Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Выделение, описание и классификации систем

  • 👀 2173 просмотра
  • 📌 2121 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Выделение, описание и классификации систем» pdf
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Выделение, описание и классификации систем. План лекции: 1. Понятие системы, свойства систем. Виды систем. 2. Выделение и описание систем. 3. Классификация систем. 1. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Условия, присущие любой системе: 1. Любая система существует во времени и пространстве и находится в движении. 2. Объекты или элементы любой системы автономны в организационном отношении и зависимы друг от друга в функциональном. 3. Для каждой системы характерно наличие единого основания классификации элементов. 4. Система обладает единством. Сложные системы – системы, не являющиеся простыми и отличающиеся разветвлённой структурой и большим разнообразием внутренних связей. Другие свойства систем: 1. коммуникативность – взаимосвязь внешней среды и системы множеством связей; 2. целостность и обособленность; 3. иерархичность – система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый элемент её, в свою очередь, является системой. Целостность – это внутреннее единство, принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов, т.е. система обладает свойствами «целого, мыслимого как многое». Именно это единство делает образование системой, а роль элементов сводится к обеспечению функционирования этого целого. Интегративное свойство – это то новое, которое формируется при согласованном взаимодействии элементов, объединенных в структуру, и которым элементы до этого не обладали. Именно интегративные свойства отличают систему от простого конгломерата и выделяют систему из среды в виде целостного образования. Целое – это совокупность взаимодействующих частей, в которой смысл понятия «часть» определяется взаимодействием, присущим системе. Свойства сложных систем: 1) неоднородность и большое число элементов; 2) эмерджентность; 3) иерархия – наличие нескольких уровней и способов достижения целей соответствующих уровней; 4) агрегирование – объединение нескольких параметров системы в параметры более высокого уровня; 5) многофункциональность – способность сложной системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре, которая проявляется в свойствах гибкости, адаптации и живучести; 6) гибкость – свойство системы изменять цель функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем; 7) адаптация – изменение целей функционирования при изменении условий функционирования; Адаптивная система – система, в которой происходит непрерывный процесс обучения или самоорганизации. 8) надёжность – свойство системы реализовывать заданные функции в течение определённого периода времени с заданными параметрами качества; 9) безопасность – способность системы не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании; 10) стойкость – свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров среды за определенные ограничения или допуски; 11) уязвимость – способность получать повреждения при воздействии внешних и (или) внутренних факторов. 2. Внутреннее описание дает информацию о поведении системы, о соответствии (несоответствии) внутренней структуры системы целям, подсистемам (элементам) и ресурсам в системе, внешнее описание- о взаимоотношениях с другими системами, с целями и ресурсами других систем. Внешнее описание системы определяется ее внутренним описанием. Морфологическое(структурное или топологическое) описание системы - это описание строения или структуры системы или описание совокупности А элементов этой системы и необходимого для достижения цели набора отношений R между этими элементами системы. Функциональное описание системы - это описание законов функционирования, эволюции системы, алгоритмов ее поведения, "работы". Информационное(информационно-логическое или инфологическое) описание системы - это описание информационных связей как системы с окружающей средой, так и подсистем системы. Раньше информационное описание системы называли кибернетическим. Среда системы Элементы, остающиеся за пределами границы системы, образуют множество, называемое системным окружением или внешней средой. Окружение системы – есть множество предметов вне системы, изменение признаков которых влияет на систему и признаки которых изменяются вследствие поведения системы. Среда, окружающая любое предприятие, многообразна и представляет собой сложную систему, в которой огромную роль играют политические и экономические факторы, действующее законодательство, правительство, факторы научно-технической природы, поставщики, конкуренты и потребители. Современное предприятие является открытой системой, которая тысячами нитей связана с внешней средой Первое условие среды есть граница, относительно которой говорят, что система функционирует внутри нее. Окружающая среда определяется как набор заключенных внутри конкретных пределов объектов, которые влияют на функционирование системы.         3. Классификация систем С.Бира: В зависимости от числа элементов системы бывают: малые системы (10-103 элементов); сложные системы (103-107 элементов) – автоматическая телефонная станция, транспортная система большого города; ультрасложные системы (107-1030 элементов) – организмы высших животных и человека, социальные организмы; суперсистемы (1030-10200 элементов) – звёздная вселенная; Системы могут классифицироваться: по взаимодействию со средой или другими системами: по однородности или разнообразию структурных элементов: по степени определённости функционирования: по степени сложности:   по управлению: по стабильности цели и целенаправленности системы: Вопросы для самоподготовки студентов: 1. В чем сущность свойства — первичности целого? 2. В чем сущность неаддитивности систем? 3. В чем сущность иерархичности систем? 4. В чем сущность множественности систем? 5. В чем сущность наследственности систем? 6. В чем сущность эмерджентности систем? 7. В чем сущность мультипликативности систем? 8. В чем сущность синергичности систем? 9. В чем сущность адаптивности систем? 10. Каковы основные признаки и топологии систем? 11. Каковы их основные типы описаний? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : КноРус, 2015. — 298 с. 2. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ : Учебник. [Электронный ресурс] — М. : Дашков и К, 2014. - 644 с. 3. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ [Текст] : учебник для академического бакалавриата / СПбПУ; рек. УМО ВО, СПбПУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 462 с. 4. Шеметов П. В. - Менеджмент: управление организационными системами [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2012. - 407 с. 5. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2013. - 368 с. 6. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении [Текст] : учеб. пособие для вузов / доп. Мин. образов. РФ. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 368 с. 7. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник для вузов /; доп. УМО вузов РФ. - М. : Экзамен, 2004.- 480 с. Тема 2. Статические, динамические и синтетические свойства систем В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем понятие системы должно быть очень общим, применимым к любым ситуациям. Выход видится в том, чтобы обозначить, перечислить, описать такие черты, свойства, особенности систем, которые, во-первых, присущи всем системам без исключения, независимо от их искусственного или естественного происхождения, материального или идеального воплощения; а во-вторых, из множества свойств были бы отобраны и включены в список по признаку их необходимости для построения и использования технологии системного анализа. Полученный список свойств можно назвать дескриптивным (описательным) определением системы. Необходимы нам свойства системы естественно распадаются на три группы, по четыре свойства в каждой. 1. Статические свойства системы Статическими свойствами назовем особенности конкретного состояния системы. Это как бы то, что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы, то, чем обладает система в любой, но фиксированный момент времени.  Целостность  Открытость  Внутренняя неоднородность систем  Структурированность В узком смысле к статической характеристике системы можно отнести ее структуру. Однако нас чаще будут интересовать свойства системы по преобразованию ходов и выходов (т.е. функция системы) в установившемся режиме, когда отсутствуют изменения значений как входных, так и выходных переменных. Такие свойства определяются как статические характеристики. Статическая характеристика — это зависимость между входной и выходной величинами в установившемся режиме. Статическая характеристика может быть представлена: - математической моделью вида Y = F(X) - графической моделью. 2. Динамические свойства системы Если рассмотреть состояние системы в другой, отличный от первого, момент времени, то мы вновь обнаружим все четыре статических свойства. Но если наложить эти две "фотографии" друг на друга, то обнаружится, что они отличаются в деталях: за время между двумя моментами наблюдения произошли какие-то изменения в системе и ее окружении. Такие изменения могут быть важными при работе с системой и, следовательно, должны быть отображены в описаниях системы и учтены в работе с нею. Особенности изменений со временем внутри системы и вне ее и именуются динамическими свойствами систем. Если статические свойства - это то, что можно увидеть на фотографии системы, то динамические-то, что обнаружится при просмотре кинофильма про систему. О любых изменениях мы имеем возможность говорить в терминах перемен в статических моделях системы. В этой связи различаются четыре динамических свойства.  Функциональность  Стимулируемость  Изменчивость системы со временем  Существование в изменяющейся среде Следующий шаг в исследовании систем состоит в том, чтобы понять и описать, как система «работает», что происходит с ней самой и с окружающей средой в ходе реализации поставленной цели. Для описаний функционирования системы используются динамические модели. Для разных объектов и систем разработано большое количество динамических моделей, описывающих процессы с различной степенью детальности: от самого общего понятия динамики, движения вообще, до формальных математических моделей конкретных процессов типа уравнений движения в механике или волновых уравнений в теории поля. Свойства динамических систем определяет динамические характеристики. Динамическая характеристика — это реакция системы на возмущение (зависимость изменения выходных переменных входных и от времени). Динамическая характеристика может быть представлена:  математической моделью в виде дифференциального уравнения (или уравнений);  математической моделью в виде решения дифференциального уравнения;  графической моделью, состоящей из двух графиков: графика изменения возмущения во времени и графика реакции выхода на это возмущение — графической зависимости изменения выхода во времени. 3. Синтетические свойства системы Этот термин обозначает обобщающие, собирательные, интегральные свойства, учитывающие сказанное раньше, но делающие упор на взаимодействия системы со средой, на целостность в самом общем понимании.  Эмерджентность  Неразделимость на части  Ингерентность  Целесообразность Из бесконечного числа свойств систем выделено двенадцать присущих всем системам. Они выделены по признаку их необходимости и достаточности для обоснования, построения и доступного изложения технологии прикладного системного анализа. Но очень важно помнить, что каждая система отличается от всех других. Это проявляется, прежде всего, в том, что каждое из общесистемных свойств в данной системе воплощается в индивидуальной форме, специфической для этой системы. Кроме того, помимо указанных общесистемных закономерностей, каждая система обладает и другими, присущими только ей свойствами. Прикладной системный анализ нацелен на решение конкретной проблемы. Это выражается в том, что с помощью общесистемной методологии он технологически направлен на обнаружение и использование индивидуальных, часто уникальных особенностей данной проблемной ситуации. Итак, можно сказать, что системное видение мира состоит в том, чтобы, понимая его всеобщую системность, приступить к рассмотрению конкретной системы, уделяя основное внимание ее индивидуальным особенностям. Классики системного анализа сформулировали этот принцип афористически: "Думай глобально, действуй локально". Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Какие свойства систем относятся к статическим? 2. Назвать статические характеристики системы. 3. Какие свойства систем относятся к динамическим? 4. Назвать динамические характеристики системы. 5. Какие свойства систем относятся к синтетическим? 6. Пояснить свойство «Ингерентность»? 7. Пояснить свойство «Эмерджентность»? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте [Электронный ресурс] : учебное 2. 3. 4. 5. 6. 7. пособие. - М. : КноРус, 2015. — 298 с. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ : Учебник. [Электронный ресурс] — М. : Дашков и К, 2014. - 644 с. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ [Текст] : учебник для академического бакалавриата / СПбПУ; рек. УМО ВО, СПбПУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 462 с. Шеметов П. В. - Менеджмент: управление организационными системами [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2012. - 407 с. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2013. - 368 с. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении [Текст] : учеб. пособие для вузов / доп. Мин. образов. РФ. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 368 с. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник для вузов /; доп. УМО вузов РФ. - М. : Экзамен, 2004.- 480 с. Тема 3. Основные понятия системного подхода, системного анализа. План лекции: 1. Основные понятия системного подхода. 2. Основные понятия системного анализа. 1. Системный подход – совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства, структуру и функции объектов и процессов в целом, представив их в качестве систем со сложными межэлементными взаимосвязями, взаимовлиянием элементов на систему и среду, а также влиянием самой системы на её структурные элементы. Принцип системного подхода заключается в рассмотрении элементов системы управления как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения глобальной цели функционирования системы. Особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей системы управления (СУ) в целом. Системный подход может применяться как на этапе анализа СУ, так и на этапе синтеза данных систем. Системный подход основывается на принципах: 1) единства – совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей; 2) развития – учёт изменяемости системы, её способности к развитию, накапливанию информации с учётом динамики среды; 3) глобальной цели – ответственность за выбор глобальной цели, оптимум подсистем не является оптимумом всей системы; 4) функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой; 5) сочетание децентрализации и централизации; 6) иерархии – учёт соподчинения и ранжирования; 7) неопределённости – учёт вероятностного наступления события4 8) организованности – степень выполнения решений и выводов. 2. Анализ – процедура мысленного расчленения предмета на части в целях его дальнейшего изучения. Системный анализ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки, обоснования и решения сложных логистических (управленческих) проблем. В основе системного анализа лежит системный подход, а также ряд дисциплин и другие приемы, стимулирующие творческую деятельность в процессе принятия решений. Системный анализ определяется как средство для нахождения решений логистических (управленческих) проблем. Цель – ситуация или область ситуаций, которая должна быть достигнута при функционировании системы за определенный промежуток времени. Показатель – характеристика, отражающая качество системы или целевую направленность процесса (операций), реализуемого системой. В задачах анализа обычно требуется выяснить, какими внутренними связями обуславливаются интересующие исследователя свойства системы. Поэтому основным содержанием системного анализа является определение структурных, функциональных, казуальных (причинноследственных), информационных и пространственно-временных внутренних связей системы. Качество – совокупность существенных свойств объекта, обуславливающих его пригодность для использования по назначению. Процесс – совокупность состояний системы, упорядоченных по изменению какоголибо параметра, определяющего свойства системы. Ситуация – совокупность состояний системы и среды в один и тот же момент времени. Проблема – несоответствие между существующим и требуемым состоянием системы при данном состоянии среды в рассматриваемый момент времени. Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Что такое системный анализ? 2. Что входит в предметную область системного анализа? 3. что входит в предметную область системного подхода? 4. Каковы этапы системного анализа? 5. Каковы основные задачи этих этапов? 6. Что такое цель, структура, система, подсистема, задача, решение задачи, проблема? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : КноРус, 2015. — 298 с. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ : Учебник. [Электронный ресурс] — М. : Дашков и К, 2014. - 644 с. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ [Текст] : учебник для академического бакалавриата / СПбПУ; рек. УМО ВО, СПбПУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 462 с. Шеметов П. В. - Менеджмент: управление организационными системами [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2012. - 407 с. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2013. - 368 с. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении [Текст] : учеб. пособие для вузов / доп. Мин. образов. РФ. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 368 с. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник для вузов /; доп. УМО вузов РФ. - М. : Экзамен, 2004.- 480 с. Тема 4. Методы структуризации в системном анализе 1. Методы типа «дерева целей». Термин "дерево" предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня, функциями. Метод «дерева целей» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений, т .е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур. Идея метода впервые была предложена Черчменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности. Термин «дерево целей» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие (новые подцели, функции и т.д.). Представление целей начинается с верхнего уровня, дальше они последовательно разукрупняются, конкретизируются. Основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели. Метод дерева целей ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, то есть такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе 2. Метод PATTERN (Planning Assistance Through Technical Evaluation of Relevance Numbers - помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки), разработанный для повышения эффективности процессов принятия решений в области долгосрочной научно-технической ориентации крупной промышленной фирмы. Методика примечательна тем, что сочетает несколько методов системного анализа, которые могут быть использованы и сами по себе - речь идет о написании "сценария" и построении "дерева целей". Написание сценария - первый этап PATTERNа - представляет собой сочетание ситуационного анализа и нормативного прогноза. Сценарий предполагает подробное описание проблемной ситуации, после чего устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующего положения вещей, будет постепенно развертываться будущее состояние объекта исследования. Вторая часть PATTERNа - построение "дерева целей", т.е. использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие (новые подцели, функции и т.д.). (Методика PATTERN основана на принципе деления сложной проблемы на более мелкие проблемы до тех пор, пока каждая подпроблема не сможет быть всесторонне (разные критерии) и надежно количественно оценена экспертами (метод экспертных оценок).) Достоинства и недостатки метода PATTERN Главное достоинство методики состоит в том, что в ней определены классы критериев оценки: + относительной важности; + состояния разработки ("состояние-срок"); + взаимной полезности. Что касается формирования структуры целей, то из опубликованных материалов известно то, что в различных модификациях методики разным уровням иерархии предлагается присваивать разные названия. Это значительно облегчает сам процесс анализа "дерева целей". Один из вариантов "дерева целей" PATTERN приведен на рисунке. Рис.1. "Дерево целей" по методу PATTERN. PATTERN является первой попыткой системного подхода к определению сложнейших планов, каким является план научно-исследовательских работ в масштабе целой страны, и поэтому не лишена ряда недостатков. Ее наиболее слабым пунктом являются, прежде всего, исходные данные, вошедшие в "Сценарий". То есть, необходимо улучшить методы и средства при помощи, которых создаются сценарии. Система PATTERN лишена обратной связи, поскольку в ней нет логических элементов, которые бы позволили обнаружить пропуски или ошибки в планах. Они могут быть до известной степени компенсированы за счет систематического введения новых данных и пересмотра старых. Также, в качестве недостатка метода, необходимо отметить, что логика формирования структуры в первых и последующих вариантах методики не отрабатывалась. Не уделялось внимание разработке принципов и приемов структуризации, так как ученые стремились улучшить систему оценки и анализа сценариев и дерева целей. Вопросы для самоподготовки студентов: 1. В чем суть методов типа «дерева целей»? 2. В чем суть методов типа «дерева решений»? 3. В чем достоинства и недостатки методов типа «дерево целей»? 4. Назвать достоинства и недостатки метода PATTERN? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2. 3. 4. 5. 1. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : КноРус, 2015. — 298 с. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ : Учебник. [Электронный ресурс] — М. : Дашков и К, 2014. - 644 с. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ [Текст] : учебник для академического бакалавриата / СПбПУ; рек. УМО ВО, СПбПУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 462 с. Шеметов П. В. - Менеджмент: управление организационными системами [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2012. - 407 с. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2013. - 368 с. 6. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении [Текст] : учеб. пособие для вузов / доп. Мин. образов. РФ. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 368 с. 7. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник для вузов /; доп. УМО вузов РФ. - М. : Экзамен, 2004.- 480 с. Тема 5. Задачи системного анализа системы. Задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов. 1. Определение и декомпозиция общей цели, основные функции как ограничение траектории в пространстве состояний системы или в области допустимых ситуаций. 2. Выделение системы из среды (разделение на систему/ «несистему») по критерию участия каждого рассматриваемого элемента в процессе, приводящем к результату на основе рассмотрения системы как составной части надсистемы. 3. Описание воздействующих факторов. 4. Описание тенденций развития, неопределенностей. 5. Описание как «черного ящика». 6. Функциональная, компонентная (по виду элементов) и структурная (по виду отношений между элементами) декомпозиция системы. Задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы или среды, окружающей систему. 1. Функционально-структурный анализ существующей системы позволяет сформулировать требования к создаваемой системе, включает уточнение состава и законов функционирования элементов, алгоритмов функционирования и взаимовлияний подсистем, разделение управляемых и неуправляемых характеристик, задание пространства состояний, задание параметрического пространства, в котором задано поведение системы, анализ целостности системы, формулирование требований к создаваемой системе. 2. Морфологический анализ – анализ взаимосвязи компонентов. 3. Генетический анализ – анализ предыстории, причин развития ситуации, имеющихся тенденций, построение прогнозов. 4. Анализ аналогов. 5. Анализ эффективности (по результативности, ресурсоемкости, оперативности). Включает выбор шкалы измерения, формирование показателей эффективности, обоснование и формирование критериев эффективности, непосредственно оценивание и анализ полученных оценок. 6. Формирование требований к создаваемой системе, включая выбор критериев оценки и ограничений. Задача синтеза системы состоит в необходимости по описанию закона преобразования построении системы, фактически выполняющей это преобразование по определенному алгоритму. При этом должен быть предварительно определен класс элементов, из которых строится искомая система, реализующая алгоритм функционирования. 1. Разработка модели требуемой системы (выбор математического аппарата, моделирование, оценка модели по критериям адекватности, простоты, соответствия между точностью и сложностью, баланса погрешностей, многовариантности реализаций, блочности построения). 2. Структурный синтез – синтез альтернативных структур системы, снимающей проблему. 3. Параметрический синтез – синтез параметров системы, снимающей проблему. 4. Оценивание системы – оценивание вариантов синтезированной системы (обоснование схемы оценивания, реализации модели, проведение эксперимента по оценке, обработка результатов оценивания, анализ результатов, выбор наилучшего варианта). Оценка степени снятия проблемы проводится при завершении системного анализа. Вопросы для самоподготовки студентов: 1. В чем состоит задача декомпозиции? 2. В чем состоит задача анализа? 3. В чем состоит задача синтеза? 4. Объяснить необходимость составляющих этих задач? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : КноРус, 2015. — 298 с. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ : Учебник. [Электронный ресурс] — М. : Дашков и К, 2014. - 644 с. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ [Текст] : учебник для академического бакалавриата / СПбПУ; рек. УМО ВО, СПбПУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 462 с. Шеметов П. В. - Менеджмент: управление организационными системами [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2012. - 407 с. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2013. - 368 с. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении [Текст] : учеб. пособие для вузов / доп. Мин. образов. РФ. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 368 с. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник для вузов /; доп. УМО вузов РФ. - М. : Экзамен, 2004.- 480 с. Тема 6. Управление в организационных системах. 1. Принципы управления системой 2. Управление логистическими системами 3. Обратная связь 1. Важной особенностью сегодняшнего дня является концепция перехода от централизованного управления предприятием к децентрализованному управлению и самоорганизации. Второй важной особенностью сегодняшнего дня является концепция горизонтального управления предприятиями. Третьей важной особенностью является переход от индустриальной экономики и индустриального общества к постиндустриальной экономике и постиндустриальному, или информационному, обществу. Предлагается систематизация принципов и методов управления по следующим трем аспектам: 1) социально-психологические принципы и методы руководства и управления предусматривают рациональное сочетание единоначалия и коллективности, централизма и автономности, рациональное распределение должностных обязанностей, конкурсное назначение, обеспечение творческой инициативы, повышение профессиональной квалификации, создание благоприятных условий для работы; 2) организационные принципы и методы руководства и управления предусматривают рациональное сочетание централизма и автономности, обеспечение эффективности и оптимальности, плановость, законность и объективность; 3) кибернетические принципы и методы управления предусматривают структуризацию информации и переход информации в знание субъекта; ее верификацию, адекватность, обогащение. Принцип Эшби. 2. Специфической чертой сложноорганизованных систем является наличие в них процессов управления. Именно управление обеспечивает автономность поведения системы, ее целенаправленный характер. В этой связи возникает необходимость целевого подхода к системам. Нормальное управление сложными логистическими структурами, полностью отвечающее основным требованиям управляемых процессов, должно быть: © всеситуационным, что означает возможность управления во всех возникающих ситуациях, включая чрезвычайные, когда связь с объектами управления может теряться на некоторое время; © гибким, что подразумевает смену форм управления в зависимости от обстановки и изменения тенденций; © непрерывным, что означает осуществление управляющих воздействий с целесообразной периодичностью; © оперативным, т.е. способным своевременно реагировать на изменения обстановки; © эффективным, что означает экономичность выбираемых управленческих решений и всего процесса, а также минимальный расход ресурсов, используемых в ходе управления. Под управлением понимается особым образом ориентированное воздействие на объект (систему), которое обеспечивает придание ему требуемых свойств или состояний. При управлении логистической системой (объектом) осуществляется переход системы из одного состояния в другое, Логистическая система в общем случае состоит из трех блоков: входа — логистического процесса — выхода. Вход — все, что изменяется при протекании логистического процесса (функционирования системы). Выход — результат конечного состояния логистического процесса. Процессор — перевод входа в выход. Управление системой связано с понятиями прямой и обратной связи, ограничений. Для управления системами могут быть использованы два способа: 1) классический, или прямой директивный; 2) индивидуализированное управление посредством локальных однородных взаимодействий между соседними ячейками (клетками) однородной среды. 3. Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса. Обратная связь — связь входа системы с ее выходом. Представляет собой процесс, приводящий к тому, что результат функционирования какой-либо системы влияет на параметры, от которых зависит функционирование этой системы. Обратные связи, в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей. С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информацию о выполненной объектом управления работе, сравнивается с сигналом, определяющим содержание и объем работы (например, план). В случае обнаружения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы вырабатывается, предусмотренный требованиями к системе, корректирующий сигнал на объект управления. Обратные связи, как видно из рассмотренного примера, занимают важное место в процессе функционирования систем любого назначения. Поэтому обратим особое внимание на их основные функции, каковыми являются: - противодействие тому, что делает сама система, когда она выходит за установленные пределы (например, реагирование на снижение качества); - компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого равновесия системы (например, неполадки в работе оборудования); - синтез внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин (например, выработка управляющих команд на одновременное появление нового конкурента и снижение качества выпускаемой продукции); - выработка управляющих воздействий на объект управления по плохо формализуемому закону. Например, установление более высокой цены на энергоносители вызывает в деятельности различных организаций сложные изменения, меняют конечные результаты их функционирования, требуют внесения изменений в производственнохозяйственный процесс путем воздействий, которые невозможно описать с помощью аналитических выражений. Отрицательная ОС изменяет входной сигнал таким образом, чтобы противодействовать изменению выходного сигнала. Это делает систему более устойчивой к случайному изменению параметров. Пример: усилитель звуковых частот (прибор для усиления электрических колебаний, соответствующих слышимому человеком звуковому диапазону частот). Положительная ОС, наоборот, усиливает изменение выходного сигнала. ПОС ускоряет реакцию системы на изменение входного сигнала, поэтому её используют в определённых ситуациях, когда требуется быстрая реакция в ответ на изменение внешних параметров. В то же время ПОС приводит к неустойчивости и возникновению качественно новых (автоколебательных) систем, называемых генераторы (производители) Положительная (усиливающая) обратная связь усиливает тенденцию изменения выхода системы, а отрицательная (уравновешивающая) — ее уменьшает. Таким образом, отрицательная обратная связь способствует восстановлению равновесия в системе, нарушенного внешним воздействием или некими внутренними причинами, а положительная — усиливает отклонение от равновесного состояния по сравнению с его величиной в системе без такой обратной связи. Примеры. Положительная обратная связь. На входе - вклад в банке, на выходесумма денег на счету. Если положить в банк 1000 руб. под 10 % годовых, то через год на счету будет 1100 руб., через 2 года - 1210 руб. и т. д. Если взять в кредит в банке 1000 руб. под 10 % годовых, то через год на счету будет 1100 руб. долга, через 2 года - 1210 руб. и т. д. Примеры положительной обратной связи: раковое заболевание, рост живых клеток, накопление знаний, распространение слухов, уверенность в себе, эпидемия, ядерная реакция, паника, рост коралловых рифов. Обратная связь является основой саморегуляции, развития системы, приспособления ее к меняющимся условиям существования. Весь наш жизненный опыт состоит из циклов обратной связи. Примеры отрицательной обратной связи: воздушный кондиционер, температура тела, процентное содержание сахара в крови, кровяное давление, выздоровление, езда на велосипеде, хищники и жертвы, спрос и предложение на рынке, регулирование ассортимента. Имеется любопытная разновидность обратной связи — так называемая упреждающая связь (feedforward). В этом случае будущее оказывает влияние на настоящее. Например, если вы ожидаете провал, то, скорее всего, его и получите. И наоборот, если вы настраиваетесь на успех, ваша энергия и оптимизм помогают вам и повышают ваши шансы. Наши ожидания и тревоги, опасения и надежды способствуют формированию именно того будущего, которое мы себе представляем. Упреждающая связь создает так называемые самоосуществляющиеся пророчества. Примером является ситуация с ожиданием дефицита. Люди верят в пророчества и поступают в соответствии с ними. Наше будущее строят наши убеждения. Особенность упреждающей связи состоит в том, что усилия, которые направлены на то, чтобы избежать нежелательных событий, как раз к ним и приводят. В качестве примеров можно привести механизм бессонницы или парадокс-пожелание: "Будьте непринужденны!" Усиливающая обратная связь возникает, когда первоначальное изменение усиливается последующими. Другими словами, "следствие" изменения усиливает его "причину", которая в свою очередь увеличивает изменение. В результате система начинает с нарастающей скоростью удаляться от первоначального состояния. Это может привести к усиливающей упреждающей связи, которая возникает тогда, когда сам факт прогноза отталкивает систему от прогнозируемого состояния, и прогноз оказывается самоупраздняемым пророчеством. Уравновешивающая обратная связь возникает, когда изменения в системе нейтрализуют первоначальное изменение и ослабляют его последствия Другими словами, "следствие" изменения противоположно его "причине". Система приходит к устойчивому состоянию — к достижению своей "цели". Уравновешивающая упреждающая связь возникает, когда ожидание изменения подталкивает систему к прогнозируемому состоянию, и прогноз оказывается самоосуществляющимся пророчеством. В технических системах контрольная информация о работе управляемого объекта поступает по цепи ОС к оператору или автоматическому управляющему устройству. Пример ООС 1: Черный ящик "Налоговая инспекция". Время сдачи отчета. Охранник осуществляет отрицательную обратную связь выходного параметра "количество посетителей внутри" с парметром "входящие посетители" открывая и закрывая дверь и ругаясь. Пример ООС 2: В системе водоснабжения города постоянным параметром для регулирования с помощью ООС является давление. При повышенном водоразборе (утром, вечером) давление падает и при этом система автоматизции повышает производительность насосной станции. Когда водоразбор падет (ночь) - давление повышается и производительность насосов принудительно снижается. Пример ПОС 1: Фонящий микрофон (микрофон установленный недалеко от колонок) сигнал колонок>микрофон>усилитель>сигнал колонок>микрофон. Пример ПОС 2: Устранение "дребезга контактов" или "влияния шумов срабатывания". Система после срабатывания на некоторое время выключается, но сигнал срабатывания после предустановленной задержки взводит систему опять в рабочее состояние. 4. Системный подход к решению задач автоматизации организационного управления содержит последовательность следующих шести этапов: 2) мониторинг объектов управления (сбор и обработка информации о состоянии управляемых объектов); 3) оценка состояния управляемых объектов и среды; 4) принятие управленческих решений; 5) детализация принятого решения и планирование соответствующих действий; 6) доведение управленческих воздействий (распоряжений) до объектов управления (исполнителей); 7) контроль над их исполнением. Вопросы для самоподготовки студентов: 1. В чем сущность системного подхода и его отличия от других подходов? 2. Почему управление любыми объектами, особенно социально-экономическими, следует строить по теории системного подхода? 3. Что такое управление системой и управление в системе? Поясните их отличия и сходства. 4. Сформулируйте функции и задачи управления системой. 5. Какова взаимосвязь функции и задач управления системой? 6. Назовите главные особенности управления системой на современном этапе. 7. Охарактеризуйте необходимость обратной связи в управлении системой? 8. Перечислите виды обратной связи. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте [Электронный ресурс] : учебное 2. 3. 4. 5. 6. 7. пособие. - М. : КноРус, 2015. — 298 с. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ : Учебник. [Электронный ресурс] — М. : Дашков и К, 2014. - 644 с. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ [Текст] : учебник для академического бакалавриата / СПбПУ; рек. УМО ВО, СПбПУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 462 с. Шеметов П. В. - Менеджмент: управление организационными системами [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2012. - 407 с. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2013. - 368 с. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении [Текст] : учеб. пособие для вузов / доп. Мин. образов. РФ. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 368 с. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник для вузов /; доп. УМО вузов РФ. - М. : Экзамен, 2004.- 480 с. Тема 7. Использование системного анализа при решении задач планирования на производстве Область применения системного анализа в зависимости от сложности решаемых задач и возможности использования математических методов можно условно разбить на пять уровней:   оптимизация планирования и управления отдельными операциями. выбор типа системы или наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.  разработка новых систем.  определение места и роли системы в проблемах более высокого уровня.  планирование и управление экономической системой народи о хозяйственного уровня. Такое расположение соответствует возрастанию сложности проблемы, уровня неопределенности и трудностей в выработке рекомендаций, по которым можно предпринять конкретные действия. На первом уровне анализ в наибольшей мере приобретает математическую форму и может базироваться на использовании формальнологических средств и методов. По существу, это исследование операций в целях повышения эффективности системы в условиях, когда понятие «более эффективный» четко определено. Основной характеристикой проблем в этой области является то, что они имеют ясно очерченную структуру, поддающуюся формализованному описанию. На остальных уровнях применение системного анализа заведомо связано с необходимостью исследования качественных факторов и условий, чаще всего общественного характера. В отдельных случаях системный анализ неизбежно связан с необходимостью изучения противоречий. Примерами противоречий и несоответствий являются несбалансированность планов, перебои в поставке отдельных видов материалов и оборудования, несоответствие между ростом объемов производства и потребления отдельных видов продукции, противоречия, связанные с медленным внедрением новой техники. Плановый работник практически всегда выступает в качестве специалиста по системному анализу, так как он видит решаемую проблему в целом. Результаты системного анализа зависят от принятой системы критериев. Выбор критериев является неотъемлемой составной частью анализа. Роль анализа состоит в том, чтобы установить, какие критерии целесообразно использовать для принятия определенных решений в области управления. Основную часть математических методов системного анализа составляют методы исследования операций (различные виды программирования, теория игр, теория массового обслуживания и др.). Эти методы широко применяются в системном анализе, но скорее для изучения отдельных сторон решаемой проблемы, а не для исследования ее существа. Математические методы в системном анализе чаще всего используются: для определения численных значений показателей, характеризующих результаты функционирования системы; для поиска наилучших вариантов действий, ведущих к достижению определенных результатов (оптимизация); для обработки и анализа данных, имеющих эвристический, творческий характер. Несмотря на все большую роль математических методов при решении экономических задач, нельзя считать, что они являются универсальным средством такого решения. Методы, использующие накопленный опыт и интуицию, то есть эвристические (неформальные). Стремление получить точные ответы на поставленные вопросы с помощью математических методов может привести к тому, что инженер и экономист настолько увлекаются своей работой и методологией выявления необходимости в тех или иных исследованиях, что конечным результатом их усилий оказывается вывод о необходимости проведения дополнительных исследований. Между тем в условиях, когда определенные данные о том или ином экономическом процессе, явлении, результате отсутствуют, лучше получить приближенною ответы на наиболее важные вопросы, чем пытаться дать точные ответы на вопросы, которые не полностью ясны и осмыслены. Процедуры формирования целей системы, вариантов их реализации, моделей, критериев не могут быть полностью формализованы. Порядок проведения подобных экспертиз и совещаний очень часто регламентируется традицией, т. е. в конечном счете опытом, и во многих отношениях представляет собой искусство. Однако постепенно и в эту область начинают проникать разнообразные математические методы обработки исходного материала эвристического происхождения. Особенностью эвристических методов является то, что специалист, оценивая событие, в существенной мере использует информацию, основанную на его опыте и интуиции. Эта информация в огромной степени связана с личными качествами эксперта. При использовании интуитивного метода принятия решения последовательность его реализации эксперт не в состоянии выразить словами. Интуиция предполагает непосредственное, скачкообразное достижение решения вместо цепочки тщательных, хорошо продуманных и осмысленных шагов. Интуитивно мыслящий человек часто не может сообщить, какие аспекты ситуации были выделены в процессе восприятия, какую часть хранящейся в его памяти информации он при этом использовал, какие «рассуждения» привели его от исходных данных к принятию решения. На использовании опыта основаны эвристические методы принятия решении, исходящие из прошлого анализа некоторой проблемы, идентичной проблеме, возникшей в данный момент (решение, основанное на аналогии с прошлым). К неформальным методам относится также метод принятия решений на основе обращения к авторитету (обращение за советом и указаниями к руководству, к экспертам, справочной, научной или учебной литературе). Области применения методов системного анализа:  Определение перечня целей и путей их достижения (например, определение целей отраслевого плана и разработка нескольких вариантов его реализации).  Определение предпочтительности (ранжирование) отдельных целей, путей, мероприятий, результатов и т. д. (например, определение приоритетности и сроков реализации отдельных мероприятий в отраслевом плане по новой технике).  Расчленение целей, программ, планов и т. д. на их элементы (например, составление планов отдельных объединений или предприятий, исходя из задач, поставленных перед отраслью в целом).  Выбор наилучших путей достижения поставленных целей (например, анализ и сопоставление различных организационно-технических мероприятий, предлагаемых для включения в план).  Выбор критериев сравнения целей и путей их достижения (например, выбор критериев для оценки эффективности различных вариантов отраслевых планов).  Построение моделей выбора целей и путей их достижения (например, модель распределения плановых заданий между предприятиями отрасли по критерию минимизации приведенных затрат).  Обобщение данных анализа функционирования отдельных подсистем для выводов об оптимальности функционирования системы в целом (например, составление оптимальной схемы разработки отраслевых планов исходя из данных анализа процедур планирования, принятых в отдельных объединениях (на предприятиях отрасли). Методы системного анализа не следует противопоставлять. Каждый имеет преимущества и недостатки, но ни один из них нельзя считать пригодным для решения любых задач. Поэтому наилучшие результаты можно получить путем сочетания нескольких методов, определяемого характером решаемой задачи и уровнем рассмотрения проблемы. При решении задач планирования на низшем уровне управления экономикой обычно встречаются с достаточно структуризованными проблемами, что позволяет широко применять математические методы анализа. На более высоких уровнях цели и другие элементы системного анализа приобретают все более качественный характер и поэтому возрастает значение неформальных методов. Сложность моделирования социальных процессов в экономических системах еще больше затрудняет применение математических методов. Одновременно возрастает роль фактора неопределенности, игнорирование которого путем использования формальных методов может привести к ошибочным выводам. Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Какие методы системного анализа используются при решении задач планирования на низшем уровне? 2. Какие методы системного анализа используются при решении задач планирования на высшем уровне? 3. Поясните целесообразность применения системного анализа при решении задач планирования. 4. Какие задачи планирования решает специалист по системному анализу? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : КноРус, 2015. — 298 с. 2. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ : Учебник. [Электронный ресурс] — М. : Дашков и К, 2014. - 644 с. 3. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ [Текст] : учебник для академического бакалавриата / СПбПУ; рек. УМО ВО, СПбПУ. - 2-е изд., 4. 5. 6. 7. перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 462 с. Шеметов П. В. - Менеджмент: управление организационными системами [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2012. - 407 с. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2013. - 368 с. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении [Текст] : учеб. пособие для вузов / доп. Мин. образов. РФ. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 368 с. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник для вузов /; доп. УМО вузов РФ. - М. : Экзамен, 2004.- 480 с. Тема 8. Оптимизация технической системы: формулирование проблемы, цель системы, понятие цикла 1. Цель технических и логистических систем 2. Понятие цикла 1. Цель логистических систем В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства . Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы. 2. Понятие цикла Понятие «цикл» отражает: 1) законченность определенного процесса предполагаемым, планируемым результатом; 2) диахронность развития, т.е. повторяемость определенных процессов развития; 3) наличие передачи системогенетической информации, «памяти» системы от одного поколения результатов к другому; 4) замкнутость, упорядоченность составных частей процесса, стадий. Цикл есть повторяющийся законченный замкнутый процесс, переводящий цель, замысел, потребность в определенный результат, продукцию, предмет (объект) потребности . Цикл характеризуется повторяемостью за определенный промежуток времени взаимосвязанных стадий. Время (длительность) цикла Т — характеристика, определяющая временную масштабность цикла, которая одновременно определяет временную структуру, «временной спектр» процессов соответствующих систем-носителей указанных циклов и соответственно их «временную инерцию». Оценивая системно этапы логистического цикла, можно установить, что все они не только взаимосвязаны между собой, но и следуют один за другим. Вопросы для самоподготовки студентов: Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Что отражает «цикл» системы? 2. Сформулируйте цель технической системы? 3. Сформулируйте цель логистической системы? 4. В чем суть закона структуры логистического цикла? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : КноРус, 2015. — 298 с. 2. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ : Учебник. [Электронный ресурс] — М. : Дашков и К, 2014. - 644 с. 3. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ [Текст] : учебник 4. 5. 6. 7. для академического бакалавриата / СПбПУ; рек. УМО ВО, СПбПУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 462 с. Шеметов П. В. - Менеджмент: управление организационными системами [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2012. - 407 с. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Москва : Омега-Л, 2013. - 368 с. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении [Текст] : учеб. пособие для вузов / доп. Мин. образов. РФ. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 368 с. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник для вузов /; доп. УМО вузов РФ. - М. : Экзамен, 2004.- 480 с.
«Выделение, описание и классификации систем» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot