Взаимодействие нарядов патрульно-постовой службы полиции с сотрудниками других служб и подразделений полиции, иными правоохранительными органами
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
По теме № 21.1.37«Взаимодействие нарядов патрульно-постовой службы полиции с сотрудниками других служб и подразделений полиции, иными правоохранительными органами»
Дисциплина (модуль) «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции подразделений (дежурных частей, оперативно-розыскной деятельности, участковых уполномоченных полиции)»
Программа «Профессиональной подготовки лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский»
Объем времени, отводимого на занятие 2 ч.
Вид лекции: классическая
Объем времени, отводимого для изучения темы: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория согласно расписанию.
Методы проведения: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый метод.
Материально-техническое обеспечение занятия:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (15 штук – из библиотеки ФПП).
Основные термины и понятия:
Взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование других нарядов о совершенных преступлениях и правонарушениях.
Оказание взаимной помощи в решении служебных задач (совместное проведение оперативно-профилактических мероприятий и обмен опытом работы, участие в пределах своей компетенции в осуществлении иных мероприятий по борьбе с правонарушениями, в том числе в соответствии с планом ОВД при чрезвычайных обстоятельствах).
Проведение совместных мероприятий с подразделениями территориальных и (или) структурными подразделениями ОВД, в состав которого входит подразделение патрульно-постовой службы полиции (учебно-тренировочные занятия, тактико-специальные, командно-штабные учения, по пресечению возможных нарушений общественного порядка и общественной безопасности, в том числе террористических актов, массовых беспорядков, противоправных посягательств на объект жизнеобеспечения и другие особо важные объекты, поиск и задержание лиц, пытающихся совершить или совершающих противоправные действия).
Цели занятия:
1. Учебная (образовательная): закрепление и углубление знаний, о полномочиях нарядов патрульно-постовой службы полиции по взаимодействию с сотрудниками других служб и подразделений полиции по взаимодействию с сотрудниками других служб и подразделений полиции, иными правоохранительными органами.
2. Методическая: обеспечить формирование прочной системы знаний о полномочиях нарядов патрульно-постовой службы полиции по взаимодействию с сотрудниками других служб и подразделений полиции, иными правоохранительными органами.
3. Развивающая: Развивать навыки работы с первоисточником.
4. Воспитательная: Вырабатывать чувства справедливости и законопослушности, развивать толерантность, политическую и гражданскую позицию.
План лекции
1. Введение
2. Основные вопросы
1)Взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование других нарядов о совершенных преступлениях и правонарушениях. Оказание взаимной помощи в решении служебных задач.
2)Проведение совместных мероприятий с подразделениями территориальных и (или) структурными подразделениями ОВД, в состав которого входит подразделение ППС.
3. Заключение:
4. Задание для самостоятельной работы
Распределение учебного времени
1.
Введение
5 мин.
2.
Основная часть
первый вопрос
второй вопрос
40 мин.
40 мин.
3.
Заключение (выводы)
5 мин.
ЛИТЕРАТУРА:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант». http://garant.ru
4. Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
5. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
6.Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
7. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
8. Приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
9. Приказ МВД России от 13 апреля 2021 г. № 212 «Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
10.Приказ Росгвардии от 21 сентября 2018 г. N 420 "Об утверждении Наставления по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации"// Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
11. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и МВД России от 22 февраля 2019 г. №№ 54/90 "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия”// Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru.
Основная:
1. Анохина, Н.В. Взаимодействие полиции с государственными органами по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности [Текст]: лекция / Н.В. Анохина. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
2. Патрульно-постовая служба полиции [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост.: В. И. Косяченко, В. Ю. Батурин, С. Н. Титов. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: ВА МВД России, 2019. - Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
3. Профессиональная подготовка полицейских [Текст]: учебник. Ч. 2. Профессиональный цикл / ред. В. Л. Кубышко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ДГСК МВД России, 2017. - 472 с.
4. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел по должности "Полицейский". Правовая подготовка [Текст]: учеб. пособие / ред. Н. В. Щетинина. - М.: ДГСК МВД России, 2016. - 208 с. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
Дополнительная:
1. Тхаровская О.Ю. Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции [Электронный ресурс]: лекция / О.Ю. Тхаровская. – Электрон. текстовые дан. – Новороссийск: Новороссийский филиал КрУ МВД России. - Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
2. Поезжалов, В.Б. Особенности несения службы нарядами полиции при охране общественного порядка [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Б. Поезжалов, И.Н. Черненко, О.В. Газизова.- М.: ДГСК МВД России, 2016. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
Введение
Взаимодействие и маневр нарядами подразделений ППС, в том числе с другими нарядами комплексных сил, организуется начальником территориального органа МВД России на районном уровне в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы полиции и соответствующими нормативными актами МВД России.
Взаимодействие заключается в согласованных по цели, месту и времени усилиях, а также во взаимной помощи всех подразделений, нарядов и других сил при выполнении ими задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Оно обеспечивается един пониманием всеми субъектами взаимодействия задачи и способов её выполнения, твердым знанием оперативной обстановки и особенностей соответствующей территории, наличие бесперебойной связи и правильным применением установленных сигналов, непрерывным руководством взаимодействующими силами и средствами, контролем за их деятельностью.
Вопрос 1. Взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование других нарядов о совершенных преступлениях и правонарушениях. Оказание взаимной помощи в решении служебных задач.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» одним из основных принципов деятельности полиции называет взаимодействие и сотрудничество (ст. 10), которые раскрываются в следующем:
– во-первых, полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;
– во-вторых, полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ
– в-третьих, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка;
– в-четвертых, государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.
Взаимодействие полиции с другими субъектами правоохранительной системы и негосударственными формированиями в сфере обеспечения безопасности есть осуществляемые совместные действия полиции с другими государственными структурами правоохранительного назначения по созданию благоприятных условий, способствующих достижению состояния защищенности личности, общества и государства от всевозможных угроз на территории муниципального образования.
Основными формами взаимодействия являются.
1. Взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование других нарядов о совершенных преступлениях и иных правонарушениях
2. Участие сотрудников других подразделений территориальных органов в проведении инструктажей и занятий с личным составом подразделений ППС по обучению их приемам и методам предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения нарушений Правил дорожного движения в пределах полномочий, тактике и методике охраны места происшествия и других задач полиции.
3. Оказание взаимной помощи в решении служебных задач, совместное проведение комплексных оперативно-профилактических операций, оперативно-профилактических мероприятий и обмен опытом работы.
4. Участие в пределах своей компетенции в осуществлении иных мероприятий по противодействию правонарушениям, в том числе в соответствии с планом действий территориального органа при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций).
5. Проведение совместных с подразделениями соседних территориальных органов и (или) структурными подразделениями органа внутренних дел, в состав которого входит подразделение ППС, тактикоспециальных занятий по пресечению возможных нарушений общественного порядка и общественной безопасности, в том числе террористических актов, массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, противоправных посягательств на объекты жизнеобеспечения, объекты транспорта и транспортной инфраструктуры и другие важные объекты, поиску и задержанию лиц, пытающихся совершить или совершивших нарушение правопорядка.
Ежедневно на разводах суточного наряда представители от каждой службы проводят инструктажи суточного наряда по проблемным вопросам, возникающим в процессе исполнения служебных обязанностей. Так отдел дознания проводит занятие с нарядом, заступающим на службу по охране общественного порядка, по правовым вопросам. Разъясняет составы преступлений предусмотренных уголовным и административным законодательством. При этом обращает их внимание на установление обстоятельств, способствующих раскрытию преступлений или правонарушений, а так же на правильное составление рапортов (в юридическом отношении), протоколов об административных правонарушениях, при задержании, досмотре и изъятии, а также при совершении других административно-процессуальных действий.
Оказание взаимной помощи в решении служебных задач.
Охрана общественного порядка обуславливает необходимость взаимодействия не только сил тех служб, которые участвуют в этой работе в соответствии с планом комплексного использования сил и средств (единая дислокация), но и взаимодействия этих сил с другими службами органов внутренних дел: уголовным розыском, ОЭБ и ПК, ОПДН, участковыми уполномоченными полиции.
Особое место среди сотрудников органов внутренних дел, взаимодействующих с нарядами полиции, занимают участковые уполномоченные, которые в пределах своей компетенции отвечают за состояние охраны общественного порядка на обслуживаемом участке и принимают непосредственное участие в организации и контроле за несением патрульно-постовой службы на его территории. Они постоянно взаимодействуют с нарядами в поддержании общественного порядка на участке, контролируют их деятельность, периодически осуществляют совместное патрулирование с ними, проводят обход дворов, подъездов, домов, осмотр чердачных и подвальных помещений, отселенных и подлежащих сносу строений в целях выявления нарушителей паспортных правил, бродяг, попрошаек, разыскиваемых лиц, другого антиобщественного элемента, а также обучают полицейских методам работы, информируют их об оперативной обстановки на обслуживаемом участке, о лицах с антиобщественным поведением, в том числе состоящих на учете у УУП, о приметах разыскиваемых преступников и похищенных вещах, местах и времени возможного пребывания и размещения иностранных граждан.
Участковый уполномоченный проверяет на участке несение нарядами полиции службы по охране общественного порядка, оказывает им помощь в успешном выполнении поставленных задач.
Со своей стороны патрульно-постовая служба сообщает работникам уголовного розыска, ОЭБ и ПК, ОПДН и участковым уполномоченным полиции полученную ими информацию о готовящихся преступлениях, о появлении лиц, которые интересуют работников этих служб, выявляют причины и условия, способствующие совершению правонарушений, оказывают содействие данным службам в проведении мероприятий по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
При организации охраны общественного порядка на патрульном участке взаимодействие обеспечивается тем, что закрепленный за участком личный состав различных служб легче находит взаимные контакты в интересах успешной охраны общественного порядка через УУП, который является начальником патрульного участка.
Наряды ППС должны выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики, оказывать содействие оперативным подразделениям в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ, совершивших другие преступления.
Кроме того, в рамках взаимодействия с ОПДН осуществляют деятельность по выявлению заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, доставляют таких несовершеннолетних к месту жительства и передают родителям или лицам, их заменяющим, либо в подразделение по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях в дежурную часть ОМВД.
Принимают меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывают о них дежурному, а также информируют участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних.
Сотрудники ППС должны знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, о всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних.
Выявляют взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, и должны докладывать о них дежурному, а также информировать работника уголовного розыска, участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних. Сотрудник подразделения органа внутренних дел при получении информации или обнаружении безнадзорного, беспризорного несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении:
- незамедлительно оповещает об это оперативного дежурного органа внутренних дел или сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних;
- оказывает несовершеннолетнему первую доврачебную помощь, при необходимости доставляет несовершеннолетнего в лечебно профилактическое учреждение либо вызывает на место обнаружения несовершеннолетнего наряд скорой медицинской помощи.
При обнаружении несовершеннолетнего, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, или получении такой информации оперативный дежурный органа внутренних дел высылает наряд патрульно-постовой службы полиции для доставления несовершеннолетнего в дежурную часть органа внутренних дел, затем сообщает об обнаружении несовершеннолетнего его родителям либо законным представителям, при необходимости вызывает скорую медицинскую помощь для освидетельствования или решения вопроса о госпитализации несовершеннолетнего
Сотрудники подразделений полиции информируют сотрудников ОПДН о выявленных ими:
- несовершеннолетних, совершивших правонарушения;
- группах несовершеннолетних и местах их концентрации;
- лицах, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и административных правонарушений, или способствующих совершению несовершеннолетними таких правонарушений;
- родителях, либо законных представителях, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений;
- наиболее характерных способах и методах совершения преступлений несовершеннолетними;
- других фактах и обстоятельствах, представляющих взаимный интерес.
Указанные сведения оформляются рапортом, в котором отражаются выявленные факты и принятые меры для использования их в профилактической работе. Рапорт докладывается начальнику органа внутренних дел для получения соответствующих указаний и регистрируется в установленном порядке.
Сотрудники патрульно-постовой службы полиции принимают участие в проведении оперативно – профилактических мероприятий, направленных на выявление несовершеннолетних правонарушителей, мест концентрации групп несовершеннолетних, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность.
При получении сведений о замедляющемся или подготавливаемом преступлении сотрудники полиции обязаны проверить их достоверность, одновременно принимая необходимые меры, исключающие возможность его совершения.
В целях предотвращения замышляемого или подготавливаемого преступления организуется воздействие на несовершеннолетнего с помощью родственников, друзей, представителей образовательных учреждений, других лиц, способных оказать положительное влияние и убедить отказаться от преступных намерений.
В своей деятельности подразделения ППС взаимодействуют с подразделениями дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, вневедомственной охраны территориальных органов МВД России, а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями внутренних войск МВД России.
Тесное взаимодействие прослеживается между службой ГИБДД и ППС. Так сотрудники ГИБДД проводят совместные операции («перехват») по установлению похищенных, угнанных транспортных средств. Сотрудники ППС и другие службы согласно плану «перехват» занимают свои посты и маршруты и осуществляют выявление угнанных или похищенных транспортных средств.
Важным элементом в охране общественного порядка является взаимодействие нарядов из разных служб органов внутренних дел. Например, наряды ППС также как наряды ГИБДД обязаны знать основные положения ПДД, предупреждать и пресекать нарушения ПДД пешеходами, в местах интенсивного движения транспорта и пешеходов обеспечивать порядок на остановках, следить за соблюдением правил перехода дорог, перевозки людей, посадки и высадки пассажиров.
При ДТП, немедленно докладывать дежурному или ближайшему наряду ГИБДД. До прибытия СОГ или сотрудника ГИБДД принять меры к выявлению участников ДТП, задержанию водительских документов, сохранению обстановки места происшествия и следов транспортных средств, оказанию медицинской помощи, выявить очевидцев, записать их фамилии и адреса. В тоже время и наряды ГИБДД также, как и ППС обязаны предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия.
При получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному или непосредственному начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия СОГ обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств. Оказывать в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их жизни и здоровья. Все перечисленные обязанности двух служб (ГИБДД и ППС) являются правовым полем для их взаимодействия.
На практике наиболее часто наряду ППс приходится взаимодействовать с подразделениями вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Для чёткой и слаженной работы необходимо знать позывные и каналы связи подразделений ОВО, их дислокацию, права и задачи.
Нарядам вневедомственной охраны, с одной стороны ближайшие наряды ППС могут оказывать содействие в задержании лиц, проникших на охраняемые объекты, с другой - наряды вневедомственной охраны могут оказывать содействие нарядам ППС в их деятельности по недопущению правонарушений в области паспортных правил, в раскрытии уличных правонарушении по, «горячим следам» и задержанию правонарушителей, их совершивших.
Заключение
В условиях сложной социально-экономической и криминальной ситуации в стране наиболее остро встает вопрос о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех властных структур. Одним из способов реализации данной задачи является их взаимодействие. В теории социального управления под взаимодействием понимается совместной участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств.
В ст. 10 ФЗ «О полиции» закреплен один из основополагающих принципов деятельности полиции взаимодействие и сотрудничество, определяющий, что полиция при осуществлении возложенных на нее полномочий взаимодействует с другими правоохранительными органами государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями,. организациями и гражданами. Без эффективного взаимодействия полиции с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач.
Задание для самостоятельной работы.
1. Взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование других нарядов о совершенных преступлениях и правонарушениях. Оказание взаимной помощи в решении служебных задач.
2. Проведение совместных мероприятий с подразделениями территориальных и (или) структурными подразделениями ОВД, в состав которого входит подразделение ППС.
Рекомендуемая литература
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 442-ФЗ) [Электронный ресурс] //Доступ из справочной правовой системы «Гарант»
2. Приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru.
3. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ // Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
4. Капустина Е.Г. Административная деятельность полиции [Текст]: учеб. Пособие: в 4 ч. / Е.Г. Капустина, Е.С. Лимарева. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http:libkrumvd.ru.