Выносливость.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Требования:
Файл презентации должен быть выполнен в программе MSPowerPoint. Дизайн должен быть простым и лаконичным. Для всех слайдов применять один эффект их перехода и стилевое решение. Все слайды (кроме первого) должны содержать порядковый номер, расположенный в правом нижнем углу (размер шрифта – не менее 20 пт). Начальный слайд по каждой из отдельных страниц лекции должен иметь заголовок. На каждом слайде должен присутствовать иллюстративный материал, схемы, анимация. Весь лекционный материал должен быть преобразован в схематичный вид. Копировать можно целиком только ключевое определение из соответствующего раздела лекции. Изложение материала презентации должно соответствовать логике изложения лекционного материала. На каждую страницу лекции не менее 3 слайдов. Итого получится 30-40 слайдов + титульный слайд. Презентация выполняется по лекции, прикреплен файл с ней
Лекция:
Выносливость — важнейшее физическое качество, которое отражает общий уровень работоспособности человека, его способность значительное время выполнять работу без снижения интенсивности нагрузки, а также способность организма противостоять утомлению. Выносливость — многофункциональное свойство человеческой природы, она интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до организма в целом. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно: сердечно-сосудистой, дыхательной, а также ЦНС.
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
1) в продолжительности работы без признаков утомления на определенном уровне мощности;
2) в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Выносливость проявляется в различных видах двигательной деятельности и зависит от факторов.
Биоэнергетические факторы – это объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (кардиореспираторной, выделительной и др.), которые обеспечивают обмен и восстановление энергии в процессе работы. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы, обеспечивая удаление продуктов метаболического обмена.
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют результат выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с обеспечением организма энергией во время выполнения мышечной работы, а так как энергетические ресурсы в организме ограничены, то организм человека всегда стремится выполнить мышечную работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше тренированность человека, тем выше экономичность выполняемой им работы.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно – психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу» .
Общая выносливость находится под влиянием наследственных факторов. Фактор генотипа сильно воздействует и на развитие аэробных возможностей организма. Наследственные факторы оказывают большее влияние на мужской организм при работе умеренной мощности
Таким образом, уровень развития и проявления общей выносливости определяется аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости); степенью экономизации техники движений; уровнем развития волевых качеств. Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Выносливость развивается в течение нескольких лет, причем неравномерно: сначала быстро, а затем ее развитие замедляется.
Выносливого студента отличает высокая работоспособность, он меньше тратит энергии и способен продолжать работу при значительных изменениях в организме. Для преодоления утомления как обязательного условия практического занятия с целью развития выносливости нужны значительные физические усилия.
Начинающих студентов первого курса следует приучать к большим нагрузкам постепенно: в начале с помощью средств общефизической подготовки, при которых упражнения выполняются с низкой интенсивностью в равномерном темпе, затем использовать длительные циклические упражнения, выполняемые в переменном темпе, и далее совершенствовать локальную мышечную выносливость в постепенно усложняющихся условиях.
Основным показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. С возрастом и повышением квалификации МПК повышается.
Существует два основных вида выносливости – это общая и специальная.
Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности.
Общая выносливость проявляется во время продолжительной работы умеренной мощности при использовании большей части мышечного аппарата. По-другому ее называют общей аэробной выносливостью, потому что она определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (кардиореспираторной и др.). По факту она играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, является важнейшим компонентом физического здоровья, служит предпосылкой для развития специальной выносливости, также помогает лучше развивать другие двигательные качества.
Общая выносливость – это способность человека к продолжительной физической работе умеренной интенсивности или аэробного характера, где частота сердечных сокращений находится в районе 130 – 140 уд/мин, с функционированием большей части мышечного аппарата.
Успешная производственная деятельность также зависит от общей выносливости, так как существует прямая взаимосвязь между работоспособностью человека и выносливостью. Более выносливые люди способны выполнить гораздо больше по объему работы, они меньше устают и быстрее восстанавливаются. Общая выносливость позволяет легко переключиться с одного вида физической деятельности на другой, так как она обеспечивается аэробной производительностью человека.
Под общей выносливостью в широком смысле правомерно понимать совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности. Общая выносливость всегда проявляется не в чистом виде, а зависит от особенностей конкретного вида двигательной деятельности.
Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.
Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно – мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности. Если общая выносливость в основном зависит от функциональных возможностей кардиореспираторной системы, то специальная выносливость от возможностей нервно – мышечного аппарата, от степени владения техники двигательного действия, запаса ресурсов мышечных источников энергии.
Специальная выносливость классифицируется по характеру двигательной деятельности, к примеру – игровая, прыжковая выносливость и по признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для решения двигательной задачи – скоростная, силовая, координационная выносливость.
Если требуется проявить или удерживать максимальную, или субмаксимальную интенсивность работы, то это скоростная выносливость.
Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять работу без снижения её эффективности, требующая значительного проявления силы, способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определённого времени.
Под координационной выносливостью понимают способность противостоять но утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека.
Существуют также прыжковая, игровая, плавательная выносливость и другие виды специальной выносливости, каждый из которых характерен для какого-то бытового, трудового, двигательного действия или спортивного упражнения.
Основными методами воспитания выносливости являются:
- метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный). Равномерный характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий;
- метод интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный). Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1–3 мин (иногда по 15–30 с). Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости;
- метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6–10 упражнений («станций»), которые занимающиеся проходят от одного до трех раз;
- игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность;
- соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
Для развития выносливости применяются самые разнообразные по форме физические упражнения (циклические, ациклические, всевозможные гимнастические, легкоатлетические, игровые и другие). Дополнительными средствами развития выносливости служат дыхательные упражнения, использование факторов внешней среды.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера. Основные требования, предъявляемые к ним упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60–90 мин; работа должна осуществляться при глобальном функционировании мышц. Это следующие упражнения:
- продолжительный бег;
- бег по пересеченной местности (кросс);
- передвижение на лыжах;
- бег на коньках;
- езда на велосипеде;
- плавание;
- игры и игровые упражнения;
- упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7–8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе).
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой и координационной) являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Эффективным средством укрепления здоровья является ходьба.
Во время прогулок в лесу, парке, по пересеченной местности работают все мышцы, хорошо вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце и т.д. Во время ходьбы не следует сутулиться. Стопа ставится на землю с пятки и делается перекат на носок. В суставах нижних конечностей при ходьбе происходят свободные движения.
Скорость ходьбы зависит от самочувствия. Прогулки могут продолжаться 2–3 часа.
Для ходьбы можно использовать дорогу в вуз и обратно. Полезны прогулки перед сном и в выходные дни. Когда организм привыкнет к нагрузкам, можно ходить 2–3 раза в неделю ускоренным шагом, чередуя ходьбу в медленном темпе с быстрым.
Не задерживайте дыхания во время ходьбы: вдох делайте через нос, особенно зимой, в ветреную погоду, выдох через рот. С появлением усталости, легкого сердцебиения, одышки при частоте сердечных сокращений 130–150 уд/мин необходимо снизить темп ходьбы и перейти на медленный.
Человек должен выполнить в день примерно 10000 шагов, половину из них ускоренным шагом. В выходные и каникулярные дни это расстояние можно увеличить.
Основа тренировочного эффекта ходьбы — ускоренный шаг. Систематические 2–3 раза в неделю прогулки способствуют урежению пульса, нормализации сна, улучшению пищеварения и т.д. Поэтому ходьба полезна и больным и здоровым, а особенно тем, кто перенес заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным видом циклических упражнений. Наиболее сильным стимулом для занятий является именно удовольствие, огромное чувство радости, которое приносит бег. В большинстве случаев прекращают занятия те люди, которые в результате неправильной тренировки не смогли испытать эти ощущения.
Техника оздоровительного бега настолько проста, что не требует специального обучения, а его влияние на человеческий организм чрезвычайно велико. Однако при оценке эффективности его воздействия следует выделить два наиболее важных направления: общий и специальный эффект.
Общее влияние бега на организм связано с изменениями функционального состояния центральной нервной системы, компенсацией недостающих энергозатрат, функциональными сдвигами в системе кровообращения и снижением заболеваемости. Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение. Эти же факторы значительно повышают риск миокарда в результате избыточного поступления в кровь гормонов надпочечников — адреналина и норадреналина.
Оздоровительный бег (в оптимальной дозировке) в сочетании с водными процедурами является лучшим средством борьбы с неврастенией и бессонницей, вызванными нервным перенапряжением и избытком поступающей информации. В результате снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность.
В результате такого многообразного влияния бега на центральную нервную систему при регулярных многолетних занятиях изменяется и тип личности бегуна, его психический статус. Психологи считают, что любители оздоровительного бега становятся более общительными, контактными, доброжелательными, имеют более высокую самооценку и уверенность в своих силах и возможностях. Конфликтные ситуации у бегунов возникают значительно реже и воспринимаются намного спокойнее; психологический стресс или вообще не развивается, или же вовремя нейтрализуется, что является лучшим средством профилактики инфаркта миокарда. Таким образом, положительные изменения в результате занятий оздоровительным бегом способствуют укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Специальный эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и аэробной производительности организма. Повышение функциональных возможностей проявляется прежде всего в увеличении сократительной и «насосной» функций сердца, улучшении физической работоспособности.
Помимо увеличения функциональных резервов и максимальной аэробной мощности немаловажное значение имеет экономизация сердечной деятельности, снижение потребности миокарда в кислороде, более экономное его расходование, что проявляется в снижении частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) и в ответ на стандартную нагрузку. Велико влияние бега и на факторы риска.
Под влиянием занятий оздоровительным бегом наблюдается нормализация липидного обмена: снижение содержания в крови холестерина, триглицеридов и липопротеидов низкой плотности с повышением липопротеидов высокой плотности.
Положительное влияние бега на функцию суставов возможно только при условии использования адекватных (не превышающих возможности двигательного аппарата) нагрузок, постепенного их увеличения в процессе занятий.
Ходьба на лыжах используется в регионах с соответствующими климатическими условиями и по оздоровительному воздействию не уступает бегу.
При ходьбе на лыжах, помимо мышц голени и бедра, в работу включаются также мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, спины и живота, что требует дополнительного расхода энергии. В связи с этим в развитии аэробных возможностей и выносливости лыжники превосходят бегунов; они имеют самые высокие показатели максимального потребления кислорода до 90 мл/кг. Участие в работе практически всех основных мышечных групп способствует гармоничному развитию элементов опорно-двигательного аппарата. Этот вид циклических упражнений благоприятно влияет на нервную систему, так как выполняется на открытом воздухе.
Специфика двигательного навыка в ходьбе на лыжах повышает чувство равновесия в результате тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппарата. Отчетливо проявляется закаливающий эффект, повышается невосприимчивость организма к простудным заболеваниям. Не случайно по оздоровительному влиянию К. Купер ставит ходьбу на лыжах на первое место, оценивая ее даже выше, чем бег.
Нагрузка на суставы и опасность их травмировать при ходьбе на лыжах значительно меньше, чем при беге. Однако техника передвижения на лыжах более сложная и для неподготовленных начинающих может представлять определенные трудности, вероятность травматизма (включая переломы) возрастает. В связи с этим для лыжных прогулок следует выбирать относительно ровные трассы без большого перепада высот. Крутые подъемы оказывают дополнительную (порой чрезмерную) нагрузку на систему кровообращения.
В плавании участвуют все мышечные группы, но вследствие горизонтального положения тела и специфики водной среды нагрузка на систему кровообращения в плавании меньше, чем в беге или ходьбе на лыжах. Несколько меньше и расход энергии, вследствие чего максимальное потребление кислорода у пловцов ниже, чем у лыжников и бегунов на средние и длинные дистанции (70–75 мл/кг)
Для достижения необходимого оздоровительного эффекта занятий плаванием необходимо развить достаточно большую скорость, при которой частота сердечных сокращений достигала бы зоны тренирующего режима (не менее 130 уд/мин). Без овладения правильной техникой плавания сделать это довольно трудно. В результате затрудненного вдоха (давление воды на грудную клетку) и выдоха в воду плавание способствует развитию аппарата внешнего дыхания и увеличению жизненной емкости легких.
Специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега при форсированном дыхании вероятность их выше. Практическое отсутствие нагрузки на суставы и позвоночник позволяет успешно использовать этот вид мышечной деятельности при заболеваниях позвоночника (деформация, дискогенный радикулит и т.д.).
Энергетическое обеспечение мышечной деятельности при плавании отличается рядом особенностей. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в воде требует увеличения расхода энергии уже в 2–3 раза, так как теплопроводность воды в 25 раз больше, чем воздуха.
Плавание может стать и прекрасным средством нормализации массы тела — при условии регулярности нагрузки (не менее 30 мин три раза в неделю). При овладении техникой плавания, достаточно интенсивной и продолжительной нагрузке плавание может эффективно использоваться для повышения функционального состояния системы кровообращения и снижения факторов риска ишемической болезни сердца.
Скандинавская ходьба (фин. sauvakävely, от sauva — палка иkävely— ходьба)— вид физической активности, прогулка на свежем воздухе с парой модифицированных лыжных палок. Встречаются также названия «северная ходьба» и «финская ходьба»
Скандинавская ходьба способствует развитию физических качеств при оптимальном сочетании средств, форм и методов совершенствования с применением специальных палок. Техника скандинавской ходьбы предусматривает более широкие шаги, чем при повседневной ходьбе, хотя в остальном принцип движения такой же: левая нога движется вперед синхронно с правой рукой, и наоборот (разноименное движение рук и ног).
Для развития выносливости в скандинавской ходьбе применяется равномерный непрерывный метод тренировки (циклические, однократно-равномерные упражнения малой и умеренной мощности), а также контрольный или соревновательный методы. В качестве средств тренировки можно рассматривать упражнения со специальными палками на подъеме. Подъем со специальными палками — это постоянная ходьба вверх и вниз на время.
Например, в течение получаса, когда расстояние не имеет значения. Вверх нужно идти с увеличением темпа, пользуясь специальными палками, загружая плечевой пояс и активно выполняя упор на руки, а вниз возвращаться свободно. Спустившись вниз, сразу же нужно поворачивать назад и снова подниматься вверх. Подъем со специальными палками влияет на развитие выдержки при высоком темпе движения, аэробную выносливость (расход энергии с помощью кислорода), а также способствует быстрому восстановлению. Это упражнение хорошо подходит тем, кто чувствует себя в хорошей физической форме.
Начинающим нужно помнить, что пульс довольно быстро поднимается при выполнении подобных упражнений. Ходьбу со специальными палками можно рекомендовать только после тщательной разминки, например, после небольшого круга ходьбы с палками. Для выполнения этого упражнения выбирают довольно короткий круг с подъемом. По крутизне подъем должен быть таким, чтобы можно было взобраться вверх и быстро сойти вниз. Склон должен быть максимально ровным, чтобы при спуске вниз не ушибиться.
При подъеме на гору вверх можно использовать технику как попеременного хода, так и одновременного, если крутой подъем «елочкой», то темп здесь не важен, а важна активная работа рук с усиленным отталкиванием. Вниз нужно спускаться попеременным шагом и затем выполнить короткую разминку на восстановление. Например, короткий круг ходьбы со специальными палками.
Выполнять упражнения следует в течение 20–60 мин в зависимости от своего физического состояния. С увеличением темпа со специальными палками улучшается анаэробная выносливость (бескислородный расход энергии) и укрепляется мышечный тонус, так как сказывается эффект силового упражнения. Этот вид тренировок прекрасно подходит тем, кто активно занимается скандинавской ходьбой.
Скоростная выносливость отрабатывается на практических занятиях путем преодоления отрезков от 500 м до 3 км. При систематическом применении такой тренировки скоростная выносливость студентов повышается
Одним из основных критериев уровня выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.
При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости, которая должна быть известна заранее). Сигналом для прекращения теста является снижения скорости на заранее оговоренную величину по ходу дистанции.
Однако на практике прямым способом практически не пользуются, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых на отрезке соответствующем тестируемому по виду энергопотребления, а затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.
Прямой способ определения любого вида выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.п.) наталкивается на непреодолимые ограничения, так как требует выполнения теста «до отказа», что крайне травмоопасно и сложно с точки зрения мотивации.
В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции и оценивается по статистическим таблицам или специально разработанным нормативам. Так например, длина дистанции обычно составляет для студентов — 2000—3000 м. Тестирование проводится в стандартных условиях и оценивается в зависимости от пол, возраста и места проведения (манеж, открытый стадион, пересеченная местность и т.д.).
Возможно использование также тестов с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время, а результат (пройденная дистанция в метрах за определенное время) интерпретируется по специальным таблицам.
Принято различать центральные факторы потенциального проявления выносливости: уровень развития кардио-респираторных возможностей, состояние кровеносных сосудов и крови, эндокринных систем и локальную мышечную работоспособность. К исследовательским тестам изучения выносливости относят:
1) бег на тредбане;
2) педалирование на велоэргометре;
3) степ-тест.
Во время выполнения тестов измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО, широкий круг биохимических показателей и т п.).
Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.
Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке ( в скоростном тесте).
Запас скорости Зс = tn-tk,
где tn — время преодоления эталонного отрезка; tk — лучшее время на этом отрезке.
Например: лучшее время бега на 100 м (1n) студента равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с" или 450 с, а среднее время пробегания на 100 м (tk) в беге на 2000 м равно 450 : 20 = 22,5 с. Запас скорости в данном примере: 22,5 — 14,0 = 8,5 с. Чем выше Зс, тем выше нереализованный потенциал выносливости.
Подобным образом можно оценить запас скорости и потенциал выносливости в плавании, лыжных гонках, при езде на велосипеде и других циклических видах спорта.
Похожий (более наглядный) критерий реализации выносливости - Индекс выносливости— это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы мог преодолеть ее со скоростью, показанной им (заранее) на коротком эталонном отрезке.
Индекс выносливости = t — tk*n,
где — время преодоления какой-либо длинной дистанции; tk — время преодоления короткого (эталонного) отрезка; n — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.
Например: лучшее время бега на 400 м студента равно 60,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 — (60 х5) = 150 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень реализации выносливости.
Коэффициент выносливости — это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка. Коэффициент выносливости =t:tk,
где t - время преодоления всей дистанции; tk — лучшее время на эталонном отрезке.
Например: время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) — 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0 : 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.
В практических занятиях на подобных расчетах могут базироваться тренировочные программы, сравниваться достижения отдельных занимающихся для индивидуализации тренировочных заданий.
Точно так же поступают и при оценки выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы (личным рекордом) в этом движении.
В качестве показателей выносливости (устойчивости к утомлению) используются и статистические или биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе в начале и концовке игры, изменение времени опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в первом и втором таймах футбольного матча и т.п. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.