Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Возникновение и развитие педагогической профессии

  • 👀 694 просмотра
  • 📌 647 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Возникновение и развитие педагогической профессии» docx
Лекция №1 Тема №1 «Возникновение и развитие педагогической профессии» В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была “вплетена” в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позднее, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом – образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В “Поучении” Владимира Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: “Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...” В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель. С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю и профессору нравственных наук А. П. Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: “Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена”. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: « Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» - обращается к нему ученик. “Обогати ее”, - отвечает учитель. “Но она и так богата. Чем же ее обогатить?”- спрашивает ученик. “Обучи ее!” - восклицает учитель. Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами “урок”, “класс”, “каникулы”, «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. Я.А.Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него “превосходна, как никакая другая под солнцем”. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: “Все - для других, ничего — для себя”. Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, “Родное слово” переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, “скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения”. Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А.С.Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей”. Вопросы: 1. Какие объективные основания имеет возникновение педагогической профессии? 2. Кто выполнял функцию учителя в: • Древнем Вавилоне, Египте, Сирии • Древней Греции • Древнем Риме • Средние века. 3. Перечислите основной свод правил в «Поучении» Владимира Мономаха. 4. Как называли учителей в Древней Руси? 5. Какая функция закрепилась за учителями с момента возникновения педагогической профессии? 6. Заполните таблицу «Вклад в развитие педагогической профессии наиболее известных учёных»: № п/п Имя учёного Вклад 1 Ян Амос Коменский 2 Иоганн Генрих Песталоцци 3 Константин Дмитриевич Ушинский 4 Антон Семенович Макаренко Тема № 2 «Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики» План: 1. Сущность и специфика педагогической деятельности. 2. Гуманистическая природа педагогической деятельности. 3. Творческий характер педагогической деятельности. 1. Сущность и специфика педагогической деятельности Понятия «учитель» и «педагог», обозначающие лиц, занимающихся педагогической деятельностью, часто употребляют как синонимы, хотя спектр значений, которые вкладываются во второе из них, значительно шире. Учителем обычно называют педагога общеобразовательной школы, преподающего один или несколько учебных предметов. Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагогов подразделяют на два вида: а) профессионалы, т.е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т.д., чьи знания и опыт становятся достоянием других». Можно ли называть педагогической деятельность человека, который обучает и воспитывает других, не занимаясь ею профессионально? Очевидно, да, поскольку потребность быть учителем, воспитателем может возникнуть у любого взрослого человека на определенной стадии его личностного и профессионального развития. Перефразируя известное библейское изречение, можно утверждать: «Есть время собирать зерна мудрости и есть время разбрасывать. Есть время копить и есть время отдавать. Есть время ученичества и есть время учительства». Недаром смысл, который мы вкладываем в понятие «учитель» значительно шире, чем наименование человека, занимающегося педагогической деятельностью профессионально. Учителем для каждого из нас может стать любой человек, взаимодействие с которым оставило глубокий след в нашей душе, жизни, научило нас чему-либо, побудило к изменению и личностному росту. Однако педагогическая деятельность не всегда есть там, где возникает взаимодействие между двумя людьми, ведущее к изменению и развитию одного из них, так как зачастую такое взаимодействие происходит стихийно в ходе общения и другой деятельности, и осознается лишь тем, на кого оно повлияло, да и то с течением времени. Недаром существуют мудрые слова: «Учитель приходит к тому, кто готов к ученичеству» Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося. Если родители, мастер на производстве и любой другой специалист ставят перед собой данные цели и организуют процесс педагогического взаимодействия, то их деятельность вполне можно назвать педагогической. Для обозначения вида профессиональной деятельности, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников, существует более точное название – профессионально-педагогическая деятельность. Под понятием «педагогическая деятельность» мы будем иметь в виду в дальнейшем именно данный вид деятельности. Для того чтобы понять природу и специфику педагогической деятельности, выделить ее особенности, попробуем сравнить ее с любой другой, например, производственной. Деятельность - специфически чело­веческая форма активности, направленная на преобразование человеком окружающего мира и самого себя. В зависимости от направленности дея­тельности на производство материальных или духовных ценностей выделяют два ее вида: материальную и духовную. Различия данных видов деятель­ности проявляются и в их структуре. Если деятельность рассматривать не как процесс, а как некую субстанцию, можно выделить в любой их них об­щие структурные компоненты: субъект, объект (предмет), средства, продукт (результат). Отличие педагогической деятельности от любой производственной заключается в ее духовном характере, что определяет своеобразие всех ее компонентов (табл.1). Таблица 1. Структура производственной и педагогической деятельности Компоненты Производственная Педагогическая Субъект Инженер, техник, рабочий Педагог Объект (предмет) Предметы труда: материалы, технологии Формирование и развитие личности учащегося Средства Оборудование, механизмы Методы и средства обучения и воспитания, сама личность педагога Продукт Материальные ценности Духовные ценности: образованность, воспитанность личности В центре любой деятельности «субъект» тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» - то, на что эта деятельность направлена, а также «продукт» - как трансформированный, измененный объект (предмет) деятельности. Специфика педагогической деятельности связана прежде всего с особенностями «объекта» и «продукта» данной деятельности. В отличие от любой другой деятельности «объект» педагогической весьма условно может быть назван таковым, так как это процесс формирования и развития личности, прак­тически неподдающейся «обработке», изменениям без опоры на ее индиви­дуальность, ее особенности, без включения механизмов саморазвития, са­моизменения, самообразования. «Личность и возникает тогда, когда инди­вид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю дея­тельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой дея­тельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность», – утверждает Э.В.Ильенков. Таким образом, педагог имеет дело с высшей ценностью - личностью ученика, который является субъектом своей собственной дея­тельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению: без обращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным. Особое значение приобретает с этой точки зрения педагогическая позиция, установки педагога, в основе которых должно лежать отношение к личности ученика как к самоценности, к активному деятелю, ориента­ция на построение «субъект-субъектных» отношений: отношений сотрудни­чества и совместной творческой деятельности в процессе обучения. В та­ких условиях «объектом», на который направлена совместная деятельность учителя и ученика становится не столько сама личность обучающе­гося, сколько процесс ее развития и совершенствования: усвоения необходимых для этого знаний и способов деятельности, а также развития задатков и способностей, духовно-нравственного становления. Та­ким образом, сущность педагогической деятельности заключается в объ­ектно-субъектном преобразовании личности. С этой точки зрения справедливо утверждение В.А.Сластенина и А.И.Мищенко о том, что истинным объектом педагогической деятельности является не сам ученик, вырванный из педагогического процесса, а именно «педагогический про­цесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитатель­ных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов». К «продукту» данной деятельности следует отнести уже сформированную личность, индивидуальные качества, явивишиеся результатом педагогического взаимодействия. Перевод ученика в субъектную позицию становится возможным в педагогическом процессе, если учитель выступает в нем прежде всего как организатор, менеджер. Специфика педагогической деятель­ности, по мнению Ю.Н.Кулюткина, заключается в том, что она является преимущественно управленческой деятельностью, «метадеятельностью», как бы подстраивающейся над деятельность учащихся. Если профессио­налам в другой сфере деятельности достаточно квалифицированно выпол­нять свою собственную деятельность, то педагог призван прежде всего не сообщать знания, а организовывать учебную и внеучебную деятельность учащихся. Одна из педагогических истин гласит: плохой учитель сообщает истину, а хороший помогает ее находить. Самая распространенная ошибка - убежденность учителя в том, что для него доста­точно глубоко знать свой предмет и уметь транс­лировать знания. Ему необходимо постоянно помнить о том, что передать другому человеку свои знания и опыт, свою систему ценностей невозможно. Он может лишь создать условия для того, чтобы ребенок захотел с его помощью учиться и совершенствовать себя. Задания: 1. В чём состоит различие между понятиями «учитель» и «педагог»? 2. На какие два вида подразделяют педагогов по социальному статусу? 3. Кого относят к числу неформальных педагогов? 4. Дайте определение понятиям «педагогическая деятельность» и «профессионально-педагогическая деятельность». 5. В чём заключается сущность педагогической деятельности? 6. Назовите «объект» и «продукт» педагогической деятельности. 7. Какими двумя компонентами определяется специфика педагогической деятельности? 2. Гуманистическая природа педагогической деятельности   Отношение к детству является одной из ценностных характеристик педагогической деятельности. Оно проявляется в понимании человеком, избравшим профессию детского педагога, сущности и ценности детства, сущности отношений «взрослый-ребенок». «Деятельность педагога, способствующая не только обучению, но и развитию, есть деятельность гуманитарная».   Ценностные характеристики педагогической деятельности неразрывно связаны с гуманитарностью сознания педагога, с его гуманитарной культурой. Только на этой основе возможно развитие умения осознавать педагогическую ситуацию как «вопрос-ответную», умения вопрошать, сомневаться, осуществлять гуманитарную экспертизу своих действий, своего педагогического опыта.   В современной образовательной ситуации гуманитарная культура педагога приобретает особую ценность. Технологизация образовательного процесса, повышенный интерес к технологиям обучения должны быть тесно связаны с неослабевающим вниманием к гуманитарной сущности педагогической деятельности, всегда ориентированной прежде всего на человека. Профессиональное бытие человека, педагогическая деятельность диалогичны по своей сути - они отражают неразрывную связь учителя и ученика.   Гуманистически ориентированный учитель обладает безусловным позитивным отношением к ученику, принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности, способствует становлению в каждом ребенке чувства собственного достоинства, стремится обеспечить условия для его полноценного развития.   Профессионально действующие учителя последовательны в своих установках, справедливы, уважают личность обучаемого.   Ш.А. Амонашвили, выступая перед студентами, предложил им усвоить такие заповеди:   «- Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога, - любите ребенка;   -очеловечивайте окружающую среду ..., делайте ее доброй, чуткой, отзывчивой, оптимистичной;   -проживите в ребенке свое детство».    Гуманитарная культура педагога проявляется в осознании им глубокой духовной сущности процессов становления человека, процессов воспитания и обучения. Очень важно, чтобы люди, избравшие своей профессией педагогическую деятельность, понимали философско-мировоззренческий смысл общих целей образования. Это важно как для образования самого будущего педагога, так и для осмысления им цели профессионально педагогической деятельности. Гуманистическая природа педагогического труда требует от учителя, чтобы он «со своими задачами, заботами и жизнью переместился в сторону жизни ребенка так, чтобы они, эти жизни, совпали друг с другом», чтобы ребенок не только готовился в жизни, но и жил полноценно, решая свои проблемы и удовлетворяя свои актуальные потребности. А это прежде всего зависит от самого учителя, от того, как он построит процесс воспитания и обучения. Таким образом, гуманистическая природа педагогического труда обнаруживается только в гуманной деятельности самого учителя, в его педагогической позиции, в тех средствах и методах, которые он выбирает для осуществления своей деятельности. Гуманистический потенциал педагогической деятельности заключается также в том, что она создает возможности для развития и личностного роста самого учителя, удовлетворения его собственных базовых потребностей. Задания: 1. Выпишите основные термины по пункту №2. 2. Какую деятельность педагога называют гуманитарной? 3. Какими качествами должен обладать гуманистически ориентированный учитель? 4. В чём проявляется гуманитарная культура педагога? 5. В чём заключается гуманистический потенциал педагогической деятельности? 3.Творческий характер педагогической деятельности Творческий характер педагогической деятельности связан с ее гуманистической природой, побуждающей учителя к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач. Поэтому творческий потенциал педагога во многом зависит от степени его креативности – способности создавать нечто новое, оригинальное, принимать нестандартные решения. Способность к творческой деятельности в той или иной степени ее продуктивности присуща каждому человеку. Обычно выделяют несколько уровней педагогического творчества: 1. Репродуктивный – уровень воспроизведения готовых рекомендаций, освоения того, что создано другими. 2. Уровень оптимизации, характеризующийся умелым выбором и целесообразным сочетанием известных методов и форм обучения. 3. Эвристический уровень – поиск нового, обогащение известного своими собственными находками. 4. Исследовательский, личностно самостоятельный – педагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический процесс, создает новые способы педагогической деятельности, соответствующие его творческой индивидуальности. Педагогическое творчество – это не только поиск и нахождение нового, оно заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности, а, следовательно, может быть раскрыто как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога. Гуманистическая психология рассматривает потребность в самоактуализации и самореализации как ведущую базовую потребность личности (А.Маслоу, К.Роджерс), проявляющуюся в стремлении к непрерывной актуализации ее потенций, способностей и талантов, к определению своей сущности, осознанию и принятию своей уникальности, к осуществлению своего человеческого призвания и предназначения. В педагогическом труде много такого, что роднит его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, ваятеля и представителей других творческих профессий. Выдающийся русский педагог XIX века К.Д.Ушинский называл педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность близка художественной не только своей созидательной сущностью, но и теми творческими процессами, в которые включен учитель и которые требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, владения своей личностью как основным ее инструментом. Не случайно самая известная книга А.С.Макаренко носит название «Педагогическая поэма». А замечательный педагог и режиссер М.Кнебель пишет: «Почему я назвала свою книгу «Поэзия педагогики»? Потому что, несмотря на труд, муки, сомнения и разочарования, мне видится в педагогике нечто прекрасное, имеющее прямое отношение к самому высокому и сокровенному в человеке и искусстве» (13, с.17) Безусловно, творческий по­иск и творческое отношение к делу составляют условия эффективности лю­бой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может осуществляться полноценно. При этом необходимо понимать, что никакая человеческая деятельность сама по себе не порождает креативное отношение человека к миру и к самому себе, ценностное по своей сути. Напротив, это отношение является условием творческой деятельности. Самореализация педагога может осуществляться двумя путями: • прогрессивным, творческим, направляющим его деятельность на созидание себя, саморазвитие; • регрессивным, ведущим к самодовольству, успокоенности, иллюзии неисчерпаемости прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед. Какой путь самореализации изберет педагог, зависит от его профессиональной позиции и установок, направленности его личности. Труд только тогда становится истинно творческим, когда в отношении к нему сочетаются: • заинтересованность, увлеченность трудом; • чувство долга, ответственности перед обществом. В.А.Сухомлинский писал о гармонии в педагогическом труде трех начал: «надо», «трудно» и «прекрасно». Трудное становится легче, когда понятно, во имя чего оно делается. Осознание общественного смысла своего труда – мощная предпосылка развития педагогического творчества. А достижение первых, пусть даже небольших результатов в воспитании и обучении детей рождает чувство удовлетворения, эмоциональный подъем, наслаждение трудом – социальное чувство глубоко бескорыстного характера. Творческий характер педагогической деятельности создает предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который измеряется не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости, то есть реализации своего человеческого предназначения. Раскрывая причины искаженного представления большинства людей о сущности жизненного и профессионального успеха, К.Юнг видит их в том, что современная цивилизация насаждает экстравертивную культуру (то есть, обращенную во вне человека) культуру достижений, навязывая идеи успеха, карьеры, материальных достижений как основной путь и цель личностного роста, в то время, как главная цель человека – обретение внутренней целостности, «индивидуация». Задания: 1. С чем связан творческий характер педагогической деятельности? 2. От чего зависит творческий потенциал педагога? 3. Что такое педагогическое творчество? 4. По каким параметрам педагогическая деятельность близка художественной? 5. Какими путями осуществляется самореализация педагога? 6. Какие компоненты позволяют сделать труд истинно творческим? 7. Какие «три начала», выделенные В.А.Сухомлинским, составляют гармонию в педагогическом труде?
«Возникновение и развитие педагогической профессии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot