Зарождение психологии как науки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5.ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Вопросы лекции:
1. Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера.
2. Экспериментальная психология Г. Гельмгольца.
3. “Новая психология” В. Вундта.
4. Экспериментальная психология Г. Эббингауза.\
5. Личное уравнение в астрономии.
6. Влияние дарвинизма.
7. Достижения физиологии.
8. Развитие психиатрии.
Личное уравнение в астрономии. Все началось с того, что в Гринвиче в 1796
г. директор астрономической лаборатории Невилл Масклайн отстранил от работы
своего ассистента, так как тот с опозданием регистрировал время прохождения
звезды через медиан телескопа. (Ошибка ассистента находилась в пределах 0,5 –
0,8 с при средней норме для этого метода 0,1 – 0,2 с.) Масклайн счел это
опоздание признаком нерадивости ассистента, и про этот случай забыли на 20 лет.
Через 20 лет кенигсбергский астроном Фридрих Бессель заинтересовался этим
феноменом. Он решил сравнить результаты своих наблюдений с данными других
астрономов. В результате исследования Бессель обнаружил значительные
расхождения в показаниях различных астрономов; более того, расхождения в
показаниях наблюдались даже у одного и того же человека в разные периоды
времени. Бессель пришел к выводу, что причины такого расхождения связаны с
различиями в скорости реакции у разных людей, а найденная разница получила
название “личного уравнения”.
Дальнейшее изучение этого феномена проводилось физиологами. Немецкий
физиолог Герман фон Гельмгольц изучал, используя хронометрический метод
астрономов, скорость пробегания нервных импульсов в чувствительном нерве
человека. В серии этих опытов была открыта скорость прохождения нервного
возбуждения в периферических нервах (33,9 м/с).
Таким образом, исследования, начатые астрономами и продолженные
физиологами, сыграли важную роль для развития психологической науки. Они
подготовили почву для возникновения одной из первых областей
экспериментальной психологии – измерения скорости реакции. Основные
принципы и схема проведения эксперимента на измерение реакции – все это с
незначительными изменениями войдет в методический фонд будущей
экспериментальной психологии.
Влияние дарвинизма. В 1859 г. В свет выходит работа Чарльза Дравина
“Происхождение видов”. В ней на огромном фактическом материале Дарвин
устанавливает основные факторы эволюции – изменчивость, наследственность и
естественный отбор и объясняет причины многообразия видов растений и
животных, показывает их единство и генетическую связь.
Учение Ч. Дарвина стало поворотным пунктом не только для биологических
наук, но и для психологии. Значение эволюционной теории для психологии
определяется во многих отношениях.
Прежде всего, теория Ч. Дарвина внесла в психологию генетический принцип.
С генетическим принципом связаны некоторые важнейшие открытия в
психологии и смежных науках (например, положение о спецификации органов
чувств).
Дарвин способствовал появлению нового подхода в трактовке
психологических явлений. Психические явления им рассматривались как орудие
приспособления организма к среде. Сами приспособительные акты, за которыми
стоят психические явления, не могут быть поняты без того, чтобы не учитывать
роль внешних физических воздействий и внутренних анатомо-физиологических
состояний организма. Этой точкой зрения Дарвин закрепляет в психологии
принцип природного детерминизма.
Далее, Ч. Дарвин открыл преемственность в психической организации
животных. Естественным продолжением этого открытия была идея о связи
психики животных и человека. В своих трудах “Выражение эмоций у человека и
животных” и “Происхождение человека и половой отбор” Дарвин показывает, что
общие психические корни имеют психические процессы человека и животных,
такие, как память, внимание, а также любовь и другие эмоции. Изучению психики
животных Дарвин предавал исключительное значение. Поэтому его можно
считать “отцом” сравнительной психологии.
Помимо сравнительной психологии Ч. Дравин стоял у истоков еще одного
раздела психологии – детской психологии, о чем свидетельствует его известная
книга “Биографический очерк младенца”. В известной степени его можно считать
и прародителем дифференциальной психологии – выдвинутые им положения об
изменчивости и наследственности признаков были вскоре перенесены на область
психических свойств человека. Через 10 лет после выхода в свет “Происхождения
видов” двоюродный брат Дарвина Френсис Гальтон попытался показать,
вариации психических способностей определяются наследственностью.
Учение Ч. Дарвина положило начало естественнонаучной перестройке и
обновлению психологии.
Достижения физиологии. На пороге XIX в. общая физиология вплотную
приблизилась к вопросам о функциях нервной системы, поскольку во все большей
степени обнаруживалось ее участие в различных физиологических актах.
Физиология становится экспериментальной дисциплиной приблизительно в 30-х
гг. XIX в., главным образом, под влиянием работ немецкого физиолога Иоганнеса
Мюллера.
Мюллер сформулировал принцип “специфической энергии органов чувств”:
возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерной ощущение,
потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная
специфическая энергия.
Помимо этого, И. Мюллер выполнил ряд исследований анатомических
структур рефлекса и основ рефлекторной деятельности организма. Он выдвинул
ряд положений относительно связи ощущений, движения и рефлекторных актов, а
также о связи различных рефлекторных актов с отдельными спинномозговыми
структурами. В своих работах И. Мюллер полемизировал с шотландским врачом
Маршаллом Холлом. Холл отрицал участие головного мозга в рефлекторных
актах. Он предполагал, что произвольные движения зависят от головного мозга,
рефлекторные – от спинного мозга, бессознательные – от прямого возбуждения
мышц и дыхательные – от костного мозга.
Профессор естествознания Пьер Флоранс наблюдал и регистрировал
последствия разрушения частей головного и спинного мозга у животных. В
результате своих исследований он пришел к выводу о том, что головной мозг
управляет высшими психическими процессами, средний мозг – зрительными и
слуховыми рефлексами, мозжечок – координацией и т.п. Для нас важны не
столько выводы Флоранса, сколько использованный им метод – метод удаления.
(Метод удаления – метод установления функции определенной части мозга, путем
удаления или уничтожения этой части и последующего наблюдения изменений в
поведении животного.)
Что касается функционирования головного мозга, то Флоранс пришел к
выводу, что в отношении разных психических процессов головной мозг
эквипотенциален, т.е. все его участки одинаково причастны к осуществлению
каждой психической функции. К таким выводам он пришел, наблюдая динамику
изменений в поведении животных с разрушенными различными частями
головного мозга: после значительных нарушений на первоначальном этапе,
поведение животных в дальнейшем практически приходило в норму. (Дело в том,
что Флоранс работал с низшими позвоночными, у которых кора головного мозга
почти не дифференцирована. Поэтому при разрушении различных участков
головного мозга нарушенные функции со временем восстанавливались.)
Последующие клинические и экспериментальные исследования вновь
выдвигают на первый план идею мозговой дифференциации и специализации. В
1861 г. хирург клиники для душевнобольных под Парижем Поль Брока произвел
вскрытие трупа мужчины, который при жизни долгие годы не мог внятно
говорить. Брока обнаружил поражение определенного участка головного мозга и
обозначил эту часть мозга как центр речи. Позже за ней закрепилось название
“зона Брока”. Брока сделал вывод о том, что каждая из интеллектуальных
функций связана с ограниченным участком головного мозга. В подтверждение
этой точки зрения за короткое время после открытия Брока были найдены в
головном мозгу: “центр зрительной памяти” (А.Бастиан, 1869), “центр письма”
(З.Экснер, 1861), “центры понятий” (Ж.Шарко, 1887).
Эти открытия основывались на данных клинического метода, и поэтому
положение о строгой локализации функций головного мозга продолжало носить
гипотетический характер. Но вскоре оно нашло подтверждение благодаря работам
Фрича и Гитцига в 1870 г. Методом электростимуляции некоторых участков
головного мозга кроликов и собак им удалось установить наличие в коре
головного мозга двигательных центров. Их последующие исследования и опыты
других физиологов позволили составить целую карту моторных центров.
Таким образом, в решении проблемы локализации психических функций
выделились два противоположных направления – аналитическое (Брока, Фрич и
Гитциг и др.) и синтетическое (Флоранс, Гольц, Лешли). Представители первого
направления выступали за отнесение отдельных функций к определенным
мозговым
структурам.
Сторонники
второго
направления,
напротив,
рассматривали различные психические явления как функцию всего мозга. Общая
ошибка обоих направлений состоит в том, что психические функции
проецировались прямо на мозг, минуя функциональный уровень анализа его
работы; в то время как связь психики со структурами мозга всегда опосредована
физиологической деятельностью. Этот спор был разрешен впоследствии только
благодаря трудам русских ученых И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.
Развитие психиатрии. Развитие знаний о душевных болезнях и их причинах
сыграло также немаловажную роль в оформлении психологии как науки.
Первые научные попытки объяснить психические расстройства отмечены во
IIв. до н.э. Наиболее распространенной в этот период была мозговая теория
душевных болезней. Пифагор, а позже – Алкмеон и Гиппократ видели причину
душевных болезней в заболеваниях головного мозга.
Под влиянием Сократа и Платона, а в период раннего христианства – Плотина
и Августина, возникают попытки найти причину душевных расстройств внутри
самой душевной деятельности. Таким образом, уже в древней психиатрии как в
первых представлениях о природе душевных заболеваний, так и в первых их
классификациях, наметилось два противоположных течения – органическое
(соматики) и психическое (психики). В области практической психиатрии
роковую роль сыграли некоторые указания древних врачей из школы психиков по
обращению с душевнобольными. В качестве мер излечения предлагались голод,
избиение, содержание больных закованными в цепи и т.д. Эти формы терапии
станут в странах Западной Европы общепринятыми нормами обращения с
душевнобольными вплоть до XIX в.
В XVII в. психиатрия испытала сильное влияние со стороны Ф. Бэкона и Р.
Декарта. Психические заболевания связывались их последователями с
расстройством нервной системы (например, с расширением или сжатием
мозговых оболочек).
В XVIII в. центром научной психиатрии становится Франция. Реформатором
французской психиатрии становится Филипп Пинель. Пинель предложил систему
мер по гуманизации лечения душевнобольных, уничтожение тюремного режима в
клиниках. Также им была разработана классификация психических заболеваний, в
которой учитывались нарушения таких психических процессов, как чувства, воля,
интеллект. Среди причин, вызывающих психические расстройства, Пинель
выделял предрасполагающие факторы (наследственность и индивидуальные
склонности) и производящие факторы (физические травмы и нарушения и
моральные потрясения).
Во второй половине XIX в. во французской психиатрии ведущую позицию
занимает школа Ж. Шарко. В ней развивается соматический подход к пониманию
душевных заболеваний, внедряется практика гуманного обращения с
душевнобольными, разрабатываются проблемы гипноза и внушения. Научная
деятельность клиники Ж. Шарко определялась сравнительными исследованиями
нормы и патологии в психике, естественнонаучной ориентацией в теории и
методах лечения, разработкой проблем гипноза и внушения.
Русская школа психиатрии (И.П. Мержиевский, С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев
и др.) также последовательно утверждала в психиатрии тенденции гуманного
обращения с больными и соматический подход, увязывая образование
патопсихологических явлений с повреждениями мозга и нервной системы
вообще.
В заключении мы можем сказать, что психосоматическая линия в психиатрии
способствовала переносу идеи природного детерминизма в область психологии,
утверждению в ней объективного подхода к изучению психики в норме и
болезненном состоянии.
Таким образом, в специальных областях физиологии и психиатрии началась
экспериментальная разработка проблем, издавна относящихся к области
психологии. Эти разделы естествознания и медицины составили те основные
источники, из которых психология выросла как экспериментальная и
самостоятельная область знания.
Физиология XIX в. была проникнута духом философии механицизма. Нигде
этот дух ни был столь явным, как в Германии. В 40-х гг. XIX в. группа
исследователей организовала Берлинское физическое общество. Этих молодых
людей (всем – до 30 лет) объединяло убеждение, что любое явление можно
объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить
физиологию с физикой и развивать физиологию в рамках механистических
представлений о природе психического. Согласно легенде, молодые ученые
приняли торжественную клятву, в которой говорилось: жизнь есть результат
физико-химических реакций, и только. Такова была научная атмосфера,
вдохновлявшая немецких физиологов в их исследованиях.
Итак, в XIX в. в германской физиологии пересеклись все передовые научные
тенденции: материализм, механицизм, эмпиризм, экспериментальный и
измерительный методы. Это дало мощный толчок развитию экспериментальной
психологии.
Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера. Экспериментальная психология
возникла отчасти из психофизики – науки о связях физического и душевного
миров. Она была задумана германским физиологом Густавом Теодором
Фехнером и сделала его имя знаменитым.
Фехнер предположил, что существует закон, устанавливающий связь между
мозгом и телом, который может быть выражен через количественное
соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.
В результате своих исследований Фехнер пришел к выводу, что повышение
уровня интенсивности раздражителя не вызывает идентичного роста
интенсивности ощущения; с увеличением интенсивности раздражителя в
геометрической прогрессии интенсивность ощущения возрастает лишь в
арифметической прогрессии. Следовательно, интенсивность раздражителя влияет
на интенсивность вызванных ощущений не абсолютно, а относительно. Таким
образом, появилась возможность соотнести физический и психический миры в
количественных показателях. Фехнеру удалось преодолеть барьер, разделявший
душу и тело.
Для изучения ощущений Фехнер предложил использовать два способа:
определение абсолютного порога и определение дифференцированного порога
чувствительности. (Напомним: абсолютный порог – наименьшая интенсивность
раздражителя, при воздействии которого человек испытывает ощущение;
дифференцированный (относительный) порог – наименьшая разница в
интенсивности раздражителя, которая может быть обнаружена человеком.)
Фехнер предположил, что для каждого из чувств есть некоторое
относительное значение увеличения раздражителя, которое вызывает
наблюдаемое изменение в интенсивности ощущения. Соотношение между
величиной ощущения и раздражителя можно выразить в виде логарифма, где S –
интенсивность ощущения, K – экспериментально установленная константа, а R –
величина раздражителя.
Помимо законов ощущений, Фехнер также разработал важнейшие
психофизические методики, которые используются до сих пор: методы средней
ошибки, постоянного стимула, метод установления порога и т.д.
Одновременно подобные эксперименты в том же Лейпцигском университете
проводил Эрнст Вебер, который изучал величины “едва заметных различий” –
минимальную разницу в весе двух грузов, которую способен распознать человек.
Он получил результаты, совпадающие с результатами Фехнера: не существует
прямого соответствия между интенсивностью физического раздражителя и
нашими ощущениями. Вебер предположил, что для определения едва заметного
различия в ощущениях можно вывести некоторый постоянный коэффициент, свой
для каждого из чувств.
Вебер также изучал явление 2-точечного порога – момента, когда человек
может распознать два независимых источника ощущений. Опыты Вебера стали
первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой
существует момент начала возникновения физиологической и психической
реакции. В дальнейшем эта теория станет основной в работах Фехнера и
Гербарта.
Таким образом, Г.-Т. Фехнер и Э. Вебер предложили свой подход и методы
для изучения психологических явлений. Опираясь на данные психофизики, В.
Вундт разработает свой план экспериментальной психологии.
Экспериментальная психология Г. Гельмгольца. Помимо работ Э. Вебера и
Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон
Гельмгольца.
Мы уже упоминали о том, что именно Гельмгольц провел первые
эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же
его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в
этих областях являлись фундаментальными для своего времени.
На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных
тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой
аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет
функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат
представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие
определенных тонов.
Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма
зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи
которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке
зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения,
разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории,
существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения
которых возникает все многообразие цветовой гаммы).
Еще один вывод, который можно сделать из многочисленных экспериментов
Г.фон Гельмгольца, - это вывод о несводимости восприятия к сумме свойств
воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму
опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании
внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше
восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным
умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу
сенсомоторных компонентов.
Своими работами Г.фон Гельмгольц положил начало современной теории
слуха и зрения, предвосхитил некоторые идеи гештальт-психологии, утвердил
обусловленность психического акта прошлым опытом, а также много сделал для
того, чтобы придать психологии естественнонаучный характер.
Новая психология В. Вундта. Но реальным основоположником новой
экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм
Вундт.
Важнейшим вкладом Вундта в психологию явились его исследования опыта
сознания. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру.
Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном
саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов
сознания.
Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Но этот опыт
неоднороден. Опосредованный опыт представляет собой информацию, которая
зависит от прошлого опыта и поэтому не является непосредственным
переживанием. К опосредованному опыту Вундт относил, например, такие
суждения: красивая женщина, красный цветок, я хочу спать, – все они основаны
на прошлом опыте. Непосредственный опыт – опыт, “очищенный” от
интерпретаций, независимый от предыдущего опыта и знания.
Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания –
это форма активной организации разумом своих структур. Изучая
непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы
или составные части.
Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться
только одним методом – методом интроспекции. Хотя сам этот термин восходит к
Сократу, Вундт сумел организовать строго научные эксперименты, основанные на
интроспекции.
Из чего же состоит сознание/опыт? Вундт предположил, что одной из форм
опыта является ощущение. Другая форма непосредственного опыта – чувства. В
процессе экспериментов Вундт создает трехмерную модель чувства. Согласно его
теории, каждое чувство можно расположить в трехмерном пространстве,
образованном следующими измерениями: удовольствие – дискомфорт,
напряжение – расслабление, подъем – угасание. Сложные соединения простых
чувств создают эмоции. Все это вместе (ощущения, чувства и эмоции) создают
элементы сознания/опыта.
В процессе многочисленных экспериментов В. Вундт обнаружил, что люди
воспринимают нечто большее, чем просто сумму ощущений и чувств. Для
объяснения этого явления Вундт предполагает существование процесса синтеза
элементов восприятия в единое целое – апперцепции, что явилось новым шагом
по сравнению с идеями английских ассоцианистов.
Для объяснения сложной психической жизни Вундт стремился вывести
психические законы. Материальное движение, говорил он, может быть причиной
только материальных явлений. Для психических явлений существует другой
источник и они, соответственно, требуют других законов. К таким законам Вундт
относил: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон
контраста и т.д.
В 1875 г. Вундт становится профессором Лейпцигского университета и в
первые годы создает здесь психологическую лабораторию. В первые двадцать лет
существования этой лаборатории в ней было выполнено более ста научных работ.
В частности, в вундтовской лаборатории проводились эксперименты по изучению
психологических и физиологических аспектов зрения, слуха и других органов
чувств. Особое внимание уделялось экспериментам по изучению времени
реакции. Проводились эксперименты по изучению внимания и чувств, в том
числе, направленные на подтверждение трехмерной концепции чувств Вундта.
Широкая известность привлекла в лабораторию большое количество молодых
ученых.
Таким образом, В. Вундт может по праву считаться “отцом” современной
психологии как самостоятельной науки. Он создал первую в истории
психологическую научную школу. Вундт сыграл важную роль в консолидации
сообщества исследователей психологических проблем. Дискуссии по поводу его
теоретической позиции и применяемых им методов стимулировали появление
новых концепций и направлений.
Экспериментальная психология Г. Эббингауза. Всего через несколько лет
после того, как В. Вундт заявил о невозможности экспериментального
исследования высших психических функций, немецкий психолог-одиночка,
работавший вне какого-либо университета, начал успешно применять для
изучения этих процессов именно эксперименты.
В то время (конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в.) общепринятым методом
изучения сознания и памяти было изучение уже сложившихся ассоциаций.
Исследователи пытались установить природу уже сложившихся связей. Герман
Эббингауз подошел к проблеме с другой стороны – с формирования ассоциаций.
Так он мог контролировать условия возникновения ассоциаций, и, следовательно,
сделать исследования процессов памяти более объективными.
Эббингауз задался целью установить законы памяти “в чистом виде”, и для
этого избрал особый материал. Единицей такого материала стали не слова (они
всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог
состоял из двух согласных и гласной между ними.
Эббингауз проводил эксперименты по изучению особенностей обучения и
запоминания в различных условиях. Результаты этих классических работ он
изложил в книге “О памяти”. Прежде всего, Эббингауз выяснил зависимость
числа необходимых для запоминания повторений от величины запоминаемого
материала и установил, что при одном повторении запоминается, как правило,
семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число
повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слов.
Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом “кривая
забывания”, в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в
первые часы после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается.
В экспериментах Эббингауза сравнивалось также время, необходимое для
заучивания осмысленного текста и списка бессмысленных слогов. Было найдено,
что осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. “Кривая
забывания” в обоих случаях имела ту же форму, хотя осмысленный материал
забывался медленнее.
Эббингауз также открыл путь экспериментального изучения навыков. Опыты
американских психологов Брайана и Хартера по выработке навыков приема и
посылки телеграмм основывались на методике, предложенной Эббингаузом.
Таким образом, работы Эббингауза, Брайана и Хартера легли в основу
нового направления, отличавшегося от структурализма Вундта. Новое
направление открыло собственно психологические феномены и утвердило
экспериментальный метод в их исследовании.
Хотя Эббингауз не внес теоретического вклада в психологию и не создал
собственной научной школы, он оказал на науку огромное влияние, возможно
еще большее, чем В. Вундт. Его научные взгляды и выводы выдержали проверку
временем. Его исследования внесли объективность количественных выводов
изучение высших психических процессов – одну из центральных тем
современной психологии. Многие из сделанных Эббингаузом заключений о
природе обучения и памяти остаются справедливыми и по сей день.