Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Восточная философия о здоровье человека, его жизненных силах

  • 👀 263 просмотра
  • 📌 206 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Восточная философия о здоровье человека, его жизненных силах» pdf
Лекция 1 Восточная философия о здоровье человека, его жизненных силах Восточные методики оздоровления являются наиболее древними и разнообразными. Они не просто осуществляют терапевтические манипуляции, а основаны на глубоком философском мировоззрении. Среди наиболее известных выделяются Аюверда, которая на сегодняшний день все активнее распространяется в среде любителей оздоровления и даже в официальной медицине. Аюрве́да, или Аюр-веда (от санскр. «āyus» — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. «Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах, больше всего - в последней из четырех «Атхарваведе»1 и основывается на философской системе санкхья. Согласно классификации, введенной Чаракой, аюр-веда разделяется на восемь ветвей:  Внутренняя медицина (Kayachikitsa)  Хирургия (Shalya Tantra) Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Атхарваведа — первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. 1 Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. • Уши, глаза, нос и горло (Shalakya Tantra) Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты. • Педиатрия (Kaumarabhritya Tantra) Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку. • Токсикология (Agada Tantra) • Очистка генетических нарушений (Bajikarana (или Vajikarana) • Здоровье и Долголетие (Rasayana Tantra (расаяна) • Духовное лечение (психиатрия) (Bhuta Vidya, Тантра, Прана , Йога) Философия аюрведы. Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно: • санкхья, • вайшешика, • йога, • ньяя, • миманса, • веданта. Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения». Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии — «salya-chikitsa». Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» (дош) • земля (притхви) — представляет собой твердое вещество или энергию, упакованную в вещество. • вода (джала) — принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества. • огонь (агни) — принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния. • воздух (ваю) — принцип движения материи или газообразного состояния вещества. • эфир (акаша) — субстанция пространства, аналог физического вакуума.[1] По мнению древних, «грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела — дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, — доши— которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии. • Вата (эфир и воздух) — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы. • Питта (огонь и вода) — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему. • Капха (вода и земля) — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы. Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но, если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения. В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма. От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения — Пракрити. Пракрити — это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи, означающее Изначальную природу, беспричинную первопричину Вселенной. Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун: • саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью; • раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием; • тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой. Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется — Викрити. Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош. Доши упоминаются ещё в «Риг-веде» Управление болезнью. В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав. Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и втретьих — хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого совершенства. При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.). Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами — этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления. Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так, например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, противобактериальными, глистогонными, противовирусными, противогрибковыми, антидиабетическими и успокоительными свойствами. Туласи в аюрведической медицине использовалась как одно из основных лечебных растений, обладающих большой целебной силой. Туласи описывается Чаракой и также упоминается в «Риг-веде». Считается, что туласи обладает адаптогенными качествами, приводит в гармонию телесные функции и помогает преодолевать стресс. Туласи обладает сильным ароматом, вяжущим вкусом и считается «эликсиром», обладающим способностью увеличить продолжительность жизни. Медицинские препараты, сделанные из туласи, используются для лечение простуды, головных болей, болезней желудка, воспалений, разного вида отравлений и малярии. В лечебных целях, туласи употребляется по-разному: как травяной чай, как высушенный порошок, как свежие листья или в перемешку с гхи. Эфирное масло, получаемое из карпуратуласи, используется для медицинских целей и в косметике. В Индии также существует многовековая практика, в которой для защиты зерна от вредоносных насекомых, его перемешивают с высушенными листьями туласи. Лекарства назначаются с учетом их вкуса (раса), свойств (гуна), силы воздействия (виръя), ощущения после их усвоения (випака), а также их специфического действия (прабхава). Так как болезни вызываются различными факторами — неправильным питанием, психическими причинами и климатическими колебаниями, то и лечить их надо набором медикаментов, которые смешивают по определенным рецептам. Лекарства приготавливаются в виде сиропов, порошков, отваров, настоев, пилюль, таблеток, масляных или спиртовых растворов. Лекарство приготавливается, исходя из того, что, по возможности, один препарат должен помогать от нескольких недугов, должен обладать большой лечебной силой, приятным вкусом и не портиться при долгом хранении. В аюрведических текстах перечисляются тысячи рецептов, и врач должен уметь сочетать их, основываясь на своем опыте. Так Ригведе перечисляются более 700 растений, обладающих целебными свойствами и носящими также ритуальное значение. Вместе с тем, Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья). Среди других, наиболее известных древних учений о здоровье и лечении известны авторские школы. Например, школа, основанная на медицинской философии Авиценны. Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. На Западе он был известен под именем Авиценна. Его считают самым известным и влиятельным философом-ученым средневекового исламского мира. Авиценна внес ощутимый вклад в развитие науки. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Имя А.А. ибн Сины прочно вошло в историю мировой культуры. Большой популярностью при жизни Ибн-Сины пользовался труд основателя и руководителя госпиталя в Багдаде Али ибн-Аббаса «Царская книга». Одним из предшественников «Канона» был 30-ти томный труд Абу Бакара ар-Рази «Всеобъемлющая книга по медицине». Данные труды содержали огромный объем знаний, но они не были достаточно систематизированы, содержали вымышленные факты, которые переплетались с результатами наблюдений, дополнялись мистическими истолкованиями. Этими книгами мог пользоваться только достаточно опытный врач, так как построение книг было не в достаточной степени четким, изложенный текст был очень сложным. Ибн-Сина, работая над своими книгами, поставил перед собой задачу избежать ошибок своих предшественников и справился с ней, создав один из крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов - «Канон врачебной науки». Рекомендуемые в “Канонах врачебной науки” лекарственные средства разнообразны, многие из них позднее вошли в научную фармакологию. Авиценна был достаточно талантливым ученым и являлся своего рода «первооткрывателем». Он был одним из ведущих писателей в исламском мире в области медицины. Наряду с Рази, Абулкасисом, Ибн ан-Нафисом и аль-Ибади, Ибн Сино считается важным составителем ранней мусульманской медицины. В западной истории медицины его вспоминают, как крупную историческую фигуру, которая внесла существенный вклад в медицине и европейском ренессансе. В «Каноне» Ибн-Сина говорит о том, что «основное в искусстве сохранения здоровья — это есть уравновешивание необходимых общих факторов, о которых упоминалось выше. Основное внимание нужно уделять на деле сохранение здоровье уравновешиванию семи факторов. Они суть: 1)уравновешенность натуры; 2) выбор пищи; 3) очистка тела от излишков (шлаков); 4) сохранение правильного телосложения; 5) улучшение качество того, что вдыхается через нос; 6) приспособление одежды к сезону и натуре данного человека; 7) уравновешенность физической и душевной деятельности. К последнему относятся в какой-то мере похожие стимулы как сон и бодрствование. Так же Авиценне удалось создать кодекс гигиенических требований. Этому посвящены несколько разделов его «Канона». Ибн-Сина много занимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. По-видимому, в этом кроется причина того, что при описании психических расстройств он подробно излагает свои взгляды на природу психических процессов и причины их нарушения. В представлении о сущности психических процессов особенно наглядно проявляются материалистические стороны философии Ибн-Сины: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга. В «Каноне» Авиценны были главы, посвященные физическим упражнениям, он называл “самым главным условием” сохранения здоровья, на следующее место он ставил режим питания и режим сна. Ибн Сино утверждал, что нельзя получить никакой пользы от простого знания того, как работает тело, настоящая польза исходит от самой медицины в практическом плане, поскольку она предназначена для сохранения здоровья. То, что называется спекулятивной теорией, относится к формированию мнений и демонстрации доказательств, на которых они основаны, без ссылки на режим действия в их основе. Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами. А поскольку многие знания той эпохи утрачены, проверка и поиск соответствия прежних названий компонентов нынешним продолжается и сегодня. Взгляды ибн Сины на роль «высыхания» тела при старении перекликаются с мнениями современных геронтологов. Авиценна вывел ряд правил, которые очень схожи с теми правилами, которыми пользуются врачи и сейчас, когда назначают лечение пациенту. Первое правило («выбор лекарства по качеству») исходит из основного терапевтического принципа древних врачей «лечить противоположным» и предусматривает выбор лекарства, натура которого противоположна натуре болезни. Второе правило («выбор лекарств по количеству») предусматривает определение степени (в количественном выражении) теплоты, холодности, влажности и сухости лекарства соответственно роду болезни. В области фармакологии и психологии Авиценна предложил использование многих, до него неизвестных, эффективных лекарственных препаратов на растительной, животной и минеральной основах. Более того, действие многих из них он проверил лично на практике у постели больного. Ибн Сина изучал психические расстройства не только с врачебной позиции, но и с позиции психоанализа. Таким образом, методики Авиценны обогнали свое время и широко применяются в практической медицине современности. Еще одно известное восточное учение принадлежит выдающемуся лекарю Ниши, который создал его уже в более поздний период. Впервые система оздоровления, созданная Ниши, была представлена на суд общественности в 1927 году, когда ему было сорок четыре года, – удивительный факт, учитывая безрадостный прогноз врача, который предрекал ему в юности скорую смерть. Благодаря своим публикациям Ниши приобрел широкую известность, оставил пост главного инженера токийского метрополитена и посвятил все свое время медицинской практике. В 1936 году он издал свою первую книгу на английском языке – выходу ее в свет предшествовало лекционное турне по Соединенным Штатам Америки, совершенное им в ответ на многочисленные просьбы поклонников. А в 1944 г. вышел в свет полный вариант "Шести правил здоровья". Своей популярностью система оздоровления Ниши обязана не только простоте и эффективности, но и глубокой восточной мудрости, которая лежит в ее основе и придает ей блеск, свойственный лишь подлинным бриллиантам, а книга "Шести правил здоровья" доступна желающим по всему миру, ведь только самому человеку под силу сделать себя здоровым и счастливым. Средством системы Ниши являются упражнения, которые снимают утомление, налаживают все физиологические процессы, нормализуют энергетический баланс в организме, очищают его на уровне каждой клетки. Специальные упражнения и очищение организма лежат в основе оздоровительных методов Ниши. Свет, воздух, вода, пища, движение, рациональное питание и психическая регуляция - вот те средства, которые открывают путь к самоисцелению. Это настоящая терапия при всех заболеваниях, которая не лечит, но скромно и послушно открывает пути к самоисцелению. Система здоровья, прежде всего, дает знание законов природы, учит правильному образу жизни, ведь только вооружившись этими знаниями, человек сможет защитить свое здоровье. А наука о больном человеке должна, прежде всего, основываться на наблюдении. Живя по законам природы и человеческого организма – люди защищены от преждевременной старости и болезней. Сущность философии Ниши представляет собой не набор упражнений и правил, созданных для того, чтобы бороться с той или иной болезнью. Это скорее философия особого образа жизни, позволяющего человеку быть в гармонии с природой. Система здоровья Ниши направлена на то, чтобы вернуть человеку его истинную сущность целостного живого существа, части окружающего мира, природы, Вселенной. Компоненты - система здоровья исповедует глобальный подход и предлагает оздоровление организма в целом. Принципы - естественного оздоровления. Средства - медитации, траволечение, движение, дыхание, средства питания. Основная мысль Системы здоровья Ниши заключается в том, что оздоравливать и лечить можно лишь весь организм в целом, а не по частям или отдельным органам, как это делают различные системы, которые предлагают или одну только диетологию, или водолечение, или биоэнергетику. По мнению К. Ниши, здоровье человека зависит от четырех факторов: o состояния кожи; o качества питания; o состояния конечностей; o состояния психики. Эти четыре главных элемента, собирающие и объединяющие человека в целое, уникальны своей способностью сохранять собственную индивидуальность. Причиной же развития многих болезней К. Ниши считал падение следующих четырёх энергий: изменение скелета, внутренних органов, общей воды организма (кровь, лимфа, другие жидкости), понижение душевных сил. Исцеление движением. К.Ниши разработал специальные физические упражнения, улучшающие кровообращение различных органов, а также способствующие оздоровлению позвоночника и улучшению осанки. Золотые правила здоровья: • твердая постель. • плоская подушка — направлены на сохранение и восстановление здоровья позвоночника. • выполнение упражнения «Золотая рыбка». • выполнение упражнения для капилляров.Пятое правило здоровья • выполнение упражнения «Смыкание стоп и ладоней». Исходное положение: лягте на спину (на твердую ровную поверхность, под шею положите валик). Сомкните ступни и ладони и разведите колени. Нажимайте подушечками пальцев обеих рук друг на друга (10 раз). Это упражнение координирует функции мышц, нервов и кровеносных сосудов. • выполнение упражнения для спины и живота. При одновременных движениях позвоночника и живота симпатическая и парасимпатическая нервные системы начинают функционировать согласованно, что приводит к укреплению и оздоровлению всей нервной системы в целом. Исцеление питанием. Нужно стремиться к равновесию и гармонии энергий, и пища — один из главных компонентов этого равновесия. Когда в организме сбалансированы Инь и Ян, желание поесть нездоровых продуктов, таких как кофе, алкоголь, сахар, просто не возникает. Особое значение здесь придается энергетической составляющей питания, гармонии Инь и Ян, энергий земли и неба. В некоторых продуктах преобладает энергия Инь (например, кукуруза, овёс, огурцы, помидоры, мясо, молочные продукты, сахар и т.д.), а в других — энергия Ян (рис, пшено, гречиха, креветки, редис, лук, яблоки и др.). Общее утомление. Если человек быстро устаёт, скорее всего, он ест много животной и жирной пищи. Сократить количество сахара, соединить в равных пропорциях Инь- и Ян-пищу, поменьше есть, и тогда придется меньше уставать. Головные боли. Головная боль от переизбытка Инь объясняется тем, что человек употребляет много мяса, жира, картофеля, помидоров и других продуктов Инь. Отказаться от такой пищи, есть хорошо проваренную капусту и морковь, а также гречу, отказаться от сладкого, лимонада, лекарств, кофе и других напитков — тогда головная боль пройдет. Можно пить немного яблочного сока, лучше горячим, предварительно его вскипятив. Если головная боль происходит от переизбытка Ян, то причина этого — чрезмерное употребление соли, икры рыб и рыбы с розовым мясом. Малое количество таких продуктов не вызывает головной боли, вызывает боль лишь их избыток. Надо употреблять стручковый перец и огурец — но в умеренных количествах, сладкие фрукты (кроме яблок) и пить жидкости больше чем обычно. Макробиотическое питание — это «пища, которая улучшает суждение», а улучшение суждения — это ясность мысли, это свет разума, это сила и спокойствие духа. Меняя с помощью пищи энергетику тела, можно благотворно воздействовать на дух. Человек становится счастливым, ибо уходят тоска, плохое настроение, страхи, уныние и тяжесть на душе. Хорошее настроение. Большинство людей сами делают невыносимым собственное существование, отравляя жизнь страхами, тревогами, заботами, гневом, вожделением, завистью, злобой. И не всегда удается по собственной воле перестать тревожиться и переживать — это требует работы над собой. Первый шаг в такой работе — переход на макробиотическое питание. От этого меняется не только состояние организма, но и отношение к жизни, поскольку человек становится мудрее. Баланс энергий в организме — вот то, что необходимо для хорошего настроения. Неправильное питание и излишек сладкого, сахара, меда, шоколада лишает бодрости и хорошего настроения. Глубокий сон. Когда энергетика тела вместе с правильным питанием приходит в норму, организм начинает работать четко и правильно. Приходит нормальный сон на 5–6 часов, легко, без принуждения подъем утром. Дыхание – энергия жизни. Виды и способы дыхания в АФК по Ниши. Ниши уделял особое внимание дыхательным практикам. Лёгкие большинства современных людей работают не в полную силу, тем самым не обеспечивая организм достаточным количеством кислорода. Дыхание современного человека — слишком частое и поверхностное. Полное дыхание — дыхание йогов — самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Полное дыхание — это дыхание, в котором участвует все тело, весь организм. Это дыхание является поистине энергетическим, так как оно мощно и активно включает движение энергетических потоков во всем теле и позволяет телу впитать вместе с воздухом огромное количество жизненной силы. Существуют виды дыхания: верхнее дыхание, среднее дыхание и нижнее дыхание, которые, в отличие от полного дыхания, совсем не являются совершенными. При правильном дыхании грудь вздымается сама собой, без дополнительных усилий. И вздымается она не сильно и не резко, а плавно и едва заметно. Происходит это благодаря движению диафрагмы. Развитая диафрагма движется — от этого при дыхании вздымается и втягивается живот гораздо заметнее, чем грудная клетка! — и именно диафрагма движет грудную клетку. То есть движение грудной клетки при правильном дыхании вторично, а первично движение диафрагмы. Полноценное движение диафрагмы — вот что в первую очередь нужно для полноценного дыхания. Безусловно, в практике восточного исцеления существует еще немало эффективных лечебных методик, которые стоит рассматривать в ракурсе АФК. Поэтому данная тема будет иметь множество исследований в постижении данных знаний. Список литературы: 1.Кочетков В. - Лекарственные растения в традиционной китайской медицине: учебное пособие. – М.: Клио, 2003. – 53 с. 2. Чжу-Лили Л., Лузина К. Традиционная китайская медицина. – М.: Бином, 2016. – 496 с. 3. Орлова Л. Система здоровья Кацудзо Ниши. – СПб: Невский проспект, 2007. – 240 с. 4. http://al-piligrim.chat.ru/nishi402.htm
«Восточная философия о здоровье человека, его жизненных силах» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Чухно Т. А.
Автор(ы) Красильникова М.Б.
Автор(ы) В.В. Костецкий
Смотреть все 137 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot