Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Задачи и информационное обеспечение анализа использования материальных ресурсов

  • 👀 619 просмотров
  • 📌 587 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Задачи и информационное обеспечение анализа использования материальных ресурсов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Задачи и информационное обеспечение анализа использования материальных ресурсов» doc
10. Анализ использования материальных ресурсов и состояние их запасов 10.1. Задачи и информационное обеспечение анализа использования материальных ресурсов Общая характеристика материальных ресурсов предприятия может быть дана на основе анализа первичной отчетности прошлых периодов и на перспективу. В процессе анализа определяется общий расход материальных ресурсов по стоимости и отдельных видов материальных ресурсов в натуральном выражении. Далее ведется анализ фактического расхода конкретных материальных ресурсов. Материальные ресурсы должны использоваться в финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе производственной программы, в соответствии с технологическими схемами производства на основе утвержденной технической или иной документации. Общая потребность в материальных ресурсах определяется исхо­дя из норм их расхода на единицу продукции (работ, услуг) или на операцию, процесс. Анализ использования материальных ресурсов обычно проводят на основе специальных материальных балансов. Для детального ана­лиза использования материальных ресурсов разрабатываются мате­риальные балансы по каждому виду ресурсов в натуральном или стоимостном выражении. Дадим характеристику основ­ных материальных балансов. Баланс топлива может составляться по всем видам топлива и по отдёльным его видам (каменному углю, нефтетопливу, торфу, дровам, горючим сланцам и газу) в натуральном (условных еди­ницах) и стоимостном выражении. Баланс электроэнергии показывает источники поступления (единая энергосистема, конкретные электростанции, автономные ди­зельные электростанции) и направления расходования электроэнергии. В натуральном выражении этот баланс разрабатывается в киловатт-часах. Баланс удобрений включает различные виды минеральных, органических и синтетических удобрений и отражает направления их использования для выращивания сельскохозяйственных культур. Баланс кормов отражает взаимосвязь между растениеводством и животноводством. Баланс металла позволяет отразить каналы поступления металла и направления его использования. Балансы лесных и строительных материалов разрабатываются по деловой древесине, пиломатериалам, цементу, стеклу, мягкой кровле и т.п. Анализ использования материальных ресурсов основан на изу­чении количества, структуры и особенностей применения отдельных видов материальных ресурсов. Межотраслевой ба­ланс отражает взаимосвязи в процессе производства и позволяет определить общую величину материальных затрат (пол­ные затраты) на выпуск определенной продукции (работ, услуг). Удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Рост потребности предприятия в материальных ресурсах должен осуществляться за счет более экономного их использования в процессе производства продукции или интенсивным путем. Изыскание внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов может проводиться по следующим этапам: 1. Оценка качества планов материально-технического снабжения и анализ их выполнения; 2. Оценка потребности предприятия в материальных ресурсах; 3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов; 4. Факторный анализ общей материалоемкости продукции; 5. Оценка влияния стоимости материальных ресурсов на объем производства продукции. Источниками информации для анализа материальных ресурсов являются: план материально-технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов, плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделий, данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов. Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость товара по элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями. 10.2. Оценка планов материально-технического снабжения Важным условием бесперебойной нормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах (МРi) источниками покрытия (Ui): МРi = Ui (10.2.1) Различают внутренние (собственные) источники и внешние. К внутренним источникам относят: - сокращение отходов сырья; - использование вторичного сырья; - собственное изготовление материалов и полуфабрикатов; - экономию материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса. К внешним источникам относят поступление материальных ресурсов от поставщиков в соответствии с заключенными договорами. Стратегия материально – технического снабжения в организации призвана не только оценить бесперебойность, ритмичность и качество поставок, но и их эффективность, выражающуюся в нахождении таких поставщиков, форм и методов снабжения, которые обеспечили бы минимальные совокупные затраты на приобретение и доставку материальных ресурсов (Рис. 5). Рис. 5. Стратегии материально-технического обеспечения организации Анализ организации материально-технического снабжения начинают с оценки конъюнктуры рынка, т.е. изучения основных поставщиков и цен на поставку материальных ресурсов с учётом транспортно-заготовительных расходов. На основе такого анализа оценивают обоснованность выбранной стратегии организации материально- технического снабжения. Потребность в завозе материальных ресурсов со стороны определяется разностью между общей потребностью в i-м виде материальных ресурсов и суммой внутренних источников ее покрытия. Степень обеспеченности потребности в материальных ресурсах договорами на их поставку оценивается с помощью следующих показателей: - коэффициент обеспечения по заключенным договорам на поставку: Коб. дог. = (Qвнут + Qдог) / Qплан , (10.2.2) - коэффициент обеспечения по фактическому выполнению договоров на поставку: Коб. факт. = (Qвнут + Qфакт) / Qплан . (10.2.3) где Qвнут – покрытие потребности из внутренних источников; Qдог – плановый объем поставок в соответствии с заключенными договорами на поставку; Qфакт – фактический объем поставок из внешних источников; Qплан – плановая потребность. Здесь объем материальных ресурсов оценивается в натуральных единицах измерения. После того, как окончательно определён объём закупок материально-сырьевых ресурсов со стороны (внешних), оценивают правильность выбора поставщиков. Такая оценка проводится, как правило, в два этапа. На первом анализируют правильность отбора потенциальных поставщиков по общим критериям: цена с транспортно-заготовительными расходами, качество и комплектность поставок, производственная мощность, удалённость, вид оплаты, упаковка. На втором производят окончательный отбор по частным специфическим критериям, которыми могут, например, быть финансовые условия и оговорки (например, кредит поставщика), время и периодичность поставок, наличие складов и т.д. На заключительном этапе ретроспективный анализ выполнения заключённых договоров по видам ресурсов (или поставщикам). Эффективность договорной работы организации в прошедшем периоде оценивается следующими показателями: - коэффициент удовлетворения заявок (К1): (10.2.4) - коэффициент выполнения договоров (К2): (10.2.5) - коэффициент качества поставок (К3): (10.2.6) - сводный коэффициент организации внешних поставок (К4): (10.2.7) В процессе анализа выявляют основные виды ресурсов, в поставке которых организация испытывает определённые трудности, а также поставщиков, не выполняющих принятые и зафиксированные в договорах обязательства поставки ресурсов и не желательных для сотрудничества в будущем. Кроме того, данный анализ предоставляет хороший материал для оценки эффективности работы служб материально-технического снабжения и их отдельных работников. При этом целесообразно дополнять его показателями, характеризующими долю простоев в производстве по вине служб материально-технического снабжения. Результаты анализа позволяют инкриминировать конкретным службам и исполнителям возникшие по их вине вынужденные простои и разработать систему их ответственности и мотивации к труду. Анализ удовлетворения планов производства товара в поставках материальных ресурсов со стороны отражает обеспеченность договорами на их поставку и оценивается с помощью следующих показателей: - коэффициент обеспеченности плана производства поставками со стороны: (10.2.8) - коэффициент обеспечения по фактическому выполнению договоров на поставку: (10.2.9) Для оценки ритмичности поставок используются показатели: - коэффициент неравномерности поставок материалов: (10.2.10) где х - процент выполнения плана поставки по периодам (дням, месяцам); f - план поставки за те же периоды; - коэффициент вариации: (10.2.11) где ∆f - отклонение объема поставки по периодам от плана; k - количество анализируемых периодов; - средний объем поставки материалов за период. Неритмичная поставка материальных ресурсов ведет к простоям оборудования, потерям рабочего времени, необходимости сверхурочных работ, что в свою очередь ведет к увеличению себестоимости выпускаемой продукции и соответственно к снижению прибыли предприятия. 10.3. Оценка потребности в материальных ресурсах и эффективности их использования Условием бесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность материальными ресурсами. Потребность в материальных ресурсах определяется в разрезе их видов на нужды основной и не основной деятельности предприятия и на запасы, необходимые для нормальной функционирования на конец периода. Потребность в материальных ресурсах определяется в трех оценках: - натуральных единицах измерения, что необходимо для установления потребности в складских помещениях и др.; - по стоимости (в денежной оценке) для выявления потребности в оборотных средствах, для увязки с финансовым планом; - в днях обеспеченности — для планирования и организации контроля. Определение потребности в материальных ресурсах включает анализ их использования в производстве и определяется путем сравнения фактического полезного использования материальных ресурсов к плановому или к фактическому использованию в базисном или предыдущем периодах. Анализ норм расхода материальных ресурсов нацелен на выявление резервов снижения материальных затрат, а значит, и себестоимости отдельных изделий и проводится по конкретным товарам, выпускаемым организацией. Поскольку номенклатура товаров организации может быть весьма широкой и, кроме того, на различные товары могут расходоваться различные виды материалов, такой анализ ограничивают либо важнейшими товарами организации, либо товарами с завышенной материалоёмкостью, либо товарами с дорогостоящими или дефицитными материалами. Выбор направления анализа определяется задачами организации на данном этапе. При превышении фактического объема материальных ресурсов над нормативными выявляют размеры затрат на их приобретение, стоимость используемых складских помещений, затраты по доставке, потери от порчи материальных ценностей. Такие расчёты убедительно показывают затраты организации на сверхнормативные запасы. Обеспеченность организации материальными ресурсами в днях исчисляется по формуле: Vзд = Vзi / Pдi (10.3.1) где Vзд – запасы сырья и материалов, дней; Vзi – запасы i-ого вида материальных ресурсов в натуральных или стоимостных показателях; Pдi – средний дневной расход i-ого вида материальных ресурсов в тех же единицах измерения. Средний дневной расход каждого вида материалов рассчитывается делением суммарного расхода i-ого вида материальных ресурсов за анализируемый период (Mi) на количество календарных дней (Д): Pдi = Mi / Д . (10.3.2) В процессе анализа фактические запасы важнейших видов сырья и материалов сопоставляют с нормативными и выявляют отклонение. Проверяют также состояние запасов сырья и материалов на предмет выявления излишних и неходовых, что устанавливается по фактическим остаткам на конец периода и нормативу запаса. Скорость оборота (оборачиваемость) запасов является одним из важных показателей, характеризующих использование материальных ресурсов в хозяйстве. В процессе анализа изучают обоснованность планов ускорения оборачиваемости материальных ресурсов (или сокращения продолжительности одного оборота) на основе конкретных мероприятий, степень выполнения плана по ускорению оборачиваемости материальных ресурсов, конкретные причины отклонения фактической оборачиваемости материальных ресурсов от плановой, а также влияние ускорения оборачиваемости на результаты работы организации. Анализ оборачиваемости материальных ресурсов проводится по показателям, характеризующим соотношение тех или иных запасов и их потребления: ; (10.3.3) . (10.3.4) Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей. Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах ею повышения. Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов, а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости). Анализ использования материальных ресурсов проводится по следующим показателям: - материалоотдача; - материалоёмкость; - частные показатели материалоёмкости (металлоёмкость, энергоёмкость и др.); - удельная материалоёмкость (материалоёмкость отдельных изделий). Материалоотдача определяется отношением объема производства товаров (V) к сумме материальных затрат (М) и характеризует отдачу материалов, т.е. показывает, сколько продукции произведено с каждого рубля потребленных материальных ресурсов: Мо = V / М. (10.3.5) Материалоемкость определяется отношением суммы материальных затрат (М) к объему производства товаров (V) и характеризует уровень материальных затрат, приходящихся на 1 руб. товарной продукции Ме = М / V. (10.3.6) Для оценки эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей. Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения. Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости). Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (dмз) – показатель, характеризующий отношение материальных затрат к полной себестоимости: dмз = Sm / S (10.3.7) где S – полная себестоимость продукции, Sm – затраты на материалы. Частными показателями материалоемкости являются сырьеемкость, топливоемкость, энергоемкость. Они определяются как отношение стоимости соответственно сырья и материалов, топлива, энергии к объему реализации услуг. Снижение материалоемкости производства товаров является одной из составляющих общей цели ресурсосбережения в организации, так как способствует снижению материальных затрат, а, следовательно, себестоимости выпускаемой товара. Анализ резервов увеличения объема производства товаров и снижения расхода материальных ресурсов включает анализ влияния таких факторов как изменение расхода материальных ресурсов и материалоемкости. Изменение расхода материалов вызвано ростом объема производства. Фактор снижения материалоемкости зависит от деятельности самой организации, и именно поэтому ему и следует уделять в анализе особое внимание. Условная экономия (перерасход) материальных ресурсов определяется по расчету: ЭКМ = МТП – МПП * ТV ,. (10.3.8) где ТV – темп роста объема производства товаров, МТП и МПП – расход материальных ресурсов в текущем и предыдущем периодах соответственно, тыс.руб. Экономия материальных ресурсов связана с нормированием их расхода. В процессе анализа изучают прогрессивность норм расхода материалов, их динамику и обоснованность снижения. Оценка прогрессивности норм предполагает их сравнение с нормами родственных организаций, выпускающих аналогичный товар, с нормами вновь осваиваемого или длительное время производимого товара. Важным показателем прогрессивности норм служит коэффициент использования материала. Результаты анализа материальных затрат используются при нормировании расходов сырья и материалов на изготовление товара, а также при определении общей потребности в материальных ресурсах на выполнение производственной программы. 10.4. Факторный анализ общей материалоемкости продукции В итоге общая материалоемкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию. (10.4.1) где МЕ – материалоемкость, МЗ – материальные затраты, VВП – объем произведенной продукции, УДi – удельный вес i-той продукции, УРi – расход материалов на единицу i-той продукции, ЦМ – стоимость материалов i, ТП – стоимость продукции, УПi - уровень отпускных цен на i-тую продукцию. Факторный анализ МЕ в основном производится методом цепных подстановок, т.е. постепенным переходом от плановых показателей к фактическим и определенном влиянии каждого фактора. 14.2. Маржинальный анализ предприятия и его методика Руководителю любой организации на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы. Одним из мощных инструментов в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения “затраты-объем-прибыль” (Cost -Volume –Profit, СVР - анализ). Ключевыми элементами анализа безубыточности производства выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности. Маржинальный доход - это разница между выручкой организации от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Производственный леверидж - это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг). Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактического объема продаж от реализации продукции (работ, услуг) от порогового (порога рентабельности). При планировании производственной деятельности часто используют анализ «затраты — объем — прибыль». Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовой, так и чистой. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров. Анализ «затраты — объем — прибыль» — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода), и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности; что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений. Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» — один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу товара, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ «затраты — объем — прибыль», несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации. Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат организации на постоянные и переменные. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные организации в своей практической деятельности используют такие показатели, как маржинальный доход, его средняя величина и норма. Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в объеме продаж или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара. Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска. Ниже представлены результаты расчета средней величины и нормы маржинального дохода предприятия (Табл.22). Анализ средней величины и нормы маржинального дохода Таблица 22 Показатели Предыдущий период Текущий период Откло- нение (+/-), тыс.руб. Темп роста, % сумма, тыс.руб., % структура, % сумма, тыс.руб. структура, % 1.Затраты на производство в том числе: 541131 100,00 686079 100,00 +144948 126,79 1.1 переменные 464070 85,76 579800 84,51 +115730 124,94 1.2 постоянные 77061 14,24 106279 15,49 +29218 137,92 2.Объем производства товаров 572661 - 717416 - +144755 125,30 3.Объем продаж 563089 - 701605 - +138516 124,60 4.Маржинальный доход (п.3 - п.1.1) 99019 - 121805 - 22786 123,01 5. Прибыль (п.4 - п.1.2) 21958 - 15526 - -6432 70,71 6. Объем выпуска, шт. 40538 - 43230 - 2692 106,64 7. Средняя величина маржинального дохода (п.4./п.6) 2,44 - 2,82 - 0,37 115,35 8. Норма маржинального дохода ((п.4 /п.3)*100), % 17,58 - 17,36 - -0,2241 98,73 Очевидно увеличение как постоянных, так и переменных затрат, что обуславливается ростом объема производства. Темпы роста объема производства составляют 125,3% за период, а постоянных затрат – 137,92%. Средняя величина маржинального дохода увеличилась на 15,35%, что отражает увеличение вклада единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Норма маржинального дохода снизилась на 1,27%, и это показывает, что доля средней величины маржинального дохода в цене товара снизилась. Анализ «затраты — объем — прибыль» часто называют анализом величин в критической точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой он равен затратам. Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда объем продаж становится равным сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т. е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода. При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты - объем - прибыль”. Последовательность построения графика заключается в следующем. Наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс. Выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению. Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике - это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (Рис.13). Рис. 13. График нахождения точки безубыточности (порога рентабельности) Изображенная на рисунке точка безубыточности (порога рентабельности) - это точка пересечения графиков валового объема продаж и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности объем продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль. Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли организации по формуле: Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде: Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся. Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений воспользуемся следующим примером. Организация выпускает товар А и имеет показатели, приведенные ниже (Табл. 23). Показатели, характеризующие выпуск товара А Таблица 23 Показатели Объем производства, 32155 шт. всего на единицу Объем продаж, тыс.руб. 434817, 0 13,5225 Переменные затраты, тыс.руб. 350435,5 10,8983 Маржинальный доход, тыс.руб. 84381,5 2,6242 Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,2 - Прибыль, тыс.руб. 20165,3 - В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может быть найдена при условии равенства продаж и суммы переменных и постоянных затрат. 13,5225х = 10,8983х + 64216,2; 2,6242х = 64216,2; х = 24471, где х - точка безубыточности; 13,52 - цена единицы продукции, тыс.руб. 10,9 - переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб.; 64216,2 - общая сумма постоянных затрат, тыс.руб. Как видно из приведенного примера, безубыточность продаж товара А достигается при объеме 24471 штука. Точку безубыточности можно рассчитать также в денежных единицах. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции: 13,5225 х = 13,5225* 24471 = 330909 тыс.руб. Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно снизить объемы продаж товара прежде, чем будет достигнута точка безубыточности. Если рентабельность отрицательная, то и показатель запаса финансовой прочности не рассматривается (запаса нет). Маржинальный запас прочности - это величина, показывающая превышение фактического объема продаж над пороговым, обеспечивающий безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах (Financial safety margin): Запас финансовой прочности организации показывает, в каких пределах можно уменьшать выпуск продукции за год, оставаясь при этом безубыточным. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для организации. Для предыдущего примера маржинальный запас прочности по товару А составляет: [(434817 - 330909) /434817] *100% = 23,9%. Значение маржинального запаса прочности 23,9% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка организации сократится менее, чем на 23,9%, то организация будет получать прибыль, если более, чем на 23,9% окажется в убытке. Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой: Для иллюстрации воспользуемся данными предыдущего примера. В нашем случае цена безубыточности единицы изделия равна 10,29 тыс.руб. (330909 тыс.руб. / 32155 шт.). Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену продажи единицы товара для получения определенной величины прибыли при установленном объеме продаж. Производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью организации, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат организации на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации. Операционный рычаг – это количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж. Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы: ЭПЛ = МД / П либо ЭПЛ = (ЗПОСТ + П ) / П = 1 + (ЗПОСТ / П), где ЭПЛ - эффект производственного левериджа; МД - маржинальный доход; ЗПОСТ - постоянные затраты; П - прибыль. Для наглядности рассмотрим эффект производственного левериджа на следующем примере. Организация производит и продает товар А. В таблице приведены данные, характеризующие его деятельность (Табл.24). Данные для расчета эффекта производственного левериджа Таблица 24 Показатели Значение 1.Объем продаж, тыс.руб. 434817, 0 2.Переменные затраты, тыс.руб. 350435,5 3. Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) 84381,5 4. Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,2 5. Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) 20165,3 6. Объем продаж, шт. 32155, 0 7. Цена за единицу, тыс.руб. 13,5225 8. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) 4,18 Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием: - цены и объема продаж; - переменных и постоянных затрат; - комбинации любых перечисленных факторов. Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера (Таблицы 25-27). Анализ влияния цены продажи на эффект производственного левериджа Таблица 25 Показатели Фактичес- кое значение При увеличении цены продажи на 10% Условное значение Изменение от фактического (+\-) % 1.Объем продаж, тыс.руб. 434817 478298,7 43481,7 110 2.Переменные затраты, тыс.руб. 350436 350435,5 - 100 3.Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) 84381,5 127863,2 43481,7 151,53 4.Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,2 64216,16 - 100 5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) 20165,3 63647,04 43481,7 315,63 6.Объем продаж, шт. 32155 32155 - 100 7.Цена за единицу, тыс.руб. 13,52 14,87 1,35 110 8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2)) 24471 16149,06 -8321,9 65,99 9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8) 330909,1 240213,2 -90696 72,59 10.Маржинальный доход в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6) 2,62 3,98 1,36 151,8 11. Маржинальный запас прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100% 23,9 49,8 25,9 208,3 12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) 4,18 2,01 -2,17 48,06 Увеличение цены продажи на 10 % (до 14,87 тыс.руб. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 478298,7 тыс.руб., маржинального дохода - до 127863,2 тыс.руб. и прибыли до 63647,04 тыс. руб. При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу товара с 2,62 тыс.руб. до 3,98 тыс.руб. В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 16149 шт., а маржинальный запас прочности организации увеличится 108,3%. Как следствие, организация может получить дополнительную прибыль в сумме 43481,7 тыс. руб. При этом эффект производственного левериджа снизится с 4,18 до 2,01единиц. Анализ влияния переменных затрат на эффект производственного левериджа Таблица 26 Показатели Фактичес- кое значение При снижении переменных затрат на 10% Условное значение Изменение от фактического (+\-) % 1.Объем продаж, тыс.руб. 434817 434817 - 100 2.Переменные затраты, тыс.руб. 350435,5 315392 -35043,5 90 3.Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) 84381,5 119425,05 35043,6 141,53 4.Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,16 64216,16 - 100 5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) 20165,3 55209 35043,7 273,782 6.Объем продаж, шт. 32155,00 32155 - 100 7.Цена за единицу, тыс.руб. 13,52 13,52 - 100 8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2)) 24471 17290,1 -7180,9 70,66 9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8) 330909,10 233805,43 -97103,67 70,66 10.Маржинальный доход в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6) 2,62 3,71 1,09 141,76 11. Маржинальный запас прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100% 23,90 46,23 22,33 193,45 12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) 4,18 2,16 -2,02 51,75 Снижение переменных затрат на 10 % (с 350435,5 тыс.руб. до 315392 тыс.руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 119425 тыс.руб. (434817-315392) и прибыли до 55209 тыс.руб. (119425-64216). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 257186 руб., что в натуральном выражении составит 17290 шт.. (233805,43: 13,52). Как следствие, маржинальный запас прочности организации составит 46,23%. В этих условиях эффект производственного левериджа в организации снизится до 2,16 единиц, что составит 51,75% к фактическому уровню. По данным таблицы 26 при снижении постоянных затрат на 10 % (с 64216,16 тыс.руб. до 57794,54 тыс.руб.) прибыль организации увеличится до 26586,96 тыс.руб. (434817-350435,50-57794,54) или на 31,85 %. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 297814 тыс.руб., а в натуральном выражении – 22024 шт. При этом маржинальный запас прочности организации будет соответствовать 31,51%. Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10 % эффект производственного левериджа составит 3,17единиц и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на -1,01 единиц и составит 75,93% к фактическому уровню. Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат организации. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной в организациях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации. Анализ влияния постоянных затрат на эффект производственного левериджа Таблица 27 Показатели Фактичес- кое значение При снижении постоянных затрат на 10% Условное значение Изменение от фактического (+\-) % 1.Объем продаж, тыс.руб. 434817 434817 - 100 2.Переменные затраты, тыс.руб. 350435,50 350435,50 - 100 3.Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) 84381,50 84381,50 - 100 4.Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,16 57794,54 -6421,62 90 5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) 20165,30 26586,96 6421,66 131,85 6.Объем продаж, шт. 32155,00 32155,00 - 100 7.Цена за единицу, тыс.руб. 13,52 13,52 - 100 8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2)) 24471 22024 -2447 90 9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8) 330909,10 297814 -33095,1 90 10.Маржинальный доход в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6) 2,62 2,62 - 100,16 11. Маржинальный запас прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100% 23,90 31,51 7,61 131,85 12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) 4,18 3,17 -1,01 75,93 Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. 14.3. Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия Одним из вариантов анализа, позволяющего получить комплекс­ную оценку финансового состояния предприятий и провести их сравнение, является рейтинговый анализ. Рейтинг— это метод срав­нительной оценки деятельности нескольких предприятий. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определенному при­знаку (признакам), позволяющая выстраивать (группировать) пред­приятия в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака. Признаки (критерии) классифи­кации предприятий могут отражать отдельные стороны деятельно­сти предприятий (прибыльность, ликвидность, платежеспособ­ность) или деятельность предприятия в целом (объем операций, надежность, имидж). В качестве оценочного критерия может также выступать уровень экономической состоятельности предприятия. Характер формирования и назначение рейтингов различны. Рей­тинги независимых рейтинговых агентств основываются на изуче­нии официальной отчетности предприятий, как правило, балансов (и именно они становятся доступными массовой печати). Адекват­ность таких рейтингов реальному положению дел в значительной мере зависит от достоверности отчетных данных и системы пока­зателей, используемой для характеристики надежности предпри­ятий. Такими рейтингами пользуются как профессионалы (специ­алисты банков, бирж, ассоциаций предприятий, аудиторских фирм), так и непрофессионалы (вкладчики, акционеры). Существует ряд недостатков, снижающих эффективность при­менения рейтинговых оценок при определении финансового со­стояния предприятий. Рассмотрим некоторые из них. 1. Остается нерешенной проблема достоверного отражения фи­нансового состояния предприятия в балансе. 2. Обычно рейтинг рассчитывается по отчетности на конец года или полугодия, реже используются балансы на конец квартала. В пе­чати рейтинг появляется через 2—4 месяца после составления ана­лизируемых балансов (время необходимо на сбор и обработку ин­формации). 3. Формализовать мнения экспертов и выработать усредненный критерий влияния экспертной оценки на положение того или ино­го предприятия в рейтинге пока не удалось. Контрольные вопросы: 1. Какие методы применяются для диагностики различных составляющих потенциала предприятия? 2. Приведите примерную схему диагностики потенциала предприятия. 3. В чем заключается методика маржинального анализа? 4. В чем суть рейтингового метода диагностики деятельности предприятия? 5. Какие недостатки имеют место при проведении рейтингового анализа?
«Задачи и информационное обеспечение анализа использования материальных ресурсов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot