Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Законность, правопорядок и воинская дисциплина

  • 👀 655 просмотров
  • 📌 621 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Законность, правопорядок и воинская дисциплина» docx
____________________________________________ « Раздел 1. Организационно – правовые вопросы защиты РФ Тема 4. Понятие законности, правопорядка и воинской дисциплины Лекция № 8. Законность, правопорядок и воинская дисциплина Обсуждено на заседании кафедры «__ »__________ 20__ года Протокол № __ СОДЕРЖАНИЕ: Цели занятия: 1) Дать систематизированные основы научных знаний о понятиях законности, правопорядка и воинской дисциплины, раскрывать состояние и перспективы развития правовой отрасли, профессиональной служебной деятельности, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. 2) Формирование теоретической базы общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Данная лекция служит формированию у обучаемых следующих компетенций (в соответствии с рабочими программами специальностей по учебной дисциплине «Правоведение»): Специальность 140801 –ОК-3. Специальность 161101 02 – ОК-1, ОК-2. Специальность 161101 03 – ОК-3. Специальность 190109 –ВПК-26, ВПК-27, ВПК-28. Специальность 200106 – ПК-1, ПК-3. Специальность 210602 01 – ОК-3. Специальность 210602 07 - ОК-3. Специальность 210701 – ОК-2. Специальность 230106 – ОК-2. ВРЕМЯ: 2 часа УЧЕБНО – МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: СИО-8 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Основные формы и методы деятельности органов военного управления по обеспечению законности, правопорядка и воинской дисциплины. 2. Деятельность юридической службы в ВС РФ. 3. Формы взаимодействия военной прокуратуры с органами военного управления. 4. Сущность, задачи и формы деятельности военных судов в ВС РФ. ЛИТЕРАТУРА: 1. ОВУ ВС РФ. 1. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК И ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА. Значение законности и правопорядка в современном обществе Законность рассматривается как один из принципов государственной и общественной жизни, заключающийся в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других юридических норм всеми государственными органами, должностными лицами, объединениями и гражданами. Принцип законности закреплён на конституционном уровне. В ст. 15 Конституции записано: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы". Решение крупномасштабных задач, претворение в жизнь коренных экономических преобразований, становление и укрепление демократического правового государства, обеспечение надёжной защиты Отечества обуславливает необходимость повышения организованности, исполнительности, ответственности, укрепление законности и дисциплины. Правовому воздействию, законодательные регламентации подвергаются все социально-значимые и наиболее существенные сферы отношений в обществе, явление государственной и общественной жизни. Однако, заложенный в юридических нормах потенциал проявляется с полнотой и даёт нужный эффект при условии, что разрабатываемые и принимаемые законодательные акты достаточно совершенны, максимально отражают объективные потребности развития государства, жизненные интересы его граждан и, что эти государственные установления и предписания неукоснительно соблюдаются, осуществляется их повсеместное выполнение. В чём же заключается суть законности, каковы её характерные черты? Это, прежде всего, единство законности, всеобщность и обязательность её требований. Законодательство России, будучи федеративным, развивается как федеральное и законодательство субъектов федерации (республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). Однако, и федеральное законодательство, и законодательство субъектов федерации образуют целостную систему законодательства России, входят в единую правовую систему государства. При этом законодательные нормы субъектов федерации, изданные в пределах их компетенции, также как и нормы федерального законодательства, обязательны для их соблюдения не только органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами и гражданами данного субъекта федерации, но и федеральными органами, их должностными лицами, всеми субъектами РФ и гражданами. Единство законности, всеобщность и обязательность её требований обеспечивается тем, что принимаемые законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции, не противоречить ей, которая "имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ"(ст. 15 Конституции). Эти черты законности, её свойства обусловлены тем, что Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Другим важным признаком законности является равенство всех граждан перед законом и судом, их равная обязанность соблюдать законы и нести ответственность за их нарушение. Имеется ввиду такое «равенство» граждан, которое независимо от их имущественного и должностного положения, вида и характера деятельности, происхождения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств - равенство всех перед законом и судом, обязанность соблюдать законы закреплены Конституцией. Для законности характерна также недопустимость её противопоставления целесообразности, недопустимость отступления от законов под какими то ни было предлогами. Законность и целесообразность находится во взаимной диалектической связи, представляющей собой две стороны одного и того же явления. Следовательно, недопустима подмена принципа законности принципом целесообразности в вопросе о необходимости выполнения предписаний законодательных актов. Законность находится в диалектическом единстве с дисциплиной. Именно как близкие, имеющие определённую общность и взаимную связь, необходимо рассматривать законность и дисциплину. Это относится к их проявлению и в военной области. Для Вооружённых Сил характерна прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в Дисциплинарном Уставе ВС, как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Характерной особенностью, требованием воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчинённых начальникам, чёткое и своевременное выполнения их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение - ядро воинской дисциплины. Содержание, общие моменты характерные особенности воинской дисциплины находят закрепление в ДУ ВС РФ. Они в основном сводятся к следующему: верность военной присяге, строгое соблюдение Конституции законов РФ, умелое и мужественное выполнение воинского долга, добросовестное изучение военного дела. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга; оказывать уважение командирам (начальникам) или друг другу. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего поддерживать правила взаимоотношений между военнослужащими, установленными, воинскими уставами, крепить войсковое товарищество; с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан. Особенность воинской дисциплины состоит и в повышенной ответственности военнослужащих за её нарушение по сравнению с ответственности за служебные проступки других граждан. При этом командиры (начальники) наделяются более обширными полномочиями по применению мер дисциплинарного воздействия к нарушителям воинской дисциплины по сравнению с должностными лицами других государственных органов, предприятий, организаций, учреждений. В условиях ВС РФ органы военного управления, и должностные лица, командиры (начальники) осуществляя управление непосредственно организуют проведение и исполнение требований дисциплины. Если под законностью следует понимать принцип, средство, метод, условие, режим реализации норм права, то правопорядок представляет собой последствия, результат соблюдения законности. Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на царящих в обществе праве и законности. Другими словами, правопорядок - это правовая норма, воплощенная посредством законности в жизнь и деятельность людей. Правопорядок, проявляющийся в сфере военно-административных отношений, военного строительства, обеспечения вооруженной защиты государства, укрепления боеготовности и боеспособности войск принято называть воинским правопорядком. Воинский правопорядок является предметом постоянного внимания командиров всех степеней, поскольку он отражает уровень боеготовности войск, способность их выполнить боевую задачу, другими словами, свидетельствует о выполнении или невыполнении подразделением стоящих перед ним целей и задач по обеспечению защиты Отечества от внешнего агрессора. Следует отметить особую роль законности и правопорядка в обществе в целом и в Вооруженных Силах в частности, поскольку они являются ядром государственной организации, устройства и управления, основой военного строительства, необходимым условием существования и эффективной деятельности как государства, так и его Вооруженных Сил. Укрепление законности и правопорядка является одним из главных средств и способов формирования правового государства, а сами они - основополагающими его элементами. Роль командиров в укреплении воинской дисциплины, законности и правопорядка. Укрепление дисциплины в войсках является также обязанностью органов воспитательной работы. Командиры, другие начальники, должностные лица своей повседневной деятельностью организуют строгое соблюдение и исполнение требований воинских уставов, других юридических норм, ведут борьбу с нарушителями воинской дисциплины в частях и на кораблях. Заметной силой в укреплении воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях и частях являются сами воинские коллективы, представители воинской общественности. Важным юридическим средством укрепления дисциплины в ВС является право командиров (начальников) применять к военнослужащим меры поощрения, которые используются воинскими должностными лицами, наделенными для этого соответствующими полномочиями. Предусмотренные нормами права поощрения имеют цель, во-первых, отметить успехи, достижения военнослужащих, во-вторых, стимулировать их общественно - полезное поведение, ориентировать их добросовестное исполнение своих служебных обязанностей. Поощрения влияют на сознательность выбора возможных вариантов поведения военнослужащего в той или иной обстановке, на активность и целесообразность его действий. Поощрения рассматриваются как признание заслуг, награждение в связи с успешным выполнением военнослужащими воинского долга, что в свою очередь стимулирует их добросовестное несение военной службы. Непосредственная обязанность по исполнению законов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка в ВС возлагаются на их органы военного управления, должностных лиц, командиров воинских частей, начальников военных учреждений. Причём, командирам (начальникам) принадлежит ведущая роль в претворении в жизнь действующих законов: указов Президента, постановлений Правительства, правил и норм воинских уставов, приказов Министра обороны и других военно-правовых актов. Командир части, будучи единоначальником, отвечает за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части: за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы; состояние и сохранность вооружения, военной техники, иных материальных средств; за другие вопросы жизни и деятельности воинской части, подчиненных ему военнослужащих. В деле укрепления законности и правопорядка в войсках трудно переоценить личный пример командиров (начальников). Состояние воинской дисциплины в частях и подразделениях во многом зависит от того, насколько умело командир и начальник использует в этом деле правовые средства и в частности свою дисциплинарную власть. С целью обучения командиров подразделений умелому использованию дисциплинарной власти, разумному применению поощрений и взысканий, для них организуются доклады и беседы на темы воинского воспитания, проводятся совещания по анализу состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики. Оказывается индивидуальная помощь. Важной правовой формой обеспечения уставного порядка и законности в части является издание приказов и других правовых актов командиров (начальников), т. е. таких документов, с помощью которых эти должностные лица применяют, а иногда и устанавливают нормы права, затрагивающие все стороны жизни и деятельности части, подразделения. С помощью приказов командир решает наиболее важные вопросы повседневной деятельности по управлению вверенной ему части. Так, приказами по строевой части производится назначение суточного наряда, зачисление в/с в списки личного состава и исключения из них, увольнения военнослужащих в запас, приём на работу и увольнение с работы рабочих и служащих и решаются другие вопросы компетенции командира. В приказах по боевой подготовке командир подводит итоги этого вида деятельности, ставит задачи на новый период, объявляет итоги инспектирования (проверок), оценки по боевой подготовке и др. В приказах по тылу и технической части регламентируются разнообразные вопросы организации материально-технического снабжения части и подразделений, довольствия и материально-бытового обеспечения военнослужащих. Таким образом, издавая приказы и иные правовые акты командир (начальник) имеет возможность оказывать эффективное воздействие на все стороны и сферы деятельности войск, поведения личного состава, соблюдения в/с правил воинской дисциплины, требований воинских уставов, норм законодательства. Разумеется, что укреплению законности, и правопорядка служат лишь те правовые акты, которые сами отвечают требованиям законности, т. е. издаются на основе и во исполнение законов, других юридических норм, не противоречит им, находится в пределах компетенции соответствующего командира (начальника). Одним из активных методов обеспечения правопорядка является строгий контроль за подчиненными Контроль командиров (начальников) во вверенных им частях, организациях, учреждениях и заведениях обусловлен прежде всего их положением как представителей исполнительной власти, действующих на основе полного единоначалия. Командир должен всесторонне знать действительное состояние вверенной ему части и принимать все меры к повышению её боевой и мобилизационной готовности и обеспечению всем необходимым. Уже отсюда очевидны обязанности командира по осуществлению контроля, охватывающего все вопросы жизни и деятельности части, ибо без выяснения, изучения, проверок командир не может быть всесторонне информированным о действительном положении дел в части. Все направления организации контроля в части со стороны командира подчинены решению главной задачи войск - постоянному повышению боеспособности и боеготовности частей, обеспечение воинского правопорядка и законности в них, охране прав и законных интересов личного состава части. 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ВС РФ В современных условиях командиры и начальники не могут эффективно управлять подчиненным личным составом, использовать свои функции без соответствующего правового обеспечения. В органах военного управления, на предприятиях, в организациях и учреждениях МО РФ функцию непосредственного организатора правовой работы выполняет юридическая служба, составляющая часть аппарата военного управления, действующая на основании Положения о юридической службе ВС РФ, утвержденного приказом министра обороны РФ от 21 марта 1998 г. № 100. Основная цель юридической службы - проведение правовой работы в органах военного управления для обеспечения их основной деятельности, в том числе: • обеспечение законности в деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил; • оказание правовой помощи органам военного управления; • защита прав и законных интересов органов военного управления, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными задачами подразделений юридической службы являются: • правовая экспертиза проектов приказов и директив соответствующих командиров (начальников); • методическое руководство правовой работой и анализ ее состояния, подготовка предложений по ее улучшению; • правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы; • участие в осуществлении защиты прав и законных интересов органов военного управления, военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ; • участие в организации соблюдения военнослужащими и лицами гражданского персонала российского законодательства, норм международного гуманитарного права; • консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления; • участие в организации правового обучения руководящего состава (командиров воинских частей как органов дознания), дознавателей воинских частей, а также в обучении по иным правовым вопросам и в пропаганде законодательства; • участие в организации работы нештатных гарнизонных юридических консультаций по оказанию правовой помощи военнослужащим, лицам гражданского персонала ВС РФ и членам их семей; • осуществление взаимодействия подразделений юридической службы с органами военной прокуратуры и военными судами в целях содействия в обеспечении законности и правопорядка в ВС РФ. Основными функциями подразделений юридической службы являются: правовое обеспечение защиты прав и законных интересов органов военного управления, воинских частей, военнослужащих и членов их семей; правовое обеспечение деятельности военного командования по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка, предупреждению правонарушений военнослужащих; обеспечение подготовки и издания органом военного управления, воинской частью правовых актов; правовая подготовка военнослужащих; методическое руководство правовой работой в подведомственных органах военного управления, воинских частях, военно-учебных заведениях; справочно-информационная работа по военному законодательству. Основные направления работы юридической службы по защите прав и законных интересов военнослужащих и органов военного управления, следующие: • участие в организации правовой работы в области защиты прав и законных интересов военнослужащих главным образом путем подготовки проектов нормативных актов - приказов, инструкций, постановлений, руководств и т.п., регламентирующих эту работу в органах военного управления, воинских частях; • правовая экспертиза проектов нормативных правовых и иных актов, издаваемых военным управлением, воинскими частями в процессе правоохранительной деятельности; • оказание правовой помощи структурным подразделениям, организациям общественности в процессе выполнения ими тех или иных мероприятий по защите прав и законных интересов органа военного управления, воинской части; • анализ (участие в анализе) состояния правовой работы по защите прав и законных интересов военнослужащих, а также состояния воинской дисциплины и выработка предложений по ее укреплению, осуществление соответствующих мер по укреплению законности и правопорядка; • разъяснение действующего законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов военнослужащих, органов военного управления, воинских частей, организация и осуществление правовой подготовки военнослужащих. Система подразделений юридической службы включает в себя четыре уровня: 1) юридическая служба Российской Федерации; 2) юридические службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителей министра обороны Российской Федерации, начальников центральных органов военного управления, военных округов, флотов, старший юрисконсульт рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации; 3) старший юрисконсульт армии, флота, помощник командира корпуса, эскадры, дивизии и им равных по правовой работе, помощники начальников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, военных комиссариатов по правовой работе; 4) помощник командира бригады, полка, корабля 1 ранга по правовой работе, юрисконсульта учреждений, отделов, служб, комитетов, инспекций, предприятий и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. На помощника командира полка по правовой работе возлагаются: - проведение экспертизы проектов приказов командира полка; - участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины; - участие в осуществлении защиты законных прав и интересов полка, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам их служебной деятельности; - правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой в полку; - участие в организации и осуществлении изучения личным составом полка действующего законодательства и норм международного гуманитарного права; - участие в проводимых командиром полка и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала полка. 3. ФОРМЫ ВЗИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Функции органов военной прокуратуры. В силу своей компетенции, определенной действующим законодательством, прокуратура играет значительную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций. На прокуратуру возложена функция надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура Российской Федерации занимает в системе государственной власти особое место. В организационном и функциональном отношении она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Систему прокуратуры Российской Федерации образуют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который в соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Органы военной прокуратуры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" являются составной неотъемлемой частью единой федеральной централизованной системы прокуратуры Российской Федерации. Главная военная прокуратура при этом является структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а Главный военный прокурор - заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Органы военной прокуратуры осуществляют свои полномочия в ВС РФ, внутренних войсках МВД, МЧС (кроме подразделений Государственной противопожарной службы), ФСБ (в том числе пограничных войсках и органах), ФСО, СВР, а также в других войсках, воинских формированиях и органах. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры, ее структура, полномочия, порядок комплектования, финансирования и материально-технического обеспечения закреплены в разд. VI Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Военная прокуратура подчиняется Генеральному прокурору Российской Федерации и осуществляет возложенные на нее надзорные полномочия, независимо от федеральных органов государственной власти и органов военного управления (ст.ст. 4-5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами (п. 3 ст. 46 Закона о прокуратуре). Заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором издаются обязательные для исполнения всеми работниками органов военной прокуратуры организационно-распорядительные документы, определяются должностные обязанности заместителей Главного военного прокурора, начальников структурных подразделений и иных работников, устанавливается компетенция структурных подразделений Главной военной прокуратуры, утверждаются графики отпусков заместителей Главного военного прокурора, начальников структурных подразделений, а также военных прокуроров окружного звена. Заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор является председателем коллегии Главной военной прокуратуры и председателем координационного совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Система органов военной прокуратуры определена в ст. 46 Закона о прокуратуре и включает Главную военную прокуратуру, военные прокуратуры военных округов (военные прокуратуры Западного, Центрального, Южного и Восточного военных округов), флотов (военные прокуратуры Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов), Ракетных войск стратегического назначения и Московскую городскую военную прокуратуру, военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений и флотилий. Главная военная прокуратура является структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам субъектов РФ, городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, имеющие офицерское звание и высшее юридическое образование, однако по решению Генерального прокурора Российской Федерации могут назначаться и гражданские лица. Специализированным учебным заведением, готовящим кадры для органов военной прокуратуры, является Военный университет, расположенный в городе Москве. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» основными направлениями деятельности органов военной прокуратуры являются: • надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями и организациями, военно-учебными заведениями, предприятиями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (далее - органы военного управления); • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления; • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях; • надзор за исполнением законов федеральными органами безопасности; • участие в рассмотрении дел судами. На военную прокуратуру также возложено производство предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным законом к ее компетенции.(с 2007 года данные функции осуществляет Следственный комитет при прокуратуре) Следователи Следственного комитета расследуют уголовные дела: 1) о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы; 2) о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения. При осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Военные прокуроры при осуществлении возложенных на них функций надзора за исполнением законов вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных воинских частей, учреждений и органов представления необходимых документов, материалов и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Кроме того, военные прокуроры и их заместители имеют право по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовные дела или производства об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона; опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносить представления об устранении нарушений закона. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" значительно усилена правозащитная функция прокуратуры. Обеспечение и защита прав человека в системе ценностей правового государства являются основными приоритетами. Впервые в истории развития российской правовой системы защита прав и свобод человека и гражданина законодательно выделена в самостоятельное направление работы. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия на стадии досудебного производства военные прокуроры проверяют исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; дают согласие на возбуждение уголовного дела либо лично возбуждают уголовные дела; дают согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отменяют незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; продлевают срок предварительного расследования и выполняют иные предусмотренные законом процессуальные действия. В ходе судебного производства по уголовному делу военный прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности органами обеспечения безопасности государства в соответствии с законом осуществляется военными прокурорами, уполномоченными на то Генеральным прокурором Российской Федерации и Главным военным прокурором. При осуществлении надзора уполномоченные военные прокуроры имеют право: давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения; опротестовывать незаконные или необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных сотрудников, допустивших нарушение закона, от ведения оперативных проверок и т.п. 4. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ В ВС РФ Компетенция и устройство военных судов России в настоящее время определяются Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г., который регулирует необходимые стороны организации и деятельности военных судов РФ, их аппаратов, а также Военной коллегии Верховного Суда РФ. Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи, определенные законодательством о судоустройстве, ст. 2 ГПК РФ и ст. 6 УПК РФ. Вооруженные силы государства могут успешно действовать и осуществлять свои социально необходимые функции лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Действуя в специфических условиях Вооруженных Сил РФ, военные суды призваны поддерживать законность и установленный порядок несения воинской службы, защищать права военнослужащих. Исходя из единства судебной системы страны, в своей деятельности военные суды руководствуются правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции. Они действуют на основе Конституции РФ, федеральных законов, принципов международного права и международных договоров РФ. Решения и приговоры военных судов выносятся именем Российской Федерации. Необходимость существования военных судов наряду с другими судами общей юрисдикции обусловлена тем, что они призваны осуществлять судебную власть в формированиях, важнейшей обязанностью которых является обеспечение независимости и безопасности Российской Федерации как государства. Осуществление правосудия в войсках требует знания их жизни и деятельности. Военные суды и их судьи должны быть готовы действовать в соответствии с необходимостью в условиях чрезвычайных обстоятельств, в том числе в боевой обстановке. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» установил, что военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ст. 1). Впервые в истории нашего государства военные суды полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов, Военной коллегии и Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период исполнения должностных обязанностей прикомандировываются к судам. Функции военных судов. Принципиально изменились выполняемые военными судами функции. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" основными задачами военных судов являются обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. С учетом решаемых военными судами задач определена и подсудность им дел. Непосредственно правила о подсудности дел военным судам конкретизированы в вышеназванном Законе, УПК РФ и ГПК РФ. Военные суды рассматривают не только уголовные дела, но и определенные категории гражданских и административных дел. В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" предусматривает субъективный признак: по уголовным (административным) делам - наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение), а по гражданским делам - правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо). В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, что соответствует Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, также вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения ими военной службы, военных сборов (п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"). Граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), т.е. не имеющие статуса военнослужащих, вправе подать жалобу на действия воинских должностных лиц по своему усмотрению в военный или гражданский суд. Рассмотрение военными судами таких жалоб является исключением из общего правила о подсудности дел военным судам и обусловлено стремлением обеспечить наиболее полную защиту прав граждан по делам, связанным со специальными воинскими правоотношениями и применением норм военного законодательства. В соответствии со ст. 31 УПК РФ к подсудности военных судов отнесены уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны. Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражает то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК РФ). В соответствии со ст.ст. 29, 108-109 УПК РФ гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. В ходе досудебного производства по подсудным им уголовным делам военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ст. 29, ст. 125 УПК РФ; п. 6 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"). Гарнизонные военные суды принимают также решения об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 29 УПК РФ, п. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"). Согласно ч. 8 ст. 31 УПК РФ военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией России, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором России. Система военных судов. Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, но в их системе нет мировых судей и не предусмотрено рассмотрение дел в порядке апелляции. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, установленном гл. 41 УПК РФ. Их судебные постановления по таким делам пересматриваются окружными (флотскими) военными судами в кассационном порядке. Гарнизонные военные суды являются основным, низовым звеном системы военных судов; они действуют в качестве суда первой инстанции. В России их насчитывается немногим более 130. Гарнизонный военный суд функционирует на территории, на которой дислоцируются воинские части одного или нескольких гарнизонов (ст. 21 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"). Военным судам подсудны все уголовные, гражданские и административные дела, отнесенные к компетенции военных судов, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам. В состав гарнизонного военного суда входят председатель, заместитель председателя (если установлено по штату) и судьи военного суда. В штатах военного суда предусмотрены помощники судей, администратор суда, судебные секретари и технический персонал. Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. К их подсудности отнесены дела о тех же преступлениях, которые рассматривают верховные суды республик, окружные, областные и им равные суды, но в отношении гражданских лиц (ч. 6 ст. 31 УПК РФ). Им подсудны по первой инстанции уголовные и гражданские дела, аналогичные делам областного и им равного звена судов общей юрисдикции. Военные суды округов действуют так же, как суды второй и надзорной инстанций. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов. В качестве судов надзорной инстанции военные суды округов рассматривают гражданские и уголовные дела по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя, а также по ходатайству прокурора, которое именуется надзорным представлением (ст. 402 УПК РФ). Кроме того, они рассматривают заключения прокуроров о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов (п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК РФ). Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения воинских формирований и органов. Окружной военный суд функционирует в составе председателя; его заместителей, а также других судей; в нем образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы. Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом Российской Федерации, в котором надзорными полномочиями обладают Президиум Верховного Суда Российской Федерации как высшая надзорная инстанция для всех судов общей юрисдикции и Военная коллегия Верховного Суда. Военная коллегия состоит из председателя, его заместителя и 6 федеральных судей Верховного Суда. Судьи Военной коллегии, как и другие судьи Верховного Суда, назначаются на должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента России, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Работу Военной коллегии по осуществлению правосудия обеспечивает аппарат, состоящий из отделов. Нормы о подсудности дел Военной коллегии содержатся в Федерального конституционном законе "О военных судах Российской Федерации", УПК РФ и ГПК РФ. Так, например, Военной коллегии по первой инстанции подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Военная коллегия в порядке гражданского судопроизводства рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы. Статус судей. На все должности судей военных судов (а их в военно-судебной подсистеме страны немногим более 900) назначаются военнослужащие, прикомандированные к военным судам из Вооруженных Сил и других войск. Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст.ст. 19, 20, 24, 25 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" и ст. 6 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" судьи военных судов назначаются на должности, как и другие судьи судов общей юрисдикции, Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении соответствующих квалификационных коллегий судей Российской Федерации. Для председателей военных судов и их заместителей требуется заключение Высшей квалификационной коллегии судей. Судьи гарнизонных военных судов впервые назначаются на должности сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены на должность без ограничения срока их полномочий. К сдаче квалификационного экзамена на должность судьи военного суда может быть допущен любой гражданин России, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, имеющий офицерское звание, не совершивший порочащих его проступков. Судьи военных судов обладают единым статусом с другими судьями судов общей юрисдикции. На них распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В отношении всех судей судов общей юрисдикции установлены единые принципы материального и социального обеспечения, наделения полномочиями и их прекращения. Однако судьи военных судов должны являться офицерами, состоять на военной службе по контракту. Для них в соответствии со ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлены предельные сроки военной службы в зависимости от воинского звания. Военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен, но не свыше достижения ими возраста 65 лет. В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального конституционного закона "О военных судах" судьям военных судов, достигшим предельного возраста, в отличие от других военнослужащих срок военной службы может быть продлен до указанных сроков Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей, что является одной из гарантий независимости судей военных судов от органов исполнительной власти. В целях обеспечения независимости военных судов от командования и других органов исполнительной власти предусмотрен ряд других мер. Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. В составе Судебного департамента образовано Главное управление по обеспечению деятельности военных судов, которое осуществляет меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадрового, организационного и ресурсного обеспечения. Финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Взаимодействие органов военного управления с военной прокуратурой и военными судами На практике имеют место следующие формы взаимодействия военного командования с органами военной юстиции: • согласованные проверки состояния законности и правовой работы в органах военного управления, военных учреждениях, организациях и на предприятиях; • взаимный обмен информацией о правонарушениях (в том числе о преступлениях), их причинах и условиях, им способствующих; • согласованная проверка выполнения в воинских частях и учреждениях правовых актов по вопросам обеспечения прав военнослужащих, правопорядка и предупреждения правонарушений; • совместное участие в правовом воспитании; • взаимный обмен информацией о действующем законодательстве и подзаконных актах управления; • совместное с военной прокуратурой и военным судом обсуждение мер по устранению недостатков, вызвавших представления военного прокурора и частные определения военных судов; • совместное участие в обсуждении проектов, разрабатываемых в органах военного управления, нормативных правовых актов; • участие в совместных совещаниях и конференциях по правовой работе; • изучение и распространение передового опыта правовой работы и правового воспитания и др. В настоящее время часть уголовных дел военные суды рассматривают в расположении воинских частей в присутствии личного состава. Поэтому командование имеет возможность ознакомиться не только с содержанием судебного приговора, но и с ходом судебного разбирательства. По делам, рассматриваемым военными судами не в расположении частей, командование также информируется о содержании приговоров. Для характеристики взаимоотношений военного командования и органов военной юстиции существенное значение имеет установленное уголовно-процессуальным законодательством право органов прокуратуры на внесение представлений и право судов на вынесение частных определений по поводу причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Частное определение военного суда, представление военного следователя или военного прокурора о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, так же обязательно для военного командования, как и для других органов и должностных лиц. Взаимодействие военного командования и органов военной юстиции на основе строгого соблюдения законов создает оптимальные условия для решения задач уголовного судопроизводства и предупреждения правонарушений в условиях военной службы, помогает вооружить командиров воинских частей и военных дознавателей необходимыми знаниями в области военного законодательства, расследования преступлений и профилактики правонарушений в войсках.
«Законность, правопорядок и воинская дисциплина» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot