Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел РФ с представителями средств массовой информации

  • 👀 2229 просмотров
  • 📌 2198 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел РФ с представителями средств массовой информации» docx
Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел РФ с представителями средств массовой информации. ВВЕДЕНИЕ Распад недавно существовавшей общественно-политической системы, переход к рыночной экономике ставят проблему назначения и механизма функционирования в современном обществе средств массовой информации на качественно новый уровень. Верное представление этой проблемы, её научное решение позволят различным структурам управления и Министерству внутренних дел Российской Федерации, руководителям горрайорганов внутренних дел, сотрудникам отделов (отделений, групп) информации с большей эффективностью использовать в своей деятельности информационный, духовно-творческий и управленческо-организационный потенциал печати, радио и телевизионных каналов. Самый общий ответ на вопрос, что представляет собой процесс, ломающий вчерашние взгляды на средства массовой информации, состоит в том, что пресса, как и электронные каналы информации, стремятся завоевать и упрочить своё место в обществе в качестве четвёртой власти среди трёх её высших конституционных властей - законодательной, исполнительной и судебной. Средства массовой информации являются барометром общественного мнения, направлены на создание в обществе адекватной информационной обстановки, удовлетворение информационных потребностей различных слоев и групп населения. Правоохранительная и в особенности правоприменительная деятельность есть непрерывный процесс работы с информацией. Практическая работа по всем направлениям борьбы с преступностью - профилактика, пресечение, раскрытие и расследование преступлений - складывается из сбора, закрепления, обработки и анализа огромных объёмов информации. Важное значение средства массовой информации имеют для воспитания сотрудников, освещения их деятельности, повышения авторитета и престижа среди населения. Актуальность темы. В России существуют проблемы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации. Современная социально-экономическая, политическая, духовно-идеологическая ситуация и правосознание, а также совершенствование всей системы отношений в обществе невозможно без ориентации общества на социально-полезное поведение, повышения эффективности системы предупреждения преступного поведения. Актуальность темы обусловлена следующими факторами: - в современном обществе значительно возрастает роль и значение правосознания в жизни человека и общества. Актуальность этого положения усиливается на фоне релятивизма нравственных ценностей в сознании современных молодых людей. И здесь особого внимания со стороны общества и государства . - важную роль в профилактике преступности играет взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации. В этой связи разработка концепции сотрудничества органов внутренних дел со средствами массовой информации в формировании правосознания общества актуализируется в контексте задач предупреждения преступности. Освещение деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации— это одно из стратегических направлений деятельности Министерства внутренних дел РФ. Особенно актуальной эта тематика становится в условиях организации крупных спортивно-массовых мероприятий международного уровня. Например, были проведены в России два международных футбольных турнира в 2017 и 2018  году. Ставились вопросы взаимодействия сотрудников полиции с представителями СМИ, которые требовали сосредоточения внимания научного сообщества и правоприменителей. Организация совместной работы требовала критического переосмысления уже имеющегося у отечественных правоохранительных структур опыта. Подразделениями МВД России был успешно реализован комплекс мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» 2012 года во Владивостоке, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани, XXII Олимпийских зимних игр, XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и этапа чемпионата мира по шоссейно-кольцевым автомобильным гонкам серии «Формула-1» Гран-при России 2014 года в Сочи. В интересах поддержания высокого уровня применения сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации в районах проведения крупных международных и массовых спортивных мероприятий, а также планирования и контроля реализации специализированных организационно-практических мер, необходимо использовать нормативно обоснованную модель поведения сотрудника полиции во взаимоотношениях с представителями СМИ. Правовую основу предлагаемой поведенческой модели составляют Конституция РФ, Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации», федеральные законы от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указ Президента РФ от 07.07.2016 № 324 «Об образовании межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Как показала практика, знание основных прав и обязанностей журналистов сотрудниками полиции является важной составляющей эффективности их взаимодействия. Исходя из основных положений действующего законодательства, при выполнении служебных обязанностей сотрудникам полиции необходимо помнить: а) журналист обладает определенным правовым статусом, что подразумевает наличие у него не только прав, но и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации; б) профессиональным статусом журналиста на территории Российской Федерации обладают: — платные сотрудники редакции российских СМИ (при наличии редакционного удостоверения); — внештатные авторы или корреспонденты при выполнении ими поручения редакции (при наличии удостоверения внештатного корреспондента и редакционного задания); — штатные сотрудники редакции иностранных СМИ (при наличии аккредитационного удостоверения Министерства иностранных дел РФ). Сотрудник полиции вправе в вежливой и корректной форме проверить документы на аккредитацию журналиста в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ. Редакционное удостоверение подтверждает полномочия журналиста, однако не является документом, удостоверяющим его личность. В практике оперативной служебной деятельности возникают ситуации, при которых удостоверениями журналиста или внештатного корреспондента, как правило поддельными, пользуются люди, не имеющие никакого отношения к СМИ. При взаимодействии с представителями СМИ сотрудники органов внутренних дел должны учитывать не только основные законные права и обязанности журналистов, но также и иные существенные факторы, обусловленные их служебным и правовым статусом. В связи с этим Управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России разработаны методические рекомендации, в которых разъясняются правовые основы и алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел при взаимодействии с представителями СМИ. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации: понятие и содержание Словарь русского языка дает два толкования взаимодействия: 1) взаимная связь явлений; 2) взаимная поддержка. Если под первым понимается философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, то под вторым подразумевается совместное, согласованное действие двух или нескольких объектов. В нашем случае будет целесообразным рассматривать указанные выше толкования во взаимном единстве. Под взаимодействием в правоохранительной сфере понимается основанная на законах, подзаконных актах согласованная по целям, месту и времени деятельность исполнителей по совместному решению поставленных задач путем оптимального сочетания присущих им методов и средств. Под взаимодействием правоохранительных органов с учреждениями массовой информации понимаются постоянные между ними взаимосвязи, которые проявляются в процессе взаимовлияния и использования возможностей друг друга для достижения собственных целей. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации зависит от организации форм и средств связи между данными компонентами, их внутренней предрасположенности к активному информационному обмен. Взаимодействие органов внутренних дел с представителями СМИ означает постоянные между ними взаимосвязи, которые проявляются в процессе взаимодействия и использования двустороннего воздействия в интересах достижения цели органов внутренних дел. Так, взаимодействие органов внутренних дел и учреждений массовой информации, в 90-е г.г. XXв.в., исследователь В.И.Тюнин рассматривал как объективно существующую взаимосвязь; систему воздействий друг на друга, носящих как непосредственный, так и опосредованный характер; выделяет такие элементы взаимодействия, как организационно-структурные, социального регулирования и информационные. К содержанию организации взаимодействия относятся: установления целей взаимодействия, определение субъектов взаимодействия, выбор форм взаимодействия, определение способа осуществления избранной формы взаимодействия, определение пространственно-временных границ взаимодействия. При этом, опыт взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации, объективен и соответствует основному направлению развития политической системы нашего общества, курсу совершенствования демократических преобразований. Взаимодействие ОВД со СМИ позволяет в процессе обеспечения защиты прав граждан более эффективно и рационально использовать интеллектуальные и материальные ресурсы; -повышать результативность процессуальных, правовоспитательных, профилактических и других направлений деятельности; -оптимизировать решение оперативно-розыскных и следственных задач; -формировать адекватное общественное мнение о работе органов внутренних дел и их сотрудников; укреплять связь с населением. Основными мероприятиями учреждений государственного управления по взаимодействию с внешней социальной средой в период социально-экономических изменений, отечественные исследователи Ю.Н.Дорожкин и Е.Ю.Бикметов считают: 1) регулярное представление информации о деятельности учреждения, его планах, успехах, направленное на поддержание позитивного имиджа и осуществляемое, в первую очередь, посредством СМИ; 2) информационно-образовательная деятельность, направленная на просвещение общественности в области законодательства, права, экономической политики государства; 3) сбор социальной информации и анализ на ее основе состояния и возможностей реакции общественного мнения на осуществляемые или планируемые учреждением мероприятия. Все больше исследователей приходит к выводу, что социальная среда не определяет однозначно поведение субъекта, а дает возможность выбора вариантов поведения. СМИ активно осваивали новейшие технологические достижения средств связи, что расширило возможности передачи и обработки информации в социально-коммуникативном пространстве. Так, с середины 80-х гг. ХХ в СМИ осваивает новейшие технологические достижения современного социума. Интернет обеспечивает радиостанциям, телевизионным каналам доступ к широкой аудитории. Электронные версии газет, представленные в Интернете, приобретают статус международных. К началу ХХI в информация для пользователя стала более доступной, увеличилась возможность ее обработки. В деятельность традиционных электронных СМИ также широко проникают онлайн-технологии и интерфейсы. Средства массовой информации выступают в качестве «аккумулятора» общественного опыта и способствуют распространению социальных, экономических ценностей, которые формируют общественное мнение. Рассматривая СМИ как социальную систему, осуществляющую единый процесс распространения теорий, общественно значимой информации, ученые считают, что это важно для индивидуального совершенствования современного человека. СМИ становятся наиболее эффективным механизмом формирования и выражения общественного мнения. СМИ — это система, посредством которой субъекты социального управления могут влиять на человека, воспитывать его. Элементами этой системы становятся: источник информации (коммуникатор); сама информация (сообщение); аудитория (реципиент); канал передачи (средства информации). В переходный период возросло влияние на СМИ аудиторного фактора и увеличилось количество общероссийских телеканалов на телевидении. В 90-е гг. выросло количество и общероссийских газет. Расширилось функциональное многообразие СМИ. Средства массовой информации стали разнообразны: по тематике (этические, религиозные, профессиональные); возросло количество изданий и телепередач. Аналитические функции СМИ слабо влияют на структуру программ телевидения и радио. Предпочтение отдается программам, основанным на историко-архивных документах, различным ток-шоу. В переходный период снижается популярность художественных изданий. СМИ создают условия для возникновения общественного мнения через обмен информацией оценочными суждениями граждан. Типология СМИ представляет собой метод в формировании общественного мнения граждан. Социологические исследования СМИ выделили их следующие признаки: — предметно-тематическая направленность, которая связана с характером информации; — целевое назначение; — уровень охвата потребителей информации. Таким образом, основными чертами СМИ как средства формирования общественного мнения могут быть: — тотальность (СМИ проявляют внимание ко всем и ко всему); — разнообразие (СМИ репрезентируют внутреннюю сложность человеческого общества); — постоянство присутствия (СМИ характеризуются как реальность, в которой человек уже неизбежно пребывает); — демократизм (СМИ обращены ко всем, без всяких различий); — оперативность (СМИ максимально стремятся сократить время между событием и его представлением в эфире); — инновационный характер (концентрированность СМИ на новизне). Телевидение и Интернет воздействуют на: восприятие и осмысление людьми социально значимых событий; морально-нравственные ценности; общественные установки. Особое значение приобретают способы организации телевизионных передач, от которых зависят нравственные ориентиры граждан как субъектов социальной жизни. Во взаимодействии органов внутренних дел и средств массовой информации выделяют коммуникативные проблемы: 1.  Средства массовой информации оказывают все возрастающее влияние на сознание сотрудников органов внутренних дел как крупной социально-профессиональной группы; повышают уровень информированности. 2.  Средства массовой информации формируют негативный имидж сотрудника органов внутренних дел. 3.  Некоторые региональные структуры правоохранительных органов являются информационно закрытыми (отсутствуют пресс-службы и подразделения по связям с общественностью). Поэтому подготовка и преемственность кадрового состава подразделений информации и общественных связей приобретают первостепенное значение. Это связано с появлением новых технологий, научных инноваций, которые постоянно внедряются в практику. Особое внимание уделяется вопросам подготовки руководителей региональных подразделений информации и общественных связей. Именно они несут ответственность за реализацию информационной политики ведомства на местах. Министерство внутренних дел России, включая все территориальные уровни, создало систему специальных подразделений информации и общественных связей. Эта система призвана решать концептуальные задачи повышения информационной открытости деятельности полиции, организации обратной связи с населением, улучшения имиджа сотрудников органов внутренних дел. Качество информации определяет уровень доверия общественности к сотрудникам органов внутренних дел. СМИ — это основной источник информации о различных сферах общественной жизнедеятельности современного социума. СМИ способствуют достижению компромисса между общественностью и органами внутренних дел. Для реализации этой задачи создаются подразделения по связям с общественностью, которые обеспечивают объективное информирование гражданского общества. Важной характеристикой служб по связям с общественностью в системе МВД России является объективное, беспристрастное информирование граждан. В свою очередь, ежегодный социологический опрос — это инструмент, используемый МВД России как установление диалога с гражданским обществом. Социологический опрос — это объективный анализ состояния защищенности населения, эффективности деятельности конкретного подразделения МВД России. Наиболее приоритетным направлением в работе подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел является реализация предусмотренных федеральным законом «О полиции» принципов открытости и публичности, обеспечения общественного доверия к органам внутренних дел и поддержки граждан. МВД России проводит информационную работу на принципах максимальной оперативности и доступности для представителей масс-медиа. Так, по независимым оценкам, МВД России занимает лидирующие позиции по степени открытости и медиаактивности среди правоохранительных органов. Примером может служить количество публикаций в СМИ и Интернет-ресурсах (повысился рост доверия граждан к органам внутренних дел, что подтверждают результаты опросов общественного мнения). Все это связано с требованиями современного социума, уровнем развития медиасреды. Современные технологии позволяют за считанные минуты доводить информацию о резонансных событиях до широкой публики. Незначительное промедление в реагировании на события может привести к упущению информационной инициативы и тогда в прессе появятся неточные, предвзятые интерпретации событий. Например, в 2013 г. был введен в эксплуатацию аппаратно-программный комплекс «Официальный Интернет-сайт МВД России», который включает в себя сайты: МВД России, подразделений центрального аппарата, территориальных органов внутренних дел, Российского совета ветеранов МВД России, образовательных организаций. Через сайт производится рассылка журналистам подготовленных информационных сообщений и мультимедийного контента. В 2014 г. было запущено «Официальное мобильное приложение МВД России» как возможность незамедлительной связи любого пользователя с ближайшим отделом полиции, получения информации о своем участковом уполномоченном. Необходимо отметить, что правовой основой взаимодействия ОВД со СМИ являются, прежде всего, следующие нормативные документы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. №683 «Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации». Наряду с огромными усилиями по улучшению взаимодействия органов внутренних дел с учреждениями СМИ, в этой работе имеются и серьезные недостатки, трудности, проблемы. Их решение позволит с большей эффективностью и качественно выполнять задачи по информированию населения о деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью, повышению авторитета и престижа сотрудника органов внутренних дел, формированию объективного общественного мнения о деятельности служб и подразделений МВД России в современных условиях. Взаимодействие полиции со СМИ основано на взаимовыгодных отношениях и осуществляется с целью повышения правовой культуры общества, создания положительного образа сотрудников полиции и придания деятельности органов внутренних дел большей степени открытости и публичности. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ открытость и публичность относит к числу основополагающих принципов организации и деятельности полиции. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ «О полиции» определяет эту деятельность открытой для всего общества. Вместе с тем, из смысла данной статьи не ясно, что законодатель понимает под открытостью, а что под публичностью4. В большом толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова открытый определяется как «раскрытый, свободный для доступа, доступный для всех, искренний, откровенный, явный», а публичный: 1) совершающийся в присутствии общества, публики, открытый, гласный; 2) общественный, находящийся в распоряжении общества, устроенный для общества, не частный». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово открытый означает «доступный для всех желающих, явный, искренний, откровенный, выражающий прямоту», а публичный  «осуществляемый в присутствии публики, открытый» В данном случае публичность означает, что деятельность полиции является составляющей властных функций государства. Здесь публичность берет свое начало в делении права на публичное и частное, которое определяет степень вмешательства государства в личные и семейные отношения. В этом смысле для характеристики деятельности полиции используется публично-правовое, а не частноправовое начало. Публичность в большей степени характеризует взаимоотношения полиции и граждан по вопросам достойного информационного обеспечения последних и соответствующего гражданского (общественного) контроля за качеством оказания полицией услуг населению. На первый взгляд может показаться, что содержание рассматриваемых понятий идентично, и что они представляют собой взаимозаменяемые термины. Но, в действительности, они имеют разную смысловую нагрузку. Таким образом, как представляется, под открытостью деятельности полиции следует понимать степень доступности получения достоверной информации организациями, объединениями и гражданами о ее деятельности (кроме информации ограниченного доступа). Под публичностью понимается способность полиции публично (т. е. в присутствии публики, людей) информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, а также возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности полиции. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ «О полиции» определяет деятельность полиции как открытую для общества. Однако эта открытость не абсолютна, т. е. может быть ограничена (имеет определенные рамки) в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства России об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав и свобод человека и гражданина, общественных объединений и организаций. В силу специфики деятельности полиции существуют некоторые ограничения освещения определенных мероприятий. Речь идет о тех мероприятиях, проведение которых связано с такими понятиями как «тайна следствия», «служебная тайна», «государственная тайна», «сведения конфиденциального характера», «неприкосновенность частной жизни», «личная и семейная тайна» и т. д. В этих случаях МВД России, руководствуясь действующим законодательством, которое не противоречит правовым нормам, провозглашенным Конституцией России (ст. 23-24), не сообщает информацию в интересах того или иного дела. Нарушение прав и свобод человека и гражданина влечет применение к соответствующему лицу меры государственно-принудительного характера (санкции). Так, например, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан влечет уголовно-правовую ответственность (ст. 138 УК РФ). Гражданско-правовая ответственность может наступить за распространение недостоверных сведений (ст. 152 ГК РФ), а также достоверных, если при этом причиняется вред другим нематериальным благам (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна) (ст. 150 ГК РФ). В ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О полиции» закреплено право граждан, общественных объединений и организаций на получение в порядке, установленном законодательством России, достоверной информации о деятельности полиции, а также получение от полиции информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы. Исключение, как уже было отмечено ранее, составляет лишь информация, доступ к которой ограничен федеральным законом. В целях создания условий для реализации, установленного Конституцией России и иными нормативными правовыми актами права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности полиции, обеспечения открытости и публичности ее деятельности, повышения уровня доверия граждан к сотрудникам полиции необходимо комплексное решение следующих задач: повсеместное освещение в СМИ информации о деятельности полиции; повышение эффективности проведения в субъектах России конференций, семинаров, «круглых столов» и других социально-значимых акций и мероприятий с участием сотрудников полиции, представителей СМИ и общественности; изучение общественного мнения о деятельности полиции и принятие соответствующих управленческих решений на основе анализа результатов исследования; использование современных информационных технологий (в т. ч. коммуникационных, мультимедийных, сети Интернет и др.) в целях обеспечения эффективного взаимодействия полиции и СМИ. Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О полиции» полиция в соответствии с законодательством России обязана предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Реализация данного положения не является новшеством в деятельности полиции. Накоплен многолетний практический опыт конструктивного взаимодействия подразделений системы МВД России со СМИ. Так, в период существования СССР пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими СМИ, а также творческими организациями осуществляло пресс-бюро МВД СССР, созданное в структуре центрального аппарата Министерства 10 июня 1983 г. приказом МВД СССР № 162. Эту дату принято считать днем образования пресс-служб и подразделений общественных связей в системе органов внутренних дел1. В настоящее время пресс-службы, подразделения информации и общественных связей, сотрудники, ответственные за взаимодействие со средствами массовой информации, функционируют во всех подразделениях центрального аппарата Министерства и территориальных органах МВД России, в транспортной полиции и во внутренних войсках. Именно их сотрудники играют существенную роль в повышении престижа службы в полиции, формировании положительного образа полицейского, поиске новых форм и методов взаимодействия со СМИ и иными институтами гражданского общества, в реализации иных задач и функций, возложенных на МВД России, в том числе, в выработке и осуществлении современных, более эффективных подходов и направлений в информационной политике МВД России с учетом открытости и публичности его деятельности. Управлению по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России поручено еженедельно предоставлять в Департамент государственной службы и кадров МВД России обобщенную информацию о преступлениях и чрезвычайных происшествиях с участием сотрудников полиции по результатам мониторинга СМИ, сети Интернет, а по наиболее резонансным случаям – не позднее 3 часов с момента поступления сообщения. Эффективность взаимодействия полиции и институтов гражданского общества подтверждается статистическими данными. В 2018 г. в центральных и региональных средствах массовой информации было более 1 млн 400 тыс. материалов о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Только по линии центрального аппарата МВД России проведено 74 брифинга и пресс-конференции. Каждый день публикуются десятки статей связанных с деятельностью полиции, МВД России проводится работа со средствами массовой информации в режиме онлайн. Представителями средств массовой информации ежедневно в Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России направляется 40-60 запросов о подготовке материалов, касающихся деятельности полиции. Помимо этого средства массовой информации и иные институты гражданского общества обращаются с просьбой съемок кинофильмов, подготовки публикаций, написания художественных произведений, в которых освещаются будни полицейской жизни. В свою очередь МВД России представляет масс-медиа свои информационные поводы. Сегодня органами внутренних дел осуществляется тесное сотрудничество более чем с 3500 средствами массовой информации по всей России. Более того, МВД России организует работу собственных средств массой информации. В настоящее время в субъектах России выпускается 68 печатных изданий органов внутренних дел. Пресс-службами производится 100 телевизионных программ и 39 радиопередач. Пресс-центром МВД России ежедневно проводится мониторинг материалов более 3 тыс. СМИ (центральных и региональных). По итогам этой работы составляется справка с приложением копий наиболее значимых публикаций. Также ведется круглосуточный мониторинг центральных каналов телевидения. Наиболее значимые видеосюжеты о деятельности полиции записываются и передаются руководству МВД России. Вся информация подвергается тщательному анализу, после чего принимаются конкретные решения (например, проводятся служебные проверки, готовятся дополнительные разъяснения)1. По результатам автоматизированного мониторинга средств массовой информации (за 2018 г.) МВД России возглавило список десяти российских силовых структур по медиа-активности и качеству представленных в СМИ материалов. Важное значение во взаимодействии со средствами массовой информации имеет информационный повод, суть которого заключается в том, чтобы предоставить информацию СМИ «из первых рук» (в тот самый момент, когда о ней становится известно). Если информационный материал уже опубликован, СМИ утрачивают к ней интерес (за исключением тех событий, которые имеют большой общественный резонанс). Больше того, привлечь внимание журналистов к произошедшему событию или проводимому мероприятию невозможно без учета формата СМИ, целевой аудитории. Поэтому информационный повод должен содержать социально-значимую информацию, интересную для большого числа граждан и, соответственно, масс-медиа. Взаимодействие полиции со СМИ – одно из важных направлений установления связей с гражданским обществом. Эти отношения носят двусторонний и взаимовыгодный характер, они полезны как журналистам, так и сотрудникам полиции. Наиболее эффективным является формат взаимоотношений не в форме рассылки информации или пресс-релиза, а «живого» общения, основанного на взаимном профессиональном уважении. Проведение совместных конференций, брифингов, пресс-клубов, «круглых столов», семинаров и т. д. дает возможность журналистам непосредственно наблюдать за деятельностью полиции. Наибольший интерес имеет такая форма взаимодействия как пресс-клуб. Это своего рода площадка для дискуссий по широкому кругу вопросов деятельности полиции. Пресс-клуб дает возможность его участникам обмениваться информацией, задавать различные вопросы руководству МВД России. Немаловажное значение в деле распространения информации о деятельности полиции имеют интернет ресурсы, ориентированные на конкретную практическую пользу потребителям информации. К их числу относятся: официальный сайт МВД России и сайты территориальных органов МВД России, Правоохранительный портал Российской Федерации, содержащий материалы, отражающие деятельность государственных правоохранительных органов, направленную на обеспечение безопасности личности, общества, государства, а также Объединенная редакция МВД России.Помимо этого МВД России активно использует в своей работе возможности социальных сетей. Так, интернет-страничка МВД России, созданная в vkontakte.ru, где в открытом доступе рассматриваются самые разные вопросы правоохранительной деятельности, весьма популярна среди пользователей. Кроме того, МВД России открыло на портале www.youtube.com собственный «Официальный канал МВД России»  http://www.youtube.com/user/ themvdtube, на котором размещаются разнообразные ролики профилактического характера. В целях расширения информационного поля МВД России активно взаимодействует с ведущими российскими блогерами, которые принимают самое активное участие в информационных мероприятиях. В целях построения новой, партнерской модели взаимоотношений полиции и общества МВД России реализуются информационные проекты, разрабатываются разного рода памятки, буклеты и брошюры. К примеру, подготовлена памятка, разъясняющая гражданам не только их права и обязанности, но и права и обязанности полицейского, а также памятка «Моя экономическая безопасность. Как не стать жертвой аферистов»; подготовлены рекомендации, в которых прописан алгоритм действий в опасной ситуации и т. п. Пресс-центр МВД России и соответствующие подразделения территориальных органов МВД России постоянно организуют и проводят фотовыставки, мероприятия по профилактике мошенничества (брифинги, пресс-конференции, «круглые столы») иные социальные акции (например, «Народный участковый», имеющие положительный общественный результат) и конкурсы (например, Всероссийский конкурс детского творчества «Полицейский Дядя Степа»). Взаимодействие полиции с телевидением заключается в том, что она не только представляет соответствующую информацию, но и предлагаемые к показу видеоряд, оперативную съемку с комментариями компетентного должностного лица. Изучение общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (в 2018 г.) позволяет нам привести ряд примеров, о влиянии средств массовой информации на оценку эффективности органов внутренних дел по обеспечению личной безопасности граждан. Так, 47% граждан указали, что на их представления о работе органов внутренних дел (полиции) наибольшее влияние оказали новостные и публицистические теле- и радиопередачи, 24% сослались на публикации в прессе. На долю неформальных каналов информации о деятельности полиции (сведения, полученные от бесед со знакомыми, соседями, родственниками, случайными людьми) приходится 50% ответов. По сравнению с 2016 г. почти втрое (с 6% до 15%) возросла значимость Интернета при освещении полицейской проблематики. Вместе с тем, только 32% опрошенных считают, что деятельность органов внутренних дел (полиции) получает в средствах массовой информации объективное освещение, 41% полагают, что реальное положение приукрашивается (в 2017 г. – 36%). 62% респондентов считают информационную активность полиции в субъектах Российской Федерации недостаточной1. Несмотря на все положительные стороны взаимодействия полиции и СМИ, многое еще предстоит сделать, в частности, необходима: во-первых, качественная модернизация СМИ территориальных органов МВД России (совершенствование организационно-штатной структуры СМИ территориальных органов МВД России и системы профессиональной подготовки их сотрудников, увеличение целевой аудитории СМИ территориальных органов МВД России) и имеющихся электронных ресурсов (официальных сайтов органов внутренних дел; во-вторых, тщательная проработка вопросов, связанных с организацией взаимодействия с независимыми социологическими центрами, в целях проведения профильных исследований; в-третьих, активизация и совершенствование деятельности общественных советов, образуемых при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и при его территориальных органах, а также полномасштабная реализация положений Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями. Кроме того, необходимо: совершенствование нормативных актов, регулирующих взаимодействие полиции со СМИ, а также системы материально-технического и организационно-методического обеспечения, в том числе системы повышения квалификации сотрудников полиции в области взаимодействия со СМИ; - проведение информационной деятельности с использованием новых, более оптимальных форм и методов, обеспечивающих эффективное решение полицией служебно-боевых и оперативно-служебных задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе (анализ и активное внедрение в практику деятельности полиции передовых форм и методов взаимодействия со СМИ; -развитие взаимовыгодного сотрудничества полиции и СМИ в освещении правоохранительной практики, повышение эффективности информационной поддержки федеральных и региональных СМИ, объективно отражающих деятельность полиции; -незамедлительное реагирование на конструктивную критику СМИ о недостатках и нарушениях в оперативно-служебной деятельности, информирование населения о принимаемых мерах по решению возникающих проблем и устранению негативных последствий). Таким образом, реализация этих и других мер, безусловно, будет способствовать дальнейшему поступательному развитию взаимодействия полиции и СМИ, расширению их сотрудничества на новом качественном уровне, формированию современных подходов и выработке механизмов такого сотрудничества, что в конечном итоге обеспечит успешное выполнение полицией, стоящих перед ней задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе. Общие положения Как говорилось ранее, в повседневной оперативно-служебной деятельности, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации нередко взаимодействуют с представителями средств массовой информации. В одних случаях взаимодействие с представителями СМИ происходит в «установленном порядке», когда ОВД через УОС МВД России (Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации ), либо через пресс-службу территориального органа МВД России, предоставляет заранее подготовленную информацию, пресс-релиз, комментарий и т.п., а в других случаях – когда представители СМИ, реализуя свое право на свободное получение информации, обращаются к сотруднику ОВД непосредственно при осуществлении им полномочий и функций полиции, предусмотренных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и хотят получить ответ либо комментарий на месте событий. На протяжении ряда лет Министерство в информационной работе следует принципам максимальной открытости и доступности для представителей СМИ. Это продиктовано требованиями времени и уровнем развития медиасреды. Сегодняшние технологии позволяют любому человеку распространять информацию о резонансных событиях за считанные минуты, а иногда и секунды, с фото- и видеоматериалами. Даже незначительное промедление в реагировании на то или иное событие неизбежно приводит к упущению информационной инициативы, что отрицательно сказывается на репутации ведомства. А искусственная закрытость ОВД для СМИ приводит к тому, что граждане зачастую получают искаженную или неполную информацию о деятельности полиции, и это, в конечном итоге, отрицательно сказывается на репутации того или иного подразделения. В соответствии с Положением об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России, утвержденным приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 683, Управление выполняет функцию головного подразделения МВД России, обеспечивающего нормативно-правовое регулирование вопросов взаимодействия МВД России со СМИ и общественностью, координирует реализацию единой информационной политики МВД России в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Нормативными правовыми актами МВД России полномочия по взаимодействию со СМИ и размещению информации в сети Интернет в установленном порядке возложены на сотрудников подразделений информации и общественных связей (ОИиОС-отдел информации и общественных связей), пресс-служб территориальных органов МВД России. При этом наиболее важная и значимая информация предоставляется в СМИ от имени официального представителя Министерства, менее значимая – от имени пресс-центра МВД России, новости регионального значения – это компетенция ОИиОС, пресс-служб территориальных органов МВД России. Приложением № 1 к приказу МВД России от 19 июня 2018 г. № 385 определен исчерпывающий перечень должностных лиц МВД России, уполномоченных доводить до СМИ официальную позицию ведомства. В этой связи иные сотрудники ОВД (полиции), кроме перечисленных в этом приказе, не вправе освещать в СМИ и сети Интернет официальную позицию МВД России. Однако это не означает полного запрета на общение с представителями СМИ сотрудникам полиции, выполняющим функции по обеспечению общественного порядка. Ситуации, когда полицейский (а особенно руководитель) отказывается ответить на самый простой вопрос журналиста или пытается скрыться, увидев видеокамеру, не только не способствуют укреплению авторитета полиции, но более того – показывают наших коллег в неприглядном свете, как ограниченных людей, не способных связать двух слов. Сотрудник ОВД, находящийся при исполнении служебных обязанностей, вправе проинформировать журналиста по некоторым вопросам общего порядка. Например: где располагается ближайшее отделение полиции, распорядок его работы, как добраться до места проживания (гостиницы) или места проведения культурного/спортивного мероприятия, куда обратиться за получением квалифицированной по­мощи и другим. В то же время необходимо иметь в виду, что любой сотрудник ОВД при осуществлении им своей служебной деятельности, а также во внеслужебное время должен руководствоваться требованиями, предусмотренными в статье 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Не допускаются публичные высказывания сотрудника ОВД, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности (пункт 5 части первой статьи 13). О правовом статусе СМИ и их представителей (более подробно) При взаимодействии с представителями СМИ следует учитывать основные законные права и обязанности журналистов, а также иные существенные обстоятельства. Журналист обладает определенным статусом, правами и обязанностями, предусмотренными статьями 2, 47, 52 и 49 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – «Закон «О СМИ»). Вместе с тем, статьей 48 того же закона для осуществления прав журналиста вводится аккредитация . Редакционные удостоверения подтверждают личность и полномочия журналиста, однако не являются документами, удостоверяющими личность гражданина. Блогеры, согласно законодательству Российской Федерации, не являются журналистами и не обладают таким статусом. Данная категория лиц вправе на общих основаниях свободно получать и распространять информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В практике оперативно-служебной деятельности ОВД нередко возникают ситуации, когда удостоверениями журналиста или внештатного корреспондента, как правило, поддельными, пользуются люди, не имеющие отношения к СМИ. При возникновении сомнений в подлинности документов (например, при обнаружении орфографических ошибок, неразборчивой подписи руководителя или печати), личности журналиста, наличии у внештатного корреспондента редакционного задания необходимо в срочном порядке извещать ОИиОС, пресс-службу для уточнения информации и принятия дальнейших решений. Сотрудники этого подразделения оперативно сделают запрос в редакцию СМИ для подтверждения принадлежности к нему проверяемого лица. Наделение журналиста достаточно большими полномочиями в сфере получения и распространения массовой информации не означает вседозволенности представителей СМИ. Статьей 49 Закона «О СМИ» определены обязанности журналиста. Так, журналист обязан: - проверять достоверность сообщаемой им ­информации; - при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; - предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Законом «О СМИ» (статья 4) установлен особый порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции (КТО), определяемый руководителем КТО. Злоупотребление свободой массовой информации, равно как и несоблюдение обязанностей журналиста, влечет уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской ­Федерации. Общие правила взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с представителями СМИ Сотрудник ОВД (полиции), к которому представитель СМИ обратился за содействием или комментарием, должен понимать, что каждая сказанная им фраза будет воспринята в качестве официального сообщения и в этой связи приобретает особое значение, поскольку может быть растиражирована в публичном пространстве. В любом случае нужно выслушать вопрос журналиста и уточнить, какое СМИ он представляет. После этого необходимо поставить в известность своего непосредственного руководителя и руководство ОИиОС, пресс-службу территориального органа МВД России. Поэтому во время дежурства желательно иметь при себе номера телефонов руководителей или дежурного офицера ОИиОС, пресс-службы. Они сориентируют сотрудника, как ему действовать дальше – перенаправить корреспондента за комментариями в ОИиОС, пресс-службу либо оказать содействие самостоятельно на месте событий. В последнем случае они могут проконсультировать о характере и объеме оказываемого содействия, помочь оперативно составить текст ­комментария. В соответствии с требованиями статьи 5 Закона о полиции, при обращении к представителю СМИ (как и к любому гражданину) сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. В случае обращения представителя СМИ сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. При встрече с сотрудником полиции первое, на что обращают внимание граждане, включая журналистов, – это его внешний вид. Аккуратный и подтянутый полицейский всегда вызывает у людей большее доверие. Затем фиксируются детали, которые могут остаться незамеченными обычным человеком. Например, наличие нагрудного знака на форменной одежде, позволяющего идентифицировать сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах. В беседе с корреспондентом сотруднику ОВД следует придерживаться следующих принципов: - не комментировать того, о чем не имеется четкого представления, вести разговор только в пределах тем, относящихся к служебным обязанностям; - не говорить неправду, поскольку любая ложь рано или поздно будет раскрыта; - не позволять втягивать себя в длительные дискуссии, особенно на политические темы; - не комментировать слухи, если нет прямого указания руководства эти слухи опровергать; - не критиковать решения вышестоящих ­руководителей. И, что особенно важно, нельзя давать волю эмоциям, проявлять раздражительность и грубость. Собеседник в это время может осуществлять открытую либо скрытую видео-, фотосъемку или аудиозапись, после чего в режиме онлайн направить отснятый материал для размещения в СМИ или сети Интернет с широким охватом аудитории. Поэтому необходимо в любой ситуации оставаться спокойным, вести себя доброжелательно. Закончив предоставление комментария, нужно убедиться, что корреспондент получил всю запрашиваемую информацию. Наступает момент, который операторы обычно используют для того, чтобы снять перебивки. Микрофон на видеокамере может быть включен, что позволяет записывать реплики сотрудника полиции. Большинство журналистов не используют эту возможность для получения информации (негласный закон, построенный на взаимном доверии), но если что-то сказано не «для прессы», это, как минимум, сохранится в архиве. При взаимодействии с журналистами нельзя: - поддаваться на провокации; - в общении использовать грубые и нецензурные выражения; - применять физическую силу и специальные средства, за исключением случаев, предусмотренных Законом о полиции; - самовольно принимать решение о запрете допуска журналиста в места, посещение которых не запрещено законодательством Российской Федерации; - доставлять представителей СМИ в подразделения ОВД без проверки документов на месте и (или) задерживать их без достаточных на то оснований; - препятствовать фото-, видеосъемке (в том числе силовыми методами), если это не запрещено законодательством Российской Федерации; -изымать средства фото- и видеосъемки, аудио­записи, фото-, видео- и аудионосители. В случаях, когда журналист выходит за пределы своих прав либо нарушает установленные нормы, целесообразно предупредить его об этом и сообщить, в чем конкретно состоит его нарушение. При пресечении продолжающихся незаконных действий со стороны журналиста рекомендуется максимально соблюдать корректность и сдержанность в высказываниях и действиях. Необходимо помнить, что любое незаконное действие в отношении журналиста со стороны сотрудников полиции может стать предметом критического обсуждения и негативных комментариев в СМИ в адрес ОВД. Также не нужно забывать, что некоторые журналисты могут сознательно провоцировать полицейских, производя при этом фото- и видеосъемку и оставляя при их публикации только негативную реакцию. В связи с этим о каждой конфликтной ситуации с участием сотрудников полиции и представителей СМИ следует незамедлительно информировать своего непосредственного руководителя и ОИиОС, пресс-службу территориального органа МВД ­России. Об осуществлении гражданами, в том числе представителями СМИ, фото- и видеосъемки сотрудников полиции В соответствии с принципами публичности и открытости, установленными статьей 8 Закона о полиции, деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, оперативно-разыскной деятельности, защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений ­ и организаций. Например, согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», государственную тайну составляют сведения: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму; результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны. На основании части 3 статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-Ф3 «О транспортной безопасности» защите также подлежат сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Помимо этого, в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видео­съемки следует исходить не только из необходимости соблюдения установленного частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, но и принимать во внимание другие права, например, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на конфиденциальность персональных данных (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-Ф3 «О персональных данных, на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Частью 1 статьи 11 Закона о персональных данных закреплено, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Законодательством Российской Федерации не установлен запрет на фото- и видеосъемку сотрудника полиции как публичного служащего во всех случаях, связанных с деятельностью ОВД. В то же время вышеуказанными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении. Ответственность за такие нарушения наступает на основании нормативных правовых актов, охраняющих соответствующие отношения (например, статьи 13.11 и 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан. Следовательно, требование сотрудника ОВД прекратить фото- или видеосъемку в общем случае не является правомерным, в связи с чем в действиях представителя СМИ не содержится признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.3 КоАП РФ. В случае существующего запрета на фото- и видеосъемку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Закона о полиции должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий фото- и видеосъемку. При выполнении служебных обязанностей следует учитывать, что фотографирование и видеосъемка людей в общественных местах осуществляются свободно. Например, граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру: - участников пресс-конференций (если организаторы не запрещают фото- и видеосъемку); - участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях; - участников проис­шествий; - любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съемка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на фото- и ­видеосъемку. Если сотрудник ОВД (полиции) заметил, что ведется видеосъемка, не следует отводить взгляд в сторону. При этом не надо держать руки в карманах, размахивать ими или наоборот сидеть в расслабленной позе. Всё это свидетельствует о недис­циплинированности и несобранности полицейского. Очевидно, необходимо тщательно следить за своим поведением в общественных местах. Ведь полицейский, позирующий у бака с мусором или на фоне стены с непристойными надписями, в не­опрятной форме, жующий или пьющий, строящий нелепые «рожицы» или пересчитывающий пачку денег, – удачная находка для недобросовестного журналиста. Это тот негатив, который порой имеет больший резонанс, чем какое-либо конкретное преступление, и надолго остается в памяти. Что касается обнародования и дальнейшего использования изображения гражданина, и сотрудника полиции – в том числе (например, его фотографии или видеозаписи), то, согласно статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, оно допускается только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в следующих случаях: - использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; - изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и иных подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования либо гражданин позировал за плату. Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце третьем пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. Как было отмечено выше, в общем случае ­фотографирование ­ и видеосъемка сотрудника полиции, исполняющего служебные обязанности, являются правомерными. В то же время он вправе разъяснить гражданину (в том числе представителю СМИ), осуществляющему съемку, условия использования полученного изображения. Так, изображение может быть использовано как доказательство в целях оспаривания действий должностных лиц ОВД (в судебном порядке, при обращении к вышестоящему должностному лицу). С другой стороны, обнародование и дальнейшее использование изображения сотрудника полиции в сети Интернет и других источниках допускаются только с его согласия. Полицейский вправе проинформировать гражданина, ведущего съемку, о том, что он не дает согласия на распространение его изображения и персональных данных путем размещения на указанных информационных ресурсах и данные действия могут быть обжалованы в судебном ­порядке. Фото- и видеосъемка в зданиях органов внутренних дел Согласно пункту 25 части 1 статьи 13 Закона о полиции, полиция имеет право обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов МВД России, его территориальных органов, организаций и подразделений; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) имущества, вещей, предметов и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде. В соответствии с подпунктом 19 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, МВД России осуществляет полномочия по обес­печению участия ОВД в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также обеспечивает без­опасность и антитеррористическую защищенность объектов системы МВД России. Подпунктом 11 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, территориальный орган уполномочен обеспечивать участие подчиненных органов в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также обеспечивать без­опасность и антитеррористическую защищенность объектов ОВД. Здания и помещения полиции, в которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, являются режимными объектами, для функционирования которых устанавливаются специальные меры безопасности. Сведения о защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов являются сведениями, отнесенными к государственной тайне (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»). В силу статьи 19 указанного Закона МВД России и его территориальные органы обязаны принимать меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о полиции порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется МВД России. Исходя из специфики отдельных видов полицейской деятельности, особенностей осуществления уголовного преследования, оперативно-разыскных мероприятий, которые в той или иной мере связаны с такими категориями, как государственная тайна, персональные данные, служебная информация ограниченного распространения, помещения, в которых осуществляется такая деятельность, могут иметь ограничения по свободному доступу, а следовательно, и по проведению в них фото- и видео­съемки. В зданиях территориальных органов МВД России, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты на фото- и видео­съемку. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», федеральными законами от 27 мая 1996 г. № 57-Ф3 «О государственной охране», от 14 апреля 1999 г. № 77-Ф3 «О ведомственной охране», пропускным режимом является порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты. Пропускной режим устанавливается руководством охраняемого объекта и доводится до сведения персонала и посетителей объектов охраны. Доступ на «режимную территорию» осуществляется по решению руководителя ОВД или уполномоченного им сотрудника (как правило, это оперативный дежурный). Пропуск посетителей со съемочной аппаратурой и производство фото- и видеосъемки осуществляется на основании письменного разрешения руководителя ОВД. Не требуется разрешения для доступа в здание с мобильными телефонами, но при этом фото- и видеосъемка ими запрещена. За нарушение такого запрета может быть применена санкция, предусмотренная статьей 19.3 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Таким образом, как показывает анализ практики, взаимодействие полиции с институтами гражданского общества в целом развивается, становится более организованным и эффективным, но нуждается, безусловно, в дальнейшем совершенствовании. Необходимо развивать новые формы и направления сотрудничества, активнее использовать потенциал институтов гражданского общества при обеспечении государственной и общественной безопасности.
«Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел РФ с представителями средств массовой информации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot