Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Введение в теорию и практику менеджмента. Менеджмент как категория людей

  • 👀 829 просмотров
  • 📌 767 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Введение в теорию и практику менеджмента. Менеджмент как категория людей» rtf
Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент — всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».  Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.  Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их. Менеджмент - это: • - способ, манера обращения с людьми • - власть и искусство управлять кадрами • - особые умения и административные навыки • - орган управления, административная единица Менеджмент как процесс управления Менеджмент - интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента рассматривается по стадиям, основным сферам деятельности, функциям управления. Управление это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляемое в целях придания определенной направленности деятельности и получения желаемых результатов. Менеджмент как наука искусство управления Менеджмент - самостоятельная область знаний с начала ХХ в. Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности. Предмет изучения научного менеджмента - наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею. В основе менеджмента как науки - тысячелетняя практика управления. Менеджмент как аппарат управления Менеджмент - специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления - координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители). Менеджмент как категория людей Менеджмент - определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление. Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях. В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности - линейных и функциональных. 1. По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль. Стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования). Оперативное управление - деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя: • организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов; • выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры. Контроль - это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления. 2. Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы - управление: • стратегией (стратегический менеджмент); • маркетингом (маркетинговый менеджмент); • финансами (финансовый менеджмент); • персоналом (кадровый менеджмент); • исследованиями и разработками (инновационный менеджмент). З. Менеджмент предполагает выполнение таких управленческих функций: планирование, организация, координация, мотивация, принятие решений, руководства, учет и анализ, контроль, регулирование и др. Уровень управления - часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями. Практическое количество уровней на предприятиях колеблется от одного - двух в малых фирмах до восьми - девяти в крупных объединениях и корпорациях. В мировой практике определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший. Низший уровень управления К этому уровню относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35-45 % управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители. Средний уровень управления К этому уровню относятся 50-60% общей численности управленческого персонала организации, а именно: • менеджеры, ответственные за производственный процесс в подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (начальники цехов, крупных отделов); • менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений; • менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами. Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления. Высший уровень управления Это высшее руководство организации: президент и вице-президенты (директор и его заместители). Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей. Руководители среднего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды. К высшему звену относятся 3-7 % управленческого персонала. Каждый — сам себе менеджер. Любой человек, за исключением младенцев и лежачих больных, вынужден управлять своими делами, планировать и распределять свое время. Основной ресурс каждого из нас – время. Можно им распорядиться с пользой, можно потратить без какого-либо результата. Рационально управлять своими делами — своей производственной деятельностью и своей жизнью в целом – основа успеха для любого из нас.  Другими словами, каждый человек в определенной степени является менеджером. Он управляет самим собой. Из этого следует, что знание основ менеджмента полезно каждому. Включенные в настоящий учебник сведения и методы можно с успехом применять для повышения эффективности своей личной деятельности.  Однако термин «менеджер» обычно противопоставляется термину «исполнитель». Другими словами, в обычном словоупотреблении «менеджер» — это руководитель, у которого есть хотя бы один непосредственный подчиненный или которому делегирована часть полномочий вышестоящего руководителя.  Менеджеры и предприниматели. Предпринимателями называют тех инициативных граждан, кто на свой страх и риск предпринимает какие-либо хозяйственные действия с целью получения прибыли.  В соответствии со статьей 23 ГК РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Гражданин может создать юридическое лицо, например, общество с ограниченной ответственностью (статья 87 ГК РФ). Напомним, что «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья 48 ГК РФ).  Таким образом, каждый гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью, причем используя различные юридические формы. Предприниматель принимает на себя все последствия своей деятельности, как прибыли, так и убытки.  Предприниматель, который имеет наемных работников, очевидно, является топ-менеджером. Если же предприниматель работает в одиночку, назвать его менеджером можно только условно.  Являются ли предпринимателями наемные менеджеры? Очевидно, нет, поскольку они не отвечают своим имуществом за результаты деятельности. Это не значит, что они не имеют права проявлять инициативу, осуществлять те или иные изменения. Просто оценка их деятельности идет в других формах, чем для предпринимателей.  Обратимся теперь к промежуточной ситуации, когда менеджер является одним из собственников предприятия. Сложность положения менеджера заключается в необходимости действовать солидарно со своими совладельцами. Нет свободы маневра по сравнению с классическим предпринимателем – единоличным владельцем. Такой менеджер должен раздваиваться, играя сразу две роли – собственника и наемного управляющего. Например, как собственник он заинтересован в увеличении дивидендов и уменьшении фонда оплаты труда и фонда развития производства. А как управляющий он заинтересован в прямо противоположном – в уменьшении дивидендов, увеличении фонда развития производства (как организатор производства) и увеличении своей зарплаты (как наемный работник).  Итак, с полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера — предпринимателем можно только тогда, когда речь идет об единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. В современных условиях такая ситуация достаточно редка и встречается в основном в малом бизнесе. Мир XXI века – это мир менеджеров и исполнителей, а не мир предпринимателей.  Виды менеджмента Стратегический менеджмент - вид управления, при котором высшее руководство переносит центр внимания на окружение фирмы с тем, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент предусматривает: • определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от приоритетности целей; • выделение ресурсов организации под стратегические цели фирмы; • создание центров руководства каждой стратегической целью; • оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по мере достижения стратегических целей. Стратегический менеджмент - это процесс, предусматривающий три этапа. 1. В рамках стратегического планирования определяют долгосрочные перспективы развития предприятия и его главных подразделений. 2. На этапе реализации планов разрабатывают мероприятия по осуществлению фирменной стратегии. 3. В процессе контроля определяют основные проблемы в области стратегии компании. Маркетинговый менеджмент призван посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение ее целей. Предусматривает такие процессы и действия: • изучение и сегментация рынка; • разработка товаров; • ценообразование; • создание систем сбыта; • распределение и сбыт созданной продукции; • реклама. Производственный менеджмент предполагает, что руководители определенного уровня и соответствующие функциональные службы управляют процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию. Операции производственного менеджмента: • управление разработкой и проектированием продукта; • выбор технологического процесса, расстановка кадров, техники; • управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; • управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; • контроль качества. Финансовый менеджмент состоит в управлении процессом движения финансовых средств в организации; включает в себя: • составление бюджета и финансового плана; • формирование денежных ресурсов; • распределение денег между структурами, определяющими жиз­недеятельность организации; • оценку финансового потенциала организации. Кадровый менеджмент связан с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Его элементы: • подбор и расстановка кадров; • обучение и развитие кадров; • компенсация за выполненную работу; • создание условий на рабочем месте; • поддержка отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров. Инновационный менеджмент состоит в управлении исследованиями, разработками и развитием фирмы; управляет такими действиями: • развитием собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы; • проведением исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями; • оформлением заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией; • приобретением лицензий на право производства товаров или услуг; • управлением новыми проектами, программами.  Кибернетика – основа управления. Большое влияние на развитие исследований в области управления в целом и менеджмента в частности оказало появления в 1948 г. книги американского математика Норберта Винера (1894-1964) «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Через два года вышла его книга «Кибернетика и общество». Началось мощное научное движение, ключевые слова которого – кибернетика, исследование операций, системный анализ, математическое моделирование, оптимальное управление и др. Оно до сих пор определяет лицо современной науки об управлении. В нашей стране огромную роль в развертывании исследований по кибернетике сыграл академик АН СССР адмирал-инженер Аксель Иванович Берг (1893-1979). С 1950-х годов до последних дней жизни он возглавлял Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика».  Один из вождей отечественного кибернетического движения академик РАН Никита Николаевич Моисеев (1917-2001) в своей книге приводит ряд фактов, позволяющих проследить историю кибернетических идей. В частности, он обращает внимание на книгу профессора Бронислава Трентовского «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народами», вышедшую в Познани в 1843 г. (за 105 лет до книги Н. Винера) на польском языке. Для образованных людей XIX в. слово «кибернетика» было вполне понятно. Оно означало систему взглядов, знаний, навыков, которой должен был обладать управляющий для того, чтобы эффективно управлять людьми и ресурсами, находящимися в его распоряжении. Большой вклад в кибернетику в целом и в теорию систем в частности внесли отечественные ученые – член Петербургской академии наук Евграф Степанович Федоров (1853-1919) и особенно Александр Александрович Богданов (1873-1928). Деятель российского революционного движения, врач, философ, экономист (настоящая фамилия – Малиновский). С 1926 г. организатор и директор Института переливания крови. Погиб, производя на себе опыт. Основное сочинение А.А.Богданова – трехтомная «Всеобщая организационная наука (тектология)». Первый том напечатан в1913 г. Полностью книга выходит в 1925-1929 г.  Многие идеи кибернетики были известны задолго до Н.Винера (хотя сам он об этом скорее всего и не догадывался). Почему же именно книга Н. Винера послужила толчком к развитию работ по теории управления, а не работы Трентовского, Федорова, Богданова? Одно из возможных объяснений — «Кибернетика» Винера появилась вовремя, после второй мировой войны, когда стали выделять большие ресурсы на развитие науки (это было реакцией правительств на продемонстрированную в Хиросиме и Нагасаки роль науки в практике). Принцип необходимого разнообразия Эшби. Выражение определяющее предельные возможности управления, показывает, что для повышения качества управления, т.е. уменьшения энтропии Н (Y/X), необходимо: • уменьшать разнообразие состояний управляемого объекта H(Y); • увеличивать разнообразие управляющих воздействий H(Х), приближая его к разнообразию состояний управляемого объекта H(Y); • уменьшать неоднозначность управляющих воздействий относительно состояний объекта управления H(Х/Y), что возможно при наличии полной информации об управляемом объекте и внешней среде. Иными словами, нужно стремиться к тому, чтобы на каждое возможное состояние управляемого объекта имелось свое управляющее воздействие, чтобы существовала возможность использования управляющих воздействий в зависимости от состояния и чтобы всякий раз обеспечивался выбор того воздействия, которое соответствует состоянию объекта управления. Выражение (4) отражает фундаментальный принцип кибернетики, известный как принцип необходимого разнообразия (принцип У. Росса Эшби) и формулируемый кратко так: «Разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления». Отсюда следует много принципиальных следствий.
«Введение в теорию и практику менеджмента. Менеджмент как категория людей» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot