Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Тема1. Язык как система и форма существования национальной культуры.
Культура речи. Сущность. Основные понятия. Язык и речь, свойства и функции
Культура речи - это выбор организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения обеспечивают наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Нормативный аспект означает, что из всех языковых средств, для создания определённого текста должны быть выбраны такие, которые максимально выполняют коммуникативные задачи.
Коммуникативный аспект предполагает умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.
Этический аспект. Этические нормы касаются обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени, выбора обращений типа гражданин, господин и др., выбора способов того, как здороваются и прощаются.
Ключевыми понятиями культуры речи являются понятия языка и речи.
Язык – это система знаков и способов их соединения, который служит орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений людей.
Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, оформления мыслей, эмоций, познания окружающего мира.
Формы речи
Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает личность в систему социального взаимодействия. Внутренняя речь – защищена от постороннего вмешательства, осознается только самим субъектом. Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.
Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система звуковых и интонационных средств выражения, она создаётся в процессе говорения; характерны словесная импровизация, использование простых предложений, повторы, незаконченность выражения мысли; используются невербальные средства общения; зависит от ситуации общения, обстановки.
Письменная речь - графически закрепленная, заранее обдумана, может быть исправлена; преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов. Рассчитана на зрительное восприятие; не зависит от ситуации общения.
Разновидности речи
По количеству участников общения происходит деление речи на монолог, диалог.
Монолог. Это форма роли, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Это устное и письменное высказывание одного человека.
Диалог. Диалогическая речь состоит из обмена высказываниями. Реплики в диалоге не обладают самостоятельностью, законченностью, другими признаками монолога. Ситуации диалогов отличаются естественностью, речь преимущественно ситуативная, во многом спонтанная. В диалоге заметны элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы, экономия языковых средств.
В письменной речи преобладает монологическая речь; в устной, в быту, в непосредственном общении – диалогическая.
Полилог – это разговор многих. Признаки: не менее 3-х участников, единая тема, ситуативная связанность.
Типы речи
Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором изображают какое-либо явление действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция: объект описания - его признаки - общая картина - авторская оценка, вывод, заключение. Характерно: перечислительная структура однородных компонентов, перечислительная интонация, особые части речи: существительное, прилагательное, наречие.
Повествование – функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах. Композиция: завязка - развитие действия - кульминация - развязка. Характерно: ряды глаголов со значением последовательности действий, видовременная динамика, особая роль союзов, порядка слов; выражена авторская позиция, сценичность повествования.
Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, суть которого словесное выражение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Характерно: предложения с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи. Композиция: тезис – аргументы – вывод.
Тема 2. Богатство, разнообразие и выразительность речи.
Самый первый критерий богатства и бедности речи – это количество слов, которые мы используем. Важно еще и то, что многие многозначны, а это источник обновления, переосмысления слова. Многозначность и омонимия являются источниками не только богатства речи, но их правильное употребление – это показатель точной и ясной речи. Богатство речи проявляется и во фразеологичности речи. Фразеологизмы – устойчивые, лексически неделимые словосочетания. Они не рождаются в процессе речи, а используются в таком виде, в каком закрепились в языке. Большинство фразеологизмов характеризуется постоянством состава и стабильным порядком слов. К фразеологизмам примыкают пословицы и поговорки. О богатстве речи можно судить также по тому, как мы используем синонимы родного языка. Синонимами называются слова, имеющие одинаковое значение и часто различающиеся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. Совершенно однозначных слов в русском языке немного. Особое место в русском языке занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Антонимы постоянно используются в антитезе – стилистическом приеме, состоящем в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний. Явление антонимии используется и в оксюмороне. Этот стилистический прием состоит в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов: «Начало конца»; «Плохой хороший человек». Еще больше трудностей возникает при употреблении однокоренных слов, близких по звучанию, но не совпадающих в значениях, то есть паронимов. Их звуковая близость и сходство в значениях объясняются тем, что у них один и тот же морфологический корень. Есть паронимы, имеющие разные приставки (опечатки – отпечатки); паронимы, отличающиеся суффиксами (существо – сущность); паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой – производную (рост – возраст, тормоз – торможение). Русский язык выделяется среди других языков богатством словообразовательных суффиксов. Одни звучат ласково, другие – пренебрежительно, иронически; в одних словах отражена положительная оценка предметов, в других – отрицательная. Нашу речь портит немотивированное использование «ласковых» словечек. В повседневной речи, а тем более в публичных выступлениях, не следует злоупотреблять уменьшительно - ласкательными словами: они лишь продемонстрируют ваше незнание законов красноречия.