Воспитание как социальный и педагогический процесс в условиях современности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция «Воспитание как социальный и педагогический процесс в
условиях современности»
Цель лекции: сформировать представление о концепциях и подходах к
воспитанию с точки зрения задач современного образовательного процесса;
познакомить с особенностями целеполагания в воспитании подрастающего
поколения, философскими и психологическими основаниями, а также нормативными положениями организации воспитательной работы; создать
условия для мотивации слушателей к решению актуальных проблем
воспитания молодежи в своей профессиональной деятельности.
План лекции:
1. Воспитание как социальное явление.
2. Воспитание как педагогический процесс.
3. Философские и психологические основания проблемы воспитания
подрастающего поколения.
4. Содержание современного воспитания.
Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли
одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной,
воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни
в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально
создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и
корректируемая обществом.
Воспитание как педагогический процесс - это целенаправленная
содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая
максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст
современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной
жизни, достойной Человека.
Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание
три существенных признака: целенаправленность - наличие какого-то
образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира;
соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как
достижениям исторического развития человечества; присутствие
определенной системы организуемых влияний.
С учетом обозначенных воспитательных концепций, выделяется несколько
подходов к организации воспитательного процесса:
- традиционный подход раскрывает содержание воспитания по направлениям:
умственное, гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое
и т. д.;
- воспитание, основная цель которого – формирование базовой культуры
личности: культура жизненного самоопределения (осознание себя творцом
собственной жизни, умение определять цели, планы, принимать решения,
нести ответственность за свои поступки); культура интеллектуально-
нравственная, политическая, правовая, экономическая, художественная,
физическая, семейных отношений и общения;
- воспитание, в основе которого - формирование ценностных отношений
личности: отношение к человеку, обществу, природе, труду, познанию
(Щуркова Н. Е);
- воспитание на основе потребностей (Сазонов В.П.), которое связано с тем,
что каждый человек нуждается в реализации таких потребностей, как
защита, любовь, самоутверждение, возможность общения с другими,
творчество, удовольствие, радость.
Понятие «воспитание» (в т. ч. и процесс воспитания) тесно связанны с
понятиями «становление», «самовоспитание» и «перевоспитание» личности.
«Становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение
ребенком такого уровня развития, когда он становится способным
самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и
самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью
осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый
ценностный выбор. Становление личности, свершающееся в жизни ребенка,
рождает еще одно педагогическое явление, получившее название
«самовоспитание». Суть его - в указании на смещение субъекта воспитания:
соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам
воспитанник. Самовоспитание подчеркивает субъектность вчерашнего
воспитанника — он сегодня эмансипировался от воспитывающих его
взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и
продуманного воздействия. К понятию «перевоспитание» обращаются,
когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах
личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе и о
противоправных деяниях. Современная педагогическая мысль и
гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как
данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления,
развития и формирования. С этих новых гуманистических позиций термин
«перевоспитание» постепенно отходит в прошлое.
Целостность воспитания как педагогического процесса обеспечивается
единством на 3-х уровнях:
- психолого-педагогическом (обеспечивается единством позиций всех
преподавателей, определяется их гуманистической направленностью,
единством декларируемых социальных установок и реальных действий
педагога, непротиворечивостью педагогических требований);
- социально-педагогическом (подчинение всех его частей и функций
основной задаче: развитию индивидуальности и продуктивной социализации
личности, что предполагает адекватность деятельности преподавателя общей
цели: единству во спит ания и с амово спит ания, образования и
самообразования);
- организационном (предполагает: формирование эффективных для
воспитания традиций, разработку и реализацию мероприятий, направленных
на развитие всех сущностных сфер человека, учет воспитательного
потенциала учения; обеспечение эффективности воспитания на основе
единства управления и самоуправления).
В содержательном аспекте воспитание означает организацию педагогом
воспитывающей среды, выступающей фактором социального развития
ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне
высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и
естественно входить в контекст современной ребенку культуры.
Если содержание жизни современного человека составляют
проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе
проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир
личности, то объективной необходимостью для педагога становится
наполнение во спитательного проце сса проживаемыми ребенком
отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью,
так чтобы свершалось восхождение его к уровню современной культуры, так
чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры. Отношение — это
связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом
окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной),
эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной
(поведения, действия, деятельности). Прожить отношение — это значит
прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта
действительности. Установить отношение — значит принять, понять, оценить
эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни «Я». Ценностные
отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня
абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд»,
«познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой
отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»...
когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными
отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые
ценностны для жизни.