Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Вузовская лекция: виды, структура и технология проведения

  • 👀 946 просмотров
  • 📌 907 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Вузовская лекция: виды, структура и технология проведения» docx
Вузовская лекция: виды, структура и технология проведения Содержание Введение 3 1.Понятие и функции вузовской лекции 4 2.Виды и структура вузовской лекции 7 3.Технология проведения вузовской лекции 9 Заключение 13 Список использованной литературы 14 Введение Актуальность темы исследования. Лекция как форма обучения известна с древних времен. Эта форма обучения уже использовалась Сократом и преподавателями средневековых университетов. Сегодня лекция используется не только в университетах, но и в школах и гимназиях. Проблема исследования - лекция как особая форма организации обучения с несомненными преимуществами и недостатками в университетской системе. Лекция (от лат. lectio - чтение) - специфическая форма изложения преподавателем учебного материала на данном уроке с помощью монолога, обязательно определяемая в программе работы и тематическом плане дисциплины, что представляет определенную связь в учебном процессе. Дискуссия об эффективности лекции в целостном образовательном процессе, об условиях, при которых качество лекции улучшается, актуальна и сегодня. Эта форма преподавания с обучающимися используется в большинстве стран мира с некоторыми изменениями. Цель исследования – изучить виды, структуру и технологию проведения вузовской лекции. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи: • рассмотреть понятие и функции вузовской лекции; • раскрыть виды и структуру вузовской лекции; • охарактеризовать технологии проведения вузовской лекции При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали учебные пособия и статьи. Данная работа состоит из введения, основной части, которая в свою очередь, состоит из перечня ознакомительных вопросов, по которым проводилась основная аналитическая работа, заключение и списка использованной литературы 1.Понятие и функции вузовской лекции В жизни современной высшей школы лекцию часто называют «горячей точкой». Слово «лекция» происходит от латинского «lection» — чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века0. С позиции В.Г. Изатулина, А.Н. Калягина, Л.А. Ивановой, Л.А. Крайновой, «лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса»0 Н.В. Дьяченко пишет о том, что «лекция (от латин. lectio – чтение) – специфическая форма преподнесения учебного материала на отдельно взятом занятии преподавателем с помощью монолога, обязательно обозначенной в рабочей программе и тематическом плане дисциплины, являющегося определённым звеном в процессе обучения»0. Критерии, которым она должна соответствовать: научность, доступность для аудитории, единство формы и содержания, эмоциональность изложения материала, органическая связь с другими дисциплинами и практикой. С учётом предъявляемых к ней требований она должна: • иметь чёткую структуру и логику последовательного раскрытия излагаемых вопросов, • иметь твердую теоретическую и методическую основу, • носить законченный характер освещения определённой темы и иметь тесную связь с предыдущим материалом, • быть доказательной и аргументированной, содержать яркие и убедительные примеры, • носить проблемный характер, раскрывать имеющиеся противоречия, • вызывать интерес аудитории, быть доступной для её восприятия, • содержать материал соответствующий современному уровню науки, • отражать дидактическую проработку материала (выделение главного и второстепенного, выводов и формулировок), • быть наглядной, демонстративной и использовать современные технические средства обучения0. Лекция обладает широким спектром функций (Рисунок 1) Рисунок 1. Функции вузовской лекции Рассмотрим их подробнее: • познавательная – это знакомство с ключевыми понятиями изучаемой дисциплины; • организующая – это способ организовать самостоятельную работу студентов по изучению и освоению нового учебного материала; • развивающая – это возможность научить студентов мыслить по современному, т.к. в учебниках могут излагаться несколько устаревшие догмы и подходы; • воспитательная – это ориентация излагаемого материала на профессиональное формирование личности студента, его гуманизм и этику. 2.Виды и структура вузовской лекции Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вводной части, основной части и заключения. В вводной части определяется предмет, цели лекции, изучаемые учебные вопросы, рекомендуемая литература с обязательным ее освещением. Она также должна заинтересовать и настроить аудиторию, указать тему лекции и ее актуальность, основную идею или проблему, связь с предыдущим и последующими занятиями. Изложение содержания - основная часть лекции, которая реализует научное содержание темы, все важные вопросы, обеспечивает всю систему доказательств с использованием наиболее подходящих методик. Каждая теоретическая позиция должна быть обоснована и доказана, формулировки и определения должны быть ясными и обоснованными. Все доказательства и пояснения направлены на достижение цели, главной идеи, содержания и научных выводов. Каждый педагогический вопрос заканчивается краткими выводами, которые логически подводят обучающихся к следующему вопросу на лекции. Заключение обобщает основные идеи лекции в кратких формулировках и логически завершают их в целом. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, обзорные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции0. По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов. Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. В конце лекции полезно подвести итог услышанному0. В педагогической практике сложились и применяются несколько подходов к определению видов лекций. 1) По дидактическому назначению лекции различаются на: • вводные, цель которых пробудить и усилить интерес студентов к предмету, развить мотивы познания, помочь сориентироваться в литературе, дать импульс к самостоятельной работе; • тематические, содержащие факты, их анализ, выводы, доказательства конкретных научных положений и т.д.; • заключительные – по теме, разделу, курсу; • обзорные (по той или иной научной проблеме) – это высокий уровень систематизации и обобщения знаний; • лекции-консультации – систематизация и освещение ряда проблем, ответы на вопросы и т.п. По способу изложения материала: проблемная, лекция – визуализация, бинарная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с заранее запланированными ошибками и др0. 3.Технология проведения вузовской лекции От качества подготовки и проведения лекции зависит степень подготовленности обучающихся к последующим занятиям (семинарским, лабораторным), что в конечном итоге сказывается на успешном усвоении учебного материала по учебному циклу. При подготовке текста лекции необходимо, отталкиваясь от определения темы и целей лекции, наполнять её конкретным содержанием в соответствии с намеченной структурой. Определяясь с оптимальным объемом информации, выносимой на лекцию, нужно исходить из следующих позиций: • основных понятий и их определений, закономерностей и принципов, которые обеспечат раскрытие фундаментальных основ темы лекции; • системы логических связей этих понятий в пределах изучаемого курса; • демонстрационной информации (иллюстрации, типичные ошибки и т. д.). Известно, что преподносить новый учебный материал следует определенными порциями. В случае если порция слишком мала, недостаток «пищи» для размышлений сделает лекцию скучной, если велика – вызовет ощущение трудности. Цель лекции: ● не должна быть примитивной («дать определения понятий» и т. д.); ● должна сопровождаться соответствующим содержанием; ● должна быть достигаемой и диагностируемой (лектор на основе определенных показателей или действий должен четко заключить в конце, достигнута цель или нет); ● может и не озвучиваться, если она имеет латентный характер (воспитание и развитие личности). Возможными вариантами целей вузовской лекции могут быть: ● сформировать … компетенцию … в части знания современных определений понятий …; ● провести обзор различных научных подходов к определению понятий …, обеспечить адекватное понимание сложных понятий …, предупредить возможные ошибки в использовании понятий …; ● сформировать первичные представления о явлениях …, развить имеющиеся представления о феноменах …, представить эмпирический или исторический опыт …, проанализировать данные исследований …; ● обосновать классификацию …, провести обзор различных классификаций …, провести сравнительный анализ …; ● продемонстрировать значимость … для будущей профессиональной деятельности, актуализировать на лекции мотивацию изучения…, стимулировать научно-исследовательскую работу по проблеме …; ● содействовать развитию учебных умений конспектирования, внимательного восприятия, сопоставления, анализа, обобщения … Вузовская лекция обязательно должна содержать план с последовательным перечислением основных вопросов, которые будут на ней рассмотрены, написана научным языком с отражением актуальных современных проблем, возникающих в профессиональной деятельности, подкреплена современными научными и теоретическими исследованиями, представленными в литературных источниках библиотеки и читального зала вуза. Кроме них в списке могут и должны быть рекомендованы для подготовки к занятиям ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационно-справочных и поисковых систем0. На лекции обучающиеся составляют конспект, в котором фиксируются важные и новые для них сведения. Записи могут носить форму коротких тезисов и содержать понятные автору сокращения. Конспектирование должно быть осмысленным, т. е. обучающиеся должны записывать основные мысли лектора своими словами только после того, как они поняли их содержание и смысл. При чтении лекции лектору следует: ● озвучивая тему, указать на ее взаимосвязь с предыдущими и последующими темами курса, что обусловит осознание обучающимися системности и связности отдельных лекционных блоков изучаемого курса; ● акцентировать внимание аудитории на переходе от одного вопроса к другому; ● корректировать свои действия по ходу лекции в зависимости от действий обучающихся (не успевают записывать и т. д.); ● при демонстрации слайда (если используется мультимедиа-лекция) произносить только тот текст, который представлен на слайде, а все остальные пояснения и примеры давать после записи текста слайда; ● использовать экран по возможности только для вывода самых главных терминов, графической информации, демонстрирующих схем и таблиц; ● больше отрываться от распечатки (монитора на трибуне) и следить за своей речью (лучше меньше и медленнее, но лучше) и интонацией (не монотонная, эмоционально окрашенная, со смысловыми акцентами); ● высказывать по ходу лекции свою позицию (научную, профессиональную, личностную), а также приводить понятные примеры из личного опыта, которые будут способствовать лучшему осознанию обучающимися роли и места изучаемой дисциплины в дальнейшей профессиональной деятельности. Если по ходу чтения лекции у обучающихся возникают вопросы, необходимо рекомендовать им сразу же ставить на полях соответствующую пометку, а в конце лекции, на последующем семинарском (практическом) занятии или на очередной консультации все вопросы обязательно задать педагогическому работнику. Это принципиально важное требование, так как накапливающиеся вопросы со временем образуют своеобразный «снежный ком» и создают серьезные трудности в последующем обучении. От обучающихся не требуется дословного воспроизведения, что они прочитали на лекции. Решающее значение имеет ориентация обучающегося на учебный материал, его понимание логики аргументации и умение грамотно сформулировать ответ на заданные вопросы, а также передать фундаментальный смысл изученного. Необходимо остановиться на таком вопросе, как использование во время урока мультимедийного комплекса, возможности которого обусловлены целостностью идей в знаниях, а также дифференцированным подходом в обучении. Более того, все это не только увеличивает скорость передачи информации обучающимся и выходит на качественно новый уровень понимания, но и способствует развитию качеств, важных для специалиста в любой области - профессиональное «чутье», интуиция, образное мышление.0 Итак, методически грамотно подготовленная и выполненная лекция, в том числе мультимедиа-лекция, является не только одним из наиболее перспективных направлений научно-методического развития, но и резервом для повышения качества высшего образования в целом. Заключение В заключении хотелось бы отметить о том, что в современных условиях роль вузовской лекции не уменьшается, а возрастает. В то же время требования, предъявляемые к ним, также возрастают. Она должна стать более научной и многофункциональной. Лекция должна выполнять ориентирующую, стимулирующую, методологическую, развивающую и воспитывающую функции обучения. Особенно важным становится вопрос об организации самостоятельной деятельности студентов во время лекции, после лекции и при подготовке к ней. Иногда это требует от преподавателя особого физического, психического и духовного напряжения, энтузиазма и огромной энергии. Поэтому методически грамотно подготовленная и выполненная лекция, в том числе мультимедиа-лекция, является не только одним из наиболее перспективных направлений научно-методического развития, но и резервом для повышения качества высшего образования в целом. Список использованной литературы 1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с 2. Бедрин В.С. К вопросу о подготовке и чтении вузовской лекции//Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6 (73). – С. 144-145 3. Дьяченко Н.В. Вузовская лекция вчера и сегодня: плюсы и минусы//Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. – 2018. – № 3 (11). – С. 63-71 4. Изатулин В.Г., Калягин А.Н., Иванова Л.А., Крайнова Л.А. Вузовская лекция//Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2016. – Т. 147. – № 8. –С. 68-71 5. Самсоненко А.Г. Лекция: и просто, и сложно//Вестник военного образования. – 2017. – № 3 (6). – С. 63-68 6. Чистяков Я.В. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования//Modern Science. – 2019. – № 11-1. – С. 195-198
«Вузовская лекция: виды, структура и технология проведения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot