Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности педагогической деятельности

  • 👀 1116 просмотров
  • 📌 1067 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности педагогической деятельности» docx
МАТЕРИАЛ К ЛЕКЦИИ «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» План лекции 1. Общая характеристика педагогической профессии. 2. Профессиональная деятельность и личность педагога. 3. Общая и профессиональная культура педагога. Педагогическая деятельность - особый вид человеческой дея­тельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог всегда ставит перед собой определенную цель, например, научить читать географическую карту, воспитать такое качество личности, как патриотизм, и т.д. В широком смысле педагогическая деятельность направлена па выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции будущим взрослым опыта, накопленного чело­вечеством. Исходя из этого педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учрежде­ниях: дошкольных заведениях, школах, гимназиях, лицеях, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополни­тельного образования, повышения квалификации и переподготовки. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и лю­бой другой вид человеческой деятельности, а именно: целеполагание. мотивированность, предметность. Таким образом, под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, а также создание условий для их личностного развития и подго­товки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Характеристика педагогической профессии, деятельности и личности педагога Общая характеристика педагогической профессии. Возник­новение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта. С момента возникновения педагогической профессии за учите­лями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель это воспитатель, наставник. У всех народов и во все времена существовали особенно автори­тетные, выдающиеся учителя и деятели педагогической науки. Педагогическая профессия относится к группе профессий, пред­метом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств че­ловека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Своеобразие педагогической про­фессии состоит и в том, что она но своей природе имеет гуманистиче­ский, коллективный и творческий характер. В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначи­лись две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адап­тивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Содер­жание адаптивного воспитания человека зависит от времени и раз­личных политических и общественных состояний. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой лично­сти, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности. Коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих ра­боту с людьми, педагог должен не только руководить и управлять, но так же сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов. Для организации активного и целенаправленного функционирования ученического коллектива тре­буется много усилий и педагогический опыт. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою деятельность. Педагогическое творчество имеет об­ширную область применения и охватывает такие стороны педагоги­ческой деятельности, как планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Опыт исследований в этой области показывает, что наибольшее творчество проявляют учителя опытные, имеющие большое количество накопленной информации для исследований, анализа и выработки на основе этого нестандартных решений. Существуют некоторые наиболее общие правила эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач. Творчество педагога может проявляться не только в процессе реали­зации учебно-воспитательного процесса, но также в собственном раз­витии и улучшении личных и профессиональных качеств. Профессиональная деятельность и личность педагога. Педа­гогическая деятельность как профессиональная имеет место в специ­ально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических учи­лищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учре­ждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Другой характер педагогической деятельности стихийный, обу­словленный тем, что человек подвергается влиянию различных внеш­них и внутренних факторов, оказывающих влияние на его развитие. Профессиональная педагогическая деятельность имеет систем­ный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогиче­ской профессии - воспитание. Педагог', реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Основными объектами педагогического воздействия яв­ляются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспита­тельный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитатель­ной среды, организация деятельности воспитанников, создание вос­питательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Все свойства педагогической деятельности проявляются через педагогическое действие, являющееся совокупным единством целей и содержания. Первичная задача, в которой проявляется педагогическое действие - познавательная, которая по окончании переходит в задачу проектирования и преобразования. Весь процесс педагогической дея­тельности сводится к решению множества задач разных уровней сложности, классов и видов. Причем, педагогические задачи в боль­шинстве случаев не поддаются алгоритмизации и зачастую требуют нестандартного эвристического решения, возникающего в процессе напряженной работы, включающий исследование, анализ, прогнози­рование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога становится для него источником новой информации, преобразующий­ся в накопленный опыт. Основными видами педагогической деятельности традиционно являются воспитание и преподавание. Воспитательная работа подчинена цели гармоничного развития личности. В рамках воспитательной деятельности педагог должен организовать коллектив воспитанников и направить его деятельность на решение воспитательных задач, ведущих к достижению цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием поло­жительных изменений в сознании воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации конкретных дей­ствий педагога, он может лишь прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенно­стей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанни­ков. Оценить результат работы воспитателя довольно сложно, так как он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется исходным состоянием воспитанности подопечного. Сущность преподавания имеет более логичный характер. Препо­давание или обучение обычно производится в специально организо­ванных пространственных и временных рамках, поддается планиро­ванию, алгоритмизации и проработке, имеет четкие цели и соответ­ствующие им задачи, а так же, определенные критерии оценки их до­стижения. Первичным в педагогической деятельности является все-таки воспитательная работа, в связи с этим при подготовке педагогов нуж­но заботиться о формировании у них готовности к грамотной органи­зации воспитательного и учебного процессов в совокупности с пред­метными знаниями. Структура педагогической деятельности. Компоненты педагоги­ческой деятельности, являясь взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами, отличаются друг от друга и обладают обособленностью в некоторой степени, что позволяет рассматривать их независимо друг от друга. В педагогической деятельности выделяют следующие компонен­ты: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно, он должен обладать устойчивой соци­альной и профессиональной позицией, которая выражается в его от­ношениях к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, и гражданского поведения и деятельности. Социальная позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией. Существую! гак же профессионально-обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психо­логическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как ос­нова профессионализма. Профессиональная готовность учителя определяется соответ­ствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три вза­имосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, опре­деляющие специфику профессии учителя; специальные знания, уме­ния и навыки по предмету. Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме. и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор про­фессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к де­тям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессио­нальная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоот­верженность, готовность работать вопреки временным и территори­альным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг. Познавательная деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов познавательного инте­реса - любовь к преподаваемому предмет)'. Общая и профессиональная культура педагога. Определяя профессионально-педагогическую культуру учителя, следует сначала рассмотреть такие понятия как «профессиональная культура» и «пе­дагогическая культура». Профессиональная культура - это развитая способность к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление. Рассматривая вопрос о педагогической культуре, имеют в виду следующие понятия: методологическая, нравственно-эстетическая, коммуникативная, технологическая, духовная, физическая культура личности учителя. Педагогическая культура в той или иной степени присуща каждому человеку или иному источнику, влияющему на формирование личности, профессионально-педагогическая культура является характеристикой человека, призванного осуществлять учеб­но-воспитательный процесс в рамках профессиональной специально организованной деятельности. В педагогической науке сложился комплекс положений, позволяю­щий определить понятие профессионально-педагогической культуры: • профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; • профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию спе­цифического проектирования общей культуры в сферу педагогиче­ской деятельности; • профессионально-педагогическая культура - это системное об­разование, включающее в себя ряд структурно-функциональных ком­понентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимо­действующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей; • единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность; • особенности реализации и формирования профессионально- педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально- творческими, психофизиологическими и возрастными характеристи­ками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности. Профессионально-педагогическая культура состоит из трех ос­новных компонентов: аксиологического, технологического и лич­ностно-творческого. Аксиологический компонент включает в себя совокупность педа­гогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятель­ности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедея­тельности и педагогической сфере. В педагогике исторически сложи­лась система объективных ценностей, которые определяют уровень мастерства и развития педагога в зависимости or субъективного вос­приятия и принятия им этих ценностей. Технологический компонент представляет педагогическую дея­тельность, как процесс решения педагогических задач. В последнее время наблюдается возросший интерес к понятию «педагогическая технология». Педагогическая технология содержит такой немаловаж­ный компонент, как «технология педагогической деятельности». Рас­сматривая его, стоит отметить, что педагогическая деятельность непременно должна иметь целостный системный целенаправленный характер, что является основой дня разработки технологии педагоги­ческой деятельности. Эта технология строится как система поэтапно­го решения задач педагогического анализа, планирования, целеполагания, организации, оценки и коррекции. Все способы решения задач делятся на алгоритмические и квази­алгоритмические. Алгоритмические способы применяются в случае возможности выбора однозначных решений в зависимости от исход­ных данных. Квазиалгоритмические способы охватывают все остальные типы задач, эти способы преобладают в технологии педагогической дея­тельности. Педагог, решая какую либо конкретную задачу, возник­шую в условиях реальной ситуации, строит решение на основе моде­лей, существующих в его памяти, благодаря накопленному опыгу. В связи с отмеченной особенностью профессионального мышления педагога выделяют следующие группы педагогических задач: • аналитико-рефлексивные - задачи анализа и рефлексии целост­ного педагогического процесса и его элементов; • конструктивно-прогностические - задачи построения целостно­го педагогического процесса в соответствии с общей целью профес­сионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педа­гогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений; • организационно-деятельностные - задачи реализации опти­мальных вариантов педагогического процесса, сочетания многооб­разных видов педагогической деятельности; • оценочно-информационные - задачи сбора, обработки и хране­ния информации о состоянии и перспективах развития педагогиче­ской системы, ее объективная оценка; • коррекционно-регулирующие - задачи коррекции хода, содер­жания и методов педагогического процесса, установление необходи­мых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др. Личностно-творческий компонент педагогической культуры про­является в умении учителя творчески реализовывать технологию пе­дагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практиче­скую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми прие­мами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений. Культура профессионального педагога отличается его спо­собностью к нахождению эвристических решений, выработке на ос­нове собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффек­тивных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной. 3. Личность и профессиональная компетентность педагога Педагогическая профессия отличается от других тем, что она не только управляющая, но и преобразующая. Содержание подготовки педагога представлено в его квалификационной характеристике, ко­торая отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Это свод обобщенных требований к учите­лю на уровне его теоретического и практического опыта. Поэтому структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Педагогические умения это совокупность последовательно раз­вертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизи­рована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направлен­ных на решение задач развития личности. Ряд авторов (С. Б. Елканов, Н.В. Кузьмина, Э. Г. Костяшкин и др.) связывают профессиональные умения педагога с педагогическими способностями, разделяя их на группы с подобными же названиями: 1. Познавательные умения и способности: глубокое знание пси­хологии ребенка; умение отбирать для педагогического процесса не­обходимую информацию; контролировать свое поведение и деятель­ность. Они строятся на основе познавательных (гностических) уме­ний: восприятия, внимания, мышления, воображения и памяти. 2. Конструктивные умения: построения образа конечного ре­зультата деятельности; составление плана действий по достижению поставленной цели. 3. Коммуникативные умения - общаться, обмениваться инфор­мацией, налаживать отношения. Они включают следующие действия: воспринять и понять другого человека; умение сближать точки зрения (свою и чужую); умение управлять общением. 4. Информационные умения: постановка голоса, обработка дикции; выразительность и эмоциональная окраска речи; культура и стиль речи. 5. Организационные умения: умение задавать работу, распоря­жаться; осуществлять контроль за исполнением; подводить итоги и оценивать работу. Выделяют и четыре группы объединенных педагогических умений: 1. Умения «переводить» содержание объективного процесса вос­питания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач и т. д. 2. Умения построить и привести в движение логически завер­шённую педагогическую систему: комплексное планирование образо­вательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса и т. д. 3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компо­нентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий, активизация личности школьника и т. д. 4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятель­ности: самоанализ образовательного процесса и результатов деятель­ности учителя; определение нового комплекса доминирующих и под­чиненных задач. Професснонально-лнчностное становление и развитие педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога способ­ствует формированию творческой личности учащегося (воспитанника). Чем больше среди педагогов окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. Основные признаки, через которые проявляется индивидуальный стиль деятельности педагога: 1) темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); 2) характер реакций нате или иные педагогические ситуации; 3) выбор методов обучения; 4) подбор средств воспитания; 5) стиль педагогического общения; 6) реагирование на действия и поступки детей; 7) манера поведения и т. д. Главным условием и средством самовоспитания педагога являет­ся реальная теоретическая и практическая педагогическая готовность и деятельность. Теоретическая и пракгическая готовность – это деятельность, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, что предполагает наличие определенных умений. Выделяют 4 группы умений, связанных с мыслительными операциями человека: 1) анали­тические умения; 2) прогностические умения; 3) проективные умения; 4) рефлексивные умения. Аналитические умения - один из критериев педагогического ма­стерства, именно через них проявляется обобщенное умение педагогиче­ски мыслить. Оно состоит из ряда частных умений: расчленять педагоги­ческие явления на составляющие элементы; осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекват­ные логике рассматриваемого явления; находить основную педагогиче­скую задачу и способы её оптимального решения. Прогностические умения - осуществляются на научной основе, опираются на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Проективные умения - специальная группа умений, проявляю­щихся в материализации результатов педагогического прогнозирова­ния в конкретных планах обучения и воспитания. Образовательно- воспитательные планы могут быть перспективными и оперативными. Рефлексивные умения - имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Включаю! в себя различные виды контроля. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Немаловажна и организаторская деятельность, которая обеспе­чивает включение учащихся в различные виды деятельности и орга­низацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. Включает следующие умения: • мобилизационные - привлечение внимания учащихся, развитие у них устойчивых интересов к учению и другой деятельности, фор­мирование потребности в знаниях и вооружение учащихся навыками учебной работы, стимулирование актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников, создание специальных ситуаций для привития нравственных поступков и т. д.; • информационные - умения и навыки работы с печатью, умение добывать информацию из других источников и дидактически её пре­образовывать; • развивающие - определение «зоны ближайшего развития» от­дельных учащихся и класса, создание проблемных ситуаций, стиму­лирование познавательной самостоятельности; • ориентационные - направлены на формирование морально­ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, организацию совместной творческой деятельности. Коммуникативные умения - представлены как взаимосвязанные группы следующих умений: • перцептивные - умение понимать других, воспринимать и адек­ватно интерпретировать информацию о сигналах партнера по общению, проникать в личностную суть других людей, видеть главное в другом человеке; • умения педагогического общения - организация общения; комму­никативная атака (привлечение внимания), установление психологическо­го контакта, управление общением (распределять внимание и его поддер­живать, помогать снимать психологические барьеры и т. д.), установление обратной связи на основе эмпатии; владение педагогической техникой - умения, необходимые для педагогического стимулирования активности (стиль, тон, темп, дикция, жесты, телоположение, эмоции и т. д.). Контрольные вопросы 1.      Какие объективные основания имеет педагогическая профессия? 2.      Какой характер имеет профессиональная педагогическая дея­тельность? 3.      Какова структура педагогической деятельности? 4.      Почему, по вашему мнению, важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность и в чем она отражена? 6. Какие виды объединенных педагогических умений выделяют в современной педагогической науке? 7. Что подразумевают под профессионально-личностным ста­новлением и развитием педагога?
«Особенности педагогической деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot