Вторичные жанры научной коммуникации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Вторичные жанры научной коммуникации
Выделяются так называемые вторичные жанры научной коммуникации: тезисы, конспект, аннотация, реферат.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.
Тезисы могут представлять собой первичное произведение, в таком случае они называются оригинальными. Оригинальные тезисы пишутся как отражение собственного доклада, статьи. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. В отличие от плана, который только называет рассматриваемые вопросы, тезисы раскрывают эти вопросы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац.
Тезисы, как правило, соответствуют абзацам первоисточника, так как абзац представляет собой отдельную микротему. При составлении тезисов выделяется тематическое или смысловое предложение в абзаце. Оно и выступает в качестве тезиса. Тематическое предложение абзаца – это предложение, выделяющее в абзаце предмет речи и очерчивающее границы микротемы. Тематическое предложение в первоисточнике распространено путем приведения подробностей, примеров, указания причины и следствия, путем сопоставления и т.п. Смысловое предложение абзаца раскрывает главную мысль абзаца. Если записать и пронумеровать эти тематические или смысловые предложения, то получатся тезисы.
Формально логические связи между тезисами могут выражаться с помощью вводных слов в начале каждого тезиса: во-первых, во-вторых,…; фраз-оппозиций: объективные причины – субъективные причины; классификационных или обобщающих фраз: условия успеха ораторской речи - …, приемы контакта с аудиторией - … и т.п.
Конспект – особый вид текста, который создается в процессе конспектирования первоисточника.
Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого или воспринимаемого на слух (аудируемого) текста.
Конспекты классифицируют:
а) по степени сжатия информации: краткие, подробные и смешанные. В кратком конспекте отражаются лишь важные положения. Эти важные положения могут быть отображены не только в виде текста, но и в виде плана, схемы. Подробный конспект фиксирует пояснения, иллюстративный материал. Смешанный совмещает и тот и другой способы предъявления информации;
б) по количеству источников: монографические (по одному источнику) и сводные (несколько источников на одну тему);
в) по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный конспект передает все основные положения и важнейшие смысловые связи первоисточника. Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя. Селективный конспект отражает конкретные потребности составителя и носит индивидуальный характер.
Конспект может быть составлен автором для себя и для того или иного адресата.
Конспектирование проходит несколько этапов: 1) прием информации; 2) отбор материала; 3) его переформулирование и фиксация.
Прием информации – это восприятие смысла читаемого или воспринимаемого на слух текста или отрезка текста. Осмысление прочитанного или услышанного зависит от уровня общей и речевой культуры.
На этапе отбора конспектирующий, отсекая излишнюю, вычленяет важную информацию.
Переформулирование направлено на обработку выделенной информации с целью ее дальнейшей фиксации. Результат – уменьшение объема информации за счет исключения подробностей, пояснений, повторов и обобщения.
«Новая» информация – определения понятий, правила, формулировки закономерностей записывается дословно. Хорошо известная информация передается опорным словом или системой опорных слов в виде плана.
Фиксация отобранной информации может происходить с использованием ряда способов сокращенной записи: сокращенных слов, общепринятых сокращенных знаков (например,< меньше, > больше и т.п.), индивидуальных знаков.
При сокращении слов следует помнить о том, что сокращенное слово должно иметь “запас прочности”, достаточный для восстановления данного слова. Сокращенная часть слова должна оканчиваться на согласную, после которой ставится точка (например: абс. – абсолютный, отн. – относительный).
Аннотация – краткая характеристика произведения печати (статьи, книги) с точки зрения его содержания, оформления, направленности и т.п.
Цель аннотации - проинформировать читателей о существовании книги или статьи определенного содержания и назначения.
Структура аннотации состоит из обязательных компонентов:
1) содержательная характеристика первоисточника, указание на цель автора;
2) указание на адресат первоисточника.
В аннотации могут быть и факультативные компоненты: характеристика композиции первоисточника, иллюстративного материала. Каждая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов – речевых клише. Ниже приведены примеры аннотаций.
1. Лемов А.В. Подготовка к тестированию: задания по культуре речи и комментарии: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 96 с.
Пособие посвящено подготовке студентов к сравнительно новому для российских школьников и абитуриентов виду экзаменационной проверки знаний – тестированию по русскому языку, точнее по тем разделам тестов, которые выявляют знания учащихся в области культуры речи. В пособии рассматриваются такие разделы программы по русскому языку, которым в школе традиционно уделяется недостаточное внимание.
Предназначено для школьников старших классов и абитуриентов. Может быть использовано при проведении занятий по курсу “Русский язык и культура речи” на нефилологических факультетах высших учебных заведений.
2. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А.Ладыженской и А.К.Михальской; сост. А.А.Князьков. – М.: Флинта, Наука, 1998.- 312 с.
Словарь-справочник по педагогическому речеведению создан впервые. В нем раскрыты важнейшие понятия педагогической риторики, теории текста, культуры педагогической речи и голоса. Второе издание словаря-справочника содержит значительно большее количество словарных статей по сравнению с первым изданием. Каждая словарная статья сопровождается списком литературы, изучение которой поможет читателям лучше осознать то или иное понятие, расширить фактологическую базу.
Для преподавателей и учащихся педагогических университетов, институтов, педагогических училищ, гуманитарных лицеев, гимназий, школ.
Реферат – вторичный текст, адекватный по смыслу первоисточнику.
В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).
Реферат-доклад – это разновидность реферата, включающего анализ информации первоисточника и оценку состояния проблемы.
Схема реферата
Композиция Речевые клише
1. Заголовочная часть - Автор статьи …
библиографическое описание Цель статьи – показать…
В рассматриваемом издании
Автор ставит цель …
2.Собственно реферативная Особое внимание уделено…
часть Автор подчеркивает…
По мнению автора, …
В статье подчеркивается…
Критически анализируя
Результаты эксперимента,
Автор доказывает, что…
3. Справочный аппарат
(сведения об иллюстратив-
ном материале)
В заключение необходимо
отметить, что статья проиллюстрирована…
отметить …..
м
Создание текста-реферата представляет собой процесс реферирования и состоит из ряда этапов.
На этапе ориентировки происходит осмысление содержания и структуры первоисточника, целей реферата;
На этапе планирования – составление программы (плана) реферата;
На этапе реализации – переформулирование информации в более емкой форме с использованием речевых клише;
На этапе контроля – соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата.
Реферирование – это своеобразный процесс познания. Свертывание информации - своего рода промежуточный этап целостного познавательного процесса.
На основе реферата, который предполагает письменное воспроизведение содержания исходного текста, может быть подготовлено устное реферативное сообщение. Реферативное сообщение как жанр устной речи наряду с отмеченными клише предполагает использование особых приемов контакта с аудиторией (вопросно-ответный ход изложения, специальное выделение частей, прямые обращения к слушателям, использование определенно-личных конструкций типа Хочу рассказать…, А теперь рассмотрим…и т.п., вводных конструкций, выражающих отношение к сообщаемому, например В связи с этим я полагаю…, По моему мнению…и др.).