Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Выход Фрейда из интеллектуального одиночества и дальнейшая судьба психоанализа

  • 👀 412 просмотров
  • 📌 333 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Выход Фрейда из интеллектуального одиночества и дальнейшая судьба психоанализа
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Выход Фрейда из интеллектуального одиночества и дальнейшая судьба психоанализа» docx
Часть 1. Выход Фрейда из интеллектуального одиночества и дальнейшая судьба психоанализа В 1901 году, когда Фрейд читал лекции по психологии неврозов в университете, в аудитории оказались двое крайне заинтересованных врачей, которых звали Рудольф Рейтлер и Макс Кахане. Рейтлер будет известен впоследствии тем, что станет первым практикующим психоаналитиком после Фрейда. Про Кахане нам известно, что он переводил лекции Жана Мартена Шарко на немецкий язык, и интерес к Фрейду его также не случаен. Кахане будет знаком с Вильгельмом Штекелем, тоже венским врачом, на тот момент страдавшим от импотенции, и порекомендует ему обратиться к Фрейду за помощью. После серии сеансов у Фрейда Штекель испытает значительное облегчение, и на протяжении всего дальнейшего времени будет с восторгом отзываться о тех встречах, будучи глубоко впечатлён оказанным эффектом. Через некоторое время Штекель напишет Фрейду с предложением организовать группу по общему интересу, встречи которой будут посвящены разговорам и дискуссиям по психоанализу. Фрейд с радостью согласился на это предложение, и сразу же разослал приглашения. Таким образом, осенью 1902 года состоится первая встреча группы (в этот момент к ним присоединяется Альфред Адлер), которая получит скромное название «Психологическое общество по средам», основателями которой станут Фрейд и Штекель. Важно отметить, что на тот момент, после нескольких лет интеллектуального одиночества (включая два болезненных разрыва – с Брейером и Флиссом), Фрейд очень удивлён внезапно возникшему интересу к нему и его работам, и, естественно, очень обрадован новым коллегам. Ниже представлено предельное краткое изложение дальнейших событий (в порядке перечисления дат), которые берут начало от образования Психологического общества по средам, вплоть до 1914 года. Подобный стиль изложения предполагает самостоятельную работу с литературой, на которую имеются указания. Таким образом, данный план-конспект призван к тому, чтобы кратко выстроить определённый порядок событий для ориентирования в данном историческом периоде. Для подробностей см. главы 17 и 18 («Выход из изоляции», «Начало международного признания») у Эрнеста Джонса. 1902 г. – Образование психологического общества по средам. Первые участники вокруг Фрейда: Макс Кахане (выйдет из общества в 1910 году), Рудольф Рейтлер (станет первым практикующим психоаналитиком после Фрейда), Вильгельм Штекель (окажется одним из самых ненадёжных участников группы; станет отступником, и покинет группу в 1912 г.), Альфред Адлер (первые годы проявит себя как регулярный, но маловыдающийся участник; с 1911 года станет радикальным отступником от психоанализа). С 1902 по 1904 гг. в группе появляются Макс Граф (музыковед и тот самый – отец маленького Ганса), Хьюго Геллер (книготорговец и издатель; впоследствии будет отвечать за издательство психоаналитической литературы), Пол Федерн (поначалу будет преданным учеником Фрейда, но впоследствии значительно отклонится от психоанализа в сторону американской Эго-психологии). 1904 г. – появление Отто Гросса из Граца в группе Фрейда (Гросс станет пионером контркультуры и антипсихиатрии). До Фрейда доходят слухи из Цюриха (Швейцария) о том, что в психиатрической клинике Бургхёльцли образовалась группа заинтересованных психоанализом людей под руководством Эйгена Блейлера (автора понятия «шизофрения», главного врача Бургхёльцли на тот момент). 1905 г. – В группе появляется Эдуард Хичманн (станет надёжным соратником Фрейда на долгое время). 1906 г. – В группе появляется Исидор Задгер (станет психоаналитиком и клиницистом). Положено начало международных контактов. С апреля месяца между Фрейдом и Юнгом завязывается регулярная переписка, которая продлится почти семь лет. В группу Фрейда приходит Отто Ранк (самый молодой из всех участников, до 1923 года будет одним из преданных последователей Фрейда), приведённый Адлером. 1907 г. – Исидор Задгер приводит в группу своего племянника Фрица Виттельса (писатель и психоаналитик, станет первым биографом Фрейда). Три посетителя из Цюриха. Макс Эйтингон (станет верным последователем), Карл Густав Юнг (поначалу будет одержим психоанализом и очарован Фрейдом, но к 1913 году станет радикальным отступником, во второй половине 1930-ых будет работать на идеологическую машину Гитлера), Карл Абрахам (станет одним из наиболее преданных Фрейду и делу психоанализа последователем). В Цюрихе организуется группа под названием «Общество Фрейда», в которую входят около 20 врачей. Вскоре к ним присоединяются преподобные Пфистер (пастор, который будет пропитан идеями психоанализа, до конца дней будет поддерживать дружбу с Фрейдом, будет защищать психоанализ от многочисленных нападок) и Келлер. 1908 г. – Приезд к Фрейду Шандора Ференци и Эрнеста Джонса (оба станут для Фрейда надёжными коллегами, одними из наиболее приближённых). Психологическое общество по средам трансформируется в Венское Психоаналитическое Объединение. Первый психоаналитический конгресс в городе Зальцбург. На небольшом собрании после конгресса принято решение об издательстве первого журнала, посвящённого психоанализу – «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований». Объединение начинает собирать первую психоаналитическую библиотеку. Карл Абрахам основывает Берлинское психоаналитическое общество, в которое, помимо него, входят ещё четверо: Иван Блох, Магнус Хиршфельд, Юлиусбургер и Кербер (врачи сексологи). Активность в этой группе будет минимальной длительное время: спустя 4 года Абрахам будет констатировать, что он единственный активный участник общества. 1909 г. – Фрейд завязывает новую дружбу по переписке со священником цюрихского прихода Оскаром Пфистером. В группу входит новый участник – Виктор Тауск (несмотря на очень сложные отношения с Фрейдом и с Лу Андреас-Саломе, с которой у него завяжется роман, Тауска можно в полной мере считать последователем дела психоанализа – он станет новатором в области изучения психозов, а также напишет серьёзную работу, посвящённую феномену «аппарата влияния» при параноидальной шизофрении). Поездка Фрейда в Америку по приглашению Стэнли Холла. Он прочитывает 5 лекций в университете Кларка. Знакомство с Дж.Патнемом (профессор неврологии из Гарвардского университета, который будет поддерживать распространение психоаналитических идей). Появляются новости об организации психоаналитического общества в Сиднее (Австралия). 1910 г. – Приезд Ганса Захса и вхождение в Объединение Теодора Райка (оба станут верными сторонниками Фрейда на долгое время). Второй психоаналитический конгресс в Нюрнберге. После этого конгресса уже существующие психоаналитические группы из разных мест и стран регистрируются как отделения Международного объединения. В Вашингтоне начала своё существование Американская психоаналитическая ассоциация (президентом выбран Мортон Принс) 1911 г. – Разрыв с Адлером. Веймарский психоаналитический конгресс. В круге Фрейда появляется Лу Андреас Саломе. Образуется Нью-Йоркское психоаналитическое общество (президент – Абрахам Брилл). Фрейд становится почётным членом Общества психических исследований в Англии. Весной этого года Фрейд совместно с Ранком и Захсом организуют новый журнал, посвящённый психоанализу (точнее – его немедицинскому применению), который будет называться «Имаго». 1912 г. – Разрыв со Штекелем. К концу этого года Фрейд основывает ещё одно периодическое издание – «Zeitschrift». 1913 г. – Разрыв с Юнгом. Образование Тайного комитета (по предложению Эрнеста Джонса), который просуществует десять лет, и распадётся в 1923 году. В Венское общество приходит Гермина-Хуг Хельмут (станет сторонницей идей Фрейда и пионером в аналитической работе с детьми). 1914 г. – Фрейд пишет очерк «Об истории психоаналитического движения», призванный расставить все точки над «i», провести различия между психоанализом и двумя учениями Адлера и Юнга, главным образом, делая акцент на том, что между ними нет ничего общего. Имея совершенно другие названия, эти учения не имеют никакого отношения к психоанализу. Два важных предварительных примечания: 1. В данной лекции речь не будет идти об Абрахаме, Ференци, Джонсе, Ранке, Эйтингоне и Захсе – по той причине, что эти персонажи, начиная свой путь в качестве участников Психологического общества по средам, впоследствии станут наиболее влиятельными и близкими последователями Фрейда, образовав вокруг него «защитную» организацию – Тайный комитет, и поэтому эти люди заслуживают отдельного, более уважительного и подробного внимания. Эти имена как бы по умолчанию включены в ряды «последователей». Тайному комитету и их участникам посвящена одна из следующих тем данного курса (см. Тема 4). 2. В данной лекции намеренно не будут упомянуты имена трёх персонажей: Адлера, Штекеля и Юнга. Причина довольно проста и логична: ни одного из них мы не можем считать последователем Фрейда. Невзирая на то, что каждый из них какое-то время находился под влиянием психоаналитических идей, их связь с Фрейдом и с психоанализом на этом заканчивается. Адлер с Юнгом изобретут свои учения, не имеющие ничего общего с психоанализом, а Штекель в определённый момент просто пойдёт своим путём. Этим трём фигурам (отступникам или диссидентам) также уделяется внимание в следующей теме (см. Тема 3), т.к. они имеют значение с исторической точки зрения. Для общего ознакомления с тем, что происходило на встречах Психологического общества по средам, а также для знакомства с фигурами Ранка, Абрахама, Эйтингона, Ференци, Захса и  Джонса – рекомендуется к прочтению две главы из книги «Фрейд» Питера Гая: «Психологическое общество по средам» и «Иностранцы». Ниже, в предельно сжатой форме представлены краткие сведения лишь о некоторых участниках Общества по средам, которые либо не являлись постоянными членами группы Фрейда (и в какой-то момент вышли из Общества), либо появились в более позднее время. Так, или иначе, представленные фигуры оказали важное влияние как на психоанализ, так и на его распространение, оставаясь верными духу фрейдовской мысли – и по этой причине могут именоваться последователями Фрейда. Не имея возможности (учитывая объём курса и соответствующие ограничения) подробно описать каждого участника, автором выбраны наиболее колоритные и яркие фигуры. Исидор Задгер (1867-1942). Начинал свою профессиональную карьеру как специалист по неврозам. В ранних работах иногда ссылался на труды З.Фрейда по проблемам истерии. Был одним 1867-1942из первых врачей, которые заинтересовались психоанализом. С 1906 года Задгер участвует в регулярных научных встречах по средам, в основном, занимаясь исследованием проблем сексуальных девиаций (перверсий). Практиковал анализ с гомосексуальными субъектами. Выступал как сторонник медико-юридической защиты гомосексуальности. Исследовал проблемы связей нарциссизма и гомосексуальности, обращаясь к теории бисексуальности Флисса. В 1913 году Задгером был введен термин «садомазохизм». Провёл ряд патобиографических исследований известных личностей, используя психоанализ. В конце 1920-х Задгер написал воспоминания о своих встречах с Фрейдом. После аншлюса в 1938 году Задгер остался в Вене. Как еврей он был депортирован в сентябре 1942 года в концентрационный лагерь Терезиенштадт, где умер 21 декабря 1942 года. Среди его книг, переведённых на русский язык, можно выделить следующие: «Случай множественной перверсии с истерическими абсенциями», «Новые исследования по гомосексуальности», «Эротика и перверсии». Теодор Райк (1888–1969). Получил философское образование, стал доктором философии, в 1910 году познакомился с З. Фрейдом, стал членом Венского психоаналитического общества. Прошел личный анализ у К. Абрахама, в 1918 году получил «Почетный приз» за лучшую немедицинскую работу по психоанализу, в 20-х годах занимался психоаналитической практикой в Вене и в Берлине. В 1938 году эмигрировал в США, где на протяжении тридцати лет работал практикующим аналитиком. Был членом «Нью-Йоркского психоаналитического общества», но в 1947 году вышел из данной организации и создал «Национальную ассоциацию психоанализа», а также соответствующий психоаналитический институт, в котором проходили обучение как врачи, так и специалисты, не имеющие медицинского образования. Весной 1925 года один из пациентов Райка подал в суд на своего аналитика и призвал австрийский закон выступить на его защиту. Суд не принял во внимание свидетельство данного пациента как не заслуживающего доверия, а личное вмешательство З. Фрейда через посредничество высокого должностного лица способствовало решению суда в пользу Райка. Вместе с тем данный случай послужил толчком к бурным психоаналитическим дебатам по поводу того, может ли не имеющий медицинского образования человек заниматься психоаналитической практикой. Эти дебаты нашли свое отражение как в работе З. Фрейда «К вопросу о дилетантском анализе» (1926), так и в последующей дискуссии, имевшей место среди психоаналитиков в 1927–1928 годах. Райк – автор ряда статей на стыке психоанализа и культурологии, опубликованных в журнале «Имаго», а также ряда клинических работ, включая «Проблемы религиозной психологии: ритуал» (1919), «Присущее и чуждое богу. К психоанализу религиозного развития» (1923), «Догма и идея принуждения» (1927), «Фрейд как критик культуры» (1930), «Мазохизм современного человека» (1941), «30 лет с Фрейдом» (1956) и др. Фриц Виттельс(1880-1951),племянник Исидора Задгера, был одновременно психоаналитиком и писателем. Стал известен как один из первых биографов Фрейда и популяризатор психоанализа. Познакомился с Фрейдом в 1905, а в 1906 стал членом психоаналитического кружка ("Общества психологических сред"), а затем и Венского психоаналитического общества. Осуществил психоаналитическое исследование комплекса сексуальных проблем. Стремился развить некоторые психоаналитические идеи Фрейда. В 1910 по личным причинам разошелся с Фрейдом и вышел из Венского психоаналитического общества. В последующие годы написал и опубликовал несколько книг по психоаналитической и пограничной проблематике. В 1924 выпустил книгу "Фрейд, его личность, учение и школа", которая была издана на различных языках и содействовала популяризации и популярности психоанализа. Эмигрировал в США. Жил и работал в Нью-Йорке. Автор книг "Сексуальный голод" (1909), "Фрейд и его время" (1931) и др. Оскар Пфистер (1873-1956), швейцарский лютеранский пастор, педагог и психоаналитик. Был пастором с 1902 по 1939 гг, а с 1906 по 1936 гг работал учителем в школе. Заинтересовавшись психоанализом, в 1909 году посещает Вену и, благодаря содействию Юнга, лично встречается с Фрейдом. Знакомство положило начало дружбе и почти тридцатилетней переписке, продолжавшейся вплоть до смерти Фрейда. Сам Фрейд тепло относился к Пфистеру, хотя и находил забавным, что сотрудничает со священником. «…довольно мило видеть, как протестантский священник стремится использовать психоанализ для преодоления «грехов», хотя это и чуждо для меня» — писал Фрейд Юнгу. По переписке между Фрейдом и Пфистером можно проследить, как на протяжении всего этого времени, несмотря на глубокие различия в позициях обоих мыслителей, между ними развивается диалог, основанный на взаимном уважении. В одном из писем Фрейд (не без некоторого влияния идей Пфистера) даже признает, что психоанализ "может служить духовенству так же хорошо, как и мирянам, если только он используется для облегчения страданий человека". В 1913 году, после разрыва Фрейда с Юнгом, Пфистер занимает сторону Фрейда, поддерживает его и защищает от нападок критиков. В 1919 году О. Пфистер основывает Швейцарское психоаналитическое общество. Пфистер автор многих статей и книг по психоанализу и психоаналитической педагогике. Книги на русском языке: «Ошибки родителей», «Инстинктивный психоанализ у индейцев навахо», «Христианство и страх». Отто Гросс (1877-1920). Один из первых учеников Фрейда, сторонник идей свободной любви, предтеча антипсихиатрии и контркультуры. Родился в Гнибинг-Вайсенбахе в семье известного криминалиста Ганса Гросса. Во время путешествия в Южную Америку пристрастился к кокаину. Начинал карьеру психиатра как ассистент Эмиля Крепелина. С 1904 года заинтересовался психоанализом, оказавшись в Обществе по средам у Фрейда. Основную причину невротических расстройств он видел в подавлении собственного либидо и не стеснялся вступать в сексуальные отношения с пациентками. Важно понимать, что Гросс очень своеобразно (в буквальном смысле) воспринял основные психоаналитические положения, и во многих текстах имел склонность видеть не то, что написано, а то, чего, скорее, хотелось видеть в них ему самому. Такая позиция приведёт к радикальным поступкам с его стороны, и не будет разделена сторонниками психоанализа. Чтобы не компрометировать себя, в какой-то момент Фрейд был вынужден порвать отношения с Гроссом и направить его (в 1908 году) пройти психоаналитический курс у Карла Юнга в Швейцарии. Эта встреча окажет огромное влияние на Юнга, но это уже совсем другая история. Разочаровавшись в эффективности психоанализа (из-за толкования основных положений на свой манер), Гросс заинтересовался анархическими идеями Кропоткина и неоязыческими взглядами Бахофена, а также учением Ницше о сверхчеловеке. Несмотря на попытки отца добиться его помещения в психиатрический стационар, Гросс вёл активную жизнь в радикальной коммуне Монте Верита (Аскона, Швейцария). Среди его многочисленных любовниц были известные в немецком обществе сёстры-баронессы Рихтгофен, Фрида и Эльза (мать его сына). Последние годы жизни Гросс провёл в нищете, страдая от венерических заболеваний и пристрастия к морфию, преследуемый полицией за радикально-анархические воззрения. Некоторые авторы сообщают, что он умер от пневмонии в берлинской больнице, другие — что его нашли замерзшим на заснеженной улице. Гермина Хуг-Хельмут (1871-1924). Австрийский психоаналитик и педагог. Станет одной из основоположников детского психоанализа и психоаналитической педагогики. Первой начнёт систематическую работу в области детского анализа и станет использовать игру для понимания душевной жизни ребёнка. Психоанализом Хуг-Хельмут заинтересовалась будучи пациенткой венского психоаналитика И. Задгера. В 1910 году Хуг-Хельмут публикует свою первую работу — «Анализ сновидения пятилетнего мальчика». Позже выходит ещё одна статья — «Психоанализ детской души». В 1913 году Хуг-Хельмут становится членом Венского психоаналитического общества. Хуг-Хельмут стала первым детским аналитиком и внесла свой вклад в развитие детского анализа. В 1920 году она выступила на проходившем в Гааге VI Международном психоаналитическом конгрессе, представив доклад «К технике анализа детей», где рассказала о своих попытках анализа детей. Сначала считалось, что психоанализ может быть осуществлён только после 18 лет. Хуг-Хельмут первой попыталась приспособить психоаналитическую технику относительно возраста ребёнка, и была первой, кто использовал игру для понимания внутреннего мира детей. Её работа, критикуемая и педагогами, и психологами, основывалась на наблюдении и анализе поведения детей, а также на возможности применения психоаналитической теории к образованию и психологии детей. Широкое применение Герминой Хуг-Хельмут психоаналитических идей к детям привело к отвержению психоанализа со стороны педагогической психологии. Труды на русском языке: «Ребёнок и его представление о смерти» (1912), «К технике анализа детей» (1921), «Психоанализ детской души». Виктор Тауск (1879-1919). Психоаналитик, одна из ярких и драматических фигур ранней истории развития психоанализа. В юные годы после окончания школы он занимался журналистикой и литературным творчеством. После знакомства с трудами З. Фрейда он приезжает в Вену (1909) для получения аналитического образования и одновременно с этим изучает медицину. В 1913 г. Тауск получает степень доктора медицины. Он работал психиатром в амбулаторном неврологическом отделении, а также в психиатрической клинике при Венском университете. Во время Первой мировой войны Тауск служил психиатром в действующей армии. Виктор Тауск стал одним из первых аналитиков, кто развернул психоаналитические исследования психотических расстройств, алкоголизма, проблематики военных неврозов. Личная судьба Тауска весьма драматична. Сложные душевные перипетии, противоречивые отношения с учителем - З. Фрейдом, не проходящая депрессия, неустроенность в личной жизни (Тауск был влюблён в Лу Андреас-Саломе) обрекают в конце концов Тауска на самоубийство. Этот шаг вызвал неоднозначные реакции в аналитических кругах, что, в определённом смысле, не дало в полной мере оценить его творческие вклады в психоаналитическое учение, которые являются во многих отношениях являются новаторскими и даже опередившими время. Лу Андреас-Саломе (1861-1937), родившаяся в Петербурге, являлась одновременно писательницей, философом и психоаналитиком. В 1911 г. Лу принимает участие в работе Международного психоаналитического конгресса в Веймаре, знакомится с Фрейдом. Они становятся друзьями на следующую четверть века. Лу Саломе овладевает психоанализом и входит в круг ближайших учеников. Её нашумевшая книга «Эротика» выдержала в Европе 5 переизданий. С 1914 она начинает работать с больными, оставляя ради науки беллетристику (ею написано порядка 139 научных статей). Поселившись вместе с мужем в Гёттингене, она открывает частную практику и много трудится. Скончалась в 1937 г. Сразу после её смерти в Гёттингене её библиотека была сожжена нацистами. Наследие Лу Андреас-Саломе и её вклад в развитие психоанализа является бесценным, а её труды оказываются актуальными по сей день. Хелен Дойч (1884-1982). Одна из любимых учениц Фрейда, проходившая у него личный анализ.  Стала одной из первых психоаналитиков, обративших специальное внимание на психологию женщин. Ввела понятие «невроз судьбы», описала различные женские страхи (родов, изнасилования и т. д.). Именно у неё в анализе оказался Виктор Тауск, незадолго до своей кончины. В 1925 году опубликовала книгу «Психоанализ женских сексуальных функций», ставшую первой психоаналитической монографией, посвящённой проблематике женской сексуальности. В этой работе наметила стратегию исследования глубинных механизмов становления женственности. Дойч последовательно рассмотрела ключевые ступени в становлении сексуальной жизни женщины: инфантильная сексуальность, проблемы пубертата и взрослости, а также климактериум. При этом внимание уделяется анализу психологических следствий различных значимых аспектов в жизни женщины: менструация, дефлорация, сексуальный акт, фригидность, бесплодие, беременность, роды, послеродовые переживания, лактация. В 1935 году бежала из Германии в Кембридж, штат Массачусетс, где продолжила карьеру психоаналитика. В США к ней вскоре присоединились муж и сын. Умерла 29 марта 1982 года в Кембридже, штат Массачусетс. Выводы Находясь в интеллектуальном одиночестве, Фрейд никак не предполагал, что он и его труды вдруг станут не только известными, но и вызовут неподдельный интерес у многих, кто захочет с ним сотрудничать. К тому же, мы помним, что за плечами у Фрейда было два болезненных разрыва (Брейер и Флисс). Это важно иметь в виду для понимания той радости, с которой Фрейд готов был принять новых людей в свой круг по интересам, и попросту не мог отдавать себе отчёт в том, что большинство из них находилось на куда более низкой интеллектуальной ступени по сравнению с ним. Принимая всех без должной критики на протяжении многих лет, Фрейд оказывался для них идолом, вдохновителем, авторитетом, - но это совсем не то, чего он желал по-настоящему. Место предводителя, авторитета, диктатора – всё это было чуждо натуре Фрейда, и он не раз подчёркивал, что желает продолжения, распространения и развития Дела своей жизни, а вовсе не того, чтобы его почитали как бога. В этом свете, стоит заметить, что на протяжении существования Психологического общества по средам Фрейд дал его участникам намного больше, нежели мог получить от них сам. Более того, после 1908 года мы обнаруживаем, как обстановка между участниками общества постепенно переходит от дружеской и тёплой – к склочной и напряжённой: кто-то не ладит друг с другом, кто-то – напрямую вступает в конфликт с Фрейдом, кто-то – пытается соблюдать нейтралитет. Всё это постепенно приводит к образованию расколов внутри общества, которые порождают новые проблемы, требующие непростых решений. Главными отступниками и инициаторами расколов станут Адлер, Штекель и Юнг, о которых будет подробно говориться в следующей теме курса.
«Выход Фрейда из интеллектуального одиночества и дальнейшая судьба психоанализа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot