Воспитательная работа: педагогические основы индивидуального и группового воздействия на осужденных
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 4. «Воспитательная работа: педагогические основы индивидуального и группового воздействия на осужденных».
Тема «Содержание воспитательной работы с осужденными». Понятие «воспитательная работа», особенности организации в исправительной системе. Нравственное воспитание осужденных. Правовое воспитание осужденных. Трудовое воспитание осужденных. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Воспитание осужденных в учебной деятельности. Воспитание осужденных в коммуникативной деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ЛЕКЦИИ
1. Выделите особенности организации воспитательной работе в исправительной системе.
2. В каком нормативном документе описаны основные формы и методы воспитательной работы с осужденными?
3. Подготовить конспект «вопрос-ответ» по статье НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СПЕЦИФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Т.Н. ЗЮБАНОВА https://justicemaker.ru/view-article.php?id=15&art=3822
Лица, нарушившие установленные законом в государстве нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях. Перед государством стоит задача не только наказания человека за совершенное преступление, но перевоспитание и возвращение в общество социально-здорового человека. Решение этих задач возложено на пенитенциарные учреждения. Согласно УИК воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных.
Воспитательной работе в пенитенциарной системе уделяется ведущее место. В Концепции развития УИС РФ до 2020 года этому направлению посвящен один из главных разделов. Одна из основных целей данной концепции, напрямую касается сокращение рецидива преступлений, совершенных вышедшими из заключения. Это предполагается сделать за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, а также с помощью развития системы постпенитенциарной помощи таким людям.
Воспитательная работа является средством духовного влияния на осужденного, попыткой улучшить его личность за время отбывания наказания путем целенаправленного исправительного воздействия, восстановления или привития осужденному навыков правильной ориентации в системе духовно- нравственных ценностей, психологической и иной подготовки к ведению нравственного, социально полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы.
Воспитательная работа основана на принципах гуманизма и педагогики: включение осужденных в активную общественно полезную деятельность; формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; опора в воспитательной работе на положительные качества личности; комплексный подход к организации воспитательной работы; индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания.
Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими преступление. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы должна быть направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений с их стороны.
По мнению Подласова И.П., воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях.
По мнению Лийметса Х.Й., воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности.
Диденко Л.А. считает, что воспитание – комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности или изменение личности человека.
По мнению Созонова В.П., воспитательная работа – это воздействие воспитателя на воспитанника в рамках реализации своих профессиональных функций. Включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности воспитанника, выбор форм и методов воспитания осужденных в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.
По мнению Рожкова М.И. воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Для нашей работы, самое подходящее определение Игнатьева А.А, воспитательная работа с осужденными – это деятельность, направленная на исправление лиц, осужденных к лишению свободы, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Существуют следующие направления воспитательной работы в пенитенциарной системе:
1) правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного и социально активного поведения. Это направление воспитания занимает особое место в условиях исправительного учреждения. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания. Такой подход позволяет в определенной степени возвращать в общество правопослушных (законопослушных) людей, выходящих из мест заключения;
2) нравственное воспитание осужденных. Оно предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на преодоление у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Итогом воспитательной работы должно быть формирование нравственных чувств, сознания и нравственного поведения. В основе данного направления - формирование гражданина;
3) трудовое воспитание осужденных. Оно предусматривает закрепление у осужденных трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление является исключительно важным, так как труд, трудовая деятельность – одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных;
4) физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Сама обстановка пенитенциарного учреждения предусматривает важное значение этого направления в работе с осужденными. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного, сохранять его человеческое достоинство. Оно направлено на развитие физических способностей, укрепление здоровья, формирование морально-волевых качеств.
Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
Коммуникативная деятельность — это организация общения с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателем обмен информацией.