Введение в микроэкономику
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ВВЕДЕНИЕ в МИКРОЭКОНОМИКУ
Общеизвестно, что любая экономическая система всегда сталкивается с проблемой
ограниченности, или редкости, применительно к потребительским благам, производственным
ресурсам или же, скажем, к внешним условиям ее функционирования. При этом индивидуальные
потребности экономических субъектов (агентов) ограничены в гораздо меньшей степени, или же
вообще не ограничены, что порождает центральную экономическую проблему распределения.
Экономическая теория (economics) изучает формы и способы решения людьми
проблемы естественной ограниченности благ и ресурсов, их распределения с целью
производственного или личного потребления. Она призвана дать ответ на три знаменитых
вопроса - Что производить? Как производить? Для кого производить?
Полезно прочитать: Что изучает микроэкономика?
Традиционно экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.
Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом, те проблемы, которые связаны с
деятельностью огромного числа экономических субъектов в рамках всей национальной экономики,
например, инфляцию, экономические циклы, денежные системы и др. Микроэкономика изучает
поведение индивидуальных хозяйствующих субъектов, процесс принятия ими решений для
реализации собственных экономических задач.
"Индивидуальный" дословно означает "не-делимый". Для экономиста данный субъект
представляет собой некий не подлежащий декомпозиции "атом", наделённый суверенными
целями (мотивацией) и ресурсами для их достижения. Активное самостоятельное
воспроизводство делает такого субъекта полноправным экономическим "агентом" - носителем
особенных экономических функций. К таким агентам относятся: фирмы, домашние хозяйства,
собственники факторов производства, налогоплательщики, государство и многие другие.
Полезно прочитать: Макро- и микроэкономика.
Средой функционирования экономического агента выступает рынок. Рыночное хозяйство это форма экономической организации, основанная на свободном обмене ценностных
эквивалентов. В условиях рынка агент принимает решение, опираясь на два главенствующих
принципа - принцип оптимизации (сопоставление затрат и результатов) и принцип учета возможных
альтернатив (альтернативных издержек). После принятия решения в рыночной системе возникает и
разрешается проблема координации - согласования решений индивидуальных производителей и
потребителей с общественными производственными (технологическими) возможностями и
наличными ресурсами. Такое согласование осуществляется через механизмы цен. Цена благ и
ресурсов выполняет информационно-распределительную и регулирующую функцию, являясь
основным инструментом экономической координации.
Как же экономическая теория решает поставленные перед ней задачи? Поскольку прямой
натурный эксперимент, подтверждающий или отрицающий правильность теории, в экономике и
обществе затруднён, то экономисты широко прибегают к методам научной абстракции и
моделированию. Обычно, экономический анализ подразделяется на нормативный и позитивный.
Нормативная теория вырабатывает целевые установки и отвечает на вопрос "Как должно
быть?". Позитивная теория описывает причинно-следственные связи и фактическое положение дел.
Моделирование представляет собой метод исследования объекта, который основан на
создании и последующем анализе искусственного объекта (обекта-посредника), имеющего
определённое существенное сходство с реальным объектом и обладающего рядом свойств
последнего. Такой объект-посредник называется моделью объекта. Модель описывается по
определённым правилам с использованием определённого языка, например, различаются
вербальные (описательные), математические, графические модели.
Существует огромное множество экономических моделей, среди них - модель спроса и
предложения, модель "круговых потоков", модель мультипликатора, модель "жизненного цикла" и т.п.
В качестве примера, приведём вербально-графическую модель "круговых потоков" описывающую
процесс координации решений домашних хозяйств и фирм о производстве и распределении благ и
ресурсов через механизмы соответствующих рынков (рис.1.1).
2
Рис. 1.1. Модель "круговых потоков"
Модель показывает, что экономическая деятельность осуществляется по кругу. Внутренний круг
описывает потоки благ и ресурсов в натуральном выражении, внешний круг направлен в
противоположную сторону и описывает эквивалентные денежные потоки. Фирмы производят
блага и продают их на рынке продуктов, получая возможность за счет выручки покупать факторы у
домашних хозяйств. Домашние хозяйства воспроизводят факторы производства (или их
собственников) и реализуют их на рынке ресурсов, получая возможность покупать
потребительские блага на рынке продуктов. Модель наглядно иллюстрирует взаимосвязь рынков
и рыночных агентов.
Полезно прочитать: Современное состояние микроэкономики.
Микроэкономика в России.
ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.
Рыночный спрос - это совокупность товаров и услуг, которые потребитель желает приобрести в
единицу времени при данных экономических условиях. Количество покупаемого товара называется
объёмом спроса.
Функция спроса показывает зависимость объема спроса на i-й товар (Qdi ) от всех определяющих его
факторов. К таким факторам относятся, например:
•
Pi - цена данного товара;
•
Рj...Рn - цены заменяющих или дополняющих товаров;
•
I - доход покупателя в единицу времени;
•
W - накопленное богатство;
•
Т - вкусы и предпочтения покупателя;
•
Е - ожидания покупателя (в т.ч.- инфляционные);
•
К - культурно-психологические факторы.
Следовательно, функция спроса может быть представлена в общем виде:
Qdi = Qdi(Pi ,Рj...Рn ,I,W,Т,Е,К...)
Закон спроса утверждает, что при заданных значениях прочих перечисленных факторов, с ростом цены
Pi объём спроса Qdi уменьшается (не возрастает). Функция спроса от цены Qdi = Qdi(Pi ), отражающая
данную зависимость, чаще всего представляется графически, в виде линии спроса D - Рис.2.1, либо
аналитически, например, в виде линейной зависимости Qdi = а - bPi
3
Рис.2.1 Линия спроса
Рис.2.2 Изменение объема спроса и сдвиг линии спроса
На Рис.2.2 показано отличие изменения объёма спроса от изменения спроса.
Если цена Pi , скажем, снизится, то объём спроса вырастет с Q1 до Q2, т.к. на изменение объёма спроса
действует ценовой фактор, что соответствует перемещению А-С вдоль линии спроса. В случае, если на
спрос действует какой-либо внешний, неценовой фактор (растут доходы покупателей, дорожают товарызаменители и т.п.), то изменяется сама функция спроса, сдвигаясь вправо от D1 до D2, что соответствует
перемещению А-В и росту спроса до уровня Q3 .
Известны исключения из закона спроса, когда объём спроса и цена данного товара связаны
положительной зависимостью (Рис.2.1 линия D¢):
1. Парадокс Гиффена (низкокачественные товары и заменители);
2. Ассиметричная информация (низкие цены "сигнализируют" о низком качестве товара;
3. "Престижное" потребление (эффект Веблена);
4. Эффект ожидаемой инфляции.
Рыночное предложение - это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на
рынок в единицу времени при данных условиях.
Функция предложения показывает зависимость объёма предложения Qs от влияющих на него
факторов:
Qs = Qs(Pi , Рj...Рn , Т,t, N...), где Рj...Рn - цены других товаров и производственных ресурсов, Т характеристика применяемой технологии, t - ставка налогообложения, N - характеристика природноклиматических условий производства. Считая прочие факторы неизменными, получаем функцию
предложения от цены : Qs = Qs(Pi ). Данная функция обычно задаётся аналитически (линейно Qs =-a+bPi
), или графически - в виде линии предложения (Рис.2.3, 2.4).
Закон предложения предполагает, что при прочих равных условиях с ростом цены объём предложения
также увеличивается (не убывает), т.е. функция предложения - возрастающая.
Рис.2.3 Линия предложения
предложения
Рис.2.4 Изменение объема предложения и сдвиг линии
Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором для данного уровня цены объём спроса
равен объёму предложения. Совмещая в едином графике линии спроса и предложения, получаем
4
графическое изображение равновесия в координатах Р,Q (Рис.2.5). Точка пересечения линий имеет
координаты (Р*, Q*), где Р*- равновесная цена, Q*- равновесный объём производства и потребления.
В точке равновесия рынок сбалансирован, ни у кого из рыночных агентов нет стимулов к изменению
ситуации. При слишком высоких ценах возникает избыток предложения (перепроизводство), при низких
ценах - избыток спроса (дефицит). При малых объёмах производства возникает превышение цены спроса
над ценой продавца, при больших объёмах - наоборот. В любом случае, ситуация дисбаланса стимулирует
смещение цены или объёма спроса и предложения в сторону равновесия.
Рис. 2.5. Графическая иллюстрация рыночного равновесия
Изменение рыночного спроса или предложения приводит к изменению равновесия (Рис. 2.6). Если,
например, рыночный спрос растёт, то линия спроса сдвигается вправо, тогда равновесная цена и объём
растут. Если рыночное предложение уменьшается, линия предложения сдвигается влево, что приводит к
увеличению цены и сокращению объёмов
Рис.2.6 Изменение равновесия: а) вследствие увеличения спроса; б) вследствие уменьшения
предложения. Новое равновесие соответствует координатам точки Е2.
Данные модели рынка являются статическими, так как в них явно не фигурирует время. При введении в
неё фактора времени, получим динамическую "паутинообразную" модель рыночного равновесия.
Рыночная цена Pt может не совпадать с равновесной ценой Р*, причём возможны три варианта динамики
Pt :
а) отклонение от равновесия уменьшается;
б) отклонение от равновесия увеличивается (модель "катастрофы");
в) рынок циклически колеблется вокруг точки равновесия, но равновесие не достигается (Рис.2.7).
5
Рис. 2.7. "Паутинообразные" модели рыночного равновесия
Вариант траектории развития в данной модели зависит от соотношения наклонов линий спроса и
предложения.
Государственное вмешательство в рыночное ценообразование может осуществляться в следующих
формах:
1.
"Фиксированные цены";
2.
Регулирование спроса (дотации, субсидии, подоходные налоги, налоги на потребление и пр.);
3.
Регулирование предложения (Налоги и льготы, тарифы, квоты, лицензии, дотации продавцам и пр.).
Установление фиксированной государственной цены, не совпадающей с равновесной, согласно модели
спроса и предложения, приводит либо к затовариванию (гос. цена выше равновесной), либо к
образованию дефицита и цен "чёрного рынка"(гос. цена ниже равновесной). Воздействие на спрос или
предложение неценовыми (фискальными) методами приводит к сдвигам линий спроса и предложения и
соответствующим колебаниям равновесных цен и объёмов.
Взаимная выгодность обмена между продавцом и покупателем при установившемся рыночном равновесии
обусловливается наличием излишков потребителей и излишков производителей.
Излишек потребителя определяется разницей между определяемой спросом суммарной полезностью
покупателя от потребления товара и его затратами на покупку товара(Рис.2.8 а). Излишек
производителя есть разность между выручкой от реализации продукции по равновесной цене и
издержками производства (Рис.2.8б).
Рис.2.8. Графическое изображение суммарных излишков потребителя и производителя.
Стабильность равновесия.
Регулирование рынка
Прочитайте также:
Понятие экономической эластичности
В экономических исследованиях часто требуется не только установить факт взаимосвязи между двумя
величинами, но и определить степень этой взаимосвязи. Для фирм-производителей и продавцов товара
особенно важно знать, какова взаимосвязь спроса и других факторов, т.е. в какой степени спрос
реагирует на изменение, в первую очередь, цены товара, а также на изменение других факторов спроса.
Важной характеристикой спроса, отражающей степень изменения спроса при соответствующем изменении
факторов, является эластичность спроса.
6
Коэффициент эластичности спроса показывает относительное изменение спроса при относительном
изменении различных факторов. Эластичность не имеет размерности, не зависит от масштаба единиц
измерения и представляет собой коэффициент, позволяющий проводить сравнительный анализ функций.
В экономической теории при анализе спроса рассчитывают 3 коэффициента эластичности спроса:
1. Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса)
2. Эластичность спроса по доходу
3. Перекрестная эластичность спроса.
1. Коэффициент эластичности спроса по цене (ED) показывает, на сколько процентов изменится
спрос на товар при изменении цены на него на 1%.
Предположим, что при изменении цены с Р1 до Р2, получаем изменение объема спроса с Q1 до Q2 , тогда
В соответствии с законом спроса ED всегда имеет отрицательный знак. Поскольку экономистов
интересует величина коэффициента эластичности, то при анализе данного показателя знак "минус"
опускается. Следует помнить об этом, когда значение коэффициента эластичности используется в
дальнейшем в математических моделях.
Виды спроса.
В зависимости от полученного значения коэффициента ED различают следующие виды спроса:
- Спрос совершенно (абсолютно) неэластичный:
ED = 0.
В этом случае изменение цены на товар (в ту или другую сторону) не приводит к изменению спроса на
него; таким спросом характеризуются товары жизненной необходимости, не имеющие заменителей.
- Спрос неэластичный: 0<
ED
<1.
В этом случае при изменении цены на 1% получаем меньшее изменение спроса, т.е. покупатели
чувствительны к изменению цены; неэластичным является спрос на товары (или услуги) первой
необходимости.
- Спрос единичной эластичности:
ED =1.
В этом случае при изменении цены на 1% получаем изменение спроса также на 1% (только в
противоположную сторону).
- Спрос эластичный:
ED >1.
Покупатели в этом случае чутко реагируют на изменение цены: при ее повышении на 1% - значительно
(более чем на 1%) снижают объемы покупок, а при снижении цены резко повышают объем спроса.
Эластичным спросом характеризуется спрос на товары (или услуги), являющиеся предметами роскоши.
Например, золото, услуги туристических агентств.
- Спрос совершенно (абсолютно) эластичный:
ED бесконечно велика.
Покупатели настолько чувствительны к изменению цены, что бесконечно малом ее повышении сокращают
объемы покупок до 0, а при ее снижении увеличивают спрос до бесконечности. Высокой эластичностью
отличается спрос на товары, имеющие много очень близких заменителей.
Графически кривые спроса в случае абсолютно неэластичного (QD1 ) и абсолютно эластичного спроса
(QD2 ) выглядят следующим образом:
7
При абсолютно неэластичном спросе - линия спроса вертикальна, при абсолютно эластичном спросе горизонтальна.
Ценовая эластичность спроса на товар учитывается при разработке ценовой стратегии фирмы.
2. Коэффициент эластичности спроса по доходу (EDI) показывает, на сколько процентов изменится
спрос на товар при изменении дохода потребителей на 1%.
Предположим, что при изменении дохода покупателей с I1 до I2, получаем изменение объема спроса с Q1
до Q2 , тогда
При увеличении дохода спрос на одни товары будет увеличиваться, а на другие уменьшаться и наоборот,
уменьшение дохода приведет к уменьшению спроса на одни товары и увеличению спроса на другие.
Поэтому показатель эластичности спроса по доходу может принимать как положительные, так и
отрицательные значения. Знак <+> или <-> в этом случае говорят о качестве товара.
- Если EDI > 0 - спрос на данный товар увеличивается с увеличением доходов покупателей и снижается
при снижении доходов; это относится к товарам качественным (нормальным).
- Если EDI < 0 - доходы потребителей и спрос на данный товар изменяются в разных направлениях, т.е. с
увеличением доходов спрос на товар снижается, а с уменьшением доходов населения спрос на этот товар
растет; это относится к товарам, являющимся некачественными заменителями,
- Если EDI = 0 - в этом случае изменение доходов (увеличение или уменьшение) не влияют на
величину спроса на данный товар, т.е. он не зависит от доходов потребителей.
3. Коэффициент перекрестной эластичности спроса (EDХY) показывает, на сколько процентов
изменится спрос на товар X при изменении цены на товар Y на 1%.
Предположим, что при изменении цены на товар Y с РY1 до РY2, получаем изменение объема спроса на
товар Х с QDX1 до QDX2 , тогда
Знак показателя EDХY говорит о взаимосвязи товаров Х и Y:
- Если EDХY > 0 - спрос на товар Х увеличивается с увеличением цены на товар Y и снижается при
снижении цены товара Y ; в этом случае товары Х и Y - товары-заменители (или товары-субституты).
например, товары Х и Y - различные сорта зубной пасты (очень близкая заменяемость) или, товар Хсливочное масло, а товар Y - маргарин (тоже заменители, но значение EDХY в этом случае намного
меньше, чем в первом).
- Если EDХY < 0 - цена на товар Y и спрос на товар Х изменяются в разных направлениях, т.е. с
увеличением цены товара Y спрос на товар Х снижается, а с уменьшением цены на товар Y спрос на
товар Х растет; это относится к товарам, дополняющим друг друга (или товарам комплементарным);
т.е. потребляя один товар, покупатель обязательно приобретет и другой товар,
8
например, картриджи и принтер, пленка и фотоаппарат и т.д.
- Если EDХY = 0 - в этом случае изменение цены на товар Y не влияет на величину спроса на товар Х, т.е.
товары Х и Y - независимы.
ФАКТОРЫ
ЭЛАСТИЧНОСТИ
СПРОСА
Что же заставляет покупателей в различной степени реагировать на изменения факторов спроса или не
реагировать вовсе? Т.е. другими словами, почему спрос становится эластичным (покупатели
чувствительны к изменению фактора) или неэластичным (слабая реакция покупателей)? Основными
причинами (факторами), определяющими эластичность спроса на товары, являются:
1. Наличие товаров-заменителей. Это один из самых важных факторов, определяющих ценовую
эластичность спроса ED. Чем больше товаров-заменителей, чем доступнее они покупателю, чем ближе по
своим характеристикам данному товару - тем эластичней спрос на него.
2. Фактор времени. Если рассматривать спрос на коротком промежутке времени (час, день), то он будет
менее эластичен, чем на более длительных промежутках (месяц, год и т.д.). Почему так происходит?
во-первых, покупатели со временем находят другие возможности удовлетворения своей потребности;
во-вторых, с течением времени на рынке появляются новые фирмы-продавцы и новые товарызаменители, а значит спрос на данный товар уменьшится.
Таким образом, чем длиннее временной интервал, тем более эластичен спрос, т.к. все большее число
покупателей успевает отреагировать на изменившиеся условия.
Например, спрос на природный газ в краткосрочном периоде неэластичен (ED =-0,1), но резко
увеличивается (до -10,7) в долгосрочном периоде.
3. Срок службы товара (долговременность пользования товаром). Товары более длительного
пользования имеют эластичность выше, чем те, у которых срок службы короче; так как покупатели имеют
возможность отложить покупку, в некоторых случаях могут предпочесть ремонт, нежели приобретать
подорожавший товар.
4. Важность товара для покупателя (жизненно необходимый товар или нет). Чем более важен товар
или услуга для покупателя, тем менее эластичен спрос на него (хлеб, лекарства, жилье, транспорт). С
увеличением цены покупатели не могут отказаться от его приобретения, им лишь приходится увеличивать
свои расходы. Товары, не столь важные для жизни, являются <предметами роскоши>, и спрос на них
значительно эластичнее.
5. Доля, которую занимает товар в расходах покупателей. Когда цена на товар относительно велика
по сравнению с доходами покупателей, покупатели значительно более чувствительны к ее изменению.
6. Спрос на продукцию отдельной фирмы всегда эластичнее, чем отраслевой спрос в целом; т.е.
чем больше фирм, производящих аналогичную продукцию, тем выше эластичность.
Эластичность предложения
показывает чувствительность объёма предложения к изменению цены данного товара:
Еs(р)=(DQs/Qs)/(DР/Р), где Qs - объём предложения.
При "жёстких" технологиях и в краткосрочные промежутки времени предложение неэластично. При
достаточном времени на изменение технологии предложение эластично.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА
Производством называется деятельность по преобразованию естественных производственных факторов
в полезный результат (блага, услуги), пригодный для потребления.
Полезно прочесть:
Производство и обмен.
Количественное и качественное соотношение факторов в производстве некоторого блага называется
технологией производства.
Фактор производства, задействованный в конкретном технологическом процессе, называется
производственным ресурсом.
9
Микроэкономическая теория производства изучает, прежде всего, соотношения между объёмом
применяемых ресурсов и объёмом выпуска. Математически, такая зависимость может быть описана при
помощи аппарата производственных функций.
Производственная функция (ПФ) описывает множество технически эффективных способов
производства продукта, дающих максимальный полезный результат при данных факторных затратах.
В общем виде, ПФ имеет вид:
Q=f(х1 ... хn),
где Q - объём выпуска, (х1 ... хn) - количественные значения используемых факторов (1...n). В теории
для упрощения анализа традиционно используются двухфакторные ПФ:
Q=f(L,K) , где L,K - количество используемых (в единицу времени) труда и капитала.
Графически, задаваемая при помощи ПФ технология может быть представлена в виде непрерывных
линий, именуемых изоквантами, или линиями равного выпуска (Рис.3.1). Каждая точка одной
изокванты имеет координаты, соответствующие минимальным объёмам труда и капитала, необходимого (в
различных пропорциях) для производства данного количества продукции, например, 100 единиц
(Q1=100). Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объём выпуска она
отражает. Полная совокупность изоквант называется технологической картой производства продукта.
Рис. 3.1. Изокванты для различных значений выпуска
Уровень выпуска Q2=200 может быть получен, например, двумя технологическими способами - применяя
L1 и К1 единиц труда и капитала (точка А), или же применяя L2 и К2 единиц труда и капитала (точка В).
Наклон изоквант в каждой технологической точке называется предельной нормой технического
замещения - MRTS.
На Рис.3.2 показаны различные конфигурации изоквант в зависимости от степени заменяемости
факторов в применяемой технологии.
Рис.3.2 Конфигурации изоквант.
10
На Рис.3.2а) показаны технологии с абсолютной заменяемостью факторов, причём определённый выпуск
может быть достигнут с участием лишь одного фактора. Рис.3.2б) иллюстрирует т.н. "жёсткие", или
леонтьевские технологии с абсолютной незаменяемостью факторов.
Наиболее известной и распространённой является производственная функция Кобба-Дугласа. В
простейшем варианте, ПФ Кобба-Дугласа имеет вид:
Q = АКa Lb,
где А - масштабный коэффициент, a,b - коэффициенты эластичности выпуска по данному фактору
(степень значимости данного фактора в технологии), показывающие, на сколько процентов изменится
выпуск, если данный фактор изменится на один процент.
Краткосрочным периодом функционирования фирмы (SR) называется промежуток времени, в течение
которого фирма может изменять лишь один, наиболее мобильный (переменный) фактор, при неизменных
объёмах других факторов. Как правило, переменным факторам выступает труд - его интенсивность,
коэффициент сменности и т.д.
Долгосрочным периодом функционирования фирмы (LR) называется промежуток времени, в течение
которого фирма может изменять все используемые факторы, в том числе осуществлять капитальные
инвестиции.
Эффект масштаба показывает зависимость прироста выпуска за счёт изменения объёма используемых
факторов. В двухфакторной модели производства при увеличении каждого фактора (масштаба
производства) в n раз, объём производства тоже должен увеличиться.
Если результирующий выпуск увеличится ровно в n раз, то наблюдается постоянная отдача от
масштаба: Q1 = Q0(nK0,nL0) =nQ0.
Если выпуск увеличится более, чем в n раз, то наблюдается увеличивающаяся отдача от масштаба:
Q1 > nQ0 (или положительный эффект масштаба).
Если выпуск увеличится менее, чем в n раз, то наблюдается уменьшающаяся отдача от масштаба : Q1
< nQ0. (или отрицательный эффект масштаба).
Эффект масштаба обычно проявляется в долгосрочных периодах, когда все факторы могут изменяться по
величине. При достаточно больших достигнутых объёмах производства существует тенденция убывания
отдачи от масштаба.
В коротких периодах один из производственных факторов, например, капитал, фиксируется на
определённом уровне (K=K*=const) и называется постоянным фактором. Другой фактор - труд изменяется и считается переменным фактором. Зависимость объёма выпуска от переменного фактора
Q=f(L) представлена на Рис. 4-3. Заметим, что линия общего продукта Q не всегда выходит из начала
координат, например, если особенности технологии требуют одновременного использования больших
групп работников (сдвиг начальной точки по оси L), или же если продукция выпускается сразу большими
партиями (сдвиг по оси Q).
Средним продуктом труда (производительностью труда) называется отношение общего объёма
выпуска к объёму затраченного на его производство труда: APL=Q/L.
Предельным продуктом труда называется отношение дополнительного объёма выпуска к
дополнительной единице труда, вызвавшей приращение выпуска:
Графически, величина среднего продукта в любой точке линии общего выпуска определяется тангенсом
угла наклона луча, исходящего из начала координат и проходящего через эту точку. Величина
предельного выпуска равна тангенсу угла наклона касательной к линии общего выпуска в данной точке.
На первой стадии производства общий объём продукта растёт возрастающими темпами - MPL>0,
MPL>APL. Max MPL достигается в точке, где наклон линии общего выпуска к оси L достигает наибольшей
величины.
На второй стадии производства общий объём продукта растёт убывающими темпами - MPL>0, MPL и <экономическая>
прибыль. Бухгалтерская прибыль - это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками,
экономическая прибыль, кроме бухгалтерских, учитывает и альтернативные (вмененные) издержки.
Поэтому можно сказать, что бухгалтерская прибыль, как правило, превышает экономическую прибыль (на
величину неявных издержек).
Далее внимательно изучите
Экономические цели фирмы
Модели максимизации прибыли
Существуют два принципа анализа максимизации прибыли.
1.
Принцип максимизации прибыли, основанный на сопоставлении валовых показателей (общей
выручки и общих издержек), т.е.
Последовательно анализируя все возможные значения прибыли при данных функциях общей
выручки и общих издержек, выбираем тот объем (Q`), при котором П максимальна (Рис.4.3.)
14
Рис. 4.3. Максимизация прибыли сопоставлением валовых показателей
2. Другой способ основан на предельном анализе и состоит в сопоставлении предельных
показателей (предельной выручки и предельных издержек). В данном случае используются те же
исходные данные, что и при первом способе анализа:
(TR(Q) - TC(Q))` = 0
TR`(Q) - TC`(Q) = 0,
значит
TR`(Q) = TC`(Q), т.е МR = МC
Получаем, что фирма будет максимизировать прибыль, выбирая такой объем производства (Q`) и цену,
при которых предельные издержки будут равняться предельной выручке (Рис. 4.4).
Это и есть условие максимизации прибыли.
Рис. 4.4. Максимизация прибыли сопоставлением предельных показателей
Условием безубыточности называется следующее равенство:
TR = TC,
15
т.е. фирма производит и продает такой объем продукции, при котором вся выручка идет на
покрытие издержек (обеспечивается окупаемость затрат).
Прибыль в этом случае равна 0.
Безубыточный объем, так называемая <точка безубыточности>,- это та критическая величина, за
которой начинаются убытки.
С другой стороны, при заданном объеме продаж, можно исходя из условия безубыточности,
определить минимальную цену реализации, при снижении которой фирма также попадает в "зону
убытков" (Рис. 4.5).
Рис.4.5. Анализ безубыточности: Q1 и Q2- безубыточный объем продаж
Исходя из точки окупаемости рассчитывается коэффициент "устойчивости" или "надежности" бизнеса,
который показывает на сколько фирма далека от убытков или какую долю планируемого объема продаж
фирма может потерять, прежде чем окажется в "зоне убытков".
Коэффициент надежности более 20-25% говорит о том, что фирма по различным причинам:
(действия конкурентов, снижение спроса, форс-мажорные обстоятельства и пр.) может не получить более
четверти от запланированного оборота и все-таки не будет убыточной.
Рыночная структура - это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков
рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объемов выпуска, а также
определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.
Такими признаками, определяющими тип рыночной структуры являются:
1.
численность продавцов и их рыночные доли,
2.
степень дифференциации продукта,
3.
условия вступления в отрасль и выхода из нее,
4.
степень контроля производителей над ценами (степень рыночной власти),
5.
доступность рыночной информации.
В зависимости от состояния основных признаков различаются следующие рыночные структуры (модели):
•
совершенная конкуренция,
•
монополистическая конкуренция,
16
•
олигополия,
•
монополия.
В таблице представлены основные признаки каждой их них, а также примеры типичных отраслей и
способы регулирования.
Характеристики основных рыночных структур
Признаки
рыночной
структуры
Тип
рыночной
структуры
Совершенная
конкуренция
Монополистическая
конкуренция
Олигополия
Монополия
1. Количество
фирм
Множество
Много (50-70)
Мало (2-5)
Один
2. Тип
продукта
Однородный
Дифференцированный
Стандартизированный
или
дифференцированный
Уникальный
3. Условия
входа/выхода
(барьеры)
Отсутствуют (вход и
выход свободный)
Незначительны
(связаны с
дополнительными
издержками, напр. на
рекламу)
Значительны
(существенные
экономические
препятствия, а также
стратегические
действия фирмучастников)
Вход полностью
блокирован
4. Степень
рыночной
власти
Рыночная власть
отсутствует
Незначительная (в
узком диапазоне цен)
Значительная
Значительная
5. Доступность
рыночной
информации
Полная информация
Может быть полная и
неполная
Может быть полная и
неполная
Полная
6. Типичная
отрасль
Сельское хозяйство
Легкая
промышленность,
розничная торговля
Автомобильная,
электротехническая,
сталелитейная
Энергетика,
коммунальное
хозяйство,
трубопроводный
транспорт
7. Способ
регулирования
рынка
Совершенствование
рыночной
инфраструктуры
Налогообложение
продукции,
пресечение
недобросовестной
конкуренции
Налогообложение,
Установление
цен и тарифов,
ограничение
уровня
прибыли,
определение
набора услуг
(стандартизированный)
пресечение сговоров
участников рынка
Кроме описательных характеристик, представленных в таблице, используют расчетные показатели
- коэффициенты концентрации, по значению которых каждую отрасль или рынок можно отнести к одной
из 4-х основных моделей.
Внимательно изучите:
количественные методы оценки структуры рынка
Рынок совершенной конкуренции представляет собой рыночную структуру, обладающую
следующими существенными признаками:
1. "Совершенная" конкуренция - такое положение фирм на рынке, при котором влияние каждой
на общую конъюнктуру ничтожно мало. Число фирм и покупателей очень велико, фирмы и
покупатели в отдельности не могут влиять на цены и вступать в сговор относительно совместной
стратегии;
17
2. Производимый фирмами продукт однороден (недифференцирован) по качеству, обслуживанию,
рекламе и т.п.
3. Свобода предпринимательства - отсутствуют "барьеры вхождения" в отрасль, выход из отрасли
также не затруднён;
4. Минимальное государственное вмешательство в экономику;
5. Мобильность, однородность и доступность производственных ресурсов, в том числе информации.
Полезно прочитать далее,
как развивалось понятие "совершенной конкуренции".
Конкурентная фирма (price-taker) не влияет на цены, но "принимает" их как данные.
Следовательно,
на уровне фирмы Р=P*=const;
выручка от реализации ТR = P*q, где q - объём производства фирмы.
Спрос на продукцию фирмы абсолютно эластичен на уровне равновесной рыночной цены P*
(Рис.6.1. S,D - отраслевые спрос и предложение, d - спрос фирмы).
Рис. 6.1 Рыночная цена, цена и спрос на продукцию конкурентной фирмы
По рыночной цене фирма может реализовывать продукцию без ограничений. Цель фирмы максимизация экономической (не бухгалтерской) прибыли (П): П =П(q) = TR - TC(q) R max.
Средняя выручка
предельная выручка
На Рис. 6.2 графически показано основное условие максимизации прибыли конкурентной фирмы. Фирма,
не влияющая на цены, максимизирует прибыль путём выбора наилучшего объёма производства q*.
Рис.6.2 Максимизация прибыли конкурентной фирмы
Объём выпуска, меньший, чем q1 и больший, чем q2, приносит фирме убытки, т.к. TC>ТR.
Положительная прибыль достигает максимума, когда линии ТС и R находятся друг от друга на
наибольшем расстоянии, т.е. когда их наклоны равны. Наклон линии R задан предельной выручкой MR =
18
P*, наклон линии ТС - предельными издержками МС. Следовательно, получаем условие максимизации
прибыли конкурентной фирмы: MR = МС = P*.
Эту же зависимость получаем математически. Необходимое условие максимума функции П =П(q) :
П'(q) = 0. Значит, (ТR - TC(q))'q = ТR'q - TC'q =0 , т.е. ТR'q = TC'q или MR = МС.
Рис. 6.3 Равновесие фирмы в коротком периоде, предложение фирмы и проблемы
"входа-выхода"
На Рис. 6.3 изображено равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде. Затемнённая
область - это максимально возможная экономическая прибыль: П*= (P*-АТС) q*, полученная для
оптимального объёма производства q*. Заметим, что оптимальный объём производства q* несколько
больше эффективного объёма, т.е., если фирма получает экономическую прибыль, то она работает с
повышенной интенсивностью, что ведёт к потерям эффективности.
Если рыночная цена Р*<АТС, то фирма несёт краткосрочные экономические убытки. Выгодно ли
фирме продолжать производство или ей следует уйти из отрасли? Фирма останется в отрасли, пока за
счёт выручки от реализации она покрывает хотя бы часть постоянных издержек (в расчёте на единицу
выпуска): AFC = АТС - AVC. Если же рыночная цена Р* упадёт ниже уровня Р2, т.е. не будет покрывать
даже переменные издержки, то фирма прекратит производство в данной отрасли.
Из Рис.6.3 видно, что точки пересечения линий спроса, соответствующих уровням цен Р2, Р* и Р1
с кривой MC указывают на оптимальный объём производства (q2, q*, q1). Значит, кривая MC
устанавливает зависимость между ценой и объёмом производства и является кривой предложения
конкурентной фирмы, на том своём участке, где она лежит выше точки выхода. Если цена упадёт ниже
точки выхода, предложение будет равно нулю.
Отраслевое предложение можно получить путём горизонтального суммирования кривых
индивидуального предложения.
Прочитайте также:
предложение конкурентной фирмы в коротком периоде.
В долгосрочном периоде равновесие наступает, когда цена равняется минимуму средних затрат AC.
Если минимум индивидуальных средних затрат больше рыночной цены, то фирма получают
экономическую прибыль. Если отрасль приносит прибыль, то в неё без всяких входных барьеров
устремляются конкуренты и кривая отраслевого предложения сдвигается влево, снижая рыночную цену.
Обратное происходит в случае экономических убытков - фирмы с высокими индивидуальными
средними издержками уходят из отрасли, общее предложение сокращается, рыночные цены
повышаются. В итоге, долгосрочное равновесие фирмы достигается при условии
MC = AC = PL.
Это тройное равенство означает:
1. Фирмы работают эффективно при оптимальном использовании мощностей (MC = AC);
2. Объём выпуска оптимален (MC= PL);
19
3. Общественные ресурсы распределены оптимально, т.к. предельные издержки равны на производство
данного спросу на продукт (MC= PL= d);
4. Отрасль не привлекает ресурсы из других отраслей, т.к. экономическая прибыль равна нулю (AC = PL).
Получился т.н. "парадокс прибыли" - каждая фирма стремится к максимизации экономической
прибыли, а эффективное отраслевое равновесие наступает, когда искомая прибыль равна нулю. При этом
фирма возместила стоимость всех факторов и оплатила их производительное использование в форме
заработной платы, ссудного процента, арендной платы и ренты, предпринимательского дохода и
дивидендов и т.п.
Дополнительно:
конкурентная фирма в долгосрочном периоде.