Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция Взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС
План.
1. Актуальности проблемы взаимодействия семьи в условиях реализации ФГОС
2. Требования по организации взаимодействия с родителями
Вопрос 1. Актуальности проблемы взаимодействия семьи в условиях реализации ФГОС
Приоритетная роль семьи в формировании разносторонней личности ребѐнка и отчѐтливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребѐнка, Конституции Российской Федерации, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Перечисленные выше проблемы свидетельствуют о том, что семья по ряду причин не всегда справляется со своими функциями и первым учреждением, с которым начинает контактировать семья и которое может усилить ее воспитательно - социализирующую функцию, оказать необходимую педагогическую помощь, является дошкольное учреждение.
Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социально–воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально–педагогической и культурно–образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга.
Проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, утверждали, что взаимодействие педагогов и родителей зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
В середине XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В конце XX в. начинает уделяться внимание взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Ведётся поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
"Семья - дошкольное образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Педагогам детского сада важно, чтобы родители не только владели педагогической информацией, но умели грамотно использовать ее при воспитании ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из основных задач
является создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех участников воспитательного процесса, для решения такой задачи необходимо создание принципиально новых условий взаимодействия.
Однако на деле очень часто встречаются трудности. Причинами трудностей являются:
- низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры
родителей;
- недостаточная компетентность многих воспитателей;
- неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;
- отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;
- стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;
- «закрытость» дошкольного учреждения.
Основные проблемы во взаимоотношении педагогов и родителей
• Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются.
• Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя.
• Критика превалирует, напряжение нарастает- неизбежны жалобы и конфликты.
• Педагоги критикуют родителей за:
- низкий культурный уровень (общий и педагогический);
- насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
- доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
- отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание
решать его проблемы;
- перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);
- пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением;
• Родители критикуют педагогов за:
- отсутствие всестороннего внимания к ребенку, его физическому и
интеллектуальному развитию;
- отсутствие веры в способности ребенка;
- слабую подготовку к школе;
- возрастающие потребности учреждений в материальной поддержке
образования со стороны семьи;
- пассивность в установлении разнообразных социокультурных контактов с
семьей и др.
Вопрос 2. Требования по организации взаимодействия с родителями.
1. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьѐй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
2. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
3. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные законодательно, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Условные группы родителей:
• Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в
воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы
детского учреждения. Активные участники педагогического процесса,
заинтересованные в успешности своих детей.
• Родители – исполнители, которые принимают участие при условии
значимой мотивации. Заинтересованные, но желающие решить проблемы с
помощью специалистов.
• Родители – критические наблюдатели - равнодушные, живущие по
принципу «меня воспитывали так же».
Лекция 2. Формы и методы организации взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей.
План.
1. Формы взаимодействия с родителями
2. Рекомендации педагогам.
Вопрос 1.Формы взаимодействия с родителями
Традиционная классификация.
Коллективные - подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОО (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные- предназначены для дифференцированной работы с
родителями .
Наглядно-информационные- играют роль опосредованного общения между педагогами и ро
- Аукцион (мозговой шт дителями.
Нетрадиционные формы. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова:
- Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.
- «Душевный разговор». Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.
-«Мастер – класс». Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. Педагоги и психологи могу обучать родителей приемам закаливания, массажа, рисованию, лепке, аппликации.
- Педагогический консилиум. Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей. На это собрание следует пригласить старшего воспитателя, специалистов, работающих в ДОУ.
- Тренинг и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью улучшения внутрисемейных отношений при участии психолога.
- Информационно-просветительские красочные плакаты и ширмы предназначены для оформления уголков приемной комнаты ДОО.
Функции форм взаимодействия:
-информационно – коммуникативная;
- организационная;
- просветительская
детей.