Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Самостоятельная работа по Лекции №1:
«Язык как средство общения»
Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Прокомментируйте выражение «Язык как средство общения». Как вы понимаете данную мысль? Какие нужды и потребности современного человека в современном обществе обслуживает язык?
Язык как средство общения представляет собой социальное явление и особую систему знаков. Язык возникает, развивается и существует как коллективное достояние. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего, обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого сообщества.
Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:
- коммуникативная / информативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации);
- познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование концептуальной и языковой картины мира);
- интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),
- регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуникативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),
- контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),
- эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения), эстетическая (создание художественных произведений),
- магическая / «заклинательная» (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),
- этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного),
- метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).
2. Дайте собственное определение коммуникации, не привлекая словари и справочные материалы. Можно привести примеры успешной/неуспешной коммуникации и коммуникативных ошибок из собственного опыта.
Коммуникация - форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, т.е. общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.
Пример неэффективной коммуникации.
«Иван Иванович, здравствуйте. Я к вам напросился на встречу вот по какому поводу. Вы давно обещали дать в отдел денег на обновление компьютеров. Уже невозможно на старых работать. Они работают медленно, бесконечно зависают. Сотрудники стараются сесть за те два, которые у нас более-менее нормальные, возникают конфликты, мне надоело уже во все это вмешиваться, похоже, только этим и занимаюсь, нужно коренным образом все это поменять».
3. Как вы понимаете системный характер языка? Какие языковые уровни вам знакомы? Перечислите их и элементы, из которых они складываются.
Структура языка
Уровень (ярус)
Единица языка
Единица речи
1. Уровень текста
Сверхфразовое единство
2. Синтаксический уровень
Предложение как структурная схема
Предложение / высказывание
3. Лексический уровень
Лексема / слово
Лекс /слово
4. Морфологический уровень
Морфема
Морф
5. Фонетический уровень
Фонема
Фон /звук
Каждый ярус/уровень представляет собой сложное единство составляющих элементов (единиц), т. е. систему. Cистема – это совокупность элементов, связанных устойчивыми отношениями между собой и образующих внутренне организованное единое целое.
На фонетическом ярусе – это система гласных, согласных; согласные подразделяются на сонанты (сонорные) и шумные, которые в свою очередь бывают звонкими / глухими и т. п. На морфологическом – система склонения, спряжения, система времен и др.; на синтаксическом – система главных и второстепенных членов предложения, система сложного предложения; виды подчинительной связи и т. п.
Следовательно, язык – это сложная система, именно поэтому его называют системой систем.
4. Какое явление/какие явления иллюстрирует приведенный в лекции пример с шуточной фразой Льва Владимировича Щербы «Глокая куздра…»?
Это искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. Фраза создана для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии.
5. Назовите языки, которые являются родственными современному русскому языку.
Украинский, белорусский, болгарский, македонский, сербский, чешский, польский, словацкий и др.