Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Введение в криминологию

  • 👀 1112 просмотров
  • 📌 1053 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Введение в криминологию» doc
Тема 1. Введение в криминологию 1. Предмет криминологии. Ее цели, задачи и функции. Термин «криминология» происходит от латинского crimeп—«преступление» и греческого logos — «учение, слово» и означает (в буквальном переводе) «наука (учение) о преступлении». В отличие от науки уголовного права , которая изучает преступления, ответственность и наказания за них, криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает. В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты (конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обусловливают его существование); личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений. Предложенное определение отражает социально-правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость. Для более глубокого понимания предмета криминологии, правильного определения его содержания и границ целесообразно также разграничить предмет криминологии с ее объектом. Все, что познается криминологической наукой, представляет интерес с точки зрения ее целей и задач, составляет объект этой науки, поскольку еще не познано и противостоит знанию. Те же самые явления, процессы, их стороны и отношения, уже познанные и зафиксированные в форме знания, но требующие дальнейшего исследования, являются ее предметом. Таким образом, объект науки К. – общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями и решением задач по ее предупреждению и профилактике. Это прежде всего комплекс экономических, политических, идеологических, культурных и иных социальных отношений в обществе в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны. Предмет изучения К. составляют конкретные стороны, закономерности и законы развития определенных элементов указанного объекта. Отечественные исследователи в предмете К выделяют по содержанию 4 составные части, 4 группы изучаемых социальных явлений: 1) преступность – исторически изменчивое социальное и уголовно- правовое явление в обществе, представляющее собой систему всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. П. измеряется такими качественно- количественными показателями как: - уровень - структура - динамика 2) личность преступника – изучается как система социально- демографических, социально- ролевых, социально- психологических свойств субъектов преступлений. Выделение личности преступника из определенной массы людей осуществляется на основе двух критериев: - юридического – лица, совершившие уголовно наказуемые деяния -социально- психологического – лица, занимающие определенные социальные позиции, обладающие набором демографических нравственно –психологических и иных качеств, включая антиобщественную нравственность. 3) причины и условия преступности, объединяемые родовым понятием «криминогенные детерминанты» (детерминанта от лат. «determinare», что означает «обуславливать существование и развитие другого явления»), представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально- психологических, политических, организационно- управленческих явлений, которые детерминируют преступность как свое следствие. 4) предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Все указанные четыре элемента предмета К-ии органично взаимосвязаны. Конечной целью изучения первых трех элементов является разработка эффективной системы последнего элемента – предупреждения преступности. Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции. Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью. Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс. Из целей науки криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести: изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности в историческом и системном аспектах; социально- криминалистические исследования видов преступности для определения различных способов борьбы с ними; изучение личности преступника, выявление механизмов совершения конкретного преступления, классификация видов преступных проявлений и типов личности преступника; определение основных направлений и мер предупреждения преступности. Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять 4 основные функции: -описательную (диагностическую), -объяснительную (этиологическую) -прогностическая (предсказательная) -практически-преобразовательная Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Практически-преобразовательная функция, выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения. 2. Методы и методология науки криминологии Своеобразие криминологии как науки определяется существованием, наряду с предметом, ее метода. Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии. Таким образом, метод криминологии тесно связан с ее предметом и их нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи. При изучении общественных отношений, составляющих предмет К-ии, криминологическая наука использует: всеобщий метод познания (материалистическая диалектика или диалектический метод) общенаучные методы (включают формальную логику, т.е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез, аналогия, сравнение, эксперимент и др.) частнонаучные методы (наблюдение, анкетный, опрос в форме интервью и тестирования, социометрия, эксперимент, документальный, статистический) специальные криминологические методики Рассмотрим методы по отдельности. Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и достаточно полно исследованы только на основе диалектики — всеобщего метода познания. Диалектика помогает проследить на криминологических объектах взаимосвязь общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия. Эти законы диалектики лежат в основе криминологической характеристики структуры преступности, сущности и классификации ее причин, выработки предупредительных мер. Использование диалектического метода в криминологии помогает при изучении личности преступника комплексно анализировать систему его жизнедеятельности и мотивационную сферу. Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей. Анализ – разложение общего явления на отдельные и исследование его составных частей. Синтез - объединение различных явлений и исследование их в совокупности. Индукция — построение общих выводов из частных. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто применяется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза. В настоящее время под дедукцией понимается выведение частных заключений из закономерностей общего. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий. В криминологическом познании широко применяется такой научный метод, как обобщение, под которым понимается отражение и формулирование закономерностей, лежащих в основе изучаемого явления. Обобщение, как правило, связано с построением теории определенного класса. В ряду общенаучных методов важное место принадлежит абстрагированию, под которым понимается процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существенные признаки явления и установить, таким образом, закономерности его развития. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности. Необходимым моментом научного криминологического знания является выдвижение гипотез. Само понятие гипотеза означает, что еще не доказанное теоретическое положение основано на предположении. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы являются необходимым элементом всякого научного знания, в том числе и криминологического. Впитывая в себя весь арсенал средств познания социальной действительности, криминология использует и применяет в своих целях различные частнонаучные методы, в том числе такие социологические методы, как наблюдение, опрос в форме анкетирования и интервьюирования, анализ документов и др. Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим исследователем фактов, касающихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь ограничивает роль пассивным наблюдением конкретной ситуации. При включенном - исследователь становится активным участником изучаемого процесса. Важным методом познания является опрос. Он осуществляется в форме двух основных разновидностей: анкетирования, интервьюирования и тестирования. Анкетный опрос — наиболее удобный способ получения нужной криминологической информации. Для этого необходимо четко, правильно и понятно сформулировать вопросы анкеты. Самое главное, чтобы они обеспечивали однозначное толкование. Не следует составлять громоздкие анкеты. Последние могут быть формализованными и неформализованными. В формализованной анкете содержатся так называемые закрытые вопросы, на которые заранее сформулированы альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предоставляется право выбрать ответ в положительной или отрицательной форме («да» — «нет»). В неформализованной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ. Такие анкеты более сложны для их последующей обработки. К числу распространенных методов опроса относится интервьюирование. Проводится оно в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого. В некотором отношении интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, поскольку при анкетировании не всегда удается создать необходимый психологический контакт с опрашиваемым, так как оно носит заочный характер. При интервьюировании непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, доступной и понятной форме. К тому же анкеты не всегда возвращаются. Тестирование ( от англ test –опыт, пробы) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. В криминологических исследованиях тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентаций, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т.д. Тестирование всегда должен проводить квалифицированный психолог. Социометрия (от лат. socius – соучастник, и sociemas – общество, и греч. metrum – измерение) - изучение эмоционально- психологических связей между людьми; система организационно- технических средств и процедур для количественного и качественного анализов. С помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношений, наличие конфликтных ситуаций и т.д. В К-ии данный метод полезен при изучении эффективности мер уголовного наказания, в уголовном праве – институт соучастия и т.п. Под экспериментом понимается научно поставленный опыт, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием определенных факторов, управляемых экспериментатором. Данный метод может быть успешно применен для проверки действия социально- положительных факторов, эффективности профилактической работы и т.д. Среди разнообразных приемов получения криминологической информации важное место занимает анализ документов (документальный метод). Этот метод предполагает при проведении криминологических исследований изучение различных документов, содержащих информацию, представляющих интерес для исследования. В общепринятом понимании документ является средством фиксации сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно- следственной практики. Чтобы изучение документов проводилось целенаправленно, следует заранее составить вопросник, который призван помочь исследователю в отборе нужных данных. Методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.). Они помогают более глубокому осмыслению различных статистических показателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различными социальными явлениями и процессами, находящимися во взаимосвязи с преступностью и ее детерминантами К специальным методам (методикам) криминологического исследования относятся уже известные в социологии и психологии методы и методики, такие, как использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, его тестирование, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований. На практике в основном все перечисленные выше методы применяются в совокупности. Причем их набор зависит от предмета, объекта и целей исследования. Нужно запомнить, что не существует какого-то одного универсального метода, с помощью которого можно решить все поставленные задачи. В этих случаях нужно поступать так, чтобы недостатки одного метода восполнялись достоинствами другого. 3. Система криминологии Одной из особенностей научных знаний является их логически упорядоченный, систематизированный характер. Имеет свою систему и криминология. Она в свою очередь находится в прямой зависимости от предмета науки криминология и отражает его структуру. В системе криминологических знаний следует, прежде всего, обозначить четыре основных учения: о преступности, ее детерминантах, личности преступника и о предупреждении преступности. Однако этим характеристика системы криминологических знаний не исчерпывается. В ней по различным основаниям выделяются и другие структурные элементы: частные теории, проблемы, концепции и т.д. К ним, в частности, относятся: науковедческие проблемы криминологии, история ее развития, криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, организация и методика изучения преступности, криминологическое прогнозирование и планирование и т.д. Необходимо отметить, что система криминологии, как и любой другой науки, не является застывшей, раз и навсегда заданной по всем параметрам, включая частные признаки. По мере развития этой науки она в определенных пределах может дополняться, уточняться и т.д. Однако при любых условиях система криминологии должна соответствовать ее предмету, адекватно отражать его. Нами будут изучаться два раздела криминологии: -теоретическая ( Общая часть) -прикладная (Особенная часть, специальная часть). Общая часть криминологии включает в себя такие понятия как: криминалистические методики, преступление, преступник, преступность, потерпевший (жертва), причины преступности, предупреждение преступности, а также изучает развитие самой криминологии В Особенной части криминологическая характеристика дается по определенным видам преступных деяний ( корыстные, насильственные и т.д.) либо по особенностям контингента преступников ( профессиональные , рецидивные преступления и т.д.) Из общественных дисциплин криминологию связывают: a) с философией - философские законы; b) с социологией – социологические методы; c) с психологией – изучение личности преступника. Связь криминологии с юридическими дисциплинами: a) уголовное право – по видам преступлений; b) уголовный процесс – причины и условия преступления; c) административное право – административные правонарушения и связанные с ними негативные последствия, как возможные предпосылки преступлений; d) криминалистика – определение поведения преступника по характеру следов, оставленных на месте преступления; e) уголовно-исполнительное право – исправление и корректировка личности, изучение преступности в местах лишения свободы (в Рязани создан институт Министерства Юстиции, изучающий криминопенологию). Криминология – это самостоятельная социально-правовая наука, исследующая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. 4. Место криминологии в системе других наук Для раскрытия сущности криминологии важно определить не только ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень как «родства» со смежными научными дисциплинами, так и самостоятельности криминологических знаний. В начале XX века криминологическая проблематика рассматривалась в рамках уголовного права. Это аргументировалось тем, что криминология зародилась в недрах уголовного права, что учение о преступности — аспект уголовно-правовой науки и изъятие криминологии из содержания уголовного права делает его сухой юридической догмой. Такая позиция не лишена оснований. Действительно, криминология и уголовное право в ряде случаев оперируют одними и теми же понятиями, например «преступление», «наказание», «состав преступления», «квалификация преступления» и др. Однако данное обстоятельство свидетельствует лишь о взаимосвязи уголовного права и криминологии. Уголовное право во многих случаях также оперирует криминологическими понятиями, совершенно не обедняя науку криминологию и не снижая ее социального назначения. Криминология вообще не является собственно правовой наукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе. В то же время для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. Таким образом, связь криминологии с уголовным правом вполне очевидна, однако она не исключает самостоятельности криминологии как науки. Как комплексная научная отрасль знания, криминология связана и с другими научными дисциплинами. Речь в первую очередь идет о таких юридических науках, как уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, криминалистика, административное, трудовое, семейное право и др. Так, уголовно-исполнительное право использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания осужденных. В полной мере это относится к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых лиц. Представляется также очевидной связь криминологии с уголовным процессом. Прежде всего, это вытекает из общности задач криминологии и уголовного процесса, которая состоит в том, что деятельность участников уголовно-процессуальных взаимоотношений направлена на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причин и условий совершения преступлений, а также осуществление мер по их устранению. Не менее очевидна связь криминологии с криминалистикой. Она проявляется, прежде всего, в том, что важные положения криминалистики и ее методологические основы используются для распознавания форм преступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений. В свою очередь, криминологические знания нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений. Криминологию справедливо называют комплексной наукой, имея в виду, что она объединяет в себе, кроме юридических, элементы других наук (социологии, философии, экономической науки, психологии, педагогики, демографии и др.). В то же время комплексность криминологии отнюдь не лишает ее самостоятельности, а лишь существенно обогащает ее знания и арсенал средств предупредительного воздействия. Связь криминологии с другими науками имеет различное содержание. Дело в том, что преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений — проблема многоплановая, требующая объединения усилий представителей многих отраслей научных знаний (психологии, педагогики, демографии, математики и др.). Все это позволяет констатировать, что криминология связана с фундаментальными общественными науками (прежде всего с философией , социологией, экономической наукой, политологией); с иными общественными науками (в том числе уголовно-правового цикла); с точными и естественными науками. Являясь самостоятельной, наука криминология может характеризоваться как система научных знаний о преступности, ее причинах и иных детерминантах, личности преступника и социальной деятельности по предупреждению преступлений и преступности в целом. Особенно ответственные задачи стоят перед данной наукой в связи с происходящими на нынешнем этапе развития нашего общества изменениями, охватившими все сферы общественной жизни. Криминология, как и другие общественные науки, призвана внести свой вклад в обновление тех криминологических знаний, которые, в силу ряда субъективных тенденций, отстали от жизненно важных проблем борьбы с преступностью. Новые криминологические знания должны не только вооружить юристов современными представлениями о природе преступности и ее сущности, но и служить научно обоснованной ориентацией для правильного и надежного обеспечения практических мер по борьбе с ней. Арсенал криминологических средств станет богаче и мощнее, если практические работники овладеют криминологическим мышлением, создающим основу для правильного понимания происходящих в обществе преобразований. Для этого нужны энергичные усилия по овладению диалектикой развития новых общественных процессов в сочетании с эффективным решением кардинальных проблем жизни, к которым, безусловно, относится и борьба с преступностью. Криминологические знания способны сыграть определенную роль в преодолении у практических работников догматических представлений, упрощенчества и стереотипов мышления о преступности, личности преступника, механизме преступного поведения, причинах этих негативных явлений, путях и средствах противодействия им.
«Введение в криминологию» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 15 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot