Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Защита государственной тайны при осуществлении оперативно розыскной
Деятельности
Время: 2 часа (лекция)
часа (семинар)
Учебные вопросы:
1. Основные аспекты защиты государственной тайны при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
2. Специальный порядок защиты сведений, составляющих государственную тайну и относящихся к оперативно-розыскной деятельности;
3. Оперативно-розыскная деятельность уполномоченных органов по сбору данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
I. Основные аспекты защиты государственной тайны при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Вопросы защиты государственной тайны применительно к оперативно-розыскной деятельности можно рассматривать в нескольких аспектах:
• Во-первых, согласно ст. 2 Закона об ОРД как задачи оперативно-розыскной деятельности, а именно:
1. Выявление
2. Предупреждение
3. Пресечение
4. Раскрытие преступлений, предметом которых являются сведения, составляющие государственную тайну, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступление
5. Добывание информации о событиях или действиях, касающихся отношений защиты государственной тайны и создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
• Во- вторых, как предусмотрено ст.7 закона об ОРД оперативно-розыскную деятельность уполномоченных органов по сбору данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющих государственную тайну.
• В-третьих, как специальный порядок защиты составляющих государственную тайну сведений, относящихся к оперативно-розыскной деятельности.
II. Специальный порядок защиты сведений, составляющих государственную тайну и относящихся к оперативно-розыскной деятельности.
Согласно ст.12 Закона об ОРД
Сведения об используемых или использованных при проведени1 негласных оперативно-розыскных мероприятий} силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а так же об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Они подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно- розыскную деятельность.
Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ.
Письменное согласие необходимо получать и при решении вопроса о возбуждении уголовных дел о разглашении составляющих государственную тайну сведений об этих лицах. Однако УПК РФ не указывает это обстоятельство как исключающее производство по уголовному делу.
Для приведения в соответствие уголовно - процессуального и оперативно-розыскного законодательства, на мой взгляд, УПК РФ должен быть дополнен еще одним основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения возбужденных уголовных дел. А именно, Ст. 24 УПК (Основания для отказа в возбуждении уголовного дела) следует дополнить положением о том, что возбуждение уголовных дел о преступлениях, связанных с преданием гласности сведений о лицах, оказывающих на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим оперативно розыскную деятельность, допускается лишь с согласия этих лиц, выраженного в письменной форме, за исключением совершения преступления этими лицами.
В случае если согласие получено, для защиты таких лиц, занимающих процессуальное положение, предусмотренное ч 9 ст.166 УПК, следователем с согласия прокурора может выноситься постановление о сохранении в тайне данных о личности этих лиц, и в дальнейшем в протоколах следственных действий указывается псевдоним такого участника следственного действия.
Ст. 166 ч.9
При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия начальника органа дознания выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя или дознавателя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия соответственно руководителя следственного органа, начальника органа дознания. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа, а постановление дознавателя - начальнику органа дознания для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности
Специальный порядок защиты составляющих государственную тайну сведений, относящихся к оперативно-розыскной деятельности, распространяется и на представление таких сведений другим органам для их использования.
В соответствии со ст.11 Закона Об ОРД результаты оперативно розыскной деятельности могут быть использованы 1) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий 2) проведения оперативно розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; 3)выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивши, 4) а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказаний и без вести пропавших.
Кроме того, результаты оперативно розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Эти результаты могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Кроме того, следует учитывать, что дознавателю, следователю, прокурору или в суд могут представляться результаты оперативно розыскной деятельности, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. В этом случае представляются в соответствии с требованиями ст. 16 «О государственной тайне», регулирующей вопросы взаимной передачи сведений, составляющих государственную тайну.
Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений (ст. 27)
Если использование результатов оперативно розыскной деятельности в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении оперативно-розыскных мероприятий негласных силах, средствах, источниках, методах и планах, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о лицах оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а так же об организации и тактике проведения оперативно розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне, Результаты оперативно - розыскной деятельности, согласно Инструкции о порядке представления результатов оперативно розыскной деятельности, органу дознания, следователю, прокурору и суду не представляются.
III. Оперативно-розыскная деятельность уполномоченных органов по сбору данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
Согласно ч. 3 ст.21 Закона РФ «О государственной тайне» допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает частичные временные ограничения их прав.
В соответствии со ст. 24 названного Закона, которой установлено, в том числе ограничение прав на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
Данное положение основано на ст.55 Конституции, предусматривающей возможность ограничения федеральными законами прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Указанное ограничение носит добровольный характер, ибо, как предусмотрено ст. 21 Закона «О государственной тайне», допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает письменное согласие на проведение проверочных мероприятий.
Уклонение от проверочных мероприятий или сообщение заведомо ложных сведений в соответствии с ч.1 ст.22 и ч.1 ст.23 того же Закона является одним из оснований для отказа в допуске к государственной тайне, либо прекращению такого допуска.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться проверяемое лицо.
Целью проведения этих мероприятий является установление наличия оснований, препятствующих/ допуску к государственной тайне. Проведение проверочных мероприятий регламентируется Федеральным законом «Об ОРД».
Так, согласно п.1 ч.2 ст.7 Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия решений о допуске к сведениям, составляющих государственную тайну. В тоже время, в соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД устанавливаются ограничения для проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по данному основанию.
Запрещается (ч.1 ст.6 п.8-11):
• Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
• Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
• Прослушивание телефонных переговоров;
• Снятие информации с технических каналов связи.
Таким образом, в целях получения данных принятия решения о допуске к государственной тайне, могут осуществляться все остальные оперативно- розыскные мероприятия:
• Опрос.
• Наведение справок.
• Сбор образцов для сравнительного исследования.
• Проверочная закупка.
• Исследование предметов и документов.
• Наблюдение.
• Отождествление личности.
• Оперативное внедрение.
• Контролируемая поставка.
• Оперативный эксперимент.
Причем выделенные могут проводиться на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно розыскную деятельность (ч.5 ст. 8. Закона об ОРД).
Однако из всего перечня оперативно-розыскных мероприятий можно исключить оперативный эксперимент. Его проведение допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого - преступления, а также в целях выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие преступления.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, как это оговорено в ч. 3 ст. 6 Закона Об ОРД допускается использование информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемка, а также других технических средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью.
Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно розыскных мероприятий на территории РФ.
С учетом результатов проверочных мероприятий в индивидуальном порядке принимается решение по конкретному лицу о допуске или отказе в допуске к государственной тайне. Пронятое решение может быть обжаловано.
Те же правила установлены для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления (ст. 7 Закона об ОРД).
Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, проводят органы безопасности по месту расположения организации, ее территориально обособленных подразделений. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, сотрудников и граждан, принимаемых на службу, работу в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляется указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с ФСБ.