Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Защита информации в Российской Федерации

  • 👀 445 просмотров
  • 📌 357 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Защита информации в Российской Федерации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Защита информации в Российской Федерации» doc
1. Защита информации в Российской Федерации Понятие и роль информации на современном этапе развития российского общества. Термин "информационная безопасность" может иметь различный смысл и трактовку в зависимости от контекста. В данном курсе под информационной безопасностью мы будем понимать защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. ГОСТ "Защита информации. Основные термины и определения" вводит понятие информационной безопасности как состояние защищенности информации, при котором обеспечены ее конфиденциальность, доступность и целостность. • Конфиденциальность – состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право. • Целостность – состояние информации, при котором отсутствует любое ее изменение либо изменение осуществляется только преднамеренно субъектами, имеющими на него право; • Доступность – состояние информации, при котором субъекты, имеющие право доступа, могут реализовывать его беспрепятственно. Угрозы информационной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения безопасности информации. Атакой называется попытка реализации угрозы, а тот, кто предпринимает такую попытку, - злоумышленником. Потенциальные злоумышленники называются источниками угрозы. Угроза является следствием наличия уязвимых мест или уязвимостей в информационной системе. Уязвимости могут возникать по разным причинам, например, в результате непреднамеренных ошибок программистов при написании программ. Угрозы можно классифицировать по нескольким критериям: • по свойствам информации (доступность, целостность, конфиденциальность), против которых угрозы направлены в первую очередь; • по компонентам информационных систем, на которые угрозы нацелены (данные, программы, аппаратура, поддерживающая инфраструктура); • по способу осуществления (случайные/преднамеренные, действия природного/техногенного характера); • по расположению источника угроз (внутри/вне рассматриваемой ИС). Обеспечение информационной безопасности является сложной задачей, для решения которой требуется комплексный подход. Выделяют следующие уровни защиты информации: 1. законодательный – законы, нормативные акты и прочие документы РФ и международного сообщества; 2. административный – комплекс мер, предпринимаемых локально руководством организации; 3. процедурный уровень – меры безопасности, реализуемые людьми; 4. программно-технический уровень – непосредственно средства защиты информации. Законодательный уровень является основой для построения системы защиты информации, так как дает базовые понятия предметной области и определяет меру наказания для потенциальных злоумышленников. Этот уровень играет координирующую и направляющую роли и помогает поддерживать в обществе негативное (и карательное) отношение к людям, нарушающим информационнуюбезопасность. 2. Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности Нормативно-правовые основы защиты информации в Российской Федерации. Государственная политика в Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности реализуется через правотворчество, правоприменение и участие государства в развитии правосознания и правовой культуры граждан. При издании Свода законов СССР в 1970-х гг. насчитывалось 29 тысяч действующих законов, подлежащих систематизации, и более одного миллиона подзаконных нормативно-правовых актов, при этом 120 союзных министерств и ведомств ежегодно издавали до 300 таких актов. За последние 10 лет в России принято более 1000 законов, что намного превосходит прежние темпы законотворчества. За последние годы российское законодательство существенно обновилось. Особенно это коснулось тех сфер правового регулирования, где приняты кодифицированные акты, в том числе Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Семейный, Уголовный, Водный и Лесной, Земельный, Трудовой, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. С их принятием появились реальные условия для проведения полноценной систематизации законодательства и издания Свода законов России. При формировании законодательства в информационной сфере в самостоятельную отрасль, формирующееся законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности является подотраслью информационного законодательства, а при его кодификации в случае принятия Информационного кодекса Российской Федерации может стать его составной частью. Сегодня же, признавая информационное право в качестве отрасли российского права, следует учитывать, что ему не соответствует в законодательстве информационное законодательство в качестве отрасли российского законодательства и его формирование является делом трудным, рассчитанным, по-видимому, на долгие годы. В настоящее время уже существует концепция развития законодательства в сфере информационной безопасности. Положения концепции одобрены на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ, на заседании Комитета Государственной Думы РФ по безопасности в ноябре 1998 г. и предполагают принятие более 20 новых законов и внесение изменений и дополнений в 50 действующих законов, работа над которыми ведется в настоящее время. Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по информационной безопасности своим решением от 2 декабря 1997 г. отметив, что существующее правовое регулирование отношений в области обеспечения информационной безопасности не соответствует современным требованиям и препятствует формированию эффективной системы информационной безопасности Российской Федерации, определила следующие основные направления развития законодательства в области обеспечения информационной безопасности: - внесение изменений и дополнений в действующее законодательство для развития обеспечения информационной безопасности в целях устранения противоречий нормам Конституции РФ и международным соглашениям, к которым присоединилась РФ, противоречий между законодательными актами федерального уровня и актами субъектов РФ, а также конкретизации норм ответственности за правонарушения в области информационной безопасности; - законодательное разграничение уровней правового регулирования проблем обеспечения информационной безопасности (федеральный уровень, уровень субъекта Федерации, уровень местного самоуправления); - создание нормативно-правовой базы для развития системы страхования информационных рисков, направленной на гарантированное обеспечение страховой защиты как пользователей информационных услуг, так и субъектов, предоставляющих такие услуги; уточнение правового статуса иностранного инвестора при инвестировании в отрасль связи и информатизации в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; - законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи; - разработка Национальной программы развития общедоступных компьютерных сетей, включая определение правового статуса провайдеров интернет-услуг и правовое регулирование их деятельности, представление в Интернет информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиту русского языка в Интернете; - создание правовой базы для функционирования в Российской Федерации системы региональных центров обеспечения информационной безопасности; - правовое регулирование развития негосударственного компонента в формировании информационного общества и обеспечении информационной безопасности Российской Федерации. Направления развития законодательства Не перечисляя принятые законы и другие нормативно-правовые акты в области регулирования отношений в информационной сфере, можно отметить некоторые позитивные сдвиги и проблемы по трем направлениям. К таким важным для оценки состояния отрасли относятся вопросы: - каково воздействие нормативно-правовой основы на оформление производственно-научной инфраструктуры информатики и функционирование ее как отрасли российской экономики, как особого вида социально-экономической деятельности; - что дает потребителю современная российская информатика в совокупности информационных ресурсов, информационных технологий и коммуникаций и как обеспечиваются права граждан в области информатизации; - какие стороны информационной сферы являются наиболее чувствительными с точки зрения правового обеспечения информационной безопасности. За последние годы в этой области можно наблюдать значительные сдвиги под влиянием реальных процессов информатизации. Правовой основой здесь является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"1, которым наиболее детально урегулированы вопросы правового режима информационных ресурсов. На основе положений названного Закона создана нормативно-правовая база информатизации субъектов Российской Федерации. Информационные ресурсы обрели значительную основу для их организации и развития в региональных, территориальных, отраслевых и межотраслевых системах. Правовая наука пока не может остановиться на какой-либо определенной модели в области регулирования и защиты интеллектуальной собственности и особенно исключительных прав создателей информационного и технологического продукта. Тем не менее, закон должен откликаться на коллизии в этой среде. Речь идет о том, что в процессе дополнений и изменений базового Закона и законов субъектов России необходимо уделить большее внимание означенным вопросам. Важное направление работы и области создания адекватной инфраструктуры в сфере информатики формируется вокруг создания и использования таких объектов, как информационные технологии и вычислительная техника. Преодоление немалого отрыва от передовых стран, несмотря на имеющиеся значительные заделы по технической базе макросистем, требует организации и стимулирования производства в области технологий. В данном блоке проблем особого внимания требуют вопросы: - программирования и создания продукции по мировым стандартам особенно для открытых систем деловой информации; - формирование рынка этой продукции; - регулирование отношений в области информационной деятельности, информационных услуг, организации и обеспечения ответственности различных посреднических структур в информационных и коммуникационных системах. 3. Информационное законодательство - основной источник информационного права. Вопросы, связанные с информационным законодательством требуют отражения внимания государства к ряду направлений деятельности в области информатизации. Можно отметить из них наиболее очевидные. Формирование информационных ресурсов и развитие информационной деятельности - деятельности, непосредственно связанной со сбором, хранением, обработкой, передачей информации в самых разных организационных формах (документированная, звуковая, световая, цифровая и т.п.); деятельности по созданию средств обработки информации в электронном виде - создание программ, программного обеспечения и иных средств работы с информацией и ее транспортировкой (коммуникацией) по каналам связи, сетям в соответствии с типами организации информационных систем и сетей на основе современных технических и технологических достижений; управление качеством информационных технологий (достоверность, полнота, неуязвимость передаваемой информации и создание средств ее защиты в системах информационной безопасности); организация рынка информационных технологий. Все эти направления могут быть объединены в блок формирования специальной отрасли информатики, объединяющей проблемы создания, производства и использования средств информатизации, информационных технологий в широком понимании. Вторым крупным блоком в системе государственного управления является деятельность по организации применения средств информатизации и информационных ресурсов в самых разных сферах социального развития. Здесь сосредоточены проблемы информатизации экономики, экологии, здравоохранения, любых отраслей производства, науки, образования, культурно-просветительской деятельности, формирования и использования соответствующих видов и форм информационных ресурсов. Сюда же входят проблемы региональной и отраслевой информатизации и формирование специальных отраслей государственного управления в данной сфере. Пока на уровне системы федеральных органов исполнительной власти функционирует федеральный органа, непосредственно выполняющий функции государственного управления - это Министерство связи и информатизации РФ. Кроме того, действуют специализированные государственные органы, ориентированные на организацию и использование отдельных массивов информационного ресурса. Это Архивная служба РФ, органы федеральной статистики. Государственная техническая комиссия. Большое внимание информационным проблемам уделяет Совет Безопасности РФ. Это направление охватывает процессы информатизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их взаимодействия. Деятельность органов государственной власти - законодательных, исполнительных, правоохранительных - только и может быть продуктивной и эффективной при условии применения информационных технологий в работе аппарата каждого органа и в системе взаимодействия различных органов между собой. Четвертый блок в сфере государственного управления в области информационных технологий составляет деятельность каждого из ведомств и государственных организаций, которые самостоятельно и с учетом своих потребностей обеспечивают процессы информационного обеспечения своей деятельности. При отсутствии должной координации на уровне федерации это направление деятельности подвержено местничеству и заканчивается неоправданной тратой средств, несовместимостью средств информатизации, в том числе и информационных технологий в едином пространстве страны. Поддержка процессов информатизации во всех секторах хозяйства и культуры страны, во всех сферах социального развития и жизнеобеспечения; привлечение населения к новым методам работы с информацией на основе воспитания информационной культуры, переподготовки кадров и массового обучения молодого поколения работе в новых условиях. Здесь сосредоточены организационно-правовые проблемы обеспечения реализации права на информацию различных субъектов, разрешение конфликтов в области формирования и использования информационных технологий. Все обозначенные направления государственного управления в области информационных технологий реализуются на основе создания и применения соответствующих законов и иных правовых актов, введения обязательных государственных стандартов, методик и правил. 4. Правовые проблемы информационной безопасности. Законом РФ "О безопасности" безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Жизненно важные интересы определяются законодателем как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности - как совокупность условии и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз. Как уже упоминалось, Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" определено понятие информационной безопасности как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Целями защиты информационной сферы являются: - предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; - предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; - предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; - защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; - сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; - обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения. В результате сопоставительного анализа области информационной безопасности информационной сферы с учетом положений Доктрины информационной безопасности и норм информационного законодательства в этой области можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности). 1. Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации. 2. Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц. 3. Третье направление. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации. Рассмотрим их подробнее. 5. Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «Об электронной подписи» ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" В Российском законодательстве базовым законом в области защиты информации является ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года номер 149-ФЗ. Поэтому основные понятия и решения, закрепленные в законе, требуют пристального рассмотрения. Закон регулирует отношения, возникающие при: • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; • применении информационных технологий; • обеспечении защиты информации. Закон дает основные определения в области защиты информации. Приведем некоторые из них: • информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; • информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; • информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; • обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; • оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. • конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [4]. В статье 4 Закона сформулированы принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации: 1. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; 3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; 4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; 5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; 6. достоверность информации и своевременность ее предоставления; 7. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; 8. недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами. Вся информация делится на общедоступную и ограниченного доступа. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В законе, определяется информация, к которой нельзя ограничитьдоступ, например, информация об окружающей среде или деятельности государственных органов. Оговаривается также, чтоограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Закон выделяет 4 категории информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения: 1. информацию, свободно распространяемую; 2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Закон устанавливает равнозначность электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, и документа, подписанного собственноручно. Дается следующее определение защите информации - представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1. обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3. реализацию права на доступ к информации. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: 1. предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; 2. своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3. предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4. недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; 5. возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6. постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. Таким образом, ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" создает правовую основу информационного обмена в РФ и определяет права и обязанности его субъектов. ФЗ Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".) 1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. 2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи. Закон вводит следующие основные понятия: Электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы). Средства электронной цифровой подписи - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей. Сертификат средств электронной цифровой подписи - документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям. Закрытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи. Открытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе. Сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи. Подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе - положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе. Пользователь сертификата ключа подписи - физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи. Информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано. Корпоративная информационная система - информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы. Пересказать такие определения своими словами невозможно... Обратим внимание на неоднозначное использование термина "сертификат", которое, впрочем, не должно привести к путанице. Кроме того, данное здесь определение электронного документа слабее, чем в Законе "Об информации...", поскольку нет упоминания реквизитов. Согласно Закону, электронная подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий: • сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания; • подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; • электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи. Закон определяет сведения, которые должен содержать сертификат ключа подписи: • уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра; • фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа подписи или псевдоним владельца. В случае использования псевдонима запись об этом вносится удостоверяющим центром в сертификат ключа подписи; • открытый ключ электронной цифровой подписи; • наименование средств электронной цифровой подписи, с которыми используется данный открытый ключ электронной цифровой подписи; • наименование и местонахождение удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи; • сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.
«Защита информации в Российской Федерации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot