желательно. Например, при лечении
больных инфарктом миокарда вначале показан полный покой. В этот период необходимо
максимально снизить нагрузку на сердечно-сосудистую систему, используя упражнения
только для мелких мышечных групп.
К упражнениям, которые снижают возбуждение и усиливают торможение в
центральной
нервной
системе
относятся
статические
дыхательные
упражнения,
упражнения в расслаблении мышц, упражнения, выполняемые в медленном темпе.
Упражнения, снижающие возбуждение в центральной нервной системе, особенно
показаны при тех заболеваниях, при которых преобладают возбудительные процессы или
снижены тормозные процессы, например, при гипертонической болезни, в период
затухания обострения язвенной болезни.
Чередование
упражнений,
усиливающих
процессы
возбуждения
в
ЦНС
с
упражнениями, усиливающими процессы торможения, способствует восстановлению
нормальной подвижности нервных процессов.
Механизм трофического действия физических упражнений. Проявляется в том, что
под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы
регенерации в организме.
При заболеваниях нарушаются обмен веществ и нормальная структура тканей и
органов. Мощным стимулятором обмена веществ являются физические упражнения. Во
время мышечной деятельности увеличиваются энергетические траты, расходуется
аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), которая является источником не только энергии
движения, но и пластических процессов. После окончания движений происходит усиление
восстановительных
процессов,
энергетические
запасы
увеличиваются
(фаза
сверхвосстановления). АТФ в этот период расходуется на пластические процессы
(построение и обновление белков тканей).
Улучшение трофических процессов под воздействием физических упражнений
протекает
по
импульсы
стимулируют
функциональное
механизму
моторно-висцеральных
нервные
состояние
центры
вегетативных
рефлексов.
обмена
центров,
веществ
которые
Проприорецептивные
и
перестраивают
улучшают
трофику
внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Улучшение обмена веществ
подкрепляется усилением кровообращения, увеличением притока крови к тканям,
поступления пластических белковых фракций, улучшением их усвоения. Таким образом,
систематическое выполнение физических упражнений способствует восстановлению
нарушенной регуляции трофики, что часто наблюдается в процессе болезни.
При мышечной деятельности усиливается также трофическое влияние нервной
12
системы на сердце, что способствует улучшению обменных процессов в миокарде. В
результате улучшения кровоснабжения и улучшения обменных процессов в миокарде
сердечная
мышца
постепенно
укрепляется,
а
ее
сократительная
способность
увеличивается.
Трофическое действие выражается также в ускорении процессов регенерации.
Физические упражнения, улучшая обмен веществ, способствуют восстановлению
строения опорно-двигательного аппарата, кожи, состава крови и т.д.
Трофическое действие физических упражнений проявляется также в улучшении
окислительных процессов в организме. При заболеваниях эти процессы часто
ухудшаются. Мышечная деятельность, усиливая все виды обмена, активизирует и
окислительные процессы.
Механизм формирования компенсаций. Лечебное действие физических упражнений
проявляется в формировании компенсаций. Компенсация – это временное или постоянное
замещение нарушенных функций. При заболеваниях нарушения функции возмещаются
тем, что изменяется или усиливается функция поврежденного органа или других систем
органов, замещая или выравнивая нарушенную функцию. Формирование компенсаций
представляет собой биологическую закономерность. При нарушении функции жизненно
важного органа компенсаторные механизмы включаются сразу же. Например, при
ослаблении сократительной способности сердца и уменьшении в связи с этим его
систолического объема компенсаторно учащаются сердечные сокращения и таким образом
сохраняется минутный объем.
Регуляция процессов компенсации происходит по рефлекторному механизму. Пути
формирования компенсаций схематически можно представить следующим образом:
сигналы о нарушении функций поступают в центральную нервную систему, которая
перестраивает работу органов и систем таким образом, чтобы компенсировать изменения.
Однако вначале формируются неадекватные компенсаторные реакции: или чрезмерные
или недостаточные и лишь в дальнейшем на основании новых сигналов степень
компенсаций корригируется и происходит их закрепление. При многих заболеваниях для
формирования и совершенствования компенсаций требуется время.
Физические упражнения ускоряют формирование компенсаций и делают их более
совершенными. Мышечная работа стимулирует деятельность внутренних органов,
вызывая необходимое для компенсации изменение их функций. Физические упражнения
способствуют появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют
компенсацию и делают возможным выполнение мышечной работы в условиях
нарушенной функции. Так, при нарушении функции дыхательной системы занятия
13
лечебной физической культурой способствуют выработке и закреплению компенсаций за
счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, совершенствования
сосудистых реакций, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более
экономного протекания окислительных процессов в тканях.
Механизм
нормализации
функций.
Нормализация
функций
заключается
в
восстановлении функций как отдельного поврежденного органа, так и всего организма под
влиянием
физических
упражнений.
Для
полного
выздоровления
недостаточно
восстановить строение поврежденного органа; необходимо также нормализовать его
функции и в первую очередь восстановить правильную регуляцию всех процессов в
организме. Физические упражнения помогают восстановить моторно-висцеральные связи,
которые, в свою очередь, оказывают нормализующее действие на регуляцию других
функций.
В случае образования в процессе болезни извращенных условных рефлексов с
помощью физических упражнений удается устранить их. Например, после болевой
контрактуры даже при отсутствии болей и изменений в суставе может сохраниться
ограничение
движения
как
следствие
патологического
условного
рефлекса.
Восстановления движений в этом случае добиваются путем длительного применения
физических упражнений.
Нормализация функций осуществляется также путем избавления от ставших
ненужными временных компенсаций. Например, при операции на брюшной полости
создается компенсаторный тип диафрагмального дыхания, который может закрепиться.
Восстановление полноценного дыхания в максимально короткие сроки возможно при
применении физических упражнений.
В процессе болезни ослабевают или даже полностью исчезают те или иные рефлексы,
присущие здоровому организму. Так, длительный постельный режим вызывает угасание
сосудистых рефлексов, связанных с изменением позы. При вставании у больного не
происходит повышения тонуса артерий нижних конечностей и снижения тонуса артерий
головы. Вследствие этого кровь перемещается к нижним конечностям и из-за
недостаточного притока ее к головному мозгу больной может потерять сознание.
Упражнения с постепенной переменой положения нижних конечностей, головы и
туловища способствуют восстановлению позно-сосудистых рефлексов.
Клиническое выздоровление неравнозначно восстановлению работоспособности. У
человека, перенесшего воспаление легких, может нормализоваться температура, состав
крови, восстановиться структура легочной ткани, но при первой же попытке производить
физическую работу у него будет обильное потоотделение, одышка и головокружение. Для
14
восстановления работоспособности потребуется еще длительное время. Восстановление
двигательных качеств, сниженных в период болезни, и нормальное функционирование
организма во время физической работы достигаются правильно подобранными и
дозированными физическими упражнениями.
В заключение важно отметить, что лечебное действие физических упражнений
проявляется не изолированно, в виде одного какого-либо механизма, а комплексно,
многими механизмами одновременно. В зависимости от конкретного случая и стадии
заболевания можно использовать преимущественное действие какого-либо механизма.
Тема №1.4. Показания и противопоказания к применению физических
упражнений
Физические упражнения показаны почти при всех заболеваниях и травмах.
Противопоказания к занятиям физическими упражнениями, как правило, носят временный
характер. Физические упражнения нельзя применять в остром периоде заболевания; при
таких состояниях, когда нежелательно активизировать физиологические процессы в
организме; при общем тяжелом состоянии человека; при высокой температуре; при
сильных болях; при опасности сильного кровотечения; при интоксикации; при резком
снижении адаптационных возможностей организма и т.п.
Тема №1.5. Классификация и характеристика физических упражнений
Физические упражнения, применяемые с лечебной целью, делятся на гимнастические,
идеомоторные, спортивно-прикладные, дозированные игры и др.
Гимнастические
характеризуемые
определенных
упражнения.
искусственным
исходных
Гимнастическими
сочетанием
положений,
с
точно
называются
движений.
Они
упражнения,
выполняются
предусмотренными
из
направлением,
амплитудой и скоростью движения. При их выполнении можно достаточно точно
дозировать как общую физическую нагрузку, так и воздействие на определенные сегменты
тела и отдельные органы.
Гимнастические упражнения развивают мышечную силу, укрепляют связочный
аппарат, улучшают подвижность в суставах, совершенствуют координацию движений.
Выраженное влияние эти упражнения оказывают и на внутренние органы. Так,
ритмически
повторяемые
лучезапястного,
локтевого,
упражнения
динамического
голеностопного,
коленного
характера
суставов
для
кисти,
стимулируют
15
деятельность сердечно-сосудистой системы, значительно оживляя периферическое
кровообращение; упражнения для туловища – деятельность дыхательной системы.
При выборе гимнастических упражнений следует иметь в виду, что степень
увеличения газообмена и поглощения кислорода при их выполнении зависит как от
характера движения, так и от числа вовлекаемых в работу мышц. По степени
интенсивности гимнастические упражнения можно перечислить в следующем порядке:
различные движения в мелких, средних, крупных суставах конечностей (например,
сгибание и разгибание пальцев рук, круговые движения в лучезапястных, голеностопных,
плечевых и тазобедренных суставах), наклоны туловища в сторону, повороты туловища,
приседания, наклоны туловища вперед.
Гимнастические упражнения классифицируются по нескольким основным признакам:
анатомическому; по признаку активности,
принципу использования гимнастических
предметов и снарядов; по видовому признаку и характеру выполнения.
По анатомическому признаку – упражнения для мышц шеи, туловища, плечевого
пояса, верхних конечностей, брюшного пресса, тазового дна, нижних конечностей.
По признаку активности – активные (выполняемые самим больным), пассивные
(выполняемые инструктором), активно-пассивные упражнения (выполняемые самим
больным с помощью инструктора).
По принципу использования гимнастических предметов и снарядов – упражнения без
использования предметов и снарядов; упражнения с предметами (гимнастической палкой,
бодибаром, различными мячами, гантелями, амортизаторами, скакалкой и др.);
упражнения на снарядах (гимнастической стенке, наклонной плоскости, гимнастической
скамейке, перекладине, брусьях, бревне); упражнения на тренажерах и т.п.
По видовому признаку и характеру выполнения – подготовительные (вводные),
корригирующие, на координацию движений и в равновесии, в сопротивлении,
дыхательные, подскоки и прыжки, аэробика и др.
Подготовительные (вводные) упражнения. Подготавливают организм к предстоящей
нагрузке.
Корригирующие упражнения. Проводятся с целью исправления некоторых дефектов
опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушения осанки,
искривления
позвоночника,
плоскостопия
и
др.
Корригирующие
упражнения
с
наибольшим успехом применяются в период роста организма, т.е. в детском и юношеском
возрасте. При деформациях позвоночника они преследуют цель укрепления мышц,
окружающих позвоночник, т.е. создания надежного естественного мышечного корсета.
При этом используется сочетание силовых напряжений и упражнений на растягивание.
16
Корригирующие упражнения при деформациях позвоночника назначают обязательно в
сочетании с дыхательными упражнениями. Например, при выраженном грудном кифозе
(сутулости)
корригирующее
воздействие
оказывают
физические
упражнения,
направленные на укрепление мышц спины, растягивание и расслабление грудных мышц, а
также мышц голеней и стоп.
Упражнения в развитии силы. Эти упражнения применяют для воздействия на
определенные группы мышц. Степень воздействия дозируется длиной рычага, скоростью
движения, весом отягощения или силой сопротивления, числом повторений. Дозировка
упражнений должна быть достаточно большой, чтобы вызывать некоторое утомление
работающих мышц. Необходимо учитывать, что кроме местного воздействия эти
упражнения оказывают значительное влияние на функцию внутренних органов, особенно
на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Для развития силы мышц применяют также упражнения в сопротивлении. При этом
противодействие может оказывать методист (в индивидуальных занятиях) или партнер (в
упражнениях, выполняемых в парах). Для сопротивления используются также эспандеры,
резиновые бинты и блоки, через которые подвешивают груз. Упражнения в сопротивлении
могут носить игровой характер (например, перетягивания). При выполнении упражнений
в сопротивлении необходимо исключать возможность задержки дыхания и моментов
натуживания.
Упражнения на тренажерах. Позволяют точно дозировать нагрузку и развить
необходимые физические качества: выносливость, силу мышц и др. Для тренировки
сердечно-сосудистой системы применяются: велотренажеры, гребные тренажеры, беговые
дорожки, лыжные тренажеры и др. Для развития силы различных групп мышц
существуют различные тренажеры.
Упражнения для увеличения подвижности в суставах (упражнения на растягивание
мышц – стретчинг). Применяются для увеличения эластичности мышечно-связочного
аппарата и расслабления мышц; при тугоподвижности и контрактурах суставов; для
растягивания патологически измененных тканей при рубцах, спайках. Также способствуют
восстановлению работоспособности мышц после физических нагрузок.
Движения выполняются с максимально возможной амплитудой в исходном
положении, облегчающем движение в данном суставе. Используют активные и пассивные
упражнения. Как активные, так и пассивные упражнения должны выполняться
безболезненно. Появление легкой болезненности служит сигналом того, что данная
амплитуда является максимально возможной.
Упражнения на координацию. Это сложные комбинации элементарных движений. Их
17
рекомендуется выполнять при различных расстройствах центральной нервной системы, а
также после длительного постельного режима. Показаны они и тем больным, у которых
из-за малой двигательной активности снизилась ловкость движений.
Для совершенствования координации движений можно использовать и несложные
упражнения, но они обязательно должны быть новыми для больного. Позже в занятия
следует включать различные сложные сочетания движений для рук, ног, туловища и
выполнять их на месте или в движении. Необходимо добиваться точности выполнения
упражнений на координацию.
Упражнения
в
равновесии.
Эти
упражнения
совершенствуют
способность
уравновешивать тело при смещении его центра тяжести. Сохранение равновесия при
выполнении различных движений (бытовых, производственных, спортивных и т. п.)
является жизненно необходимым навыком. У больных при ряде заболеваний (при
гипертонической болезни, неврологических и др.) и при длительном постельном режиме
этот
навык
ухудшается.
восстановлению
Специальные
устойчивости,
упражнения
ориентировки
в
в
равновесии
пространстве,
способствуют
снижению
вестибуловегетативных реакций, приспособлению к различным положениям тела.
Упражнения в равновесии в порядке возрастающей трудности можно распределить
следующим образом: ходьба по прямой линии, ходьба на носках, стойка на одной ноге,
ходьба на уменьшенной площади опоры (скамейка, бревно), ходьба с закрытыми глазами.
К упражнениям равновесии относятся также упражнения для вестибулярного аппарата –
повороты и наклоны головы и туловища. Усложнение упражнений в равновесии
достигается повышением центра тяжести тела, например, подниманием рук.
Изометрические (статические) упражнения предъявляют значительные требования к
центральной нервной системе; максимальные сдвиги в функциях кровообращения,
дыхания и обмена веществ наблюдаются на 2-4-й минутах после выполнения упражнений.
В зависимости от задачи статические упражнения могут выполняться от 2-5 до 10-60 сек.
Они проводятся в виде напряжения мышц, удержания гимнастических предметов
(гантелей, мячей, палок) или в виде висов, упоров на снарядах. Применяются эти
упражнения при травмах опорно-двигательного аппарата (при иммобилизации) и
некоторых заболеваниях.
Выполняя статические упражнения, необходимо соблюдать ряд условий: а) чередовать
их с динамическими упражнениями; б) после статических напряжений мышц включать их
расслабление; в) дозировать в зависимости от заболевания, функционального состояния
сердечно-сосудистой системы и степени адаптации больного к мышечной деятельности.
Упражнения в расслаблении. Эти упражнения характеризуются снижением тонуса
18
мышц во время их выполнения. Они способствуют развитию тормозных процессов в коре
больших
полушарий
головного
мозга,
создают
благоприятные
условия
для
кровоснабжения мышц после их напряжения, повышают обменные процессы в тканях,
помогают бороться со скованностью движений.
В упражнениях на расслабление может быть использован вес отдельных частей тела:
например, из положения «рука вверх» пассивно опустить кисть, предплечье, всю руку; при
наклоне
туловища
выполнить
«покачивание»
расслабленными
руками.
Данные
упражнения при параличах, травмах конечностей следует начинать со здоровой
конечности, создавая у больного «ощущение» ее расслабленного состояния, затем обучать
расслаблению мышц больной конечности.
Пассивные
упражнения.
Пассивными
называются
упражнения,
которые
характеризуются отсутствием волевого усилия и мышечного напряжения у больного.
Движение выполняет инструктор лечебной физической культуры или сам больной, но
здоровыми конечностями. Эти упражнения оказывают незначительное физиологическое
воздействие и минимальную физическую нагрузку на организм больного. Их применяют
при травмах опорно-двигательного аппарата, параличах конечностей, инфаркте миокарда
и других заболеваниях.
Дыхательные упражнения. Эти упражнения благотворно влияют на функцию
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулируют обменные и пищеварительные
процессы. Улучшают и активизируют функцию внешнего дыхания, способствуют более
быстрому восстановлению после физических нагрузок и оказывают специальное
воздействие при некоторых заболеваниях. Дыхательные упражнения могут быть
статическими (без движения конечностями и туловищем) и динамическими (когда
сочетаются с движениями, которые улучшают вентиляцию в различных отделах легких
или способствуют более глубокому выдоху). Для увеличения общей вентиляции легких
целесообразно применять дыхательные упражнения в исходном положении «стоя руки на
пояс». Фаза вдоха облегчается отведением рук в стороны, за голову, выпрямлением или
прогибанием туловища; фаза выдоха — опусканием и сведением рук, наклоном туловища,
сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах.
При некоторых заболеваниях органов дыхания (эмфиземе, бронхиальной астме)
большинство упражнений следует сочетать с удлиненным выдохом, с произношением
различных звуков.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо ориентировать больных в
основном на носовое дыхание, избегать гипервентиляции, добиваться урежения дыхания.
Наклоны и повороты туловища в сочетании с дыхательными упражнениями
19
способствуют растягиванию плевральных спаек при остаточных явлениях после
воспалительных процессов в легких и плевре. Большинство дыхательных упражнений
усиливает торможение в центральной нервной системе, улучшает кровообращение и
поэтому
широко
используется
с
целью
отдыха
между
другими
физическими
упражнениями.
Сочетание общеразвивающих упражнений с дыхательными способствует улучшению
внешнего дыхания и в связи с этим формированию у больных навыка, который необходим
при выполнении упражнений прикладного (ходьба, бег) и спортивного (ходьба на лыжах,
плавание и др.) характера.
Порядковые упражнения. Они применяются с целью перемещения и построения
больных для различных упражнений, игр, эстафет.
Упражнения в воде (гидрокинезотерапия). Упражнения, выполняемые в воде, находят в
последние годы все более широкое применение. Водная среда оказывает дополнительное
воздействие на организм больного. Она снижает вес тела и тем самым способствует
лучшему расслаблению мышц. В одних случаях она может облегчать выполнение
движений (если использовать ее выталкивающую силу), в других – затруднять (если
использовать сопротивление воды). Водная среда создает благоприятные условия для
тренировки
органов
дыхания.
Физические
упражнения
в
воде
показаны
при
восстановлении функции после травм опорно-двигательного аппарата, нарушениях
осанки, сколиозах, остеохондрозах, спондилезах, заболеваниях сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, нарушениях обмена веществ. Особое значение эти упражнения
имеют при параличах и парезах: в воде облегчаются условия для развития мышечной силы
в паретичных конечностях. Влияние теплой водной среды (температурный фактор)
снижает рефлекторную возбудимость, уменьшает спастичность, болевой синдром.
Идеомоторные упражнения. Это «мысленно» выполняемые упражнения. При
длительном снижении двигательной активности они оказывают положительное влияние
на организм. Представление о выполнении движений вызывает не только слабое
сокращение мышц, но и улучшает их функциональное состояние, оказывает трофическое
действие. Также вызывает реакцию со стороны вегетативных органов, усиливая
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Эти упражнения
показаны при травмах, вялых параличах и некоторых заболеваниях внутренних органов.
Спортивно-прикладные упражнения. Это естественные двигательные действия или их
элементы, встречающиеся в жизни или в спорте. Такими упражнениями являются
захватывание и перенос предметов, различные способы передвижения, лазанье, бег,
прыжки, метания, плавание, ходьба на лыжах, гребля и т.п. Выполнение этих упражнений
20
отличается от занятий спортом, так как исключает максимальные нагрузки и участие в
соревнованиях.
Спортивно-прикладные
упражнения
восстанавливают
или
совершенствуют сложные двигательные навыки, оказывают общеоздоровительное
действие на организм больного.
Спортивные
упражнения
являются
более
эффективными
(в
сравнении
с
гимнастическими) для восстановления общей выносливости, обеспечивают максимальное
улучшение обменных процессов, являются средством тренировки и выработки
компенсаторных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весьма
эмоциональны по своему содержанию и методу проведения.
Дозированная ходьба в лечебных целях используется очень широко: она способствует
улучшению функции сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем,
укреплению опорно-двигательного аппарата, умеренному повышению обмена веществ.
Ходьба является неотъемлемой частью большинства занятий лечебной физической
культурой, а также может рекомендоваться как самостоятельная форма двигательного
режима. Расстояние и темп ходьбы дозируются в зависимости от состояния больного и
основных задач, преследуемых при назначении лечебной физической культуры.
Ходьба является средством повышения уровня физической работоспособности,
широко используется для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы как
нагрузка умеренной интенсивности.
Дозированный бег предъявляет значительные требования к целому ряду функций
организма, особенно к сердечно-сосудистой и дыхательной системам. С лечебной целью
бег используется как при начальных проявлениях некоторых заболеваний, так и в стадии
выздоровления. Методика его использования зависит от состояния сердечно-сосудистой
системы и степени адаптации к физическим нагрузкам. Занятия бегом должны
проводиться под строгим врачебным контролем.
В лечебной физической культуре, как правило, бег сочетается с ходьбой различного
темпа. По мере адаптации организма к предлагаемым нагрузкам число и длина
пробегаемых отрезков постепенно увеличиваются.
Дозированные прыжки относятся к упражнениям большой интенсивности, при их
выполнении предъявляются высокие требования к нервной и сердечно-сосудистой
системам и опорно-двигательному аппарату. Поэтому следует постепенно подводить
занимающихся к выполнению прыжков, давая предварительно упражнения для
укрепления мышц ног, особенно связочного аппарата голеностопного сустава. В лечебных
целях преимущественно используются подскоки, упражнения со скакалкой. Применяются
с индивидуальной дозировкой (с контролем пульса). Необходимо обращать внимание
21
больных на мягкость приземления. Прыжки способствуют совершенствованию скорости
реакции, координации движений.
Метания в
лечебной физической культуре используются очень
широко. К
упражнениям в метании относятся броски и ловля малых и больших мячей, различного
веса набивных мячей, а иногда и легкоатлетических снарядов. Упражнения в метании
развивают силу мышц пояса верхних конечностей и туловища, ловкость, точность,
координацию движений, мышечно-суставное чувство. Они создают положительные
эмоции, повышают интерес к занятиям; в ряде случаев способствуют решению и
специальных задач, например при травмах верхних конечностей.
Повышение трудности упражнений достигается увеличением расстояния до цели,
расстояния между партнерами и выполнением бросков в движении.
Лазанье обычно используется в виде передвижения при помощи рук и ног по
гимнастической стенке, по наклонной или вертикальной лестнице, иногда по канату или
шесту. Упражнения в лазанье развивают силу рук, ног, туловища, улучшают координацию
движений и подвижность в суставах верхних и нижних конечностей.
Ползание в лечебных целях применяется преимущественно в упоре стоя на коленях.
Оно способствует разгрузке позвоночного столба от действия силы тяжести и улучшению
его подвижности. Изменяя соотношение высоты положения таза и пояса верхних
конечностей в сочетании с движением рук и ног, можно оказывать локальное воздействие
на различные отделы позвоночного столба. Ползание положительно влияет также на
положение и функцию внутренних органов у больных с заболеванием желудочнокишечного тракта и гинекологическими заболеваниями, нарушениями осанки. Ползание
следует чередовать с дыхательными упражнениями в расслаблении мышц пояса верхних
конечностей.
Ходьба на лыжах относится к упражнениям умеренной и большой интенсивности; она
способствует укреплению крупных мышечных групп туловища, ног, значительно
стимулирует процессы тканевого обмена, улучшает функцию сердечно-сосудистой и
дыхательной систем.
Особенно положительное воздействие ходьба на лыжах оказывает на больных с
функциональными нарушениями нервной системы и обычно используется в санаториях.
При организации занятий необходимо учитывать, насколько больные владеют техникой
передвижения на лыжах: для недостаточно владеющих техникой передвижения
интенсивность нагрузки значительно выше.
Плавание в настоящее время широко используется как средство лечебной физической
культуры. Оно показано при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
22
нарушениях обмена веществ, последствиях травм опорно-двигательного аппарата,
нарушениях осанки и сколиозах у детей. Плавание предъявляет значительные требования
к функциям дыхания и кровообращения, тренирует физиологические механизмы
терморегуляции. При прочих равных условиях влияние плавания на организм зависит от
температуры воды и длительности пребывания в ней.
Гребля оказывает разностороннее воздействие на организм: способствует укреплению
мышц туловища, пояса верхних конечностей, значительно повышает обмен веществ,
усиливает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Положительно
воздействует на больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем и
нарушениями обмена веществ. Гребля дозируется по времени, темпу гребков и длине
дистанции в зависимости от того двигательного режима, который предписан больным.
Тема №1.6. Методика лечебного применения физических упражнений
Методика применения физических упражнений в каждом конкретном случае зависит
от диагноза, стадии заболевания, функциональных возможностей, индивидуальных
особенностей больного (уровня его физической подготовленности, возраста, профессии,
наличия сопутствующих заболеваний), т. е. используется принцип индивидуального
подхода.
В то же время методика лечебного применения физических упражнений базируется и
на общих положениях. Необходимо придерживаться и других общепедагогических
дидактических принципов.
Принцип сознательности и активности. Успех занятий лечебной физической
культурой невозможен без сознательного и активного отношения к ним самих больных. В
процессе занятий следует широко использовать объяснения, раскрывая роль и значение
физических упражнений при заболеваниях и травмах. Понимание цели занятий,
перспектива восстановления нарушенных функций создают у больных устойчивый
интерес
к
систематическому
использованию
физических
упражнений
как
под
руководством инструктора, так и самостоятельно.
Принцип
наглядности.
При
обучении
больных
физическим
упражнениям
осуществляется с помощью зрительного восприятия (показа). Показ физических
упражнений делает словесное объяснение инструктора более понятным и помогает
больному правильно выполнять упражнения.
Принцип доступности. Учитывает особенности больного и посильность выполнения
предложенных ему упражнений.
23
Принцип систематичности. Только систематически применяя различные средства
реабилитации, можно обеспечить оптимальное для каждого больного воздействие на
организм, способствующее улучшению его функционального состояния.
Принцип
постепенности.
Предполагает
постепенное
увеличение
физической
нагрузки – по объему, интенсивности, количеству выполняемых упражнений, числу
повторений, степени сложности упражнений.
Принцип регулярности.
Регулярное применение физических упражнений –
ежедневно или несколько раз в день, дробными дозами.
Принцип цикличности. Чередование в процессе занятий работы и отдыха;
включение в занятие дыхательных упражнений для изменения плотности занятия.
Принцип новизны и разнообразия. В процессе занятий 10-15% физических
упражнений должны обновляться, а 85-90% – повторяться для закрепления результатов.
Тема №1.7. Дозировка физической нагрузки
В методике ЛФК важное значение имеет дозировка физической нагрузки,
учитывающая общий объем и интенсивность.
Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной, большой и
максимальной (по В.К.Добровольскому).
К упражнениям малой интенсивности относятся движения для небольших мышечных
групп, выполняемые преимущественно в медленном темпе: движения пальцев, движения в
лучезапястных и голеностопных суставах, статические напряжения небольших групп
мышц и статические дыхательные упражнения и т.д. Физиологические сдвиги при
выполнении данных упражнений незначительные: небольшое урежение (а иногда
учащение) пульса, умеренное повышение максимального и понижение минимального
давления, урежение и углубление дыхания.
К упражнениям умеренной интенсивности относятся движения, выполняемые
средними и крупными мышечными группами в медленном и среднем темпе: упражнения
для верхних и нижних конечностей, туловища, динамические дыхательные упражнения,
ходьба в медленном и среднем темпе и т.п. При выполнении этих упражнений частота
сердечных сокращений повышается незначительно; умеренно повышается максимальное
давление, увеличивается легочная вентиляция. Продолжительность восстановительного
периода составляет несколько минут.
Упражнения большой интенсивности характеризуются одновременным напряжением
большого числа мышечных групп, выполнением движений в среднем и быстром темпе. К
24
ним относятся упражнения на некоторых гимнастических снарядах, с отягощениями,
ускоренная ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.п. Упражнения большой интенсивности
предъявляют значительные требования к нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной
системам;
увеличивается
частота
сердечных
сокращений,
пульсовое
давление,
повышается обмен веществ. Продолжительность восстановительного периода составляет
несколько десятков минут.
Упражнения максимальной интенсивности характеризуются вовлечением в работу
большого числа мышц и быстрым темпом выполнения движений: бег на скорость,
значительные нагрузки на тренажерах, спортивные игры и др. Во время выполнения
упражнений максимальной интенсивности и сразу же после их окончания деятельность
сердечно-сосудистой и дыхательной систем значительно усиливается. Восстановление
организма продолжается несколько часов и даже дней.
Дозировка физической нагрузки зависит от характера заболевания, его стадии,
функционального состояния различных систем организма (прежде всего, сердечнососудистой и дыхательной).
Тема №1.8. Способы дозировки физической нагрузки
Под дозировкой физической нагрузки в лечебной физкультуре следует понимать
установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как
одного физического упражнения, так и целого комплекса (утренняя гигиеническая
гимнастика, лечебная гимнастика и др.).
Физическая нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям
больного, не снижая или, наоборот, не превышая их: в первом случае она не даст
желаемого лечебного эффекта, во втором – ухудшит состояние больного.
В лечебной физкультуре дозировка физической нагрузки осуществляется путем
выбора исходных положений тела, подбора физических упражнений, продолжительности
их выполнения, количества упражнений в комплексе и повторений каждого упражнения,
темпа и амплитуды движений, степени усилия и сложности движений, соотношения
общеразвивающих и дыхательных упражнений, использования эмоционального фактора.
Исходное положение тела. При занятиях физическими упражнениями является
важным элементом регулирования нагрузки.
Выбор исходных положений зависит от двигательного режима, назначенного врачом.
Различают три основных исходных положения – лежа, сидя и стоя.
И.п. лежа имеет следующие варианты: лежа на спине, на животе, на боку.
25
И.п. сидя имеет такие варианты: сидя на стуле, на мяче, на полу, в постели
И п. стоя имеет следующие варианты: стоя на четвереньках; основная стойка – без
опоры и с опорой (на палки (бодибары), перекладину, гимнастическую стенку, спинку
стула и т.д.) При заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут
использоваться и.п. лежа, полулежа с высоким положением головы, сидя и стоя; при
повреждении позвоночника – и.п. лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках,
полулежа, стоя.
Исходное положение лежа характеризуется наименьшим мышечным тонусом,
наиболее низким уровнем протекания вегетативных функций; исходное положение сидя
вызывает напряжение мышц туловища и шеи, а положение стоя – и мышц ног. В исходном
положении «сидя» ритм сердечной деятельности в сравнении с позой «лежа» учащается в
среднем на 4%, а в положении «стоя» – на 11%.
Подбор физических упражнений. Осуществляется с учетом принципа постепенности –
от простого к сложному, а также особенностей течения болезни и уровня физической
подготовленности больного.
Продолжительность выполнения физических упражнений. Определяется фактическим
временем, которое затрачивает больной на их выполнение; в первую очередь зависит от
степени сложности упражнений.
Количество упражнений в комплексе и количество повторений каждого упражнения.
Зависит от особенностей течения болезни характера и вида упражнений, входящих в
данный комплекс, продолжительности их выполнения. Например, количество повторений
упражнений для мелких мышечных групп может быть больше чем для крупных мышц.
Темп выполнения движений. Может быть медленным, средним и быстрым. Он зависит
от массы движущихся частей тела. Так, для мелких мышечных групп (пальцев, кисти,
стопы) медленным темпом будет выполнение не более 24 движений в минуту; средним –
до 60 движений, быстрым – свыше 60 движений. Для средних мышечных групп
(предплечье или вся рука, голень или вся нога) медленный темп – это 12-14 движений в
минуту, средний – до 24, быстрый – свыше 24. Для крупных мышечных групп,
включающих в движение туловище (наклоны туловища, приседания), при медленном
темпе выполняются до 10 движений в минуту, при среднем, до 20, при быстром – более 20.
Уменьшение
или
увеличение
амплитуды
движений.
Позволяет
регулировать
физическую нагрузку.
Степень усилия при выполнении движений. Влияет на величину нагрузки. На занятиях
необходимо постепенно увеличивать нагрузки в упражнениях по мере овладения ими и
роста функционaльныx возможностей организма.
26
Степень сложности движений. Также влияет на величину нагрузки. На занятиях
необходимо постепенно усложнять упражнения по мере овладения ими и роста
функциональных возможностей организма.
Соотношение обще развивающих и дыхательных упражнений. Зависит от периода
заболевания.
По
мере
выздоровления
уменьшается
количество
дыхательных
и
увеличивается количество общеразвивающих упражнений.
Использование эмоционального фактора. Состоит в том, чтобы на занятиях
физическими упражнениями вызвать у больного положительные эмоции, что повышает
лечебно-оздоровительный эффект и отдаляет наступление утомления.
При дозировке физической нагрузки большое значение имеет также плотность
занятия. Под плотностью занятия понимается время непосредственного выполнения
больными физических упражнений по отношению ко всему времени занятия. Иногда
определяют плотность не только всего занятия, но и отдельных его частей. В занятиях, где
решаются специфические задачи, направленные на восстановление функции больного
органа, плотность не должна быть большой (в среднем 50-60%); при тренирующем
двигательном режиме она может достигать 75% и более.
Включая в занятия дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц,
чередуя упражнения для различных мышечных групп, можно поддерживать высокую
плотность занятия и в то же время не вызывать утомления у занимающихся.
Для правильности определения нагрузки проводят подсчет пульса до и после занятий,
это позволяет определить правильность построения комплекса. Пульс до и после занятий
может быть на одном уровне. Если пульс после нагрузки повышается в пределах 16-20
ударов в 1 мин. или снизился после нагрузки – это норма. Если пульс повышается в
пределах 30-40 ударов в 1 мин., следует обратить внимание на дозировку упражнений,
темп и правильность сочетания упражнений с дыханием.
27