Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Введение в производственную логистику
В
данной
теме
рассматриваются
вопросы
содержания
и
особенностей
функционирования производственной логистики.
Динамика развития мирового рынка определяет содержание и основные условия
рыночных отношений как в национальных, так и в международных масштабах, и в
конечном итоге – концепцию стратегического развития производственного предприятия
как основного субъекта экономики.
Производственная концепция, изначально ориентированная на увеличение объемов
производства и охват рынка, в настоящее время является производной от сбытовой, в
свою очередь, ориентированной на более глубокое и устойчивое проникновение на рынок.
По мере дальнейшего развития рынка и утверждения понимания, что вопрос о
существовании и преимуществе предприятия в конечном счете решается именно на
рынке, развитие получили и методы его (рынка) эффективного изучения, анализа и
формирования (маркетинговая деятельность) и ориентированное на рынок управление
предприятием. Необходимость не только продуктово-оринетированных, а избирательно
направленных,
объективно-ориентированных
и
более
того,
субъективно-
ориентированных, маркетинговых исследований обусловила появление логистического
подхода к их организации и проведению.
Дальнейшее
развитие
и
внедрение
качественно
новой
системы
ресурсосберегающих технологий еще более укрепило позиции логистики и придало
ресурсному аспекту уже в расширенном представлении, включая не только материальные,
но и трудовые, финансовые и другие ресурсы, решающее значение в укреплении
конкурентоспособности предприятия. Нарастающая ценность обретает фактор времени
формирования и реализации предприятием конкурентного преимущества.
Динамичное развитие окружающей среды предъявило повышенные требования к
организации
и
эффективности
деятельности
предприятия,
к
поиску
наиболее
эффективных решений повышения им своей конкурентоспособности, отстаивании и
укреплении своей позиции на рынке (в отрасли) в условиях развивающейся конкуренции.
Эта тенденция обусловила начало концепции конкурентного преимущества и призвало
предприятие к производительному, к продуктивному и эффективному – единой триадой –
использованию всех ресурсов в процессе осуществления своей деятельности в
соответствии
с
конкурентной
стратегией,
ориентированной
на
удовлетворение
конкретных потребностей конкретных потребителей на конкретных рынках на основе
конкурентного преимущества предприятия.
1
В настоящее время в условиях высокой степени развитости рынка, обострения и
динамизации конкуренции в экономически развитых странах и в глобальном масштабе
принцип максимизации прибыли, не теряя своей значимости, уступает место принципу
долгосрочного конкурентного развития. Жесткая конкуренция требует сокращения
инновационных циклов и тем самым обуславливает высокий уровень соответствующих
вложений. Последние, в свою очередь, обуславливают высоки производственные
возможности и масштабы, что вступает в противоречие с ограниченностью и
насыщенностью, прежде всего, внутренних рисков. Это обстоятельство усиливает
интернационализацию и глобализацию рынков и конкуренции.
Рассмотрение производственной деятельности предприятия производится с
позиций системного и логистического подхода и основывается на передовых концепциях,
теоретических положениях и опыте конкурентного развития основного субъекта
экономики. Значительное внимание, в этой связи, уделяется стратегическим аспектам.
Управление логистической системой производства предприятия рассматривается как
составляющая стратегического управления его конкурентным развитием.
Логистическая интеграция деятельности производственного предприятия связывает
три
функциональные
области
логистики:
материально-техническое
обеспечение,
производство и сбыт. Обеспечение и сбыт имеют внешние и внутренние контуры.
Последние
образуют
функциональный
интерфейс
с
производством
–
внутрипроизводственной логистикой.
Эта позиция и определяет ключевое, центральное положение производственной
логистики в общей системе логистического менеджмента предприятия. Именно в
производстве создается продуктовая основа товарного предложения как ответ на все
возрастающее разнообразие потребительских запросов.
Следует отметить, что производственная логистика (логистика производства) –
один из основных источников конкурентного преимущества предприятия, как комплекс
его функциональной деятельности по созданию продукта (ценности), направленной в
соответствии с генеральной функцией на создание и развитие конкурентного потенциала,
укрепление конкурентной позиции и достижение устойчивого конкурентного развития
предприятия.
Объектом
изучения
производственной
логистики
являются
внутрипроизводственные логистические системы и внутрипроизводственные связи.
Основной задачей производственной логистики является создание и обеспечение
эффективного функционирования интегрированной системы управления материальным
2
потоком в процессе производства и обеспечение полной загрузки рабочих мест в
поточном производстве.
Функции производственной логистики состоят в координации действий участников
логистического процесса, организации материального потока в производстве и
планировании материального потока, контроле за процессом товародвижения.
Современные производственные системы, такие как «канбан», «точно в срок»,
MRP, ERP и т.п. требуют, чтобы логистические и иные производственные виды
деятельности компании работали друг с другом предельно согласованно и гибко. Это
основное правило принцип производственной логистики. Без такого сопряжения функций
преимущества этих систем в полной мере никогда достигнуты не будут. К тому же, чтобы
добиться такого согласования, следует минимизировать любые конфликты, как реальные,
так и потенциальные.
Существует ряд областей, в которых сотрудничество особо необходимо и где
благодаря
этому
можно
добиться
существенных
улучшений.
К
числу
таких
потенциальных выгод относятся следующие действия:
– повышение производственной гибкости и сокращение времени выполнения
заказов при пополнении запасов за счет инвестиций в оборудование, компьютеры и
программное обеспечение;
– разработка стратегий, направленных на сокращение времени выполнения заказов
поставщиками материальных ресурсов;
– совместное планирование производственных процессов для сокращения времени
производственного цикла;
– минимизация среднего уровня производственных запасов за счет сокращения:
времени выполнения заказов; переналадки технологического оборудования; размера
производственных партий;
– реализация философии, согласно которой изделия с длительным циклом
оборачиваемости (с низкой оборачиваемостью запасов) должны производиться только
после получения на них заказа и запас таких видов продукции хранить не следует.
Существует множество других сфер производственной деятельности, где логистика
и производство тесно взаимодействуют друг с другом. Поэтому очень важно, чтобы
каждая функциональная область предприятия, и в особенности логистика, осознавала
свою роль в производственной деятельности и успешно действовала как самостоятельно в
рамках своих производственных задач, так и во взаимодействии с другими функциями.
3