Внутренняя и внешняя политика Хрущева
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1: Внутренняя и внешняя политика Хрущева
Внутренняя: Период «оттепели» стал временем наиболее заметного подъема в советской экономике, который достигался как за счет трудового энтузиазма широких масс, так и в результате реформирования хозяйственного механизма. По сравнению с пятой пятилеткой возросли темпы капитального строительства: если в 1951–1958 гг. – в среднем в год в строй вступали 600 новых предприятий, то в 1956 м – 1958 гг. – около 800. Повысилось качество, и снизилась себестоимость строительства. Расширилась металлургическая база СССР, существенно возросла мощность электростанций. Был построен ряд крупнейших предприятий и в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Темпы развития промышленности в 1956–1958 гг. составили 10–15% против планового задания 7,6%. Особенно быстро шло развитие машиностроения. Велись работы по созданию единой энергетической системы в Европейской части СССР. Увеличилась протяженность железных дорог, составившая в 1958 г. 122,8 тыс. км, росла их пропускная способность. С 1957 прекратилось производство паровозов, осуществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую и тепловую тягу.
В то же время развитие экономики оставалось неравномерным: ряд отраслей народного хозяйства не справлялся с плановыми заданиями, и прогресс в них был незначительным. Прежде всего, этот вопрос относился к сельскому хозяйству и легкой промышленности. Одной из причин являлось, то, что еще в 1955 г. при смещении Маленкова с поста председателя Совета Министров Хрущевым были подвергнуты резкой критике его концепция о необходимости ускоренного развития промышленности и предложенная в области реформирования сельского хозяйства. Легкая промышленность, с одной стороны, хронически испытывала недостаток финансовых средств, выделяемых из бюджета, а с другой стороны, будучи тесно связанной, с сельскохозяйственным производством, напрямую зависела от переживаемых сельским хозяйством трудностей.
В гораздо большей степени осложнилось положение в сельском хозяйстве. После кратковременного периода процветания 1954–1958 ГГ., когда среднегодовые темпы роста его производства составляли 8%, а доля капиталовложений в эту сферу поднялась почти до 1/3 по сравнению с 1/5 в начале десятилетия, ситуация вновь обострилась. С конца 50-х гг. темпы роста сельскохозяйственной продукции резко замедлились. Более того, в стране стала остро ощущаться нехватка продовольствия. С 1963 г. СССР начал регулярно и во все возрастающих размерах импортировать зерно из-за границы. Усилился отток сельских жителей, и, прежде всего молодежи, в города.
Причины кризиса сельского хозяйства, который с этого времени стал постоянным фактором развития советской экономики, были многоплановыми. Прежде всего сказывалась нехватка средств на финансирование деревни. В условиях «коммунистического скачка» и развертывания масштабных социальных программ сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли вновь превратились в «пасынка» экономики. К тому же из 97 млрд. руб., направленных государством на развитие сельского хозяйства, 30,7 млрд. было израсходовано на освоение целины. Но после кратковременного роста (в 1956–1958 гг. государство получило с целины более половины заготовленного хлеба) урожаи там резко упали из-за эрозии почвы, засух и других природных явлений. В той или иной мере это касалось большинство из распаханных в 1954–1956 гг. 36 млн. га целинных и залежных земель.
Крайне негативно сказалось на сельском хозяйстве отступление от политики бережного отношения к деревне, характерной для середины 50-х гг. Вновь стали нарушаться принципы материальной заинтересованности колхозников в результатах труда. Начались бесчисленные, порой явно непродуманные административно-хозяйственные реорганизации и кампании.
Вместе с тем глубинные причины кризиса советской деревни заключались в начавшемся после ликвидации сталинской системы репрессий разложении колхозного строя. Выдача паспортов крестьянам позволила им обрести свободу передвижения и двинуться в города, где был гораздо более высокий уровень жизни. Ликвидация угрозы репрессий за невыполнение установленного числа трудодней отрицательно сказалась на производительности труда в общественном хозяйстве, поскольку работа на личном подворье была гораздо выгоднее. Данное обстоятельство, а также стремление Хрущева приблизиться к полностью обобществленному коммунистическому хозяйству привели к попыткам ликвидации личного крестьянского подворья. Это не только нанесло огромный ущерб сельскохозяйственному производству, но и вытолкнуло новые миллионы крестьян в города, послужив важным этапом раскрестьянивания советской деревни.
В эти же годы поднялся уровень жизни советских граждан, при чем в городах он по-прежнему был выше, чем в сельской местности. Повысилась зарплата (в среднем на 35%), возросли общественные фонды потребления. С 1956 года продолжительность рабочего дня для рабочих в предвыходные и предпраздничные дни была сокращена на 2 часа, установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16–18 лет. В течение 1956–1960 гг. завершился переход всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах на 6-часовой рабочий день. В 1956 году в 2 и более раза увеличились размеры пенсии подавляющему большинству пенсионеров. Принятие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 года о развитии жилищного строительства индустриальными методами на основе серийного производства положило начало активному расширению фонда жилья. Если за годы пятой пятилетки в городах и поселках было возведено жилых домов общей площадью 105 млн. кв. м., то в последующие три года (1956–1958 г.) – около 153 млн. кв. м. За годы семилетки жилой фонд страны вырос на 40%. И хотя этот прирост обеспечивался в основном за счет строительства домов того типа, который вошел в историю под названием «хрущоб», острота жилищного кризиса в стране была снята. С 1955 по 1964 г. новоселье справили около 54 млн. советских граждан. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих за период с 1958 по 1965 г. возросла с 78 до 96 рублей. В 1965 году впервые были введены пенсии колхозникам.
Внешняя политика
Началась она целым рядом дружественных шагов Хрущёва по всем направлениям советской внешней политики. В первые же годы руководства страной Хрущёв побывал во многих государствах. Был в Женеве весной 1954 г., когда подписал Женевскую конвенцию о военнопленных, затем еще раз в июле 1955 г., на специальной конференции ведущих стран по немецкому вопросу. После визита в Китай осенью 1954 г. в 1955 г. советские войска ушли из Порт-Артура. В Югославии в мае – июне 1955 г. Советский Союз в лице своего лидера признал, что государственное устройство является внутренним делом югославского народа. Результатом этого визита стало восстановление дипломатических отношений с Югославией и начало экономического сотрудничества. Во время приезда в СССР канцлера ФРГ Аденауэра (осенью 1955 г.) были установлены дипломатические отношения с этой страной; восстановлены отношения с Японией; подписан договор с ГДР о предоставлении правительству ГДР большей самостоятельности.
Повсеместно идя на уступки, Хрущёв все же не забывал о государственных интересах. Однако поначалу противостояние с Западом проводилось в мягкой форме. В мае 1955 г. социалистические государства Европы (без Югославии и Албании) подписали Варшавский договор, создав военный союз в противовес НАТО (он так и именовался – ОВД: Организация Варшавского договора). Целями ОВД провозглашались обеспечение безопасности стран-участниц Варшавского договора и поддержание мира в Европе. При ОВД существовало Объединенное командование вооруженными силами.
Другая форма "мягкого противостояния" с Западом в эти годы – попытка распространить советское влияние за пределы социалистического лагеря, в страны "третьего мира". Осенью 1955 г. состоялся визит Хрущёва и Булганина в Индию, Бирму и Афганистан. Прежде Индия, только в 1950 г. обретшая независимость, характеризовалась как "лакей британского империализма"; теперь ее политика нейтралитета получила положительную оценку. В 1956 г. установили долгосрочные дружественные отношения с Египтом, которому СССР помог защититься от Израиля, Англии и Франции. Союзниками СССР оказались при Хрущёве Ирак, Эфиопия и некоторые другие государства Азии и Африки. Заключение союзнических отношений со странами "третьего мира" сопровождалось предоставлением им материальной помощи Советского Союза – это и денежные займы, и строительство промышленных объектов.
Ввод войск в Венгрию и Берлинская стена:Критика Сталина на XX съезде пошатнула положение жестких режимов в некоторых социалистических странах. И если в Польше в середине октября 1956г.дело удалось уладить миром, то в Венгрии в конце того же месяца новое правительство провело массовые расправы с приверженцами старого режима. Имре Надь, новый глава правительства, тоже принадлежал к компартии, но предлагал ряд мер по демократизации страны. В ответ СССР, сначала вроде бы признавший новое правительство, воспользовался Варшавским договором и ввел в Венгрию войска. Вследствие боев в Будапеште погибло 2500 венгров и 72 советских военнослужащих. Свергнув И. Надя, советское правительство поставило во главу Венгрии еще одного деятеля местной компартии – Яноша Кадара. Венгрию в числе союзников удалось сохранить, но престиж СССР и его руководства пострадал.
Начиная с самой середины 50-х гг. между СССР и Западом велись переговоры по германскому вопросу. Проблемы состояли в том, что Запад отказывался дипломатически признавать ГДР, а через прозрачную берлинскую границу из ГДР в ФРГ регулярно бежали немцы. СССР предлагал сделать Берлин вольным демилитаризованным городом (т. е. ни в ГДР, ни в ФРГ); Запад отказывался. Не помогли и визиты Хрущёва в США (сентябрь 1959 г.) и Францию (весна 1960 г.). Положение обострилось после того как незадолго до очередных переговоров, в мае 1960 г., в районе Свердловска был сбит американский самолет-разведчик. После этого Хрущёв отказался от переговоров и в августе 1961 г. наконец дал добро на строительство прочной хорошо охраняемой границы поперек Берлина. Так появилась Берлинская стена.
Карибский кризис: самый острый момент в хрущёвской внешней политике – это Карибский кризис. В Карибском море, близ восточного побережья США, находится остров Куба. В 1958–1959гг. на этом острове произошла национально-демократическая революция, свергнувшая проамериканского диктатора. Американцы попробовали задавить новую власть экономической блокадой и поддержкой эмигрантских сил. В итоге Куба, руководимая Фиделем Кастро, сблизилась с СССР, и Хрущёв решил ее использовать как плацдарм для советских ракет с ядерными боеголовками. Американские ракеты в то время уже находились в Турции и Италии, не считая Западной Европы. Ракеты тайно были доставлены на Кубу морскими транспортами летом – осенью 1962 г. – не много, но достаточно, чтобы уничтожить крупнейшие американские города. В октябре американцы благодаря воздушной разведке смогли засечь ракеты, что сильно их взбудоражило. 22 октября американский президент Кеннеди предъявил Хрущёву ультиматум: или ракеты выводятся, или они будут уничтожены вместе с советским персоналом и со всей Кубой. Неделю Хрущёв продержался, но в последний момент пошел на уступки и 28 октября 1962 г. согласился на американские условия.
Именно так Карибский кризис и был воспринят в мире. Это привело к окончательному разрыву СССР и Китая. Отношения с китайской компартией, руководимой ортодоксальным сталинистом Мао Цзэдуном, стали ухудшаться еще с XX съезда. Обострение шло по нарастающей, а после Карибского кризиса, который Мао расценил как новый "Мюнхенский сговор", дело дошло до взаимной высылки дипломатов и требований Китая пересмотреть неравноправные договоры царских времен. В конце 60-х гг. противостояние с Китаем достигнет пика, вылившись в вооруженные столкновения.