Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Вторичные жанры научной коммуникации

  • 👀 286 просмотров
  • 📌 223 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Вторичные жанры научной коммуникации» docx
Вторичные жанры научной коммуникации Выделяются так называемые вторичные жанры научной коммуникации: тезисы, конспект, аннотация, реферат. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. Тезисы могут представлять собой первичное произведение, в таком случае они называются оригинальными. Оригинальные тезисы пишутся как отражение собственного доклада, статьи. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. В отличие от плана, который только называет рассматриваемые вопросы, тезисы раскрывают эти вопросы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. Тезисы, как правило, соответствуют абзацам первоисточника, так как абзац представляет собой отдельную микротему. При составлении тезисов выделяется тематическое или смысловое предложение в абзаце. Оно и выступает в качестве тезиса. Тематическое предложение абзаца – это предложение, выделяющее в абзаце предмет речи и очерчивающее границы микротемы. Тематическое предложение в первоисточнике распространено путем приведения подробностей, примеров, указания причины и следствия, путем сопоставления и т.п. Смысловое предложение абзаца раскрывает главную мысль абзаца. Если записать и пронумеровать эти тематические или смысловые предложения, то получатся тезисы. Формально логические связи между тезисами могут выражаться с помощью вводных слов в начале каждого тезиса: во-первых, во-вторых,…; фраз-оппозиций: объективные причины – субъективные причины; классификационных или обобщающих фраз: условия успеха ораторской речи - …, приемы контакта с аудиторией - … и т.п. Конспект – особый вид текста, который создается в процессе конспектирования первоисточника. Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого или воспринимаемого на слух (аудируемого) текста. Конспекты классифицируют: а) по степени сжатия информации: краткие, подробные и смешанные. В кратком конспекте отражаются лишь важные положения. Эти важные положения могут быть отображены не только в виде текста, но и в виде плана, схемы. Подробный конспект фиксирует пояснения, иллюстративный материал. Смешанный совмещает и тот и другой способы предъявления информации; б) по количеству источников: монографические (по одному источнику) и сводные (несколько источников на одну тему); в) по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный конспект передает все основные положения и важнейшие смысловые связи первоисточника. Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя. Селективный конспект отражает конкретные потребности составителя и носит индивидуальный характер. Конспект может быть составлен автором для себя и для того или иного адресата. Конспектирование проходит несколько этапов: 1) прием информации; 2) отбор материала; 3) его переформулирование и фиксация. Прием информации – это восприятие смысла читаемого или воспринимаемого на слух текста или отрезка текста. Осмысление прочитанного или услышанного зависит от уровня общей и речевой культуры. На этапе отбора конспектирующий, отсекая излишнюю, вычленяет важную информацию. Переформулирование направлено на обработку выделенной информации с целью ее дальнейшей фиксации. Результат – уменьшение объема информации за счет исключения подробностей, пояснений, повторов и обобщения. «Новая» информация – определения понятий, правила, формулировки закономерностей записывается дословно. Хорошо известная информация передается опорным словом или системой опорных слов в виде плана. Фиксация отобранной информации может происходить с использованием ряда способов сокращенной записи: сокращенных слов, общепринятых сокращенных знаков (например,< меньше, > больше и т.п.), индивидуальных знаков. При сокращении слов следует помнить о том, что сокращенное слово должно иметь “запас прочности”, достаточный для восстановления данного слова. Сокращенная часть слова должна оканчиваться на согласную, после которой ставится точка (например: абс. – абсолютный, отн. – относительный). Аннотация – краткая характеристика произведения печати (статьи, книги) с точки зрения его содержания, оформления, направленности и т.п. Цель аннотации - проинформировать читателей о существовании книги или статьи определенного содержания и назначения. Структура аннотации состоит из обязательных компонентов: 1) содержательная характеристика первоисточника, указание на цель автора; 2) указание на адресат первоисточника. В аннотации могут быть и факультативные компоненты: характеристика композиции первоисточника, иллюстративного материала. Каждая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов – речевых клише. Ниже приведены примеры аннотаций. 1. Лемов А.В. Подготовка к тестированию: задания по культуре речи и комментарии: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 96 с. Пособие посвящено подготовке студентов к сравнительно новому для российских школьников и абитуриентов виду экзаменационной проверки знаний – тестированию по русскому языку, точнее по тем разделам тестов, которые выявляют знания учащихся в области культуры речи. В пособии рассматриваются такие разделы программы по русскому языку, которым в школе традиционно уделяется недостаточное внимание. Предназначено для школьников старших классов и абитуриентов. Может быть использовано при проведении занятий по курсу “Русский язык и культура речи” на нефилологических факультетах высших учебных заведений. 2. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А.Ладыженской и А.К.Михальской; сост. А.А.Князьков. – М.: Флинта, Наука, 1998.- 312 с. Словарь-справочник по педагогическому речеведению создан впервые. В нем раскрыты важнейшие понятия педагогической риторики, теории текста, культуры педагогической речи и голоса. Второе издание словаря-справочника содержит значительно большее количество словарных статей по сравнению с первым изданием. Каждая словарная статья сопровождается списком литературы, изучение которой поможет читателям лучше осознать то или иное понятие, расширить фактологическую базу. Для преподавателей и учащихся педагогических университетов, институтов, педагогических училищ, гуманитарных лицеев, гимназий, школ. Реферат – вторичный текст, адекватный по смыслу первоисточнику. В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования). Реферат-доклад – это разновидность реферата, включающего анализ информации первоисточника и оценку состояния проблемы. Схема реферата Композиция Речевые клише 1. Заголовочная часть - Автор статьи … библиографическое описание Цель статьи – показать… В рассматриваемом издании Автор ставит цель … 2.Собственно реферативная Особое внимание уделено… часть Автор подчеркивает… По мнению автора, … В статье подчеркивается… Критически анализируя Результаты эксперимента, Автор доказывает, что… 3. Справочный аппарат (сведения об иллюстратив- ном материале) В заключение необходимо отметить, что статья проиллюстрирована… отметить ….. м Создание текста-реферата представляет собой процесс реферирования и состоит из ряда этапов. На этапе ориентировки происходит осмысление содержания и структуры первоисточника, целей реферата; На этапе планирования – составление программы (плана) реферата; На этапе реализации – переформулирование информации в более емкой форме с использованием речевых клише; На этапе контроля – соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата. Реферирование – это своеобразный процесс познания. Свертывание информации - своего рода промежуточный этап целостного познавательного процесса. На основе реферата, который предполагает письменное воспроизведение содержания исходного текста, может быть подготовлено устное реферативное сообщение. Реферативное сообщение как жанр устной речи наряду с отмеченными клише предполагает использование особых приемов контакта с аудиторией (вопросно-ответный ход изложения, специальное выделение частей, прямые обращения к слушателям, использование определенно-личных конструкций типа Хочу рассказать…, А теперь рассмотрим…и т.п., вводных конструкций, выражающих отношение к сообщаемому, например В связи с этим я полагаю…, По моему мнению…и др.).
«Вторичные жанры научной коммуникации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot