Высшее образование в сфере культуры.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
Вы сшее образование в
сф ере культ уры .
В последние годы перед высшим
образованием в мире встали новые
вызовы:
❑рост стоимости образования,
❑применение новых технологий,
❑взаимозависимость университетского
образования и перспектив
трудоустройства.
В современных условиях проблемы
образования имеют ключевое значение и
влияют на «достижение целей
устойчивого развития современного
мира» (ООН).
Определяющая роль образования в
сфере культуры и искусства в
глобализирующемся мире определена
необходимостью противостояния
❑антигуманизму,
❑феноменам массового искусства,
пошлости и цинизму в культуре.
При этом именно российское
образование в сфере культуры и
искусства имеет гуманистические
духовные идеалы истины, добра,
красоты и любви и может стать
одухотворяющей практикой
социальной жизни людей, и
российское образование в сфере
культуры и искусства не требует
дополнительного подтверждения
нигде в мире.
• Современная мировая
социальнокультурная ситуация
характеризуется началом нового этапа
культурного процесса, который
выражен в необходимости не только
разработки унифицированных
образовательных стандартов, общих
требований к компетенциям
специалистов, но также расширением
спектра профессий социальнокультурного профиля.
• Образование — один из лучших
и быстрых методов вхождения
человека в сферу науки и
культуры.
• Именно в процессе образования
происходит формирование
культурных ценностей
личности.
• Сегодня существует проблема
сохранения культурной
самобытности и специфики
системы образования в
России, в частности
непрерывность и
многоступенчатость
художественного
образования, централизация
управления образовательными
учреждениями.
Особенность профессионального
образования в области культуры
и искусства проявляется:
• 1) при приёме абитуриентов в
высшие и средние специальные
образовательные учреждения,
где результаты единого
государственного экзамена не
являются определяющим
элементом.
• У поступающих должны быть
определённые творческие
способности, для выявления
которых предусмотрены
испытания творческой
направленности;
• 2) в особенностях выбора
профессии и методов её
постижения, так как
освоение образовательных
программ связано и с
изучением научных
дисциплин, и с развитием
творческих способностей.
• Учитывая особенности высшего
образования в области культуры
и искусства в начале XXI века,
следует подчеркнуть, что
важность этой образовательной
структуры определена
законодательством РФ.
• Так, в соответствии с
Федеральным законом «О
культуре и сохранении
культурного наследия», «…
культура признается в
качестве духовнонравственной основы
развития современного
общества в России».
• Воплощение этой идеи
возможно при существовании
системы профессиональной
подготовки, направленной на
сохранение ценностных
ориентаций культуры и
искусства, высоких
нравственных и эстетических
идеалов, норм и культурных
традиций
• Высшее профессиональное
образование является
эффективным механизмом
трансляции культуры.
• Один из способов
совершенствования деятельности
этого механизма — упор на
важнейшие для российского
образования идеи нравственного
воспитания человека, который
должен обладать широким
спектром знаний, являясь
высококвалифицированным
специалистом, способным
отстаивать свои собственные
принципы жизни, пытаясь
достичь не только материальных,
но и духовных, жизненных и
карьерных целей.
Однако проведённый анализ
научных работ даёт основание
утверждать, что до настоящего
времени не проводилось
достаточно полных исследований,
в которых феномен образования в
области культуры и искусства был
рассмотрен в контексте
глобализации.
.
В то же время происходящие
региональные социокультурные
трансформации порождают целую
сумму противоречий в данной
сфере между:
❑– потребностями инновационного,
творческого развития в
информационном обществе и
узкой профессионализацией
образования в области культуры
и искусства;
❑– необходимостью сохранения
культурного пространства и
единой национально-культурной
автономии;
❑– процессами глобализации и
объективно возникающей
регионализацией из различных
уровней экономической,
политической, социальной и
духовной сфер общественной
жизни;
❑– функционированием российского
образования в условиях рынка и
потерей монопольных
государственных функций в этой
области;
❑– потенциальными возможностями
образования в сфере культуры и
искусства и его реальным
состоянием в российских регионах .
• В 2019 году образование
отрасли культуры было
представлено 5338
образовательными
учреждениями, из них — 59
вузов (в том числе в ведении
Минкультуры России — 48), 275
профессиональных
образовательных учреждений
(из которых в ведении
Минкультуры России — 10
учреждений), 5108 детских школ
искусств (ДШИ), которые в
основном находятся в ведении
муниципалитетов.
• В подведомственных
Минкультуры России
образовательных учреждениях
(10 училищ и 48 вузов) в 2019
году обучалось около 66248
человек, работало 10329
педагогических работников и
реализовывалось 118
образовательных программ в
области искусств и культуры
Среди приоритетных направлений
образовательной политики
Минкультуры России в 2021 году
были следующие:
1) повышение качества
трехуровневой системы
художественного образования и
обеспечение учреждений
культуры и образования
профессиональными кадрами.
Принятые меры по обеспечению
трудоустройства выпускников
творческих вузов бюджетной формы
обучения позволили: в 2019 году
трудоустроить 77% студентов, в
2016 году — 76%, а в 2011 году —
53%;
2) развитие международных
отношений с целью расширения
влияния России на
международной арене,
позиционирования
отечественного
художественного образования в
мировом образовательном
пространстве, формирования
будущей профессиональной и
политической элиты других
стран.
3) повышение заработной платы
преподавателей и развитие
материально-технической базы
образовательных учреждений.
• С этой целью
образовательными
учреждениями была
продолжена работа по
внутренней оптимизации:
увеличивалась педагогическая
нагрузка, оптимизировалась
численность штатного состава,
а также режим работы,
сокращалась численность
административноуправленческого персонала,
осуществлялся переход на
аутсорсинг непрофильных
услуг
• В условиях реформирования
и модернизации
национальной системы
художественного образования
главное — сохранить ценные
художественные традиции,
которые развивались и
разрабатывались
поколениями специалистов в
области культуры и искусства
на протяжении двух веков.
• Невозможно в эпоху перемен
разрушить накопленный опыт и
российскую систему
профессионального
художественного образования
«школа — училище — вуз».
• Ценность творческого
образования заключается
именно в его непрерывности.
• Сегодня особенность
образовательных систем региона в
области культуры и искусства в
контексте процессов глобализации
определена их культурным
«месторасположением», оно
связано с особенностями
культурных традиций того или
иного региона, состоянием
исторической и культурной
памяти, ресурсами,
информационной динамикой и
степенью участия российских
регионов в межкультурном
диалоге.
• Системы образования в области
культуры и искусства в регионах
России занимают в
образовательном пространстве
страны особое место и часто вне
правового поля.
• Здесь сегодня отсутствует на
федеральном уровне
полноформатный и глубоко
взвешенный подход к
законодательному регулированию
данного процесса.
Это повышает необходимость
корректировки действующего
законодательства в вопросах
управления профессиональным
образованием в области культуры и
искусства.
Опираясь на духовные ценности,
данные образовательные системы
остаются самодостаточными, в
определённой мере независимыми от
политической обстановки и показывают
вероятность изменений в рамках логики
и законов саморазвития.
Неравномерность развития
регионов и образовательных
систем даёт возможность
использовать культуру в качестве
стратегического ресурса развития
для выравнивания территорий.
Происходящая регионализация
культуры влияет на состояние
образования в этой области,
свидетельствуя о существовании
эффекта автономии
образовательных систем
Регионализация образования в области
культуры и искусства отражает
диалектику взаимодействий «центр —
регионы», определяя выбор собственной
стратегии развития культуры и
собственной программы развития
образования в соответствии с социальноэкономическими, географическими,
культурно-духовными,
этнодемографическими и другими
условиями.
Несмотря на общие,
системообразующие положения
для всех регионов страны,
задаваемые ФГОС ВО, методы
реализации в каждом регионе
различны, исходя из местных
особенностей и приоритетов.
Подходящие решения в области
образования для одного региона
могут быть неприемлемы для
другого из-за существующей
разницы в культурной политике.
.
Многоуровневость существующей
системы профессионального
образования обеспечивает развитие
его непрерывности, превращаясь в
«образование через всю жизнь».
Этот принцип создаёт условия для
реализации различных
образовательных программ с
учётом возраста, личностных
качеств, уровня имеющегося
образования, спроса на рынке
труда.
Ступенчатая подготовка кадров
даёт возможность получать
профессиональные знания в виде
отдельных модулей информации,
что позволяет личности
самостоятельно строить свою
образовательную карьеру.
Вариативность и гибкость программ
образования в области культуры и
искусства обеспечивают широкий
спектр знаний, профессий,
специальностей, специализаций и
способствуют самоконтролю
личности над временем и скоростью
освоения знаний.
Универсальность образовательной
системы развивает региональную
сеть учебных заведений, формируя
уникальное культурное
образовательное пространство,
чтобы предоставить населению
равные возможности в получении
профессионального образования, в
переподготовке и повышении
квалификации.
• В итальянском музыкальном
образовании существуют
два вида обучения:
профессиональное и
музыкально-эстетическое,
последнее из которых
направлено на
формирование
индивидуальности
человека, его культуры и
системы ценностей.
• Цель музыкальноэстетического образования
– создавать и созерцать, то
есть уметь «понимать»
музыкальный контекст, а
также уметь создать и
организовать свой
собственный музыкальный
материал
• В музыкальном образовании
Германии наблюдается более
чёткая направленность на
развитие глубинной природы
человека (занятия проводятся
для всех возрастных
категорий), раскрытие
творческого потенциала
любого человека, понимание
различных форм музыки, чему
способствуют многоуровневый
путь музыкального обучения и
в том числе многочисленные
ансамблевые содружества.
• Цель образования и
достигнутые результаты
позволяют сделать вывод о
том, что немецкое
педагогическое сообщество
также нацелено на
воспитание восприятия и
понимания музыки,
раскрытие «природных»
данных человека.
• Это обеспечивает и
общественная, и широкая
частная поддержка.
• Одной из специфических черт
музыкального образования
Великобритании является то,
что музыка (в первую очередь
игра на различных
инструментах) существует как
предмет
общеобразовательной школы,
позволяющий ребёнку играть,
слушать, дифференцированно
воспринимать.
• Музыкальная среда в
Великобритании – это
взаимодействие трёх
взаимосвязанных сфер:
социокультурного контекста,
анатомии и физиологии
личности и понятия «музыка»,
трактуемого в контексте
культуры.
• Вследствие этого происходит
функционирование
когнитивной сферы личности,
а также трансформация и
развитие музыкальной среды
• Общие тенденции развития
педагогических культур в
каждой из названных стран
проявляются в своеобразной
форме, не имеющей
аналогов в других странах.
• Рассмотренные примеры
приводят к выводу: в
европейской системе
образования ценят
музыкальную подготовку,
стараясь развить ребёнка
технически, параллельно
раскрывая его природные
творческие способности.
• Азиатский метод
музыкального воспитания
несёт в себе существенные
отличия и от российского, и
от европейского.
• Прежде всего, азиатская
культура является носителем
национальных и семейных
традиций, несмотря на то,
что, например, в Китае
произошла массовая
дифференциация −
отделение от народности в
пользу западных
музыкальных тенденций.
• Обращаясь к восточной
философии и культуре, можно
вспомнить о принципе у-вэй.
• Вэй – это деяние, «приложение
физической силы или силы
воли, уверенность в том, что
вещи, животные и даже другие
люди сделают то, что им
приказано, дано сделать. Это
деяние позволяет природе идти
своим путём»
• В восточных странах
взаимосвязь с музыкой
происходит путём погружения
в неё как в эстетическое
восприятие реальности, музыка
воспитывает чувство
нравственности и самоконтроля
(последнее скорее свойственно
китайской музыкальной
традиции).
• В Китае только начинается
«трансформативный» путь.
• Система музыкального
образования Китая
изначально сформировалась
по образцу советской, что
обусловило некоторые
особенности преподавания
музыки.
• В Китае нет убеждения, что
творческий потенциал
ребёнка должен быть
«раскрыт» как можно
раньше, как принято в
американской системе или в
системе другого восточного
«гиганта» − Японии.
• Тем не менее материал для
обучения музыке всегда
подобран исходя из
ценностей ребёнка, его
потребностей и
менталитета.
• Методология образования
не допускает
проникновения,
«пересадки» на другую, не
схожую с природой
учащегося культуру
• При этом, например, цель и
задачи образования в
Японии − соответствовать
специфике каждого
конкретного ученика,
подстраиваться под его
личные предпочтения и
качества.
• В результате происходит
интеграция
мультимедийных
технологий и звуковых
образов, которые
объединяются с
компьютерной музыкой и
исполнительством,
соединяются вместе с
сочинением и активным
слушанием музыки, что, в
свою очередь, ведёт к
пониманию и осознанию
процесса создания музыки в
целом.
• В результате можно
наблюдать, как ребёнок
создает музыку в свободной
импровизации, познаёт
естественные музыкальные
процессы и сам активно, с
удовольствием в них
участвует.
• Хочется выделить еще одну,
на наш взгляд, важную
особенность музыкального
воспитания и обучения за
рубежом, а именно − наличие
музыкальных пансионатов,
где дети, выбравшие в
качестве своих жизненных
приоритетов музыку, живут
в школе в течение всего
учебного года, не
отвлекаются на посторонние
задачи и получают полный
профиль профессионального
образования.
• Глубокое погружение в мир
музыки «рождает» именитых
музыкантов и
профессионально развитых
личностей, без «надлома» в
психологическом и
физическом здоровье.
• В современном мире очень
важным процессом является
внедрение методологических и
технологических процессов в
разработку подходов к детям с
различным начальным уровнем
развития.
• По мнению отечественных
педагогов Л. Борухзон, Ф.
Брянской, Л. Гаккель, а
именно их прогрессивными
педагогическими
установками (вторая
половина XX века),
традиционная система
базируется на утверждении
о равенстве способностей
детей и поэтому нуждается
в обновлении
• Из приоритетных стран, где
студенты предпочитают получать
музыкальное образование за
рубежом, в основном стоит
отметить Великобританию, США
и Германию.
• Также стоит обратить внимание
на Австрию, особенно учреждения
Вены и Зальцбурга, но в истории
музыки Австрия и Германия
объединяются в единое
музыкальное пространство,
общую родину европейской
классической музыки, поэтому и
требования и специфика
учреждений здесь очень схожи.
ТЕМЫ ЭССЕ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ
ЗАНЯТИЙ
1. Музыкальное образование в России и за
рубежом: сравнительный анализ
2. Региональная культурная политика:
государственные обязанности в сфере культуры и
искусства
3. Особенности и приоритеты культурной политики в
постсоветской России 1991-2020 гг.
4. Культурно-воспитательная задача государства