Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
Тема:
Введение
в
анатомию.
Общетеоретические
основы
функциональной анатомии.
Вопросы к рассмотрению: 1. Анатомия как наука и ее связи с другими
науками, методы исследований используемые в этой науке.
2. Органы, системы и аппараты органов.
3. Плоскости и оси. Термины, указывающие на расположение и направление
частей тела.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Краткая история анатомии.
2. Понятие об адаптации.
3. рентгенологический метод и его модификации
Вопрос № 1. Анатомия как наука и ее связи с другими науками, методы
исследований используемые в этой науке.
Анатомия и морфология относится к биологическим наукам. В биологии
выделяют тесно связанные друг с другом морфологические науки, изучающие
форму и строение живых существ и физиологические науки, исследующие
функции этих организмов.
В зависимости от метода исследования и уровня познания составляющих
структур морфология подразделяется на анатомию, изучающую строение
человека на уровне органов и систем, гистологию (histos — ткань),
исследующую строение человека на тканевом уровне, цитологию (cytos —
клетка) — науку о клеточном строении организма и эмбриологию (embryon —
зародыш) — науку о внутриутробном развитии организма.
Анатомия и морфология человека — это наука, которая изучает форму
и строение организма в связи с его функциями, и развитием под
воздействием окружающей среды.
Свое название наука получила от метода исследования — рассечения, или
препарирования (греч. anateme — рассекаю), который был сначала
единственным, а затем главным в изучении строения тела.
Анатомия является составной частью биологии — науки о живой природе, ее
формах и закономерностях развития.
Анатомия,
как
и
другие
морфологические
науки,
относится
к
фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой
материи на различных уровнях ее организации. Она вооружает знаниями о
строении организма человека, открывает возможность судить о характере
органической связи человека с другими живыми существами, дает
убедительный материал для понимания происхождения человека. Раскрывая
своеобразие структур человеческого тела, анатомия разъясняет значение
специфической
приспособляемости
к
общественному труду,
которая
характеризует человека и, следовательно, способствует формированию правильного естественнонаучного мировоззрения.
Анатомия
и
морфология
человека
тесно
связана
со
всеми
биологическими дисциплинами. В свою очередь, их достижения постоянно
оказывают
влияние
на
науку
анатомии
человека.
Проводить
квалифицированное лечение, определять уровень физического развития,
рекомендовать нагрузки и прогнозировать результат тренировок, невозможно
не зная хорошо анатомии человека.
Вместе с тем анатомия закладывает фундамент для изучения других
медико-биологических
и
клинических
дисциплин:
нормальной
и
патологической физиологии, патологической анатомии, хирургии, лечебной
физической культуры, спортивной медицины и т. д.
На современном этапе развития науки различают систематическую,
топографическую,
пластическую,
возрастную,
сравнительную
и
функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает организм
по системам (костная, мышечная, сердечно-сосудистая и т. п.); топографическая — на основе уже известных фактов систематической
анатомии рассматривает пространственные взаимоотношения структур в
отдельных областях тела, поэтому ее называют еще хирургической анатомией. Пластическая анатомия объясняет внешние формы и пропорции тела.
Возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в
процессе индивидуального развития организма, или онтогенеза (onthos —
особь, genesis — развитие). Сравнительная анатомия, изучает структурные
преобразования
сходных
органов
у
разных
животных.
Наконец,
функциональная анатомия, исходя из диалектического принципа единства
формы и функции, рассматривает структуры отдельных частей организма под
углом зрения выполняемых ими функций, что значительно расширяет и
углубляет анатомические знания, полученные при рассечении человеческого
тела.
В настоящее время в связи с развитием и успехами экспериментальной
физиологии и патологии появилось аналогичное направление и в анатомии —
экспериментальная морфология - изучающая структурные основы адаптации
(adaptatia — приспособление) человеческого организма к изменяющимся
условиям
внешней
среды
(температурные
колебания,
гипокинезия,
гиподинамия, вибрация, невесомость, изменения состава атмосферы и т. д.).
Методы исследования
Для изучения строения тела человека и его функций пользуются
различными методами исследований. Для изучения морфологических
особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа
применяется для изучения строения организма человека на трупном
материале, а вторая — на живом человеке.
В первую группу входят:
1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель,
пинцет, пила и др.) — позволяет изучать. строение и топографию органов;
2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости
продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для
изучения их строения;
3) метод распиливания замороженных трупов — разработан Н. И.
Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой
части тела;
4) метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов
и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их
полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а
затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей,
после чего остается слепок от налитых образований;
5) инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие
полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов
глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для
исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.;
6) микроскопический метод — используют для изучения структуры
органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение. Ко
второй группе относятся:
1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия,
рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) —
позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в
разные периоды его жизни;
2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела
человека и его частей — используют для определения формы грудной
клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления
позвоночника, конституции тела и др.;
3) антропометрический метод — изучает тело человека и его части
путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной,
костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
4) эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом
человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность
пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов,
мочеполовой аппарат.
В современной анатомии используются новые методы исследования,
такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация,
стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др.
Вопрос №2. Органы, системы и аппараты органов.
Соединяясь между собой, разные ткани образуют органы. Органом
называется часть тела, которая имеет определенную форму, строение,
занимает соответствующее место и выполняет специфическую функцию. В
формировании любого органа принимают участие различные ткани, но
только одна из них является главной, остальные выполняют
вспомогательную функцию. Например, соединительная ткань образует
основу органа, эпителиальная — слизистые оболочки органов дыхания и
пищеварения, мышечная — стенки полых органов (пищевод, кишечник,
мочевой пузырь и др.), нервная ткань представлена в виде нервов, иннервирующих орган, нервных узлов, лежащих в стенках органов. Органы
различаются по форме, размерам и положению. Кроме индивидуальных,
имеются также половые и возрастные отличия.
Органы, которые схожи по своему строению, происхождению и
выполняют единую функцию, называют системой. В организме человека
выделяются следующие системы органов:
1) пищеварительная — объединяет органы, при помощи которых в
организме переваривается пища, происходит ее усвоение;
2) дыхательная — включает органы дыхания, в которых происходит
газообмен между кровью и окружающей ее средой;
3) сердечно-сосудистая — объединяет сердце и сосуды, которые
обеспечивают кровообращение;
4) мочевыводящая — осуществляет выделение из организма
образующихся продуктов метаболизма (соли, мочевина, креатинин и др.);
5) нервная — соединяет все органы и системы в единое целое,
регулирует их деятельность;
6) система органов чувств — воспринимает раздражения от внешней и
внутренней среды;
7) эндокринная — регулирует все процессы в организме при помощи
специальных веществ (гормонов).
Некоторые органы объединяются по функциональному принципу в
аппараты (например, опорно-двигательный, эндокринный). Иногда такие
органы отличаются своими функциями, но связаны генетически (например,
мочеполовой аппарат).
Совокупность систем и аппаратов органов образует целостный
организм человека, в котором все составляющие его части взаимосвязаны,
при этом основная роль в объединении организма принадлежит сердечнососудистой, нервной и эндокринной системам. Эти системы действуют
согласованно, обеспечивают нейрогуморальную регуляцию функций
организма. Нервная система передает сигналы в виде нервных импульсов, а
эндокринная система при этом высвобождает гормональные вещества,
которые переносят кровь к органам-мишеням.
Взаимодействие между клетками нервной и эндокринной систем
осуществляется при помощи разных клеточных медиаторов, образованных из
аминокислот (либерины, эндорфины и др.). Вырабатываемые в нервной
системе в небольших концентрациях, они оказывают исключительно
большое влияние на эндокринный аппарат.
Кроме совместной регуляции жизнедеятельности организма, нервная и
эндокринная системы могут действовать самостоятельно.
Саморегуляция физиологических функций — основной механизм
поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном
уровне. Относительное постоянство внутренней среды у человека
поддерживается нервно-гуморальными физиологическими механизмами,
регулирующими деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
органов пищеварения, почек и потовых желез, которые обеспечивают
удаление из организма продуктов обмена веществ.
Таким образом, нервная и эндокринная системы обеспечивают
динамичное развитие организма и устойчивость его основных
физиологических функций.
Вопрос №3: Плоскости и оси. Термины, указывающие на расположение
и направление частей тела.
При изучении анатомии человека для обозначения положения тела и
органов в пространстве, расположения их относительно друг друга
используют понятия о частях тела, плоскостях и осях. За исходное
принимается
естественное
вертикальное
положение
тела
человека
с
опущенными вдоль туловища руками, обращенными вперед ладонями и
кнаружи большими пальцами кистей. В теле человека различают следующие
части: голову, шею, туловище, верхние и нижние конечности.
Голова подразделяется на два отдела — лицевой и мозговой. Каждая
верхняя конечность состоит из пояса верхней конечности, плеча, предплечья и
кисти, а в каждой нижней конечности выделяют тазовый пояс, бедро, голень и
стопу. На туловище выделяют ряд областей: грудь, спину, живот, таз. Внутри
туловища имеются полости: грудная, брюшная и тазовая.
Тело человека построено по принципу двусторонней (билатеральной)
симметрии и делится на две половины — правую и левую. При описании
частей тела и положения отдельных органов используют три взаимно
перпендикулярные плоскости: сагиттальную, фронтальную и горизонтальную
Сагиттальная плоскость проходит в переднезаднем направлении и делит тело
человека на п р а в у ю
(dexter) и л е в у ю
(sinister) ч а с т и .
Сагиттальная плоскость, проходящая через середину тела, называется
срединной, или медианной.
Фронтальная плоскость (корональная) проводится параллельно плоскости
лба и делит тело человека на п е р е д н ю ю вентральную (anterior) и
заднюю
дорсальную
(posterior)
части.
Горизонтальная
плоскость (аксиальная или поперечная) идет перпендикулярно фронтальной и
сагиттальной плоскостям и отделяет н и ж н и е о т д е л ы тела (inferior) от
верхних (superior). Эти три плоскости могут быть проведены через любую
точку тела человека; количество плоскостей может быть произвольным.
Оси:
Для определения направления движения в суставах или ориентации
органов условно используют оси вращения — линии, образующиеся от
пересечения плоскостей: вертикальную, сагиттальную, или переднезаднюю, и
фронтальную, или поперечную.
Вертикальная
ось
(продольная)
образуется
при
пересечении
сагиттальной и фронтальной плоскостей. При вращении вокруг вертикальной
оси движения происходят строго в горизонтальной плоскости.
Сагиттальная ось образуется при пересечении горизонтальной и
сагиттальной плоскостей. При вращении части тела вокруг этой оси движение
происходит строго во фронтальной плоскости.
Фронтальная ось (поперечная) образуется при пересечении фронтальной
и
горизонтальной
плоскостей.
Вращение
вокруг
фронтальной
оси
осуществляется в сагиттальной плоскости.
Для обозначения положения органов и частей тела пользуются следующими
анатомическими терминами:
Образования, лежащие ближе к срединной плоскости — медиальные,
medialis, а расположенные дальше — латеральные, lateralis. Образования,
расположенные на срединной плоскости называют срединными, medianus.
Например, щека располагается латеральнее крыла носа, а кончик носа —
срединная структура. Если орган лежит между двумя соседними образованиями,
его называют промежуточным, intermedius.
Образования, расположенные ближе к туловищу будут проксимальными по
отношению к более удалённым, дистальным. Например в руке человека плечо
— проксимальный отдел, а кисть — дистальный. Эти понятия справедливы
также и при описании органов. Например, дистальный конец мочеточника
проникает в мочевой пузырь.
Центральный — находящийся в центре тела или анатомической области;
периферический — внешний, удалённый от центра.
При описании положения органов, залегающих на различной глубине,
используют термины: глубокий, profundus, и поверхностный, superficialis.
Понятия наружный, externus, и внутренний, internus, используют при
описании положения структур по отношению к различным полостям тела.
Термином висцеральный, visceralis (viscerus — внутренность) обозначают
принадлежность
и
близкое
расположение
с
каким-либо
органом.
А
париетальный, parietalis (paries — стенка), — значит имеющий отношение к
какой-либо стенке. Например, висцеральная плевра покрывает лёгкие, в то
время как париетальная плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной
стенки.
Обозначение направлений на конечностях
Поверхность верхней конечности относительно ладони обозначают термином
palmaris — ладонный, а нижней конечности относительно подошвы — plantaris
— подошвенный.
Край предплечья со стороны лучевой кости называют лучевым, radialis, а со
стороны локтевой кости — локтевым, ulnaris. На голени край, где располагается
большеберцовая
кость,
называется
большеберцовым,
tibialis,
а
противоположный край, где лежит малоберцовая кость — малоберцовым,
fibularis.
Поверхность (или край) органа, обращенную в сторону головы, называют
краниальной (cranialis), обращенную к тазу — каудальной (caudalis). При
описании конечностей пользуются терминами: проксимальный (proximalis) —
лежащий ближе к туловищу и дистальный (distalis) — отдаленный от него.
Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на
поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные
вдоль тела человека. Передняя срединная линия проходит по передней
поверхности тела, на границе между правой и левой его половинами. Задняя
срединная линия идет вдоль позвоночного столба, по вершинам остистых
отростков
позвонков.
Грудинная
линия
идет
по
краю
грудины,
среднеключичная — через середину ключицы, передняя, средняя и задняя
подмышечные линии проходят соответственно от передней складки,
средней части и задней складки подмышечной ямки; лопаточная линия
проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия — вдоль
позвоночного столба через реберно-поперечные суставы.
. Схема плоскостей в теле человека.
1 — сагиттальная плоскость; 2 — фронтальная плоскость; 3 горизонтальная плоскость; 4 — вертикальная (продольная)
ось; 5 поперечная ось; 6 — сагиттальная ось.