Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Запросы и актуальные состояния клиентов на начальном этапе консультирования

  • 👀 980 просмотров
  • 📌 953 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Запросы и актуальные состояния клиентов на начальном этапе консультирования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Запросы и актуальные состояния клиентов на начальном этапе консультирования» docx
Запросы и актуальные состояния клиентов на начальном этапе консультирования Одним из важных элементов любого вида консультирования является анализ запроса клиента.  Психологический запрос - мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи. Формулирование и решение консультативных задач начинается с психологического запроса клиента. Он обращается к психологу с просьбой предоставить психологическую помощь, описывая в той или иной форме свои трудности, переживания. Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимо, как минимум, два условия: 1) объективное наличие психологических проблем, которые лежат в основе неблагоприятного психологического состояния; 2) хотя бы частичная рефлексия человеком своих проблем, т.е. отображение их в сознании в форме потребности в психологической помощи Спектр возможных проблем, являющихся причиной обращения к психологу, может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяются, например, проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные. Проблемы могут различаться по степени их сложности (в первую очередь, для самого клиента): от простых, когда бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы, до сложных, требующих от клиента открытий, инсайта, что возможно лишь при длительной консультативной работе.  Следующая классификация предполагает выделение трех оснований для локализации источников возникновения проблемы: A) окружение (включает проблемы, связанные с семьей, местом проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми, друзьями и т.п.); Б) жизнь человека в целом (фиксируются общие проблемы, такие как смысл жизни, самореализация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность); B) человек (отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическую зависимость). Даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят к тому, что человек идет к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными: • недостаточные уровень образования и информированность по вопросам психологии; • отсутствие знаний о специфике деятельности психолога-консультанта; • существование определенных психологических барьеров: страх обнажить свой внутренний мир, нежелание избавиться от некоторых психологических проблем, используемых как защиты, недоверие или неуверенность в том, что психолог может помочь и т.п. • Целесообразно выделить несколько основных групп причин, побуждающих людей обращаться за помощью к психологу-консультанту. Квалификация данных причин не является психологическим диагнозом. Это скорее исходный динамический фактор. Его не следует автоматически сводить к содержанию проблемы клиента, поскольку он отражает лишь наличные возможности его самопрезентации. Следует также отметить, что наличие у клиента того или иного состояния вовсе не исключает возможности других. Отнесение же случая к той или иной категории предполагает, что в настоящий момент именно данная причина является ведущей в общей картине обращения за психологической помощью. Это следующие актуальные состояния клиентов и их причины обращения за психологической помощью: 1. Тревога. Состояние тревоги, беспокойства встречается очень часто. Можно сказать, что в той или иной степени оно свойственно едва ли не всем, обращающимся за психологической консультацией. Однако в некоторых случаях состояние тревоги определенно является ключевым и, не доискиваясь до предполагаемых глубинных истоков, есть смысл считать его основным фактором, обусловливающим данные проблемы клиента, и именно в связи с этим состоянием необходимо ориентировать основные усилия психолога-консультанта. Главной особенностью клиентов, пребывающих в данном состоянии, являются обеспокоенность, связанная с каким-либо конкретным обстоятельством (происшедшим или могущим произойти в их жизни), либо беспокойство как легкая эмоциональная "доминанта", не имеющая однозначного событийного истолкования. Здесь достаточно иногда лишь несколько вопросов со стороны консультанта, чтобы выявить целое "поле" значимых острых проблем. Состояние тревоги может выступать в качестве негативного контекста для развития более серьезных проблем как для клиента, так и для его ближайшего окружения. Очень часто вследствие длительного состояния тревоги люди начинают срываться на близких людей, проявлять агрессивность и т.п. Таким образом, актуальная тревога клиента - как его начальное состояние - становится как бы определенным "сигналом", обращенным к консультанту, "сигналом" о некотором весьма глубоком и болезненном круге проблем, мотивирующих обращение клиента к психологу-консультанту. От способности консультанта почувствовать эту болезненную "зону" и подвести клиента к ее открытому обсуждению во многом зависит эффект работы с подобными случаями. 2. Сомнение, неуверенность. В эту группу следует отнести те случаи обращений, которые вызваны трудностями в принятии важного жизненного решения или же, наоборот, сомнениями в правильности уже совершенного поступка. Случаи сомнения, неуверенности по сравнению с тревогой можно рассматривать как более выраженную степень осознания возникших проблем клиентом. Как правило, то, что при тревоге таится "на полпути" к сознанию и, не находя выхода и адекватного словесного выражения приводит к беспокойству, в данном случае достаточно ясно представлено в сознании, причем нередко как фундаментальная жизненная проблема, не раз уже бывшая предметом самостоятельных размышлений. Проблема клиента (а отсюда и проблема консультанта) здесь нередко состоит в том, смогут ли оба приступить к ее открытому обсуждению, не скрывая друг от друга и тех мыслей, которые думают "про себя". Поэтому в работе с данной категорией клиентов чрезвычайно важна - с одной стороны - их личная способность быть честными перед самим собой, с другой - чувствительность консультанта к этому "намерению" клиента. 3 - Уныние. Главной особенностью случаев этой группы является преимущественно эмоциональное реагирование на происходящие травмирующие жизненные события. Клиента тяготят чувства тоски, уныния, обиды и он, более или менее осознанно, стремится разделить их с кем-либо, получить утешение в беседе с авторитетным для него человеком. В данном случае главная проблема для клиента и консультанта состоит в том, чтобы подойти к обсуждению тех интимно значимых ценностей и желаний, в которых клиент фрустрирован. Как правило, это наиболее глубокие, "базальные" потребности, в которых человек испытывает неудовлетворенность. Очень важно, чтобы сочувственно-помогающая установка консультанта была уравновешена долей здравого смысла, подсказывающая и напоминающая о том, насколько часто в жизни любой человек сталкивается с неудовлетворенностью и разочарованием в казалось бы самых важных и насущных своих запросах, и что не так часто имеет место противоположное. Одним на обстоятельств, осложняющих консультативную работу с некоторыми представителями данной группы клиентов, является тенденция к "опредмечиванию" своих невзгод и устойчивая фиксация на ком-либо из своего окружения, кто воспринимается как "корень зла", "виновник" и т.д. В условиях профессиональной деятельности это может быть начальник, сослуживец, дома - супруг, дети, родители. 4. Потрясение. К этой группе относятся состояния, связанные с тягостным ощущением исключительности произошедшей с клиентом беды или совершенного им самим проступка. Психотравмирующее событие представляется человеку настолько чудовищным, противоречащим самим основам его жизни, что он, как правило, не может или (и) не хочет поведать о нем людям из своего окружения и вместе с тем явно не в состоянии справиться с ним в одиночку. Нередко сам по себе подробный рассказ о вызывающих душевную боль обстоятельствах или воспоминаниях приносит существенное облегчение. В результате преодоления безумной замкнутости человек перестает чувствовать себя один на один со своей обидой или виной. Как правило, здесь мы сталкиваемся с такой обнаженной душевной травмой, что у человека не находится никаких средств психологической защиты против нее. Это отличает, в частности, данное состояние от уныния, где данная фаза - фаза острого страдания, если и имела место, - уже пройдена, и нередко само уныние можно рассматривать как своеобразное - непродуктивное - средство психологической компенсации. Данные случаи предъявляют, пожалуй, максимальные требования к способности консультанта к искреннему сопереживанию. Возникающее в таких случаях эмоциональное взаимопонимание консультанта с клиентом уже само по себе доставляет существенное облегчение. Точная квалификация данного состояния может быть затруднена привычной ориентацией консультанта на сам характер психотравмирующих обстоятельств - на внешнюю фабулу рассказа клиента, а не на тот "след", который она оставила в его душе. Состояние потрясения может иметь место при, казалось бы, вполне заурядных и - с внешней точки зрения - довольно безобидных обстоятельствах. И наоборот, самые драматичные ситуации, производя огромное впечатление на консультанта, могут совсем по-иному восприниматься самим клиентом, существенно не нарушая его эмоциональное равновесие. Подлинное потрясение, захватывая человека "врасплох" и разрушая защитные механизмы, делает его одновременно очень открытым и как бы нуждающимся в диалоге с консультантом. Напротив, излишнее акцентирование травмирующих обстоятельств, более или менее прямые требования признания себя в качестве "страдальца" свидетельствуют о некоторой степени освоения человеком своей ситуации, что в свою очередь позволяет предполагать, что здесь мы имеем дело уже не с потрясением, и на первый план выступило какое-то иное состояние. 5. Порочный круг конфликта. В случае этого типа обращает на себя внимание главным образом сама ситуация, в которой находится клиент. Как правило, это ситуация актуального конфликта с кем-либо из своих близких, знакомых, начальников (подчиненных). Конфликта, из которого он не может или не хочет выйти. Данное состояние характеризуется, в первую очередь, чрезвычайной эмоциональной значимостью участников конфликта друг для друга при крайне болезненных и, порой, уродливых формах "осуществления" этой значимости. Профессиональная задача психолога-консультанта - содействовать эмоциональному "отделению" участников конфликта друг от друга. Символом этого отделения (и, в определенной степени, высвобождению из-под власти конфликта) становится раздельное обсуждение с консультантом своих проблем. В той мере, в какой подобное - раздельное - обсуждение приобретает для клиентов самостоятельное, не зависящее от обстоятельств их "борьбы" значение, можно говорить о процессе эмоционального дистанцирования, который является важнейшей предпосылкой выхода человека из "порочного круга" конфликта. 6. Поиск участия. Недостаток душевной близости в жизненных контактах с людьми побуждает человека искать компенсации "на стороне", в частности - в общении с психологом-консультантом по поводу тех или иных личных психологических проблем. В этом случае основной смысл консультирования состоит в обоюдном стремлении к близости, и взаимоотношения клиента с психологом-консультантом приобретают как бы самоценный характер. У клиентов данного типа сильно выражено стремление к установлению близких эмоциональных отношений с другим человеком, притом, что их личная жизнь нередко отмечена одиночеством. Объективные жизненные трудности и присущая этим людям склонность к "самокопанию" делает их уязвимыми для настроений безнадежности и отчаяния. Их первый визит к психологу нередко происходит под влиянием этих чувств. Для клиентов в поисках участия необходимо найти в консультанте как бы соучастника своей жизни, и они изначально настроены на длительное, "углубленное" сотрудничество. Идя навстречу этим тенденциям, консультант становится для клиента неким "эмоциональным костылем", необходимым на данном этапе его жизни, существенным фактором психологической поддержки. И здесь сама по себе регулярность встреч, возможность вновь и вновь обратиться и побеседовать о себе и о своих проблемах приобретает значение не меньшее, чем само содержание и качество анализа рассматриваемых проблем. Здоровая динамика подобных случаев предполагает укрепление возможностей самого клиента, в силу чего альянс с психологом постепенно утрачивает для него свою актуальность, оттесняемый событиями и общением в "реальной" жизни. 7. Психологическая интоксикация. Распространенность этого состояния является относительно недавним "завоеванием" нашей культуры. Она связана, наряду с прочими обстоятельствами, с распространением психологических знаний о личности, о конфликтах и т.п. в массовом сознании, вследствие чего у некоторых людей возникает иллюзия будто психология, так хорошо разбираясь в человеческих ошибках, знает правила того, как надо жить, чтобы этих ошибок не допускать. Находящийся в таком состоянии клиент, как правило, не испытывает в данный момент какого-либо действительного затруднения или страдания и обращается за консультативной помощью как бы "впрок". Его проблемы звучат, быть может, и очень внушительно, но они слишком многочисленны, аморфны и общи. Клиент склонен находить в себе все возможные и невозможные "комплексы", а его готовность к самоанализу столь же безгранична, сколь и его надежды на консультирование. Обращаясь к психологу, такой клиент, с одной стороны, хочет изменения своего статус-кво, с другой стороны, довольно жестко ограничивает "зону поиска" уровнем психологических закономерностей. В результате, подлинные обстоятельства его жизни, его поступки, мысли и чувства оказываются более или менее "зашумленными" теми психологическим диагнозами, в рамках которых он сознает себя и свою жизнь и которые он предлагает консультанту в качестве "материала" для совместной работы. 8. Управление - манипуляция. Находясь в этом состоянии, клиент главным образом сосредоточен на других людях - конкретных лицах из своего жизненного окружения, или вообще на всех, с кем ему приходится общаться. В консультировании он ищет возможности психологически "оснаститься" теми или иными знаниями или приемами общения, которые помогли бы ему добиваться желаемых результатов от его партнеров по общению. При этом смысл результатов, нравственную и психологическую оправданность тех целей, которые ставит клиент перед собой в общении, он менее всего склонен обсуждать с консультантом, и попытки решить эти вопросы нередко встречают более или менее выраженное сопротивление. В подтексте стремления к манипуляции нередко можно найти глубокую разочарованность и отчаяние, объясняющие тот особый азарт, который свойственен этим клиентам в их стремлении добиваться своего. Поэтому успешность консультативной работы в данных случаях зависит от того, удастся ли в обсуждении перейти от узкого круга жестко очерченных клиентом задач к более широкому "смысловому полю". Следует отметить, что хотя одновременно у человека могут наблюдаться признаки сразу нескольких из перечисленных состояний, в процессе психологического консультирования, как правило, в данный конкретный момент времени на первый план с достаточной очевидностью выступают лишь какое-то одно (редко больше) состояние. Именно оно и может являться исходной диагностической основой для консультативной работы. Данная классификация причин обращения за помощью может быть ориентиром для оказания психологического воздействия психолога-консультанта в практике своей деятельности. Иногда требуется со стороны психолога создать (может быть, через третьих лиц) мотивацию для получения психологической помощи. В этом случае возможны определенные упреждающие действия со стороны консультанта: разъяснения, заочные консультации, приглашение членов семьи. Однако, если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах. Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях консультанту нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует. Анализ запроса происходит на первом и (или) втором этапе консультирования, наиболее эффективными техниками на этом этапе являются – резюме, отражение, префразирование (переформулирование). Существенную роль в консультировании играет идентификация и вербализация проблем. Передать свои затруднения словами не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вообще в консультировании мы говорим с клиентом о вещах, которые он знает, однако они никогда не были точно высказаны. Проблемы скорее всего находятся "в голове". Это похоже на нередко встречающийся феномен, когда мы знаем слово, но назвать его не можем; в таких случаях говорят "слово вертится на кончике языка".  В консультировании бесконечно важно точно обозначить проблему, поскольку в самом процессе наименования, вербализации, как и при сдаче письменного экзамена, выясняется,что мы знаем в действительности, а что нам только кажется известным.Вербализация проблем также придает реальность несформулированным мыслям,чувствам, фантазиям, мечтам. Наименование устраняет эфемерность. Вербализация выполняет еще одну функцию. Она помогает клиенту в определённой степени отделить себя от окружающего мира и от мира своих эмоций и мыслей. Высказывания о себе создают психическую дистанцию от самости; такая дистанция необходима при желании понять, контролировать, а также изменять себя. Сам факт вербализации делает возможной критическую оценку ситуации. Если клиент говорит о своих чувствах, то по крайней мере в данный момент они не управляют им. При высказывании "Я сержусь" происходит отдаление от этого чувства.Высказать то, что чувствуешь, — это первый шаг в направлении контроля над чувствами. Поэтому вербализация проблем очень важна, даже если они представляются неразрешимыми.  В запросе клиент выражает свои мысли, чувства, желания. На что необходимо обращать внимание консультанту, что бы осуществить адекватный анализ запроса (маркеры, эмоции, позы, мышечные зажимы…). Можно условно выделить виды запросов: 1. Эмоциональная и моральная поддержка 2. Содействие в анализе жизненной ситуации 3. Недостаток информации 4. Помощь в выработке позиции 5. Оказание влияния на кого-то или изменение кого-то в интересах клиента 6. Ожидание совета или конкретной помощи 7. Поиск способа манипуляции 8. Самоутверждение Выслушав запрос клиента, консультант должен решить - возможно, ли удовлетворить запрос клиента на работу или нет, а следовательно определить свои дальнейшие действия. Возможные варианты: 1. принятие запроса, 2. ограничение запроса, 3. переформулирование запроса, 4. отказ от работы с запросом. 5. Типы запросов клиента и способы их трансформации 6. Под запросом мы понимаем явно выражаемую клиентом просьбу или жалобу, его первое словесное формулирование своих трудностей, в разрешении которых он ожидает найти помощь у психолога. 7. Не всякий запрос позволяет непосредственно перейти к содержательной 8. работе. Ведь задача, адресованная себе и психологу изначально может быть сформулирована какнерешаемая. Поэтому можно говорить о степени конструктивности запроса со стороны клиента. 9. Под неконструктивными понимаются запросы, содержащие предельное обобщение («хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться, никогда не совершать ошибок» и т.п.). 10. Запросы с предельным обобщением связаны с нереалистическими ожиданиями в возможности отказа отизменения и развития, установкой не на решение проблем, а на его избегание. Частой формой такогоизбегания является перфекционизм, т.е. стремление к первенству и совершенству всегда и во всем,соответствие идеализированным, нереальным нормам. Перфекционизм, на первый взгляд, выступает какстремление к достижению, но на глубинном уровне выражает постоянную тревожность и мотивацию избегания по типу «если я буду самым совершенным, то никто и ни в чем не посмеет упрекнуть меня и все неприятности обойдут меня стороной». 11. Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный. Он содержит просьбу о помощи в изменении не самого клиента, а третьих лиц, об управлении другим человеком без его согласия. Такой запросвстречается часто и связан с распространенными иллюзиями о психологе как специалисте по построениюразнообразных «хитростей» в манипулировании другими людьми. Встречаясь с подобным запросом, нужно сообщить клиенту, что нельзя решать проблемы третьих лиц заочно. Мы можем только помочь клиентурешить его проблемы, возникающие в связи с отношениями с этими третьими лицами. 12. Исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическиминарушениями, поскольку родители обычно продолжают нести ответственность за таких детей, по крайнеймере, до их совершеннолетия, а их собственные ресурсы взаимодействия с таким ребенком полностью исчерпаны. 13. Манипулятивный запрос возникает в тех случаях, когда человеку бессознательно хочется сохранить иллюзию всемогущества в отношении третьих лиц, уверенность в том, что существуют такие варианты его поведения, которые могут изменить в желательном направлении поведение других людей. Эта иллюзия широко распространена, поскольку позволяет снизить тревожность и сохранить надежду на контроль ситуации вобъективно неопределенных условиях. Варианты этого запроса показаны в таблице 1. 14. Таблица 1 15. Манипулятивные запросы № п/п Варианты запроса Типы высказываний Процедуры работыпсихолога 1. Управление отношениями другого «Как сделать, чтобы он (она) захотел.., почувствовал..,относился.., поступил.., сделал...» «Заставьте его (ее)..,скажите ему (ей)...» «Повлияйте на него (нее)...» Трансформация запроса в конструктивную форму, интерпретация,помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью 2. Управление желаниями другого 3. Управление поведением другого 4. Управление эмоциямидругого 5. Управление психологомдругого 16. Конструктивные запросы 17. Запрос об информации встречается в нашей культуре достаточно часто. В известном смысле это связано собъективным недостатком психолого-педагогической информации у населения. Чаще всего его предъявляют подростки, обладающие в силу возраста ограниченными знаниями и жизненным опытом. Люди, оказавшиеся в новых для них, необычных жизненных условиях, также могут предъявить этот запрос, особенно если ихблизкие тоже не обладают опытом решения подобных проблем. Это типично для периода быстрыхсоциальных изменений. И, наконец, третья группа лиц с таким запросом, — это родители, интересующиеся соответствием своих детей возрастным нормам развития, а также его прогнозом и возможностями коррекции. 18. Предоставляя клиенту необходимую информацию, психологу следует стремиться избегать долженствованияв своих рекомендациях, помня о вероятностности любого прогноза и оставлять возможность выборавариантов действия за самим клиентом. 19. Тем не менее, психологу стоит в ряде случаев (например, при патологических формах обращения родителя с ребенком) открыто заявить о том, к каким последствиям это может привести. Возлагая ответственность на клиента, ему можно сказать, что когда эти последствия возникнут, он не будет иметь право сказать, что не знал, к чему это приведет, а, стало быть, сознательно выбрал такое свое поведение вместе с его последствиями. Характеристика запроса об информации дана в таблице 2. 20. Таблица 2 21. Запрос об информации № п/п Варианты запроса Типы высказыванийклиентов Процедуры работы психолога 1. Запрос ограницах нормы «Нормально или нет..?» Рекомендация, совет, информирование о возрастных и иных нормах, разъяснительная психотерапия, психодиагностика 2. Запрос о возможностях психологического изменения и его прогнозе «Можно ли в таком возрасте начать.., отказаться..?», «Можно ли его (ее) учить.., требовать.., разрешать.., запрещать в такомвозрасте, состоянии, после таких событий..?», «К чему может привести..?» 22. Запрос о помощи в самопознании также характерен для подростков и 23. отражает возрастные закономерности их развития. Часто его возникновение провоцируется проблемами профориентации («какие у меня способности?») и трудностями общения со сверстниками. 24. Взрослые также предъявляют его в кризисных жизненных ситуациях, 25. требующих пересмотра отношений к себе, своих установок и взглядов, 26. переструктурирования Я- концепции. Нередко этот запрос возникает при 27. внезапном тяжелом соматическом заболевании (рак, ишемия и др.). Это связано с адекватной интуициейклиента о том, что ему необходимо произвести некоторые изменения в понимании себя и окружающих. Наиболее естественно он может возникать у религиозных людей, связывающих болезнь с какими-то своими ошибками и неправильными решениями. 28. При работе психолога с таким запросом следует стремиться к тому, чтобы 29. растущее самопонимание клиента носило позитивный характер и не вылилось в самобичевание и самообвинение. Так же, как и в предыдущем случае, клиенту можно порекомендовать соответствующую литературу. Характеристика этого запроса дана в таблице 3. 30. Таблица 3 31. Запрос о помощи в самопознании № п/п Варианты запроса Типы высказыванийклиентов Процедуры работы психолога 1. Запрос об определенииспособностей «К чему я способен..?», «Какой у меня характер?», «Помогите разобраться в себе...», «Почему это случилось со мной?» Психодиагностика, анализ жизненного пути, семейного сценария, родительских директив, анализ психодинамики когнитивных процессов, эмпатическое слушание 2. Запрос о структурировании Я-концепции 3. Запрос о помощи в самопринятии и самопонимании 32. Нередко обращение к психологу с запросом о помощи в саморазвитии. Это касается стремления научитьсяновым навыкам (познавательным, коммуникативным и т.д.) и формам поведения, а также желания отказатьсяот старых навыков и их замены чем- то конструктивным. Наличие такого запроса у взрослого человека —благоприятный прогностический признак, и в распоряжении психолога должно быть достаточно средствудовлетворения этого запроса. Вероятность его также вырастает в период быстрых социальных изменений, когда люди вынуждены менять стиль жизни, работу, обучаться новым профессиям. 33. Также благоприятным признаком является возникновение такого запроса у пожилых людей, которые, возможно, не могли удовлетворить его раньше. Часто эти люди не находят взаимопонимания среди ближайшего окружения в связи со своими новыми устремлениями, поскольку окружению выгодно ожидать отних исполнения привычной роли «пенсионера» или «бабушки» («тебе уже поздно учиться, заниматься абстракциями» и т.д.). Для пожилых наиболее показано включение их в групповые формы психологическойпомощи, включающие разновозрастный контингент. Характеристика и варианты запроса о помощи в саморазвитии даны в таблице 4. 34. Таблица 4 35. Запрос о помощи в саморазвитии № п/п Варианты запроса Типы высказыванийклиентов Процедуры работы психолога 1. Развитие когнитивных способностей «Помогите улучшить память, внимание.., развить способности к математике» Анализ поведения, выработка новых навыков и паттернов, утешение неконструктивных реакций, развитие навыков саморегуляции, самообучения, работа с образами 2. Развитие коммуникатив-ных навыков «Помогите научитьсяобщаться» 3. Развитие навыков саморегуляции «Научите управлять своими эмоциями…» 36. Особым видом запроса является запрос о трансформации (в смысле, характерном для традиции аналитической психологии К.Г. Юнга). Он включает в себя потребность человека начать жить «с чистоголиста», отказавшись от жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного. 37. Такой запрос характерен для людей, столкнувшихся с кризисом середины жизни (второй половины жизни). Этот кризис несет в себе огромный жизненный потенциал самоизменения. Часто эти люди, а нередко и самипсихологи, находятся под влиянием «деградантной» концепции возрастного развития («жизнь делится на две половины сначала — подъем, потом — спад). Они могут испытывать чувство вины за «неадекватностьвозрасту» своих новых устремлений («увлекся философией и ищу смысл жизни, как подросток»). 38. Конструктивными формами работы психолога здесь будут те, которые 39. включают элементы традиционных и современных духовных практик (психосинтез, логотерапия,медитативные и телесно-ориентированные практики и др.). 40. Следует помнить, что кризис середины жизни нормален, а не патологичен. Патологично стремление его избежать и «протащить» во вторую половину жизни стереотипы и установки первой, отказываясь отответственности за собственную зрелость. Характеристика этого запроса дана в таблице 5. 41. Таблица 5 42. Запрос о трансформации № п/п Варианты запроса Типы высказыванийклиентов Процедуры работы психолога 1. Экзистенциаль-ный запрос «Хочу найти новый смысл в жизни» Психоанализ, логотерапия,трансактный анализ,психосинтез,медитативные техники, эмпатическое слушание 2. Помощь в освобождении от прежнего жизненного сценария «Хочу стать другим человеком — я устал отсамого себя», «Хочуосвободиться от груза прошлого и начать новую жизнь» 3. Помощь в достиженииличностной целостности «Хочу обрести внутренний стержень, быть в мире с самим собой» 43. Наиболее часто в психологическом консультировании встречается запрос о снятии симптома. Под термином «симптом» понимается любое психологическое, телесное или психосоматическое нарушение, беспокоящее человека и являющееся знаком более глубокой проблемы. Сюда мы относим и энергетические нарушения, типа хронической усталости и переживания «нехватки сил». 44. Как правило, клиент рассматривает симптом достаточно изолированно, не улавливая глубинной его связи с разными сторонами своего существования. В ряде случаев клиент устанавливает упрощенные илипримитивные причинно-следственные связи типа «все причины — в переутомлении, перенесенном гриппе и т.п.». 45. Запрос о снятии симптома может быть удовлетворен непосредственно, например посредством техник НЛП. Так, если человек испытывает страх перед начальником, то тогда работают именно с этим страхом, не вникаяв личную историю клиента и историю развития симптома. Работа с запросом о снятии симптома может быть осуществлена и другим способом, через осознание психологических источников и функций симптома. Это приведет к построению новых схем поведения и самоосознания и, возможно, 46. к появлению новых конструктивных запросов к психологу. 47. Любой симптом всегда является решением психологической проблем человека, пусть и не самым удачным. Он выступает свидетельством того, что человек, во всяком случае, проблему решал, пускай и неосознанно.Поэтому симптом всегда защищает человека от необходимости осуществлять поведение, которое ему представляется безрезультативным или безуспешным, освобождает от ответственности за ряд аспектов свойжизни и по-новому организует отношения с окружающими людьми. 48. Игнорирование этих функций симптома может привести к серьезным ошибкам в консультировании. Например,в приведенном выше примере страха перед начальником этот симптом может скрывать за собой совершенноразличные проблемы. Общие варианты запроса даны в таблице 6. 49. Таблица 6 50. Запрос о снятии симптома № п/п Варианты запроса Типы высказыванийклиентов Процедуры работы психолога 1. Жалобы на эмоциональные нарушения «Хочу избавиться от страхов (темноты, мышей, высоты, воды, публичныхвыступлений), вспышек гнева, агрессии тревожности...» Интерпретация психологического смысла симптома, условий, поддерживающих симптомообразо-вание, работа с образами, помощь в завершении старой реакции и формировании новой. Развитие способностей ксамоподдержке и опоре на свои подлинные желания 2. Психосоматичес-кие симптомы «Хочу избавиться от энуреза, ожирения, бессонницы, заикания..» 3. Коммуникатив-ные трудности «Не могу общаться с начальником (женщинами, детьми, мужчинами)» 4. Когнитивные нарушения «Не могу сконцентрироваться.., забываю все, что учу» 5. Энергетические проблемы «Нет сил» 51.
«Запросы и актуальные состояния клиентов на начальном этапе консультирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot