Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Взаимодействия и их следствия

  • 👀 296 просмотров
  • 📌 215 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Взаимодействия и их следствия» doc
ТЕМА 3: Взаимодействия и их следствия Лекция 3.2:Отношение и отношения в социуме 1.Отношение как феномен, отличающийся от отношений 2.Отношения – результат социальных взаимодействий 1.Отношение как феномен, отличающийся от отношений Отношения людей имеют для них чрезвычайную значимость, представляя собой реальность особого рода, которая однозначно не сводима ни к взаимодействию, ни к совместной деятельности, ни к коммуникации. Фундаментальная значимость этой реальности для жизни людей не вызывает сомнений1. В повседневности используются понятия «отношение» и «отношения». И далеко не всегда учитывается, что по своему смыслу эти понятия – несмотря на их родство и кажущуюся идентичность – различаются. На самом деле единственное или множественное число определяет в данном случае различие смыслов каждого из терминов. Например, «отношение» человек имеет (т.е. он определенным образом к кому-то или чему-то относится), а «отношения» он поддерживает2. Следовательно, в понятии «отношение» проявляет себя определенная позиция деятеля к другой стороне. Таким образом, отношение – это сложившаяся устойчивая эмоционально-волевая установка деятеля на что-либо или на кого-либо, т.е. это выражение его позиции3. А «отношения» - это взаимодействие4. Анализируя феномен «отношение», отмечают его специфику. Она заключается в следующем5. 1.Само слово «отношение» в русском языке является отлагательным существительным (от глагола «носить»), смысл которого означает действие отношения. Это действие предполагает, что кто-то что-то относит. Следовательно, оно подразумевает: • субъекта (источника) того, что относится; • объекта, куда или кому, это относится; • содержание, т.е. что относится. Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может существовать только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.). Поэтому отнести можно только то, что уже есть у субъекта, что является своим (или присвоенным). 2. Объект не может быть воспринят субъектом иначе, чем через отношение. Само явление (или осознание) объекта означает его отнесение к какой-либо идеальной форме, существующей в сознании субъекта. Причём, если содержание отношения далеко не всегда осознаётся субъектом (для этого необходима определенная рефлексивная деятельность), то – объект этого отношения обязательно должен быть тем или иным образом явлен ему, т.е. существовать для него и, значит, быть осознаваемым. Таким образом, отношение можно представить как действие, которое разворачивается на уровне сознания и в котором реальная и идеальная форма фактически совпадают (тождественны друг другу). 3. Между отношением и действием (или деятельностью) имеется неоднозначная зависимость. С одной стороны, отношение нельзя свести к действию (или к деятельности) по следующим причинам: • в отличие от действия отношение не имеет цели и не может быть произвольным; • отношение – это скорее состояние, чем процесс; • отношение не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обобщенной форме; оно всегда предельно индивидуально и конкретно. Вместе с тем, отношение неразрывно связано с действием следующим образом: • может порождать действие; • формируется и возникает в действии; • меняется и преобразуется в действии. Получается, что отношение может быть и источником действия, и его продуктом. Но может и не быть, т.к. далеко не всегда отношение выражает себя во внешней активности (тем более адекватно). 4. В любом отношении одной его стороной всегда является живое существо, а другой стороной может быть как живое существо, так и неживой объект, а также явления природы и различные ситуации ( в том числе и общественно значимые). 5. Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека, это обобщенное внутреннее условие системы его действий. Фактически отношение выражает активную позицию человека, определяя как характер отдельных его поступков, так и характер всей его деятельности. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека. 6. Отношение целостно, являясь интегральной позицией деятеля в целом. Отношение нельзя сделать ни безличным, ни частичным. Это всегда выражение деятеля в целом, оно личностно и целостно. Относиться может не часть человека, не отдельные процессы в человеческом организме, а весь человек как сознательный индивид. В конкретном многообразии проявления отношения всегда соединено в единство содержание реакций деятеля и смысл этих реакций. 7. Отношение, охватывая текущие процессы, включает и перспективу определенных реакций, не ограничиваясь реакциями только в настоящем. Любовь и вражда, ответственность или безответственность, интерес или безразличие, поверхностность или глубина характеризуют текущие реакции или действия и в то же время их определенную повторность в соответствии с характером человека, что определяет в целом перспективную линию его поведения. Это значит, что по своему смыслу отношение имеет не только процессуальный, но и потенциальный характер реакций, который позволяет другим деятелям предвидеть поведение искомого лица в отношении к тем или иным предметам или обстоятельствам жизни в будущем. Отношение возникает там, где есть заслуживающий оценки феномен1. Причем «отношение одного целого к другому повторяется в отношении между частями одного из этих целых»2. Оно сливается с установкой как готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: - от потребности, актуально проявляющейся у человека; - от объективной ситуации удовлетворения этой потребности3. Причиной отношения могут быть: - ценности; - глубинные бессознательные структуры. Отношение является одной из основных форм отражения человеком окружающей его действительности и выражает наличие жизненной значимости объекта, к которому возникает, для того, у кого оно возникает (складывается, формируется)4. Отношение может быть различным. Возможные варианты этих проявлений представлены ниже5. 1. По эмоциональному тону: • положительное или отрицательное; • нейтральное или безразличное. 2. По ролевой определенности: как именно взаимодействовать с оцениваемым объектом. 3. По динамическим параметрам: • устойчивое или неустойчивое; • сложившееся или не сложившееся. 4.По степени сложности: - элементарное или сложное. 5.По степени определенности: - определенное или неопределенное. 6. По уровню развитости: • инстинктивное; • интуитивное; • осознанное. Еще отношение бывает: единичное (эпизодическое) или системное (закономерно устойчивое). Отношение связано с фактом отражения, предваряющего взаимодействие1. Генезис отношения того или иного персонифицированного деятеля, проявляющееся в его определенных действиях, может быть представлено следующей логической схемой: ценности деятеля отражены в его видении этих ценностей которое, в свою очередь, формирует отношение деятеля которое обусловливает его определенные действия2. Отношение «находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями»3. «В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение к другому»4. Повторяясь вновь и вновь под воздействием устойчивого системообразующего фактора (или группы факторов) и став системным феноменом, т.е. устойчивым, сохраняющимся даже и без непосредственного воздействия фактора (или группы факторов), а не единичным (ситуативным) отношением деятеля к кому-либо или чему-либо, отношение сохраняет свой статус именно отношения. Человек в его отношении проявляет себя как активный деятель, избирательно связанный с действительностью, характеризующийся этой избирательностью и на её основе направляющий свою деятельность1. Отношение определяет характер взаимодействия деятеля с окружающим. Происходит это благодаря оценке2. Поэтому смысл понятия «отношение» всегда имеет оценочный характер. И «человек способен свою оценку и проявить, и осознать, и высказать»3. А следовательно, отношение можно диагностировать. Очевидно, что само по себе отношение никогда ниоткуда произвольно само по себе возникнуть не может: оно является следствием тех или иных действий феноменов среды или внутренних факторов деятеля, которые и вызывают его определенное отношение к кому-либо или чему-либо. Таким образом, фактически отношение по сути является: - проявлением взаимодействий, хотя и в большей или меньшей степени опосредованным; - и в то же время, его следствием. Поэтому отношение следует рассматривать как частный случай взаимодействий, имеющее определенные специфические характеристики. Они следующие: 1) Оценочная позиция деятеля, которая может иметь следующее содержание: - только рациональное; - только эмоциональное; - сочетание рационального и эмоционального. 2) Односторонняя активность деятеля (без непосредственного активного в ней участия другой стороны). Оценочная позиция искомого деятеля в контексте его отношения к тому или иному феномену (или феноменам) среды графически можно представить следующим образом (см. рис.): Рис. Шкалы, отражающие содержание и уровень оценочной позиции деятеля (представлена пятибалльная шкала) Задав нормы оценки для каждой шкалы, можно выявить оценочную позицию деятеля к определенному феномену среды. Рассмотрение феномена отношения в контексте его понимания как проявления взаимодействия (даже и весьма опосредованного), позволяет констатировать существование двух типов (видов) отношения: - одностороннее отношение (в этом случае взаимодействие либо весьма опосредованное и, нередко, неочевидное или – непосредственное; но в обеих случаях субъектом отношения, т.е. деятелем, имеющим отношение, является одна сторона, т.е. искомый деятель); - взаимное отношение участвующих во взаимодействии сторон (как правило, в этом случае используется термин «взаимоотношение» и нередко во множественном числе, т.е. «взаимоотношения»; иногда терминологически некорректно используется термин «отношение», однако контекст позволяет трактовать его как взаимное отношение, т.е. взаимоотношение). Обладая признаками, характеризующими отношение, взаимоотношение имеет следующие специфические признаки: 1.«Уже самый факт, что есть отношение (дальше по тексту становится очевидным, что имеется в виду «взаимоотношение».- А.К.), означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу»1. 2.Отношение (взаимоотношение – по смыслу.- А.К.) следует понимать как взаимную зависимость соотносящихся сторон2. 3.Состояние отношения (взаимоотношения – по смыслу.- А.К.) касается различных сторон участников отношения3. Т.е. взаимоотношение – это целостное явление, которое охватывает и каждую сторону проявляющих взаимное отношение деятелей, и каждого из них как целостность. 4.Общей особенностью взаимоотношения является влияние участников отношения взаимно друг на друга4. 5.Компонентами взаимоотношений являются следующие: -когнитивный; -аффективный; -поведенческий5. При взаимоотношении происходит взаимная оценка деятелями друг друга. Это может происходить следующим образом: 1. Оцениваемый деятель знает, что его оценивают. В таком случае возможны следующие варианты: - Зная об оценивании себя другой стороной, искомый деятель не учитывает этого факта при собственной оценке другой стороны. - Зная об оценивании себя другой стороной, искомый деятель учитывает этот факт при собственной оценке другой стороны. 2. Оцениваемый деятель не знает, что его оценивают. В этом случае возможны следующие варианты его поведения: - Он стремится установить факт оценивания себя другой стороной. - Он не стремится установить факт возможного оценивания себя другой стороной. Такие же варианты могут быть и при оценивании искомого деятеля другой стороной. Оценивающие друг друга деятели могут как скрывать свое оценивание другой стороны, так и не скрывать этого. А могут и стремиться, чтобы другая сторона узнала об этом оценивании. Возможно и индифферентное отношение той или другой стороны к этому. Различные описанные выше варианты отношения (где была выделена оценка как объективное ядро любого отношения) могут упрощенно быть классифицированы следующим образом: - отношение (проявление активности деятеля в форме эмоции и / или оценки); - взаимоотношение (проявление взаимной активности деятелей относительно друг друга в форме эмоций и / или оценок). На самом общем уровне рассмотрения и отношение, и взаимоотношение – это специфическое проявление взаимодействия, где носителями активности в тех или иных случаях являются персонифицированные или коллективные деятели. И отношение, и взаимоотношение проявляют себя как единичный акт или отдельное эпизодические акты, не представляющие собой системного единства. Повторяясь вновь и вновь под воздействием фактора (или нескольких факторов), определяющего (определяющих) устойчивую предопределенность такого повторения, единичные взаимоотношения в результате этих повторений приобретают качественно иной характер, становясь теперь уже иным – системным – феноменом. Причина этого в том, что в таком случае формируется некоторая целостность взаимоотношений, которая есть другое, чем отдельные, эпизодические и не связанные между собой взаимоотношения. Соответственно, эта сформировавшаяся целостность обладает новыми свойствами, а именно – целостности, т.е. системными. Такого рода феномены принято обозначать термином «отношения» (они будут рассмотрены ниже). Таким образом, исходя из критерия единичности / системности, описанные выше феномены можно расположить в следующем порядке (по нарастанию от единичного к системному): - отношение; - взаимоотношение; - отношения (их можно называть и «взаимоотношения», если предполагается взаимная оценка вступивших в отношения сторон). Содержание отношения человека с различными общностями, а также с теми или иными людьми имеет различные аспекты. Ниже представлены аспекты содержания как отношения, так и взаимоотношения. Они следующие: • предполагает актуализацию знания в образно-понятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие; • одновременно актуализирует определенное обращение с деятелями, вступившими во взаимодействие; • наличие цели, которую преследует персонифицированный деятель, вступая во взаимодействие с другими деятелями; • наличие потребностей, которые непосредственно влияют на характер отношений персонифицированного деятеля со вступившими с ним во взаимодействие деятелями; - наличие эмоциональной реакции (положительной, отрицательной, нейтрально-равнодушной, противоречивой) одного деятеля, относительно другого, вступившего с ним во взаимодействие; • предполагает избирательность проявления, определяемую по числу признаков, значимых для установления и воспроизводства отношений; • психологическая установка персонифицированного деятеля на социальные объекты содержит эмоциональное отношение1. Взаимное отношение каждого взаимодействующего деятеля друг к другу определяют: - тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это, например, сотрудничество или соперничество); • степень выраженности этого типа взаимодействия (будет ли это, например, более или менее успешное сотрудничество) 2. Понятно, что характер взаимодействия при этом может существенным образом определяться характером взаимной оценки друг друга взаимодействующими (или способными вступить во взаимодействие) сторонами, т.к. она обладает относительно взаимодействия побудительной или тормозящей (препятствующей) силой. И эта сила может оставаться потенциальной, т.е. не приводить к взаимодействию (даже при благоприятной оценке). А может быть актуальной и в этом случае проявлять себя во взаимодействии3. Именно этот аспект взаимодействия принято обозначать термином «поддерживать отношения», т.е. данное словосочетание отражает и факт взаимодействия, и факт оценки другой стороны и / или самого взаимодействия4. 2.Отношения – результат социальных взаимодействий «Относительно самостоятельное отдельное и сочетание его с другим образует отношение» 1. Поэтому к установлению социальных отношений приводит взаимодействие2. Соответственно, большинство взаимодействий, которые происходят между одними и теми же деятелями и носят не только повторяющийся или регулярный, но и регулируемый характер, называются социальными отношениями3. Причем это система устойчивых взаимодействий, их плотная «ткань»4. Социальные (общественные – у Г.М.Андреевой.- А.К.) отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, формой организации которой взаимодействие является5. В структурах, не преобразованных товарным обменом, социальные (общественные – у К.Маркса.- А.К.) отношения проявляются для людей «как их собственные личные отношения, а не облекаются в костюм общественных отношений вещей, продуктов труда»6. Поэтому «в реальной жизнедеятельности людей все виды взаимодействий пронизаны личным отношениями (симпатиями – антипатиями)»7. Например, «чем чаще происходят социальные контакты между двумя людьми, тем больше вероятность, что между ними установятся дружеские … отношения»8. «Социальные отношения существуют тогда, когда они не только чувствуются или осознаются как таковые участвующими в них индивидами, но и осознается их необходимость, а также в той мере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности участников. Другими словами, социальные отношения – это отношения, имеющие объективный характер»9. Отношения существуют между: - отдельными людьми (персонифицированными деятелями); - отдельным человеком (деятелем) и коллективным(и) деятелем(ями); - коллективными деятелями. В качестве иллюстрации сути социальных отношений П. Штомпка называет характерные черты социальных отношений между двумя людьми (используя в качестве примера супружескую пару)10. 1. Наличие множества взаимодействий. Отношения создают определенные рамки, схему или некий общий контур, внутри которого происходит множество взаимно ориентированных действий. 2. Неоднородность (разнообразие, разнородность) действий в процессе взаимодействия: могут касаться различных тем, происходить в различных местах. 3. Прочность. Имеет огромное значение для взаимодействующих сторон. 4. Нормативное регулирование. В большей своей части и в значительной мере отношения не носят характер спонтанных, ничем не связанных свободных действий, но являются результатом того, что взаимодействующие стороны следует определенным, обязательным для них образцам, примерам. Одни правила подсказывают, что делать самому деятелю, другие – чего ждать и требовать от противоположной стороны. Эти правила оказываются связанными в пары правил, указывающие деятелю, что он обязан делать и на что он имеет право. В социальных отношениях каждая взаимодействующая сторона имеет относительно другой стороны определенные обязательства, отвечающие тому, на что взаимодействующий деятель (другая сторона) имеет право. В свою очередь, и другая сторона взаимодействия (деятель) имеет обязательства по отношению к тому, с кем он взаимодействует, отвечающие тому, на что этот деятель имеет право. В этом случае есть взаимность прав и обязанностей взаимодействующих сторон относительно друг друга. В социальных отношениях каждая из взаимодействующих сторон имеет определенный, соответствующий его роли образец поведения. И согласно этому образцу формируются представления деятеля о том, что он сам должен делать и чего может ждать по отношению к себе. Эта «связка» прав и обязанностей определяет жизнь деятелей: обычно, когда одна сторона берет на себя выполнение какой-то обязанности, другая в знак солидарности может исполнять обязанности приблизительно такой же тяжести (трудности, сложности). Когда одна сторона взаимодействия обеспечивает себе какие-либо права, другая сторона может получить для себя компенсацию в виде подобных же прав. Такие отношения можно назвать симметричными или партнерскими. На более общем уровне рассмотрения, когда в социальных отношениях имеется равновесие между правами и обязанностями взаимодействующих сторон – их можно назвать уравновешенными отношениями. Напротив, когда совокупность обязанностей каждого из взаимодействующих деятелей весьма разная, когда у одной стороны прав больше, а у другой – меньше – это будут неуравновешенные отношения. В самом крайнем случае может быть ситуация, когда одна взаимодействующая сторона обладает монополией на все права, а другой стороне достаются только обязанности. Такие абсолютно асимметричные отношения следует назвать эксплуататорскими. И наоборот, когда устанавливаются отношения, при которых одна из сторон имеет только права и не несет ответственности за свои обязанности, такую асимметрию социальных отношений следует назвать претензионной. Т.е. это претензионные (основанные на безмерных притязаниях одной из взаимодействующих сторон) отношения. Источником выработки нормативного регулирования (норм, правил) социальных отношений в обществе являются следующие системы: • Определённые, признанные и утвердившиеся в данном обществе обычаи. • Огромную роль играют правила морали (нравственные императивы любви, верности, солидарности, лояльности, доверия, помощи, заботы о слабых и т.п.). • Большие возможности имеют нормы законодательства всех уровней. При нарушении деятелем социально признанных норм, вступают в силу различные формы общественного давления или определенные санкции. Какие именно санкции и как они будут задействованы – это могут решить в пределах своей компетенции взаимодействующие деятели или созданные для таких целей специальные институты. 5. Социальные позиции (статусы), которые занимают взаимодействующие деятели и выполняемые ими социальные роли. Каждый взаимодействующий деятель имеет определенные права и выполняет определенные обязанности, которые предписаны ему независимо от его личных качеств и особенностей согласно занимаемому им статусу (социальной позиции) и соответствующей ему социальной ролью. Социальной ролью называется ожидаемое поведение человека согласно предписанным статусом выполнением им определенных правил и нормативных установок. Каждая из социальных ролей является как бы контуром, которым чётко обведены отдельные социальные статусы, выделяющиеся в обществе. Поэтому неразрывное единство социального статуса и социальной роли можно обозначить термином «статус – роль». Таким образом, когда взаимодействующий деятель ориентирует свои действия на ожидаемую реакцию другой стороны, то одним из важнейших обстоятельств, которые он принимает во внимание в этот момент, является социальный статус другой взаимодействующей стороны, который ему известен или о котором он догадывается, предполагает. Вступая в контакт с другой стороны или еще до этого, деятель прежде всего задает себе вопрос: «Кто он?» и ключевой момент ориентации, к которой деятель склоняется, представляя себе другого, заключается в распознавании его социального статуса. Такой ряд идентификаций постоянно осуществляется деятелем мысленно прежде, чем ступить во взаимодействие с другой стороной. Это важно, потому что зная социальный статус другой взаимодействующей стороны, деятель с большей вероятностью может предвидеть, как поведет себя другой деятель и может рассчитывать, что он поведет себя соответственно правилам, присущим его роли. Знание социального статуса - это тот ключ, который дает возможность сформулировать множество разнообразных ожиданий, касающихся реакции другой взаимодействующей стороны. В этом случае не исключена и возможность ошибки: может случиться так, что такое знание подведёт деятеля. К подобным ошибкам могут привести следующие причины: 1) Разные люди в разной мере реализуют свои роли, а иногда и совсем «выпадают» из таких ролей, не соответствуют им. 2) Люди могут делать вид, что они занимают те или иные социальные позиции, а это не соответствует действительности. Известно, что даже совершая конкретные действия, вступая в конкретные контакты и взаимодействия, люди часто остаются как бы в области абстрактного мышления, не особенно задумываясь над индивидуальными, уникальными особенностями того (или тех), с кем они взаимодействуют, не обращая на это внимания, а скорее ориентируясь на то, к какой общей социальной категории он (они) относится. Поскольку в данном случае участники социальных отношений рассматриваются не в качестве конкретных индивидов, обладающих всей многомерностью человеческих особенностей, а в качестве носителей определенных статусов-ролей, то и социальные отношения, исходя из этого, это скорее отношения не между деятелями, а отношения между их социальными позициями и связанными с этим статусами и ролями. Социальные отношения выступают как своеобразные, определенные социальными условиями, идеальные рамки или как некий обозначенный путь, по которому движутся, реализуя свои социальные роли, взаимодействующие деятели, занимающие соответствующие социальные позиции. Как правило, взаимодействующие деятели не действуют свободно и спонтанно, скорее можно сказать, что сценарий их действий предписан обществом. Реализуя этот сценарий более или менее успешно, взаимодействующие деятели приближаются или, напротив, удаляются от нормативного идеала. И, соответственно, бывают более или менее успешными в достижении своих целей в процессе взаимодействия. Потому что если действия деятеля в процессе взаимодействия соответствуют нормам окружающего сообщества, то он получает от него поддержку и может действовать в соответствии со своими планами, а если нет, то со стороны сообщества последуют санкции и достижение цели для него станет проблематичным или просто невозможным. Реализация социальных отношений, заполнение этой общей «рамки» содержанием совершается путем многочисленных разнообразных взаимодействий деятелей, занимающих соответствующие социальные позиции. Но социальные отношения – это не простая сумма этих взаимодействий, а скорее нормативный образец того, как должны развиваться взаимодействия между такими деятелями, имеющими определенные позиции – роли. Это социальный факт, преимущественно не сводимый до индивидуальных проявлений, но всё более оказывающий некое принудительное воздействие на индивидуальное поведение. 6. Кроме того, в качестве характерной черты социальных отношений называют изменчивость (конечно, возможна и стабильность.- А.К.), что обусловливается активностью взаимодействующих сторон1. Следует уточнить, что понятие «социальные отношения» уже, чем понятие «человеческие отношения»2. Отношения являются результатом сети повторяющихся взаимодействий, которые формируют отношения, создают их. В то же время, при сложившихся отношениях, осуществляемые взаимодействия происходят в сети этих уже сложившихся отношений и испытывают с их стороны большее или меньшее влияние. Уже сложившиеся отношения могут быть в достаточно значительной степени независимыми от осуществляющихся взаимодействий. Т.е. представлять собой операционно закрытую целостность. Более того, они могут влиять (и нередко даже решающим образом) на осуществляемые взаимодействия. Т.е. сформировавшись в результате устойчивых взаимодействий и, следовательно, будучи результатом (продуктом) взаимодействий, утвердившиеся (укоренившиеся) отношения, став целостностью и приобретя определенную самостоятельность благодаря сформировавшемуся собственному потенциалу (которым обладает любая целостность), сами в свою очередь способны определять содержание, режим и тенденции взаимодействия (и нередко – определяющим образом). Важным фактором, предопределяющим формирование социальных отношений в виде определённой относительно самодостаточной операционно закрытой целостности, является социальное взаимоотношение. Точнее, вновь и вновь повторяющееся социальное взаимоотношение сторон так продолжительно, что формируется устойчивый оценочный комплекс (определенная оценка), нередко имеющий эмоциональную (положительную, отрицательную, нейтральную) окраску. Сложившаяся оценка деятеля или деятелей (тем более имеющая эмоциональную модальность) буквально «пронизывает» формирующиеся или сложившиеся социальные отношения и либо укрепляют их, либо разрушают, либо проявляют себя нейтрально (что, может быть, возможно только ситуативно). Отношения между людьми «выражают сложные, интегративные качества общественных систем, не сводимые к качествам отдельных их элементов»1. Т.е. обладают свойством эмерджентности. Что и неудивительно, т.к. всегда представляют собой определенную целостность. В процессе отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового, созданного взаимодействующими сторонами. Это могут быть: мысли, чувства, действия2. Когда трудно сказать, где своё, а где чужое – и то, и другое становится «нашим»3.
«Взаимодействия и их следствия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot