Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Воспитание как социальный и педагогический процесс в условиях современности

  • 👀 604 просмотра
  • 📌 533 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Воспитание как социальный и педагогический процесс в условиях современности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Воспитание как социальный и педагогический процесс в условиях современности» pdf
Лекция «Воспитание как социальный и педагогический процесс в условиях современности» Цель лекции: сформировать представление о концепциях и подходах к воспитанию с точки зрения задач современного образовательного процесса; познакомить с особенностями целеполагания в воспитании подрастающего поколения, философскими и психологическими основаниями, а также нормативными положениями организации воспитательной работы; создать условия для мотивации слушателей к решению актуальных проблем воспитания молодежи в своей профессиональной деятельности. План лекции: 1. Воспитание как социальное явление. 2. Воспитание как педагогический процесс. 3. Философские и психологические основания проблемы воспитания подрастающего поколения. 4. Содержание современного воспитания. Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Воспитание как педагогический процесс - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: целенаправленность - наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; присутствие определенной системы организуемых влияний. С учетом обозначенных воспитательных концепций, выделяется несколько подходов к организации воспитательного процесса: - традиционный подход раскрывает содержание воспитания по направлениям: умственное, гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т. д.; - воспитание, основная цель которого – формирование базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения (осознание себя творцом собственной жизни, умение определять цели, планы, принимать решения, нести ответственность за свои поступки); культура интеллектуально- нравственная, политическая, правовая, экономическая, художественная, физическая, семейных отношений и общения; - воспитание, в основе которого - формирование ценностных отношений личности: отношение к человеку, обществу, природе, труду, познанию (Щуркова Н. Е); - воспитание на основе потребностей (Сазонов В.П.), которое связано с тем, что каждый человек нуждается в реализации таких потребностей, как защита, любовь, самоутверждение, возможность общения с другими, творчество, удовольствие, радость. Понятие «воспитание» (в т. ч. и процесс воспитания) тесно связанны с понятиями «становление», «самовоспитание» и «перевоспитание» личности. «Становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Становление личности, свершающееся в жизни ребенка, рождает еще одно педагогическое явление, получившее название «самовоспитание». Суть его - в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Самовоспитание подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника — он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия. К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе и о противоправных деяниях. Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления, развития и формирования. С этих новых гуманистических позиций термин «перевоспитание» постепенно отходит в прошлое. Целостность воспитания как педагогического процесса обеспечивается единством на 3-х уровнях: - психолого-педагогическом (обеспечивается единством позиций всех преподавателей, определяется их гуманистической направленностью, единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога, непротиворечивостью педагогических требований); - социально-педагогическом (подчинение всех его частей и функций основной задаче: развитию индивидуальности и продуктивной социализации личности, что предполагает адекватность деятельности преподавателя общей цели: единству во спит ания и с амово спит ания, образования и самообразования); - организационном (предполагает: формирование эффективных для воспитания традиций, разработку и реализацию мероприятий, направленных на развитие всех сущностных сфер человека, учет воспитательного потенциала учения; обеспечение эффективности воспитания на основе единства управления и самоуправления). В содержательном аспекте воспитание означает организацию педагогом воспитывающей среды, выступающей фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры. Если содержание жизни современного человека составляют проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной необходимостью для педагога становится наполнение во спитательного проце сса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, так чтобы свершалось восхождение его к уровню современной культуры, так чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры. Отношение — это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведения, действия, деятельности). Прожить отношение — это значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта действительности. Установить отношение — значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни «Я». Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»... когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.
«Воспитание как социальный и педагогический процесс в условиях современности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot