Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Воздействие на рыночный механизм через проведение бюджетно-налоговой, монетарной и инвестиционной политики

  • 👀 832 просмотра
  • 📌 763 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Воздействие на рыночный механизм через проведение бюджетно-налоговой, монетарной и инвестиционной политики» docx
ТЕМА 5. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ, МОНЕТАРНОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Вопросы 1. Доходы и расходы государства в современной России. Бюджетное финансирование инвестиционного процесса в современной России 2. Основные принципы инвестиционной политики и механизмы стимулирования инвестиционной активности предприятий 3. Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики 4. Монетарная политика как элемент государственного регулирования экономики 5.1. Доходы и расходы государства в современной России. Бюджетное финансирование инвестиционного процесса в современной России Бюджетная политика - одно из направлений денежной политики государства. Государственные финансы- есть главный инструмент перераспределения валового продукта страны и воздействия государства на экономическое развитие страны. Под бюджетной политикой понимается изменение государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики. Государственный бюджет есть концентрированное выражение экономической политики. Виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) имеет целью преодоление циклического спада экономики путем увеличения государственных расходов и снижения налогов. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет целью ограничение циклического подъема экономики путем снижения государственных расходов и увеличения налогового бремени. При проведении бюджетно-налоговой политики можно выделить целенаправленное изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства. Такого рода политика называется дискреционной фискальной политикой. В противовес ей есть процедура автоматического изменения названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение, либо уменьшение налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста ВНП. Встроенные (автоматические) стабилизаторы - экономические инструменты, позволяющие снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и объема выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства. В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают:  прогрессивная система налогообложения,  система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице),  система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а лишь ограничивают размер этих колебаний. Встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. Они смягчают проблемы продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, поскольку эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства законодателей. Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет. Государственные финансы - основной канал, по которому созданная в одних отраслях добавленная стоимость перераспределяется в другие в соответствии с общественными потребностями. Государственный бюджет - как правило, годовая роспись государственных доходов и расходов. Это важнейшее средство государственных органов по проведению активной экономической политики в стране. К государственному бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение при использовании и не включенные в государственный бюджет в целях облегчения последнего и более эффективного использования финансовых средств. По своей сути государственный бюджет - договорной документ, результат соглашения между различными экономическими структурами в экономике страны. Государственный бюджет - есть компромисс, отражающий соотношение сил между основными группами населения в стране. Две ипостаси государственного бюджета: федеральный и консолидированный бюджеты. Федеральный бюджет - годовая роспись доходов и расходов федерального правительства. Это важнейшее средство государства органов по проведению активной экономической политики в стране. Консолидированный бюджет - годовая роспись всех государственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов Федерации, а также муниципальных образований. Он отражает возможности и направления воздействия федерального правительства и администрации субъектов Федерации по проведению экономической политики в стране. Важнейшие функции государственного бюджета следующие: - аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения, - обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти, - стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям, - социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения. В обобщенном виде условия формирования государственного бюджета можно представить следующим образом: 1.Цели социально-экономического развития: - помощь отдельным группам населения; - содержание социальной сферы; - селективная поддержка производителей; - поддержка научного и оборонного потенциала. 2.Разработка государственного бюджета: - внешнеэкономические ограничения на развитие: экспортные и импортные возможности; - внутренние ограничения: развитие производства, увеличение доходов, изменения состояния с имуществом, уровень ставок, тарифов, акцизов. Порядок разработки и принятия государственного бюджета - законодательно утвержденная процедура формирования доходов и расходов государства. Правительство страны приступает к разработке федерального бюджета до середины мая вносит на рассмотрение очередной финансовый год за год до его начала. К середине февраля предшествующего года Министерство экономики обязано представить в Правительство прогноз социально-экономического развития на предстоящий год, перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию на предстоящий год. Правительство России в срок до середины апреля доводит прогноз экономического развития, основные направления бюджетной политики, изменения в налоговом и таможенном законодательстве до органов исполнительной власти(министерств и ведомств) как федерального, так и регионального уровня. Вместе с тем определяется порядок составления и представления заявок на финансирование из федерального бюджета затрат на функционирование бюджетных организаций, программ по развитию регионов, федеральных целевых программ. На основе этого бюджетополучатели до середины мая обязаны представить федеральным органам исполнительной власти бюджетные заявки на очередной финансовый год. К этому же сроку государственный казенные предприятия представляют свои производственные и финансовые планы на очередной год. Государственная Дума в течение трех недель рассматривает данные документы на заседании палаты и по итогам обсуждения принимает соответствующее постановление. Общий порядок расчета доходной части государственного бюджета (на примере общей суммы налоговых поступлений) можно представить как произведение величины объекта налогообложения на размер налоговой ставки. Важнейшими составляющими доходной части федерального бюджета являются: налоги на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, акцизы. Бюджет развития есть важная составная часть расходов государственного бюджета, отражающая расходы государства на развитие потенциала общественного производства. Использование средств бюджета развития РФ осуществляется на конкурсной, возвратной, срочной и платной основе в порядке, установленном Правительством РФ, если иное не предусмотрено Законодательством или международными договорами РФ. Функции налогов в экономической системе. Можно выделить четыре важнейшие функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая, стимулирующая. Фискальная функция, т.е. обеспечение доходов государственного бюджета в целях финансирования государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги выполняли в первую очередь фискальную функцию, т.е. являлись инструментом обеспечения финансов для общественных расходов, в первую очередь расходов государственных органов власти. Социальная функция, т.е. поддержание социального справедливости и социального равновесия в целях выравнивания доходов между отдельными социальными и доходными группами. Налоги играют важную роль в социальной жизни страны. О них говорят в метро, спорят на заседаниях парламентов, правлений компаний и пр. Их обещают снизить в ходе предвыборных компаний и обычно повышают после выборов. Все группы населения не удовлетворены уровнем налогообложения их доходов. Возможны различные подходы к налогообложению доходов граждан:  принцип прогрессивного налогообложения - чем выше доход, тем выше ставка налогообложения этого дохода,  принцип пропорционального налогообложения - налогообложение осуществляется по единой налоговой ставке вне зависимости от уровня дохода,  принцип регрессивного налогообложения - налогообложение осуществляется по снижающейся налоговой ставке в зависимости от величины дохода (налоговой базы). На практике применяются все эти принципы, хотя наибольшее распространение получила в соответствии с реализацией принципа взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика первая система прогрессивного налогообложения. Регулирующая функция, т.е. государственное регулирование экономики в различных аспектах (отраслевая, территориальная структура). Стимулирующая функция, т.е. содействие развитию отдельных структурных элементов экономики в целях повышения экономической эффективности производства. Можно также вести речь о контрольной функции налогов, которая позволяет эффективность каждого канала поступления средств и налоговой системы в целом, выявить нарушения налоговой дисциплины. Классификация налогов. Многообразные виды налогов можно классифицировать по разному. Так, можно выделить федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Можно говорить об общих и специфических налогах. Выделяются также прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. Их можно подразделить на два вида реальные прямые налоги и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся поземельный, промысловый, налог на ценные бумаги. К личным прямым налогам относятся: подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарения, поимущественный и пр. Косвенные налоги представляют собой наценку на товары и услуги, они прямо включаются в цену товара (услуги). Косвенные налоги бывают трех видов: акцизы, монопольные налоги, таможенные пошлины. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (раньше был налог с оборота), разного рода акцизы, т.е. налоги прямо включаемые в цену товара или услуги), налоги на наследство, налоги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Эти налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Акцизы устанавливаются на товары и услуги либо индивидуальные на каждый вид конкретного товара (алкогольные напитки, топлив, автомобили) или устанавливается универсальный акциз в виде налога с оборота, в современной форме налог на добавленную стоимость. Налоги и сборы являются источниками формирования федерального, регионального и местного бюджетов, а также внебюджетных средств государственных и местных органов власти. Федеральные налоги взимаются центральной властью на нужды федеральных органов. Региональные налоги собираются субъектами Федерации на соответствующие нужды. Местные налоги аккумулируются муниципальными органами власти на соответствующие нужды. По виду облагаемого объекта можно дать следующую классификацию взимаемых налогов: Налоги на товары и услуги включают в свой состав:  налог с оборота или НДС,  акцизы разного рода,  налоги на сделки с ценными бумагами. Налоги на доходы включают:  подоходный налог с граждан,  налог на прибыль корпораций,  налоги и сборы на социальное страхование. Налоги на имущество :  налог на собственность,  налог на земельные участки,  налог на недвижимость. Таможенные пошлины устанавливаются на ввозимые (вывозимые) товары ил услуги в целях регулирования внешнеторговых отношений. Бюджетные расходы выполняют множество функций политического, социального и хозяйственного свойства. Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка СМИ и пр. Социальные функции состоят в стабилизации социальноэкономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровня жизни различных доходных групп населения, поддержка отраслям, оказывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, культуре и пр.). Экономические функции государственного бюджета состоят:  в формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны, путем антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства,  в структурной перестройке экономике, путем поддержки отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение для экономики страны,  в содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок,  в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга. Изменяя структуру расходов бюджета, государственные органы оказывают регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, на отраслевую и региональную структуру экономики, на конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Изменяя объемы и структуру расходов бюджета, можно добиваться практической реализации той или иной экономической политики. Расходы бюджета играют в государственном регулировании экономики гораздо меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты как налоги и ускоренная амортизация основного капитала. Идеальное состояние с исполнением государственного бюджета- полное покрытие государственных расходов доходами, а еще лучше - наличие остатка средств - профицита государственного бюджета. Однако, эта ситуация встречается крайне редко. Чаще имеет место дефицит государственного бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. Дефицит государственного бюджета входит в число важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономики страны. Обычно выделяют первичный и общий дефицит бюджета. Первичный дефицит госбюджета - это разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по государственному долгу. Способы покрытия дефицита государственного бюджета:  внутренние и внешние государственные займы. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;  эмиссия денежных знаков государственным банком. В целях сохранения стабильности экономических связей, правительства развитых стран всеми мерами стараются избежать неоправданной эмиссии денег. Для этого в большинстве развитых стран законодательно закреплена независимость национального эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти. Источники покрытия дефицита: внутренние кредиты; государственные краткосрочные обязательства, другие государственные ценные бумаги, облигации государственного сбербанка. Внешние источники: внешние кредиты. Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией, однако, и они оказывают негативное влияние на развитие экономики страны: Во-первых, прибегая к принудительному размещению государственных ценных бумаг, государство нарушает тем самым рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов и субъектов рынка. Во-вторых, размещение государственного займа, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, тем самым сужают возможности получения кредитов частными фирмами. Начиная с 1998 года, государственный бюджет России составляется по принятой в мировой практике методике расчета дефицита бюджета, предусматривающего отражение расходов по погашению долга в источниках финансирования дефицита бюджета (со знаком минус), а расходов по обслуживанию государственного долга в расходной части бюджета. Государственный долг. Текущая задолженность правительства постепенно накапливается и превращается в государственный долг. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности национальной экономики, в первую очередь для устойчивого денежного обращения. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Предметом особого внимания государственных органов является внешний долг. Если платежи по внешнему долгу составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, то привлекать новые займы из-за рубежа становится проблематично. В этом случае их предоставляют неохотно и под более высокие процентные ставки, требуя залогов или особых поручительств. Консолидированный бюджет страны. Консолидированный бюджет отражает общую ситуацию с финансовыми ресурсами государства. Он складывается из федерального и региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ). Таким образом, государственный бюджет страны является своеобразным зеркалом, в котором отражается современная структура и проблемы экономики страны. Нормативная база формирования консолидированного бюджета РФ: НДС (федеральный (75%) и местный (25%)); Акцизы на нефть, газ, бензин автомобили (100/0); Акцизы на спирт, водку (50/50)% Лицензии на продажу алкоголя (100/0); Налог на прибыль предприятий и организаций (75/25); Подоходный налог с физических лиц (по закону о подоходном налоге с физических лиц); Средства от централизованного экспорта (100/0); Транспортный налог (0/100); Денежные потоки, проходящие через бюджет, служат тем корректирующим фактором, который придает этим потокам конкретную государственную форму. Перераспределяя доходы государство тем самым исполняет те функции, которые не могут быть выполнены стихийным образом при рыночной системе хозяйства. 5.2. Основные принципы инвестиционной политики и механизмы стимулирования инвестиционной активности предприятий Методы государственного воздействия на инвестиционный процесс подразделяются на пассивные и активные. Использование набора пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве страны. Он включает также обоснование перспектив социально-экономического развития страны, определение степени инвестиционной активности, с выявлением приоритетов, которым отдаст предпочтение Правительство страны в предстоящие годы, с разработкой индикативного плана развития экономики и инвестиционного плана как его составной части. Методы обоснования приоритетных направлений инвестирования и расчета бюджета развития:  динамическая модель межотраслевого баланса,  иные динамические и полудинамические модели развития экономики страны.  система балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты:  баланс производства инвестиционных благ, в т.ч. баланс строительного производства,  баланс оборудования,  спрос на инвестиционные блага,  баланс капиталовложений и расчета накоплений,  шахматная таблица инвестиций. Набор активных методов стимулирования инвестиций связан с использованием действенных рычагов воздействия государства на экономические процессы, таких как прямые государственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики, предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферы экономики, предоставление налоговых льгот, налоговых каникул и пр. для отдельных видов инвестиций. Основные направления вмешательства государства в инвестиционный процесс следующие: 1. Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет о формировании благоприятной инвестиционной среды, а также с проведением выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, с защитой внутреннего и внешнего инвестора. Льготное налогообложение предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики. 2. Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах. Разработка «бюджета развития» как части федерального бюджета страны. «Локомотивный» характер государственных инвестиций. 3. Участие государства в создании инфраструктурных объектов, как основы эффективного частного предпринимательства. Критерии оценки финансовой эффективности инвестиций: - текущая приведенная стоимость, - внутренняя норма рентабельности, - срок окупаемости. В практике принятия экономических решений могут применяться и другие критерии эффективности инвестиций, но названные выше приняты в качестве основных. Потенциально российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для иностранного инвестора, среди которых следует выделить емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами. Основная масса инвестиций, приходится на предприятия топливной промышленности - 49,5%. Прежде всего речь идет о нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, инвестиции в которые являются наиболее привлекательными в силу быстрой окупаемости вложенного капитала. Что касается других отраслей, то среди них наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов пользуются торговля - 10 %, строительство 5%, деревообработка - 4%. На долю всех остальных приходится около 30% всех инвестиций. Неравномерным является распределение инвестиций по регионам страны. Подавляющая масса сосредоточена в наиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицированными кадрами в Москве, Петербурге, других крупных городах; минимальный уровень инвестиций в Кавказском регионе. Существующий объем иностранных инвестиций в России оценивается большинством экспортеров как явно неудовлетворительный. По экспертным оценкам, реальных потребностей и возможностей, Россия могла бы осваивать 12 млрд. долларов в год; идеальный вариант допускает даже 40-50 млрд. дол. Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов(прежде всего в связи с его неограниченными сырьевыми возможностями) явно уступает сумме негативных факторов, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую неустойчивость. В число негативных факторов входят также неразвитость системы страхования иностранных инвестиций, приватизация предприятий, ориентированная преимущественно на передачу прав администрации, а не как средство привлечения зарубежного капитала, система налогов и тарифов, ориентированная на фискальные функции отсутствие необходимой для бизнеса системы и инфраструктурытранспорта,низкаякультураведениябизнесасостороныроссий ских партнеров, коррупция в госструктурах и организованная преступность. Особого внимания заслуживают проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, проходящей стадию становления. Исторически нормативно-правовое регулирование в целях привлечения иностранных инвестиций в Россию прошло несколько этапов. Важное место занимают различного рода гарантии, которые ставят задачу обеспечить стабильность инвестиций, их неприкосновенность, свободное распоряжение капиталом, а также эффективную защиту прав инвесторов. Законодательство предусматривает определенный ряд льгот и, в частности, по налогообложению имущества, ввозимого в качестве вклада в уставной фонд, так же как и имущества, ввозимого для собственного материального производства. Предусматриваются дополнительные льготы, которые могут быть предоставлены в связи с созданием свободных экономических зон. Российское правительство идет по пути создания таких свободных зон, которые могли бы служить анклавами для привлечения иностранного частного капитала. Пока что уровень иностранных инвестиций остается в России очень низким по сравнению с другими странами с переходной экономикой, а также нарождающимися рынками, например, Китаем, Индией и странами Юговосточной Азии. В настоящий момент иностранные инвестиции составляют чуть более миллиарда долларов, тогда как Китай привлекает суммы в 25 раз большие. Иностранные инвестиции можно разделить на портфельные и прямые. Рассмотрим те и другие отдельно. Портфельные инвестиции представляют собой вложения в прирост капитала, осуществляемые путем приобретения разного рода ценных бумаг. Иностранные портфельные инвестиции могут оказать внутренним инвестициям двоякую пользу. Во-первых, они освободят внутренние ресурсы, связанные на фондовом рынке. Во-вторых, они будут способствовать повышению курса акций, в результате чего выпуск акций будет обеспечивать компаниям-эмитентам приток финансовых ресурсов в большем объеме. Неясность в отношении прав акционеров является одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающих портфельные инвестиции. Нельзя допускать случаи, когда акционеры исключаются из реестра или объем выпуска акций увеличивается без ведома акционеров компании. Это оказывает негативное воздействие на динамику портфельных инвестиций. Для увеличения объема портфельных инвестиций необходимы следующие меры: - последовательная и предсказуемая инвестиционная политика правительства, - развитие рынка свободно обращающихся акций и выпуск в продажу высоколиквидных активов, - развитие института независимых реестров акционеров. Кроме того необходимо совершенствование методологии и практики бухгалтерского учета, позволяющее потенциальным инвесторам составить более ясное представление о финансовом положении компаний. В массе своей западные инвестиции в Россию являются прямыми. Прямые инвестиции - долгосрочные вложения капитала, не столь подверженные влиянию краткосрочных политических изменений. Как правило, они идут на реализацию конкретных инвестиционных проектов. Осуществление большинства проектов прямого инвестирования сопряжено с высокими постоянными издержками, которые не позволяют инвесторам быстро изъять вложенный капитал. В целях формирования в экономике страны благоприятной инвестиционной среды необходимо проведение следующих мероприятий: Четкое определенные налоговых ставок и порядка предоставления лицензий. В настоящее время органы власти различных уровней, особенно местные, обладают правом устанавливать самые разнообразные налоги и лицензионные сборы. Инвесторы, приобретающие значительную долю собственности действующей компании, должны иметь возможность получать более полную информацию о своих деловых партнерах. Они должны иметь доступ к информации, проясняющей отношения собственности в российских компаниях. Задача в области государственной политики в отношении к иностранным инвесторам состоит в первую очередь в привлечении прямых иностранных инвестиций в отрасли промышленности, выпускающие экспортозамещающую продукцию, а также в топливно-энергетический сектор. К сожалению, доля прямых иностранных инвестиций продолжает расти недостаточно быстрыми темпами. Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др. Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем. В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Инвестиции - это понятие, охватывающее: 1.Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала). Понятие «новые» (или «чистые») инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. «Инвестиции в модернизацию» - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма «чистых» инвестиций и «инвестиций на возмещение» называется «валовыми инвестициями». 2. Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности. В настоящее время, располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами, российская экономика не имеет устойчивой тенденции к росту и это обусловлено многими причинами и в первую очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Необходимо также постоянно наращивать объем инвестиций в производственные фонды, вследствие их высокого износа. Остро стоит проблема утечки национального капитала за рубеж. Нельзя забывать о наличие большой денежной массы у населения, которую необходимо активно использовать в инвестиционных процессах. Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа: 1. Этап - инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования. Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России, Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» Основными направлениями государственной инвестиционной политики являются:  проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;  переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и безвозвратной основе;  усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;  сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов  использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся объектов, расширение практики их долевого финансирования;  стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление инвестиционного процесса должно осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящегося вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала. Между тем, на базе рыночных методов регулирования не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов, жесткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики хотя и облегчили в определенной степени адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства инвестиции экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой — привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков. Не были созданы макроэкономические предпосылки для мобилизации сбережений населения в форме иностранной наличной валюты, притока отечественных инвестиции, иностранного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств, накопление государственного долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы. В поисках выхода из сложившейся ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной части бюджета вело к перенапряжению инвестиции неупорядоченности государственного финансирования, необеспеченности финансовыми ресурсами запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных инвестиционных программ. Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свернуто, между тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились. Если сокращение бюджетной поддержки производства по внешним признакам согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной экономики. 2. Этап - инвестиционная политика в посткризисный период. С целью корректировки курса экономических реформ и решения задач выхода страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998г. был принят совместный документ “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российского Банка по стабилизации социально-экономического положения в стране”, который исходил из необходимости усиления вмешательства в экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нем было предусмотрено повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности производства за счет объединения “проблемных” организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом. Были определены приоритеты программ развития, через которые должна была реализовываться структурная и производственная политика, но её реализация осложнялась сохранением существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста. Так, продолжалось сокращение государственных инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной инвестиционной программы. Не получили поддержки инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направлениям экономического роста, также аналогичная ситуация наблюдалась и в области государственного финансирования инновационной деятельности. Необоснованность инвестиционной политики и противоречивость принимаемых мер обусловили невыполнимость целевых ориентиров и неэффективность их программного обеспечения. Новые программные правительственные документы, официально отражающие экономическую стратегию государства (план действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. в основе которой положена стратегия развития Российской Федерации до 2010 года), декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики. Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику. В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:  увеличения государственных расходов;  снижения налогов;  сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:  уменьшения государственных расходов;  увеличения налогов;  сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос. Налоги и их функции Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства. “В налогах воплощено экономически выраженное существование государства” , подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:  работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;  хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства. А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения. По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.). Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налоговофинансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем. Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите. Основные налоговые теории и их современные интерпретации. Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства. Формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налоговой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна. Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. С усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое. Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой. Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов. В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения “эффективного спроса” перестала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции “эффективного спроса” пришла неоклассическая теория “эффективного предложения” . Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы. Дж. Мид, построивший неоклассичекую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм. Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам. Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Но, чтобы ее найти, необходимо провести исследование активности предприятий в случае применения тех или иных процентных ставок. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства. 5.3. Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики Налоговая система - есть совокупность налогов (сборов), принципов их установления, а также форм их изъятия и методов налогового контроля за нарушение налогового законодательства. Назначение налоговой системы - аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения ими общественно полезных функций. Под налогом (сбором, пошлиной) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти(или внебюджетный фонд) установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях определенных законодательством страны. Налоговые платежи - взимаемые с налогоплательщиков налоги, сборы, пошлины. Объектами налогообложения выступают доходы (прибыль), стоимость товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательством. При установлении налогов возникает необходимость оперирования такими понятиями, как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы. Налоговое бремя - есть величина налоговой суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, проводимой в тот или иной момент времени, а также уровнем доходов. Величина налогового бремени в развитых странах мира находится в пределах 30-33%. Она имеет тенденцию к снижению с 46 %в 1985г., 36 % в настоящее время. Налоговая база. Сумма, с которой взимаются налоги называется налоговой базой (в случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом). Налогооблагаемый доход (прибыль) есть разница между объемом полученного дохода и величиной налоговых льгот. Налоговая ставка. Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога. Обычно ведут речь о минимальных, максимальных и средних налоговых ставках. Налоговые льготы - основной инструмент оперативного использования налоговой системы в целях государственного регулирования экономики. Как правило, они устанавливаются законодательно. В РФ имеют место следующие виды налоговых льгот: -необлагаемый минимум объекта налога, - изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога, например, затраты на НИОКР, - понижение налоговых ставок, - вычет налоговой базы (налоговый вычет), - налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину). Виды налоговых систем. Основное различие в налоговых системах состоит в способах налогообложения прибыли корпораций. А. Классическая система двойного налогообложения, когда налогом облагается как прибыль корпораций, так и дивиденды, полученные физическими лицами, владельцами акций. Эта система характерна для таких стран как Бельгия, Нидерланды, Люксембург, США, Швеция, Швейцария, Россия. Б. Система полного освобождения распределяемой прибыли корпораций от корпоративного налога (Греция, Норвегия), илиже освобождения акционеров от обложения получаемых ими доходов по акциям (Австралия, Новая Зеландия, Италия, Финляндия). В. Система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония), или же частично освобождается от обложения (Испания, Исландия). Г. Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды (Дания, Канада, Япония), либо налог уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров, т.е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания, Ирландия, Франция). распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония), или же частично освобождается от обложения(Испания, Исландия). Любая налоговая система должна базироваться на ряде принципов, общих для всех налогоплательщиков. К числу таковых относятся: Гласность и открытость. Общественность должна знать какова целесообразность введения того или иного налога, кто его должен платить. Важно, чтобы каждый налогоплательщик видел связь между уплатой данного налога и улучшениями в предоставлении общественных услуг, обеспечиваемых этим налогом. Простота исчисления и взимания. Налоговая система должна быть простой и понятной для налогоплательщика. Реализация этого принципа необходима по причине уменьшения возможности ухода от уплаты налогов, а также в связи с необходимостью снижения административных расходов по сбору налогов и контролю за их уплатой. Особенно это важно для переходного к рыночным условиям периода, когда еще не сложились традиции и дисциплина уплаты налогов. Гибкость налоговой системы. Предполагает зависимость уровня налогообложения от уровня доходов, имущественного положения и пр.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов. Неотвратимость налогов. Налоговая система в стране должна быть построена таким образом, чтобы не оставлять сомнения в неизбежности платежа. Система штрафов и наказаний, а также общественное мнение должны быть настроены на то, чтобы неуплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств по уплате налогов. Для условий переходного периода важно отметить также необходимость стабильности налоговой системы. Характеристика налогов по легкости их взимания. Как показывает накопленный опыт, проще всего собирать налоги с заработной платы и жалованья, поскольку здесь они взимаются автоматически в момент выплаты заработанных денег, не предоставляя никакой возможности для отсрочки в уплате или укрытия доходов. То же самое относится к другим социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, хотя здесь существует принципиальная возможность завышения материальных затрат и снижения объема налоговых поступлений. Наибольшие трудности возникают при взимании налогов с корпораций (фирм)в связи с разнообразием возможности снижения балансовой облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий и пр. Много проблем доставляет сбор налога на личные доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, рантье, лиц свободных профессий. Проверка правильности уплаты этих налогов требует значительного штата финансовых инспекторов и финансовой полиции. Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот. В настоящее время в Российской Федерации сложилась своя, достаточно своеобразная система сбора налогов, которая во многом перенимает опыт сбора налогов в США и некоторых других стран мира и в то же время несет отпечаток советской системы. Главный недостаток сложившейся ныне системы налогообложения состоит в том, что она не стимулирует развитие реального сектора экономики, а приводит к отвлечению средств в сферу потребления и услуг. Сохраняется старый подход к налогам как средству мобилизации средств на содержание государственного аппарата. Основные пути совершенствования налоговой системы страны состоят в следующем:  Построение стабильной, понятной и единой в границах РФ налоговой системы; установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства.  Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных групповых и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизацию инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства и благосостояния граждан.  Развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, регионального и местного бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками.  Повышение действенности налогового законодательства путем формирования единой налоговой правовой базы, совершенствования системы ответственности за налоговые правонарушения, улучшения налогового администрирования.  Повышение ответственности за нарушение налогового законодательства. Наиболее сложным вопросом на сегодняшний день является практическая реализация налогового федерализма, т.е. распределение полномочий и ответственности между федеральными органами власти, субъектами федерации и местным самоуправлением. 5.4. Монетарная политика как элемент государственного регулирования экономики Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридманом, приверженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы - изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия. Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты. Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части - социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы. Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин). Причин бюджетного дефицита может быть много:  спад общественного производства;  рост предельных издержек общественного производства;  массовый выпуск «пустых» денег;  неоправданно «раздутые» социальные программы;  возросшие затраты на финансирование ВПК;  крупномасштабный оборот «теневого» капитала;  огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету. В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточение налогообложения. Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики, надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы, становится очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет. Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом отношении стран. В конечном счете, нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга. Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений. Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов. Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитноденежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д. В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении. Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос). Инструментарий кредитно-денежной политики В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:  операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;  политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;  изменение норматива обязательных резервов. В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке. Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности. Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:  если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;  при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Макроэкономические последствия монетарной политики Кредитноденежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия. Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. Вследствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП. В монетарной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные последствия для национальной экономики. Если в краткосрочном периоде центральный банк, проводя политику расширения денежного предложения, стимулировал рост ВНП, то в долгосрочной перспективе эффект вливаний в национальную экономику заметно снижается. Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры «физического воздействия» на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему. Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
«Воздействие на рыночный механизм через проведение бюджетно-налоговой, монетарной и инвестиционной политики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot